Существует множество методов поиска идей. С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы:
Методы психологической активизации мышления.
Методы систематизированного поиска.
Методы направленного поиска.
Каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческой задачи по сравнению, с так называемым, методом "проб и ошибок", которым обычно пользуется человек. Целесообразность применения метода, принадлежащего к той или иной группе, в частности, зависит от сложности решаемой задачи. На приведенном справа рисунке показаны для различных групп методов условные графики зависимости трудоемкости решения творческой задачи от ее сложности.
Для решения сравнительно простых задач целесообразно использовать методы, относящиеся к двум первым группам. Методы направленного поиска специально создавались для решения сложных задач и, несмотря на сложность этих методов, их применение в данном случае оказывается оправданным. Применение же методов направленного поиска для простых задач может оказаться нецелесообразным из-за того, что сложность самих методов будет выше сложности решаемой задачи или по причине непригодности этих методов для решения таких задач.
Методы психологической активизации мышления
Методы психологической активизации творческого мышления направлены на устранение, так называемой психологической инерции мышления, препятствующей нахождению изобретательских решений и новых бизнес идей, мешающей более всестороннему рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Однако, для решения сложных изобретательских и нестандартных бизнес задач, в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны.
Наиболее известные методы психологической активизации:
Мозговой штурм
Обратная мозговая атака
Теневая мозговая атака
Корабельный совет
Метод фокальных объектов
Аналогии. Синектика
Метод "Приемы аналогий"
Оператор РВС
Конференция идей
Метод маленьких человечков
Метод гирлянд ассоциаций и метафор
Метод "Шесть шляп мышления"
Метод "Коучинг"
Методы систематизированного поиска
Списки контрольных вопросов
Морфологический анализ
Функциональный анализ
Функциональный метод проектирования Мэтчетта
Метод фокальных объектов
Метод гирлянд ассоциаций и метафор
Метод многократного последовательного классифицирования
Метод синтеза оптимальных форм
Метод системного экономического анализа и поэлементной отработки конструктивных решений
Метод "Пять почему"
Методы направленного поиска
Наиболее известным методом психологической активизации мышления является "мозговой штурм", предложенный А. Осборном (США) в 40-х годах. "Мозговой штурм" является коллективным методом поиска изобретательских решений и новых бизнес идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и "генераторов"", а также разделение процесса генерации и критики идей во времени. Кроме этого "мозговой штурм" предусматривает выполнение ряда правил:
Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.
Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.
Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.
Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.
Главная цель – получить как можно больше идей.
Обязательными условиями проведения "мозгового штурма" является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе. Руководителем группы (ведущим) должен быть специалист по методам технического творчества.
"Мозговой штурм" достаточно универсальный метод, применение которого возможно в научной, технической, административной, торговой, рекламной деятельности, как для поиска нестандарьных решений в технике, так и для поиска новых бизнес идей.
Мозговой штурм |
 |
 Интеллект Клуб 24.04.2004 Методы поиска новых идей и решений. Мозговой штурм Канд. техн. наук А.М. Кузьмин Опубликовано: "Методы менеджмента качества", №1, 2003. Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке информации. Другие названия: мозговая атака, прямая мозговая атака (Brainstorming). Автор метода А. Осборн (США), конец 30-х гг. ХХ века. Цель метода Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей. Суть метода Разделение во времени процесса генерации идей и процесса их оценки. Групповой процесс выдвижения идей. Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил. Идеи – это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения. Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности. План действий Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4-8 человек). Ознакомить участников с правилами мозгового штурма. Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников. Строго выполнять правила мозгового штурма. После окончания заседания "генераторов" идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области. Правила проведения мозгового штурма Количество идей предпочтительнее качества. Критика идей на этапе генерации запрещена. В группе генерации идей не должно быть начальства. Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи. Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной. Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей. Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности. Идеи излагайте кратко. Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются. При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются. Этапы мозгового штурма Подготовка Назначение ведущего. Подбор участников для рабочих групп. Подбор фактического материала. Обучение и инструктаж участников. Обеспечение деятельности участников. Выдвижение идей Оценка и отбор идей Уяснение проблемы. Определение критериев оценки. Классификация и оценка идей. Развитие идей на основе анализа. Достоинства Легкость освоения и простота в обращении. Незначительные затраты времени на проведение. Универсальность метода. Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности. Недостатки Решение относительно простых задач. Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей. Нет гарантии нахождения сильных идей. Источники информации: Дж. К. Джонс. Методы проектирования - М.: Мир, 1986. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: Учеб. пособие для студентов втузов. - М.: Машиностроение, 1988. * * * | |
Обратная мозговая атака |
 |
 Одной из разновидностей "мозгового штурма"является "Обратная мозговая атака". Здесь процесс поиска технических решений или бизнес идей разделен на три этапа. На первом этапе выявляются все возможные недостатки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков формулируются задачи. Вторым и третьем этапом являются этапы обычного "мозгового штурма". Таким образом, отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число изобретательских решений и бизнес идей по его совершенствованию. | |

Теневая мозговая атака – метод организации коллективного генерирования новых идей, являющийся разновидностью мозгового штурма (мозговой атаки) и разработанный преимущественно для использования в целях обучения и тренинга творческих способностей.
