Просмотр содержимого документа
«Методы изучения биологии»
Конспект урока по теме: «Методы изучения биологии».
Предмет: биология
Класс: 5
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: урок-исследование
Цель урока: получить предметные результаты по расширению понятийной базы учащихся о методах изучения биологии.
Задачи:
• подвести учащихся к пониманию роли методов познания природы в получении достоверных научных знаний;
• показать специфику практических и теоретических способов познания;
• познакомить учащихся с особенностями наблюдения и эксперимента как научных методов познания природы;
• познакомить учащихся с правилами и способами использования различного лабораторного оборудования;
• продолжить формирование навыков безопасной работы в лаборатории.
Планируемые достижения учащихся на уроке:
Предметные УУД: школьники понимают различия между практическими и теоретическими методами познания, умеют определять метод исследования, исходя из его цели, объяснять значение практических и теоретических методов в научном познании, оценивать роль количественных методов в научном эксперименте.
Метапредметные УУД: учащиеся осваивают основные приёмы работы с лабораторным оборудованием и посудой.
Личностные УУД: учащиеся осознают необходимость соблюдения правил работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами, убеждаются в объективности и достоверности естественно-научных знаний, полученных при наблюдении объектов и явлений природы и в ходе научного эксперимента, в ограниченности знаний на каждом этапе развития науки (в том числе и в настоящее время), в том, что процесс познания бесконечен.
Основные понятия урока: метод, наблюдение, эксперимент, измерение, лабораторное оборудование.
Деятельность учащихся: знакомство с лабораторной посудой.
Источники информации:
Оборудование: учебно-методическое – учебник, тетрадь; техническое – мультимедийный комплекс (компьютер, интерактивная доска), мультимедийная презентация.
Ход урока
Этап мотивации к учебной деятельности |
Деятельность учителя I. Проверка знаний о биологии как науке, о ценности биологических знаний в жизни человека (фронтальная беседа). | Деятельность учащихся |
Этап актуализации знаний и пробного учебного действия |
Поиск и формулировка темы урока. Организует беседу с учащимися по определению темы и познавательных задач урока. Беседа: -Как ученым - биологам найти ответы на вопросы: -Как устроен внутренний мир организмов? Как это можно изучить? -В какие сроки улетают перелетные птицы в тёплые страны? Каким образом это можно сделать? -Как на Севере вырастить дыни? Что необходимо для этого? -Можно ли шимпанзе научить говорить? -С какой частотой бьётся сердце человека? !!! Каким термином можно назвать способы изучения природы? При затруднении обратитесь к тексту §2 - Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Запишите тему урока в тетрадь. | Предлагают варианты ответов. Слушают друг друга. Делают вывод об использовании учеными разных способов (методов) познания живой природы. Высказывают предположения. Находят определение метода в учебнике. Определяют познавательные задачи урока. Записывают тему урока в тетрадь. |
Этап постановки проблемы |
Организует индивидуальную работу с учебником с понятиями «метод, классификация методов» - Прочитайте §2 до статьи «Наблюдение» и дополните схему (см. на доску). - Заполните на доске. | Находят информацию в учебнике. Чертят и заполняют схему в тетради и на доске. Осуществляют самопроверку. |
Этап построения проекта выхода из затруднения |
Организует работу в группах по ознакомлению с особенностями различных методов изучения биологии. -Кто наблюдал за поведением кошек? -Как вы думаете, какие методы изучения биологии использовали ученые, чтобы изучить поведение животных? -Прочитайте статью «Наблюдение» на стр.10 учебника (чтение по цепочки). -Какой метод называют наблюдением? -С помощью какого органа чувств человек получает наибольшую часть сведений? 3. Знакомство учащихся с лабораторным оборудованием и посудой (объяснение учителя с демонстрацией предметов лабораторного оборудования и посуды). Установление правил безопасного поведения в кабинете биологии (фронтальная беседа). | Читают по цепочке. Отвечают на вопросы учителя. |
Этап реализации построенного проекта |
Работа в группе. Задание № 1: -В пробирках находится сахар и крахмал. Определите, какое из веществ нерастворимо в воде? -Как вы это сделаете? Проведите опыт. Задание № 2: -Известно, что йод становится синим в присутствии крахмала. -Определите, в каком из продуктов - яблоке или картофеле содержится крахмал. -Как вы это сделаете? Проведите опыт 2) Какой метод изучения биологии вы использовали? 3) Прочитайте статью «эксперимент» в учебнике на стр. 10-11. | Проводят лабораторный опыт |
Этап первичного закрепления во внешней речи |
4) Чем эксперимент отличается от наблюдения? | Делают вывод |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
| |
Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания |
Фронтальная беседа: -Назовите самого высокого ученика в вашем классе, самого низкого? -Как это определить? -Какие инструменты вам для этого нужны? - Какой метод изучения биологии вы использовали? -Прочитайте статью «Измерение» на стр.11 учебника. -Какие измерительные инструменты и приборы есть в вашем доме и для чего они используются? | Работают индивидуально. Чтение вслух. Фронтальная беседа. |
Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности |
С помощью таблицы на слайде подведём итоги Знал Узнал Научился делать Хочу узнать | |
Этап домашнего задания Домашнее задание 1. Изучить § 2—3. Выучить правила работы в лаборатории на с. 12 в учебнике. Ответить на вопросы в конце параграфов. 2. Выполнить задание 2 в учебнике на с. 11. |