«Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора по УВР Директор МОАУ «СОШ 49 г.Орска»
Иванченко С.В._______ Коробова О.И.___________
Рабочая программа
для
будущих первоклассников
по развитию речи
и обучению грамоте
2017 – 2018 учебный год
Составитель: Мухтарова Т.В.
ПОЛОЖЕНИЕ
о Школе будущих первоклассников МОАУ «СОШ №49 г. Орска»
«Ступенька к школе»
I. Общие положения.
1.1. Школа будущих первоклассников «Ступенька к школе» открыта при МОАУ СОШ №49 г. Орска» на основании Закона РФ «Об образовании».
1.2. Школа будущего первоклассника «Ступенька к школе» предоставляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению, оказываемую школой родителям (законным представителям) детей 6-летнего возраста.
1.3. Содержание образовательного процесса в школе будущих первоклассников «Ступенька к школе» определяется учебным планом, календарно-тематическими планами, разрабатываемыми педагогическими работниками и утвержденными директором школы.
1.4. Обучение в Школе строится на педагогически обоснованном выборе учителем технологий, методик, средств, форм и методов обучения, способствующих формированию интеллекта, общеучебных навыков и ориентированных на личностные способности обучающихся и их развитие.
1.5. Нормативный срок: ноябрь – май.
1.6. Занятия в Школе проводятся в учебных помещениях, соответствующих действующим санитарным нормам и правилам.
1 .7. 3анятия в Школе проводятся педагогическими работниками.
II. Цели и задачи.
2.1. Основными целями работы Школы являются:
2.1.1. развитие личности ребенка;
2.1.2. разносторонняя подготовка детей дошкольного возраста к обучению в образовательном учреждении;
2.1.3. развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребёнка в школьную учебную деятельность;
2.1.4. развитие коммуникативных способностей и социальных навыков;
2.1.5. сохранение и укрепление здоровья к последующему обучению.
III. Порядок условия приёма в Школу будущих первоклассников «Ступенька к школе» детей 6 – летнего возраста.
3.1. В «Школу будущих первоклассников» принимаются дети, которым исполняется 5-8 лет на 1 сентября текущего года, проживающие в микрорайоне школы.и детей из других микрорайонов.
3.2. Зачисление детей в Школу осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) установленного образца и наличия паспорта.
IV. Организация образовательного процесса как комплекса дополнительных образовательных услуг.
4.1. Организация образовательного процесса в Школе будущего первоклассника «Ступенька к школе» (далее - Школа) является дополнительной образовательной услугой, осуществляется на основании приказа, изданном на основании поданных заявлений родителей (законных представителей) детей.
4.2. Организация образовательного процесса в Школе регламентируется расписанием занятий, утвержденным директором МОАУ «СОШ № 49 г. Орска»
4.3. Школа будущих первоклассников работает по режиму, утверждённому директором школы: не менее одного учебного занятия в неделю.
4.4. Продолжительность занятий в Школе составляет 25 – 30 минут.
4.5. Детям, обучающимся в Школе, предлагается учебный план, который содержит:
развивающие игры;
введение в школьную жизнь;
презентация школьных предметов;
подготовка руки к письму;
обобщение с психологом;
музыкальные занятия;
художественный труд.
4.6. Родителям (законным представителям) детей, обучающихся в школе будущих первоклассников, предлагаются следующие занятия:
4.6.1. круглые столы по вопросам воспитания детей в семье и подготовке их к школьному обучению;
4.6.2. часы общения по ознакомлению с программой, режимом школы, индивидуальные консультации по проблемам развития личности ребенка и эффективности его занятий в Школе;
4.6.3. рекомендации по психологической готовности ребенка к школе.
4.7. Наполняемость учащихся групп в школе будущих первоклассников устанавливается в количестве 4 – 15 обучающихся.
4.8. Домашнее задание не обязательно.
V. Права и обязанности родителей (законных представителей) и педагогических работников.
5.1. Родители (законные представители) обязаны:
5.1.1. обеспечить посещение ребёнком занятий в Школе;
5.1.2. незамедлительно сообщать руководителю «Школы будущих первоклассников» об изменении контактного телефона и места жительства;
5 .1.3. извещать руководителя школы будущих первоклассников об уважительных причинах отсутствия ребенка на занятиях;
5.1.4. обязательно посещать все занятия для родителей.
