СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики.

"Личность – звено между мотивацией и ее реализацией” (З. Фрейд)

Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников. Поэтому одной из центральных задач современной школы является формирование у учащихся положительной устойчивой мотивации учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе.

Просмотр содержимого документа
«Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики.»























Методы мотивации и стимулирования

деятельности учащихся

на уроках математики.

















Учитель математики

Гончарова Е.Б.











Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики. (Слайд 1)

"Личность – звено между мотивацией и ее реализацией” (З. Фрейд)

Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников. Поэтому одной из центральных задач современной школы является формирование у учащихся положительной устойчивой мотивации учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе.


(Слайд 2) Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности.

Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).


Согласно А. К. Марковой, крупнейшего исследователя в области мотивационной сферы человека, в структуру учебной мотивации входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение, интерес. В классической педагогике внутренним механизмом обучения является интерес (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и др.). По И. Ф. Гербарту интерес — синоним учебной мотивации. Л. С. Выготский считал, что образовательный процесс необходимо строить на «точно учтённых детских интересах». Как мотив учебной деятельности интерес рассматривали психологи: Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина и др. Многие из них опирались на труды С. Л. Рубинштейна, называвшего познавательный интерес ценнейшим мотивом учения. Современная дидактика признает познавательный интерес определяющим мотивом учебной деятельности. Понятие «интерес» трактуется в литературе очень широко. «Интерес можно определить как эмоционально-познавательное отношение…к предмету или непосредственно мотивируемой деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности»


(Слайд 3) Однажды мне ученик сказал на уроке: "Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что "интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: "хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Как же воспитать у школьников познавательный интерес? Возникновение интереса у учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву — одна из труднейших и важнейших задач дидактики», — говорил Константин Дмитриевич Ушинский.

Из опыта работы учителя математики

Математика на протяжении всей истории человечества является составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, основой научно-технического прогресса. Ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики — как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим предметом. Если же спросить у школьников, какой предмет им нравится больше других, то вряд ли большинство из них назовут математику, хотя относятся к ней серьёзно. Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. Некоторые вопросы школьной математики кажутся недостаточно интересными, порой скучными, поэтому одной из причин плохого усвоения предмета является отсутствие интереса. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития познавательного интереса.

Блезу Паскалю принадлежат слова: «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». Занимательность — необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету. Решение занимательных математических задач — это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности. Уникальность занимательной задачи служит мотивом учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое в частности. К занимательным можно отнести задачи на перекладывание элементов или переливания, на отгадывание задуманного числа или зачеркнутой цифры, на составления магических квадратов, задачи на подсчет количества элементов фигуры или самих фигур, задачи, связанные с шахматными фигурами, и т. д.

Немаловажную роль в развитии познавательного интереса играют дидактические игры. Включенные в урок игровые моменты делают процесс обучения интересным и занимательным, у детей создается рабочее настроение, которое помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. В игровых формах обучения проявляется возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с элементами соревнования, непосредственности. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают и запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игру с большим интересом.

В школьном курсе математики в разные годы использовались различные варианты введения тригонометрических функций. В современных учебных пособиях предпочтение отдается определению с помощью единичной числовой окружности. При этом важнейшим моментом является изучение самой модели числовой окружности, и у многих учащихся возникают сложности. Для успешного овладения учащимися материалом в своей работе на этом этапе я применяю систему дидактических игр.

Первая игра – вычисление длины дуги единичной окружности.

Вторая игра – отыскание на числовой окружности точек, соответствующих заданным числам.

Третья игра – составление аналитических записей (двойных неравенств) для дуг числовой окружности.

Четвертая игра – отыскание знаков координат точек числовой окружности и т.д.


(Слайд 4). Отдельно хочется остановиться на некоторых методах обучения, способствующих мотивации. Это, конечно же, метод сравнения, весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации.

Ученики на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически.

На своих уроках я стараюсь учить учащихся самостоятельно работать, высказывать и проверять собственные предложения и догадки; формировать умения делать обобщения изучаемых фактов; творчески применять знания в новых ситуациях. Например, изучая в 6 классе признаки делимости на 3, 9, 10, 5 и 2, в качестве домашнего задания задаю учащимся вопрос: «Существуют ли другие признаки делимости?». Информация приводит к действию, потому что учащимся интересно, и экономит время, которого зачастую не хватает на уроке. Учащиеся находят ответ сами или с помощью литературы: признаки делимости на 100, 25, 4 и на 11, 17, 19 и т. д.

Доказательство теорем различными способами помогает воспитывать интерес к предмету: математика уже не кажется им сухой и скучной наукой, дети видят, что и здесь нужны выдумка, полёт фантазии, творческие способности. Например, одной из самых важных теорем является теорема Пифагора. После её изучения в классе даю учащимся домашнее задание — отыскать различные доказательства теоремы Пифагора и оформить их в виде реферата или презентации.

