Методы и виды практических работ учащихся на уроках технологии
В настоящее время совершенствование урока обусловливается современными целями обучения, воспитания и развития творческой, высоконравственной личности, особенностями совместной деятельности учителя и учащихся по достижению запланированной цели. Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний по тому или иному учебному предмету, приобретение умений и навыков, но в большей мере на развитие у них творческих способностей и склонностей, учет интересов и стремлений каждого учащегося. Он отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения.
Уроки технологии - это особые занятия и требования к ним особые. Они должны строиться по законам искусства. Отсюда и ряд особенностей, где решаются нравственно-эстетические задачи воспитания. Приобщение учащихся к искусству в условиях школьного урока в осмысленной творческой деятельности - это первые шаги, начальный этап вхождения в "Храм искусства"Узнать больше
Школьный учитель должен тонко чувствовать своих учеников, бережно поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в этот прекрасный и разнообразный мир. Как важно, чтобы маленький творец поверил в свои силы, не вздрагивал, не прятал свою работу от посторонних глаз, а уверенно и спокойно вел ее к завершению. Ведь творчество - это сокровенный процесс, в ходе которого человек обнажает свою душу.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии выделены следующие виды работ: конструирование и моделирование одежды, вязание, вышивка, лепка, аппликация, проектная деятельность, изонить, работа с природными материалами.
Выполнить все работы, запланированные по этим разделам, при обычной часовой сетке невозможно. Ведь на уроки технологии отводится 2 часа в неделю. И если все эти разделы изучать последовательно, один за другим как самостоятельные, то для запланированного результата этого времени, конечно, недостаточно. Однако есть путь, который позволяет большое количество учебного материала успешно усвоить за сравнительно небольшое количество времени: выделить в каждом разделе общие знания, принципы, правила работы, используемые в различных видах деятельности, и сосредоточить на них основное внимание. Таким образом, будет реализовываться общедидактический принцип межпредметных связей, учитывая возможности и содержание учебного материала уроков технологии.
Особенностью обучения на уроках технологии является то, что существуют два основных подхода: академический и свободный (творческий).
В первом случае детей учат создавать объекты в соответствии с требованием профессионального реалистического искусства. При такой системе обучения дети приобретают практические навыки, полезные для многих специальностей, развивают мелкую моторику, что полезно в житейских ситуациях. Но они не получают опыта решения творческих задач, не приобщаются к искусству, как таковому. Это нужное обучение. На таких уроках ученики осваивают новую технику - работу красками и кистью, графическими материалами (карандаш, перо, уголь), материалами для работы в объеме (бумага, ножницы, пластилин, природные материалы, картон), то есть получают те основные навыки, которые позволяют ему чувствовать себя более уверенно на каждом этапе обучения. Но это обучение без творчества.
Во втором случае детям создают благоприятные условия и среду для творчества, не оказывая особого академического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общение с уже известными художественными материалами, при помощи которых создаются интересные образцы. При таком подходе развивается воображение, эстетический вкус, обогащается и развивается внутренний мир. Но творчество без обучения особым графическим навыкам невозможно.
Для того чтобы ученик "вступил во владения" собственным творческим потенциалом нужно использовать оба подхода, чтобы путь творческого развития был целенаправленным и полным, а ребенок смог использовать весь арсенал художественных средств и свое воображение, мог не только фантазировать, но и воплощать задуманное путем изобразительных навыков, полученных на академических уроках.
В ходе данного обучения нужно отметить несколько моментов, важных для обучения на уроках.
1. Перед детьми с первых шагов обучения должна ставиться задача на "выразительность", все более усложняющаяся по содержанию, касающаяся цвета, формы, материала. Решая такие задачи, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий профессионал.
2. Творческое развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает технологию искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных задач. Тогда приобретенный навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.
3. Необходимо пробуждать у ребенка личную заинтересованность в творчестве. В этом могут помочь задания, требующие адекватного выражения собственного чувства, отношения, настроения, замысла ребенка.
На уроках технологии решаются вопросы эстетико-познавательного воспитания открываются широкие возможности для творческого развития учащихся, формируются эмоционально-нравственное отношение к миру, окружающей жизни, к людям, развивается ассоциативно-образное мышление. Задача таких уроков разбудить и воспитать душу ученика, сформировать в нем творческое начало.
Для проявления интереса к творчеству на практике использовались следующие принципы:
1. Принцип гуманизации воспитания. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности. Очень важным было то, чтобы на уроках технологии звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние выплески души и разума. Именно тогда, процесс восприятия искусства, в общем, и творческой задачи в частности, приобретает желанную форму и помогает ученику раскрыть себя.
2. Принцип толерантности. Сюжет работы учащихся никогда не должен подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить. Если учащийся затруднялся творить, ему предлагалось создать, то, что было ему посильно.
3. Принцип осознанности. Знакомство с различными материалами. Ребенок, работая с различными материалами, чувствует, себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. В различных технических средствах ребенок находит удовольствие, обогащая свои познания о мире. Каждый ребенок в детстве строит, изображает, украшает. Умение фантазировать и созидать - это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с которой ученик уверенно и свободно может отправляться на поиск новых открытий, из ничего создавать и выдумывать новое. Нужно только вооружить его этими знаниями для его открытий.
4. Принцип самостоятельности. Использование элементов творческой игры на уроках. Здесь можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В ней, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для людей качества: активность, самостоятельность воображение, а также, что очень важно, в творческой игре снимается напряжение и неуверенность. Ведь любые игры - это всегда интерес и так же, как творчество, увлечение и даже страсть.
5. Принцип личностного подхода. Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремиться делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, что стимулирует к дальнейшей деятельности.
Практика показала, что все эти принципы развивают интерес к творчеству. Если через уроки технологии добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т.е. научить ученика сопереживать, то его духовная жизнь станет более полной. Именно тогда развивается нравственный и духовный аспект, а также творческий потенциал ученика, что немаловажно. И каждый раз вместе с детьми нужно радоваться их маленькой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица, эмоциональному всплеску и новой идее. Что делается в душе ребенка на уроке? Только педагогическая проницательность и интуиция способны в какой-то степени увидеть и почувствовать эту великую работу - труд души, которая поднимает еще на одну ступеньку общечеловеческой культуры.