5.2. Педагогические работники обязаны:
5.2.1. организовать и обеспечить надлежащее исполнение услуг, предусмотренных разделом 4 настоящего положения;
5.2.2. во время оказания дополнительных образовательных услуг проявлять уважение к личности ребенка, оберегать его от всех форм физического и психического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
5.2.3. обеспечить для проведения занятий помещения, соответствующие санитарным и гигиеническим требованиям.
5.3. Родители (законные представители) вправе:
5.3.1. обращаться к педагогическим работникам по всем вопросам деятельности образовательного учреждения;
5.3.1. получать полную договоренную информацию;
5.3.3. вправе требовать от педагогических работников предоставления информации по вопросам касающимся организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг, предусмотренных разделом 4 настоящего положения.
5.4. Педагогические работники вправе:
5.4.1. по своему выбору восполнить материал занятий, пройденный за время отсутствия учебников по уважительной причине, в пределах объема услуг, оказываемых в соответствии с разделом 4 настоящего положения.
Программа Школы будущего первоклассника «Ступенька к школе»
(Организация набора детей в первые классы)
Новое явление всегда вызывает множество вопросов, а особенно в такой области, как образование, - ведь это то, что непосредственно касается каждой семьи. Любым родителям приходится решать вопрос о том, куда отдать учиться своего ребенка. Дети должны переступить порог школы только тогда, когда они уже являются учениками данной школы. Они должны приходить знакомиться со школой, для более успешной адаптации в будущем.
Цель программы: Создание условий для осознанного выбора программы и успешной адаптации детей к новым условиям.
Задачи:
Выравнивание стартовых возможностей дошкольников.
Снятие психологического стресса перед школой.
Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других.
Развитие речи и мелкой моторики руки.
Тематическое планирование курса
«Учимся красиво писать»
Цель курса «Учимся красиво писать»:
Формировать и закреплять у ребёнка правильный захват карандаша; упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребёнка; развивать мелкую моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа. Выявить стартовые возможности ребёнка:
в области развития детей – уровень предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию;
в области знаний – наличный уровень знаний и умений (как ребенок умеет писать);
в области структурных компонентов развития личности – уровень сформированное™ взаимоотношений со взрослыми, произвольность, сформированное™ взаимоотношений СО сверстниками, адекватность самооценки, на основании которых определяется степень готовности учащихся класса к школе (игровой, предучебный, коммуникативный тип), уровень мотивации.
Календарно – тематическое планирование «Учимся красиво писать» (20 ч.)
№ | Дата проведения | Тема, содержание занятия |
1. | 11.11.2017 | Знакомство с алфавитом. Буквы гласные и согласные. Разлиновка. Штриховка. |
2. | 18.11.2017 | Характеристика гласных букв. Письмо капелек дождя. ||||| |
3. | 25.11.2017 | Характеристика согласных букв. Письмо коротких наклонных прямых. ///// |
4. | 02.12.2017 | Составление 2-Ззвуковой моделей слов. Письмо дуг и овалов. O∩o∩o∩ |
5. | 09.12.2017 | Лепка из пластилина. Письмо прямых наклонных влево, вправо. \\// |
6. | 16.12.2017 | Сказочная буква И. Превращения букв. Письмо длинных наклонных линий. / / / / / |
7. | 13.01.2018 | Построение узора из палочек. Соединение точек по образцу. |\/| |\/| |\/| |
8. | 20.01.2018 | Согласные буквы Б, В, Д. Письмо наклонных линий с закруглением вправо, влево. |
9. | 27.01.2018 | Дорисуй по образцу. Сложи из мозаики. ┌┐┌┐┌┐┌┐ |
10. | 10.02.2018 | Дифференциация звуков [ж]-[ш]. Воспроизведение узора. ┌┐┌┐┌┐┌┐, ееее. |
11. | 17.02.2018 | Согласные буквы Г, П, Т, Р. Письмо длинных наклонных линий с закруглением вверх. |
12. | 24.02.2018 | Дифференциация звуков [з]-[с]. Письмо наклонных и овалов. // о // о // |
13. | 03.03.2018 | Согласные буквы К, Л, М, Н. Штриховка. |
14. | 10.03.2018 | Согласные буквы Ф, X. Письмо кружков. ○☼○☼○ |
15. | 17.03.2018 | Составление предложений. Схема предложения. Дорисуй по образцу. O∩ O∩ |
16. | 07.04.2018 | Согласные буквы Ч, Ц, Щ. Письмо элементов букв. |
17. | 14.04.2018 | Составление моделей слов. Деление на слоги. Штриховка квадратов и кружков. |
18. | 21.04.2018 | Знакомство с буквой Й. Воспроизведение на слух. Построение узора из овалов и наклонных линий. |
19. | 05.05.2018 | Конкурс «Отгадай головоломку». Какие элементы букв спрятались в фигурах. |
20. | 12.05.2018 | Итоговое занятие. Повторение пройденного. |
Программа развития речи и обучения грамоте
Предлагаемый курс развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске. Программа предусматривает создание вокруг ребёнка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Режим проведения занятий: на базе МОАУ «СОШ №49. Всего занятий — 24 ч.
