СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы обучения грамоте первоклассников

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы обучения грамоте первоклассников»

ЛЕНА. $$$ Начнем с предыстории. В прошлом процесс обучения грамоте был длительным и механическим. Наиболее древними методами обучения грамоте являются синтетические методы − буквослагательный и слоговой.

Буквослагательный метод пришел к нам из древней Греции и Римской империи и стал известен на Руси с возникновением письменности. Обучение грамоте по этому методу часто продолжалось до двух лет.

ПОЛИНА. $$$Затем переходили к складыванию слогов и заучиванию слогов в 2−4 буквы.

Дальше шли упражнения в чтении слов по складам с называнием букв каждого слога в отдельности.

$$$ В 1864 г. было опубликовано “Родное слово“ К. Д. Ушинского, где содержалось научное обоснование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. $$$ “Звуковая метода, − писал К. Д. Ушинский, − способствует умственному развитию дитяти, тогда как прежняя останавливала и замедляла это развитие и, кроме того, надоедала детям“.

ЛЕНА $$$При рассмотрении метода обучения грамоте очень важно определить основные задачи периода обучения грамоте:

  • научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе;

  • расширить кругозор детей;

  • активизировать внутреннюю и внешнюю(устную и письменную)речь;

  • развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению;

  • развить психо-физиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму.

$$$ Нам бы хотелось ознакомить вас с одним из наиболее распространенных методов, а точнее систем обучения грамоте и общего развития. Это система Л.В. Занкова, которая ориентирована на всех детей, поступающих в школу. При обучении грамоте по методу Л.В. Занкова выделяются четыре этапа:

$$$ 1 этап – подготовительный. Здесь вводятся основные понятия русского языка(устная, письменная речь, предложение, слово, звук, звуки гласные и согласные, согласные звуки мягкие и твёрдые), чтение рисунков, пиктограмм, схем слов, предложений и коррекционные задания : изучаются буквы однозвучных гласных звуков [ а, у, о, э, и, ы ].

ПОЛИНА$$$ 2 этап. Продолжается работа, начатая на подготовительном этапе; вводятся самые слышимые сонорные согласные звуки и соответствующие им буквы ( л, м, н, р, й ), на маленьких простых по составу словах отрабатывается слитное неразрывное чтение слов.

$$$3 этап. Изучаются звонкие и глухие парные согласные звуки и соответствующие им буквы; увеличивается длина читаемых слов, появляется стечение согласных.

$$$4 этап. Вводятся двузвучные гласные буквы; буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки, мягкий и твёрдый знаки; ещё более усложняется слоговая структура слов.

$$$ У детей разный уровень: одни читают целыми словами, другие – не знают букв. Если все будут выполнять одинаковые задания, то “сильные” заскучают, им будет не интересно. Всем надо найти работу по силам, поэтому в классе формируются пары постоянного и сменного состава, идёт обучение коллективное, групповое, парное и индивидуальное.

ЛЕНА $$$ Пока слабо подготовленные дети учатся читать по слогам, читающие работают со связанным текстом. Таких текстов у учителя много. Учащимся даётся задание прочитать текст без ошибок, целыми словами, с опорой на ударение, найти трудные для прочтения слова, разделить их дополнительными пометами, подготовится читать выразительно, с последующим пересказом, озаглавить текст и т.д. При этом строго учитываются возможности каждого ученика.

$$$ Данный метод обучения грамоте соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности. Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как "русская речь", "русский язык", "художественная литература". Далее этот курс перерастает в программу "Русский язык" и "Литературное чтение".




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!