ЛЕНА. $$$ Начнем с предыстории. В прошлом процесс обучения грамоте был длительным и механическим. Наиболее древними методами обучения грамоте являются синтетические методы − буквослагательный и слоговой.
Буквослагательный метод пришел к нам из древней Греции и Римской империи и стал известен на Руси с возникновением письменности. Обучение грамоте по этому методу часто продолжалось до двух лет.
ПОЛИНА. $$$Затем переходили к складыванию слогов и заучиванию слогов в 2−4 буквы.
Дальше шли упражнения в чтении слов по складам с называнием букв каждого слога в отдельности.
$$$ В 1864 г. было опубликовано “Родное слово“ К. Д. Ушинского, где содержалось научное обоснование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. $$$ “Звуковая метода, − писал К. Д. Ушинский, − способствует умственному развитию дитяти, тогда как прежняя останавливала и замедляла это развитие и, кроме того, надоедала детям“.
ЛЕНА $$$При рассмотрении метода обучения грамоте очень важно определить основные задачи периода обучения грамоте:
научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе;
расширить кругозор детей;
активизировать внутреннюю и внешнюю(устную и письменную)речь;
развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению;
развить психо-физиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму.
$$$ Нам бы хотелось ознакомить вас с одним из наиболее распространенных методов, а точнее систем обучения грамоте и общего развития. Это система Л.В. Занкова, которая ориентирована на всех детей, поступающих в школу. При обучении грамоте по методу Л.В. Занкова выделяются четыре этапа:
$$$ 1 этап – подготовительный. Здесь вводятся основные понятия русского языка(устная, письменная речь, предложение, слово, звук, звуки гласные и согласные, согласные звуки мягкие и твёрдые), чтение рисунков, пиктограмм, схем слов, предложений и коррекционные задания : изучаются буквы однозвучных гласных звуков [ а, у, о, э, и, ы ].
ПОЛИНА$$$ 2 этап. Продолжается работа, начатая на подготовительном этапе; вводятся самые слышимые сонорные согласные звуки и соответствующие им буквы ( л, м, н, р, й ), на маленьких простых по составу словах отрабатывается слитное неразрывное чтение слов.
$$$3 этап. Изучаются звонкие и глухие парные согласные звуки и соответствующие им буквы; увеличивается длина читаемых слов, появляется стечение согласных.
$$$4 этап. Вводятся двузвучные гласные буквы; буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки, мягкий и твёрдый знаки; ещё более усложняется слоговая структура слов.
$$$ У детей разный уровень: одни читают целыми словами, другие – не знают букв. Если все будут выполнять одинаковые задания, то “сильные” заскучают, им будет не интересно. Всем надо найти работу по силам, поэтому в классе формируются пары постоянного и сменного состава, идёт обучение коллективное, групповое, парное и индивидуальное.
ЛЕНА $$$ Пока слабо подготовленные дети учатся читать по слогам, читающие работают со связанным текстом. Таких текстов у учителя много. Учащимся даётся задание прочитать текст без ошибок, целыми словами, с опорой на ударение, найти трудные для прочтения слова, разделить их дополнительными пометами, подготовится читать выразительно, с последующим пересказом, озаглавить текст и т.д. При этом строго учитываются возможности каждого ученика.
$$$ Данный метод обучения грамоте соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности. Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как "русская речь", "русский язык", "художественная литература". Далее этот курс перерастает в программу "Русский язык" и "Литературное чтение".