Пособие для обучения:
- Тетрадь с заданиями для развития детей «Изучаем грамоту» в 2-х частях г. Киров ОАО «Дом печати - «Вятка»;
- Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет / Под ред. М. М. Безруких. – М., 2007. – 91 с. Безруких, М. М. Готов ли ребёнок к школе? – М.: Вентана-Граф, 2005. – 62 с.
Требования к результатам обучения по программе подготовительного курса.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен уметь:
- отчётливо и ясно произносить слова;
- выделять из слов звуки;
- находить слова с определённым звуком;
- определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
- составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
- пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
- ориентироваться на страницах тетради.
Календарно – тематическое планирование занятий
№ | Дата проведения | Кол-во часов | Тема, содержание занятия |
1. | 11.11.2017 | 1 | 1 .Выяснение возможностей детей, диагностика умения читать, знает ли буквы и т.д. 2. Речь устная и письменная. Звуки и буквы. Алфавит. |
2. | 18.11.2017 | 1 | 1. Работа с гласными буквами Аа, Оо. Ии. 2. Печатные буквы Аа, Оо, Ии. 3. Игра: «Придумай слова на заданную букву» |
3. | 25.11.2017 | 1 | 1. Работа с гласными Уу, Ыы. Изображение их на письме. Штриховка. 3. Игра: «Кто лучше знает гласные буквы» |
4. | 02.12.2017 | 1 | 1 .Согласные буквы и звуки Нн, Тт. Штриховка. 2. 3накомство со слогами. 3. Игра: «Соедини слоги» стр.1 часть 2 |
5. | 09.12.2017 | 1 | 1 .Согласные звуки и буквы Кк, Сс. Штриховка. 2. Согласные твёрдые и мягкие, их обозначение (синий, зелёный цвет). 3. Игра: «Собери слова из букв» стр. 3 часть 2 |
6. | 16.12.2017 | 1 | 1 .Согласные звуки и буквы Лл, Рр. Штриховка. 2. Чтение и письмо согласных букв. 3. Игра: «Чем отличаются слова?» стр.4 часть 2. |
7. | 23.12.2017 | 1 | 1. Согласная буква Вв. Письмо согласных букв. Штриховка. 2. Повторение согласных букв: н, т, к, с, л, р. 3. Игра: «Сколько в слове букв» стр.6 часть 2 |
8. | 13.01.2018 | 1 | 1. Гласная буква и звук Ее. Повторение изученных гласных. Штриховка. 2. Деление слов на слоги. 3. Игра: «Сколько в слове слогов» стр. 9 часть 2. |
9. | 20.01.2018 | 1 | 1 .Согласные звуки и буквы Пн, Мм. Штриховка. 2. Диктант изученных печатных букв. 3. Игра: «Паровозик» стр. 10 часть 2. |
10. | 27.01.2018 | 1 | 1 .Согласные звуки и буква Зз. Штриховка. 2. Знакомство со схемой слова. Ударение. 3. Игра: «Расставь ударение» стр.11 часть 2 |
11. | 03.02.2018 | 1 | 1 .Согласные Бб, Дд . Штриховка. 2. Деление слов на слоги. Ударение, понятие ударный и безударный слог. 3. Игра: «Допиши слова» стр. 13 часть 2. |
12. | 10.02.2018 | 1 | 1. Гласная буква Яя. Повторение изученных гласных. 2.Односложные, двухсложные, трёхсложные слова, стр. 15 часть 2 3. Игра: «Допиши слоги» стр. 14 часть 2 |
13. | 17.02.2018 | 1 | 1. Согласная буква Гг. Штриховка. 2. Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? стр.16 часть 2 3. Составление таблицы слогов с изученными буквами. стр. 20 часть 1 |