Для развития познавательного интереса при изучении математики полезны математические софизмы. По сути, математический софизм — это правдоподобное рассуждение, приводящее к неправдоподобному результату. Причём этот результат может противоречить всем нашим представлениям, но не так-то просто найти незаметную, а подчас и довольно тонкую ошибку в рассуждении. Авторы книги «Математические софизмы» пишут: «…эффектная демонстрация «доказательства» явно неверного результата, в чём и состоит смысл софизма, демонстрация того, к какой нелепице приводит пренебрежение тем или иным математическим правилом, и последующий поиск и разбор ошибки, приведшей к нелепице, позволяют на эмоциональном уровне понять и «закрепить» то или иное математическое правило или утверждение. Такой подход при обучении математике способствует более глубокому её пониманию и осмыслению и, кроме того, показывает, что математика — это живая наука, а не собрание закостенелых догм…»

Эстетический потенциал школьной математики в большой мере проявляется при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе. «Красивые» задания на координатной плоскости (нарисовать рисунок по данным координатам точек) вызывают интерес, так как они просты по форме и разнообразны по внешнему выражению, ведь на рисунках в координатах могут быть изображены не только отдельные объекты, но даже и целые сюжеты. Такие задания пробуждают фантазию учеников, помогают им воочию увидеть красоту математики, непосредственно соприкоснуться с миром прекрасного прямо на уроке, в процессе выполнения учебно-познавательных заданий. Многие учащиеся сами затем с удовольствием составляют рисунки по координатам.

Отдельно хочется остановиться на использовании исторического материала для мотивации учебного процесса. Жюль Анри Пуанкаре отмечал, что «всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета». Поэтому я знакомлю учащихся с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. Часто в этом мне помогают сами учащиеся, подготавливая доклады и сообщения. Обычно при введении нового математического термина рассказываю учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Например, в 9 классе в изучение темы «Последовательности» включаю материал о завещании Франклина, о легенде о шахматах, о глупом купце и, конечно же, “о пирамидах”, которые рано или поздно рушатся.

Особый интерес представляют исторические задачи — это математические задачи, которые решались различными народами в разные времена и эпохи, и способствующие развитию мышления, памяти, воображения и представления.

(Слайд 5). Очень важно показывать взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром. Интегрированный урок — это находка для учителя осуществить межпредметную связь. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки. Например, урок по теме «Симметрия» (геометрия, биология, изобразительное искусство) или урок по теме «Теорема Пифагора» (геометрия и история).

Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке хорошо укрепляется за счёт опоры на жизненный опыт. Связь математики с жизнью проявляется, например, в 5 классе при изучении темы «Действия с десятичными дробями» (использую квитанцию по оплате за коммунальные услуги) или в 6 классе при изучении темы «Проценты» (услуги банка, подоходный налог, скидка в магазине). А в 6 классе при изучении темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» известен старинный приём с «долгом» (отрицательные числа) и «доходом» (положительные числа). При изучении темы «Масштаб» ученики с увлечением участвуют в конкурсе на лучшую планировку квартиры или садового участка.

(Слайд 6). Большой эффект в обучении даёт живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Ещё Константин Дмитриевич Ушинский заметил, что «детская природа требует наглядности», а Карл Фридрих Гаусс отмечал, что «математика — наука для глаз, а не для ушей». Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для обеспечения наглядности на уроках. Например, на этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. В старших классах на уроках стереометрии использование УМК «Живая геометрия» делает сложный учебный материал более доступным учащимся. Современная трёхмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране. Разумное использование ИКТ повышает эффективность уроков во много раз, так как мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому и ученики не могут быть пассивным, они активно принимают участие в процессе обучения.

Для развития познавательного интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений. Для учащихся, проявляющих интерес к предмету, предлагаю факультативы. Назначение элективных курсов — не только расширение и углубление теоретического материала, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению нестандартных задач. Такая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, развить интерес к предмету.

Заключение

Следует отметить, что формирование мотивации учения у школьников — процесс длительный, требующий целенаправленной, долгой и систематической работы со стороны учителя и учащихся. Дьёрдь Пойа сказал: «Обучение — это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков». Действительно, для становления положительной устойчивой мотивации учебной деятельности следует использовать не один приём, а множество приёмов в определённой системе, в комплексе, потому что ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся.

(Слайд 7).

Мое личное убеждение заключается в том, что “математика ум в порядок приводит”.

Я верю медикам, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять голову светлой, а человека работоспособным, энергичным, и моя задача – убедить в этом учеников.

“Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием”.

Вот так и для меня радость заниматься математикой, но еще большая радость, если удается воспитать ученика, любящего математику, или хотя бы такого, который с интересом учит математику.


Литература:

1.  Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика

2.  Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. — М.: Педагогика

3.  Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание               


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!