Методы на коррекционной ритмике с детьми с ОВЗ
Движения под музыку – это неотъемлемая часть пластической культуры человека, которая начинается с раннего детства, направленная на формирование у ребенка представлений о красоте, эстетике, музыкальном вкусе. Обучение танцевальным движениям развивает у детей выразительность и эмоциональность, вырабатывает красивую осанку и элегантную походку. Танцевальные игровые импровизации обогащают детей образами, создают условия эмоциональной разрядки, развивают фантазию и воображение.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), к которым относятся не только дети-инвалиды, но и другие дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания.
У всех категорий детей с ОВЗ есть отставание моторного развития в разной степени выраженности. Они не пластичны, не ритмичны, у них нарушены все виды координаций, снижены все показатели двигательной памяти.
Музыкально-ритмические движения или ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой этого вида деятельности является ритм, а разнообразные импровизационные, ритмические и танцевальные упражнения, хореографические композиции, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Движения под музыку включает две группы навыков:
•музыкально-ритмические – умение передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения;
•навыки выразительных танцевальных движений, которые дети осваивают посредством игр, плясок и психогимнастических упражнений.
В работе с детьми с ОВЗ активно применяется коррекционная ритмика как одно из ведущих средств коррекционной педагогики, задачи которой заключаются в:
•формировании рефлексивного понимания собственных кинестетических ощущений, поскольку у многих оно или не сформировано, или утрачено;
•обучении детей произвольной регуляции и управлению эмоциональной и мышечной активностью (управление тонусом и темпом движений );
•коррекции всех видов координаций на уровне построения движений: статической, динамической, зрительно-моторной, символической;
•формировании навыка выполнения движения в соответствии с невербальным (музыкальным) или вербальным образом;
•вырабатывании навыка выполнения движений в соответствии с ритмом и темпом любого (вербального, невербального) слухового стимулятора;
•научении свободному владению собственным телом на уровне эмоциональной экспрессии и творческого самовыражения.
Метод коррекционной ритмики включает элементы всех этих технологий, в зависимости от этиопатогенеза и структуры расстройств.
При обучении ритмике используются методы:
- словесный - объяснение материала для правильного выполнения упражнений и движения;
- слуховой - восприятие детьми инструкций и правил для игр;
- наглядный - демонстрация карточек, схем к упражнениям и танцевальным движениям;
- наглядно - слуховой - одновременное слушание и просмотр детьми предоставленного материала;
- практический - самостоятельное выполнение движений;
- создание ситуации успеха - создание мотивации для интереса к занятию;
- информационно - рецептивный - воздействие на слуховые и зрительные рецепторы детей интересной информацией;
- когнитивный - представление, воображения, фантазия;
- репродуктивный - применение по инструкции изученного материала и на основе образца закрепления, навыков и умений;
- прямого воздействия - аналогичное повторения движения за педагогом;
- опосредованного педагогического воздействия - опора на жизненный опыт детей;
- побуждение к сопереживанию - применение для возникновения добрых, дружеских отношений взаимопомощи между детьми;
- эмоциональной отзывчивости - для эмоционального отклика на музыку, игровых ситуаций.