14. | 24.02.2018 | 1 | 1. Согласная буква Чч. Штриховка. 2. Знакомство со словами ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. 3. Знакомство с предложением. стр. 17 часть 2 |
15. | 03.03.2018 | 1 | 1. Согласные звуки и буквы Шш, Жж. 2. Игра: «Измени слова» стр. 19 часть 2 3. Письмо согласных букв. Чтение предложений. |
16. | 10.03.2018 | 1 | 1. Гласная буква Ёё. Штриховка. 2. Диктант изученных букв. 3. Игра «Ребусы» стр. 20 часть 2 |
17. | 17.03.2018 | 1 | 1. Согласные звуки и буквы Йй. 2. Прдложение состоит из слов. стр. 21 часть 2 3. Игра «Встать пропущенную букву» стр. 25 часть |
18. | 07.04..2018 | 1 | 1. Согласные звуки и буквы Хх. 2. Схема предложения. стр. 22 часть 2 3. Игра: « Придумай предложения по схемам» стр. 23 часть 2 |
19. | 14.04.2018 | 1 | 1. Гласные буквы Юю, Ээ. Штриховка. 2. Игра: «Закончи предоложения» стр. 26 часть 2 |
20. | 21.04.2018 | 1 | 1. Согласная буква Цц. 2. Предложения повествовательные, вопросительные и восклицательные. стр. 24 часть 2 3. Игра: «Расставь знаки в конце предложений» стр. 25 часть 2 |
21. | 28.04.2018 | 1 | 1. Согласные звуки и буквы Щщ. 2. Составление предложений из слов. стр. 27 часть 2 3. Игра: «Расставь по порядку» стр. 28 часть 2 |
22. | 05.05.2018 | 1 | 1. Согласная буква Фф. Штриховка. 2. Работа с загадкой. стр. 29 часть 2 3. Игра: «Угадай буквы» стр. 31 часть 1 |
23. | 12.05.2018 | 1 | 1. Буквы Ъ, Ь. Алфавит. 2. Игра: «Соотнеси картинку с предложением» стр. 31 часть 2 3. Письмо изученных букв. |
24. | 19.05.2018 | 1 | 1. Повторение изученного Занятие – игра. 2. Игра: «Исправь ошибки» 3. Чтение слов и предложений. |
Программа по математике
Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе комплекта программы «Предшкола нового поколения». Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Задачи программы:
-обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- помочь детям вжиться в позицию школьника;
-содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
-формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;
-обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;
-развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;
- развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми).
Цель программы: Формирование сенсорного опыта детей и освоение ими основных Логических операций (классификация, обобщение, анализ); формирование представлений о количестве предметов; развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов; развитие представлений о непрерывных величинах; развитие представлений о положении предметов в пространстве; формирование представлений о содержании числового периода обучения математике; формирование представлений о числах (от i до 5), о ряде чисел в пределах 10; ознакомление детей с арифметическими действиями сложения и вычитания в пределах первою десятка.
Режим проведения занятий: на базе МОАУ «СОШ №49. Всего – 22 ч.
Ожидаемые результаты:
1. Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.
2. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
3. Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.
Пособия для обучения: Тетрадь с заданиями для развития детей «Изучаем математику» в двух частях. ОАО «Дом печати - ВЯТКА» г. Киров
Календарно – тематическое планирование занятий
№ | Дата проведения | Кол-во часов | Тема, содержание занятия |
1. | 11.11.2017 | 1 | 1. Знакомство с пособиями по математике. 2. Счёт в пределах 10. 3. Знакомство с числом 0. 4. Игра: «»Корзинки» стр. 1 часть 1 |
2. | 18.11.2017 | 1 | 1. Число 1, цифра 1. 2. Чтение и запись цифр в пределах 10 3. Порядок расположения предметов (верх, низ, справа, слева). 4. Геометрические фигуры» прямоугольник, квадрат, треугольник, окружность. 5. Игра с матрёшками: «Раскрась фигуры» |
3. | 25.11.2017 | 1 | 1. Число 2, цифра 2. Порядковый счет. Состав числа 2. 2. Знаки , 3. Игра на внимание: «Знаки в фигурах» стр.5 часть 1 |
4. | 02.12.2017 | 1 | 1. Число три и его обозначение. Состав числа 3. 2. Действия: сложение, вычитание. 3. Игра на внимание: «Раскрась предметы по заданию» |
5. | 09.12.2017 | 1 | 1. Число и цифра 4. Соседи числа. Состав числа 4. 2. Решение математических выражений. 3. Игра: «Найди цифре своё место» |
6. | 16.12.2017 | 1 | 1. Число и цифра 5. Состав числа 5. 2. Сложение в пределах 10. 3. Игра: «Найди лишнюю фигуру» |
7. | 23.12.2017 | 1 | 1. Число и цифра 6. Состав числа 6. 2. Повторение состава чисел: 3, 4, 5. 3. Решение выражений на вычитание в пр. 10. 4. Игра: «Раскрась шарики». |
8. | 13.01.2018 | 1 | 1. Число и цифра 7. Состав числа 7. 2. Понятие «увеличь на..» 3. Игра: «Найди пару» |
9. | 20.01.2018 | 1 | 1. Число и цифра 8. Состав числа 8. 2. Решение математических выражений. 3. Игра: «Дорисуй бусы» |
10. | 27.01.2018 | 1 | 1. Число и цифра 9. Состав числа 9. 2. Повторение состава изученных цифр. 3. Решение математических выражений в пр. 10 4. Игра: «Найди лишнюю фигуру» |
11. | 03.02.2018 | 1 | 1. Число 10. Состав числа 10. 2. Сравнение чисел ( =) 3. Сложение и вычитание в пр. 10 4. Игра: «Соедини цифру с картинкой» |
12. | 10.02.2018 | 1 | 1. Написание цифр 1, 10. 2. Состав чисел первого десятка. 3. Знакомство с задачей. стр. 16 – 17 часть 2 4. Игра: «Недостающие бусинки» |
13. | 17.02.2018 | 1 | 1. Понятие «закономерности». 2. Знаки 3. Решение математических выражений. 4. Игра: «Нарисуй фигуру по клеточкам» |
14. | 24.02.2018 | 1 | 1. Геометрические фигуры и их углы. 2. Решение задачи на нахождение целого. 3. Вычитание в пределах 10. 4. Игра: «Нарисуй коврик» |
15. | 03.03.2018 | 1 | 1. Запись чисел в пределах 10. 2. Нарисуй фигуру по клеточкам. 3. Сложение и вычитание с число 6. 4. Игра: «Продолжи узор» |
16. | 10.03.2018 | 1 | 1. Счёт в пределах 10. 2. Сравнение чисел. 3. Повторение состава чисел 5, 6. |
17. | 17.03.2018 | 1 | 1. Повторение состава числа 7. 2. Сложение и вычитание числа 7. 3. Игра: «Найди цифре новое место» |
18. | 07.04..2018 | 1 | 1. Повторение состава числа 8. 2. Сложение и вычитание числа 8. 3. Игра: «Раскрась фигуру» |
19. | 14.04.2018 | 1 | 1. Повторение состава числа 10. 2. Решение математических выражений. 3. Игра: «Соедини с нужным числом» |
20. | 21.04.2018 | 1 | 1. Повторение состава чисел 8, 9. 2. Игра «Положи в корзинку» 3. Геометрическая фигура: квадрат. |
21. | 28.04.2018 | 1 | 1. Пропедевтика чисел второго десятка. 2. Чтение и запись чисел второго десятка. 3. Игра: «Соседи числа» |
22. | 05.05.2018 | 1 | 1. Числа второго десятка: прибавить и вычесть 1. 2. Решение выражений в пр. 20 3. Закрепление изученного. Игра: «Я умею считать» |