Теневая мозговая атака позволяет вовлечь в процесс коллективного творчества всех участников процесса без ограничений. Во время проведения теневой мозговой атаки в аудитории формируется группа активных генераторов идей из 5-7 человек, которая работает по правилам обычного мозгового штурма. Из остальных участников учебного процесса формируется одна или несколько групп "теневого кабинета" (между ними может быть организовано соревнование). Генераторы "теневого кабинета" следят за ходом работы активных генераторов, воспринимая И фиксируя выдвигаемые ими идеи и решения, но не высказывая своих предложений вслух.
"Теневые" и активные генераторы идей во время проведения теневой мозговой атаки могут находиться в одном или различных помещениях (в последнем случае "теневой кабинет" следит за ходом работы активных генераторов по видеомонитору).
При анализе результатов и развитии выдвинутых идей привлекают известные методы. Данная модель нашла широкое применение в школах изобретательства, она может быть использована в любой аудитории.
Методы поиска новых идей и решений. Корабельный совет.
Канд. техн. наук А.М. Кузьмин
Опубликовано: "Методы менеджмента качества", №4, 2003.
Корабельный совет – совещание, созываемое руководителем для решения проблемы в условиях дефицита информации и времени. Может использоваться для поиска решений в различных областях человеческой деятельности.
Другое название: "Совещание пиратов". Авторы метода Гильде В., Штарке К.Д. (ГДР) 1970 г.
Цель метода
Максимально использовать опыт, знания и фантазию всех без исключения участников совещания для решения проблемы.
Суть метода
Строгое выполнение каждым участником определенных правил, одним из которых является заранее установленная очередность выступлений от "юнги" до "капитана": от младшего к старшему. Успех работы совещания зависит главным образом от умения руководителя – "капитана" – создать спокойную деловую обстановку, стимулирующую участников на активный поиск решения проблемы.
План действий
Объявить участникам очередность выступлений.
Четко сформулировать проблему и представить ее в форме, наиболее удобной для участников.
Заслушать каждого участника о путях решения проблемы (этап – "Выдвижение идей").
Отобрать 2-3 идеи для проработки.
Критика отобранных идей (этап – "Критика идей").
Защита и развитие идей, подвергнутых критике (этап – "Защита идей").
Выбор руководителем тех предложений, которые помогут лучше решить проблему.
Реализация решений.
Правила проведения совещания
Высказываться по проблеме должны все.
Порядок выступлений – от "юнги " до "капитана ", от младшего к старшему.
Вопросы задает только "капитан".
Критиковать идеи и защищать их только после команды "капитана".
Критиковать, а затем и защищать отобранные идеи должны все.
Итог работы подводит "капитан"
Схема совещания

Результат
Получение новой информации и идей, необходимых для принятия решения.
Достоинства и недостатки
Легкость освоения метода и простота в обращении. Незначительные затраты времени на проведение. Предназначен для решения сравнительно простых задач. Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.
Источники информации:
Буш Г.Я. Основы эвристики для изобретателей. - Рига: Знание, 1977.
Гильде В., Штарке К.Д. Нужны идеи. - М.: Мир, 1973. ММК.
* * *
До встречи.
|
Оператор РВС |
 |
 Интеллект Клуб 24.11.2003 Методы поиска новых идей и решений. Оператор РВС Канд. техн. наук А.М. Кузьмин Оператор РВС (размер, время, стоимость) может применяться в различных областях человеческой деятельности при решении различных задач. Один из инструментов Алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ) – инструмент управления психологическими факторами. Цель Уменьшить психологическую инерцию, расшатав привычное представление об объекте, навязанное условиями задачи. Облегчить работу по алгоритму решения изобретательских задач. Суть Оператор РВС снижает психологическую инерцию мышления путем мысленного изменения параметров объекта. Это позволяет взглянуть на объект по-новому, увидеть ранее не замечаемые свойства и возможности объекта и способствует перестройке условий задачи. План действий Мысленно уменьшить размеры объекта от заданной величины до 0. Как теперь решается задача? Мысленно увеличить размеры объекта от заданной величины до бесконечности. Как теперь решается задача? Мысленно уменьшить время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до 0. Как теперь решается задача? Мысленно увеличить время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до бесконечности. Как теперь решается задача? Мысленно снизить стоимость (допустимые затраты) объекта или процесса от заданной величины до 0. Как теперь решается задача? Мысленно повысить стоимость (допустимые затраты) объекта или процесса от заданной величины до бесконечности. Как теперь решается задача? Результат С помощью оператора РВС можно получить несколько необычных направлений для решения, ходя иногда он дает неожиданные идеи. Достоинства Организует активное мышление. Моделирует возможные изменения и дает представление о возможных принципах реализации рассматриваемой функции. Недостатки Не содержит достаточно четких процедур решения задач. Помните! Оператор РВС – это своего рода психологическая подготовка, помогающая настроиться, уловить и принять неожиданные идеи. Правила У каждого объекта несколько основных размеров. Не обязательно изменять все размеры. После того как найдена новая идея, надо вернуться к исходным размерам и изменить эту идею так, чтобы она годилась и при нормальных размерах объекта. Это же правило относится ко времени процесса (или скорости движения объекта), стоимости (допустимым затратам). Оператор РВС резко меняет привычное представление об объекте. Он ведет к фантастическим, бредовым идеям – не надо их исключать. Не спешите! Мысленные операции надо вести спокойно, приглядываясь ко всему новому и неожиданному. Пример Задача. При искусственном опылении арахиса поток воздуха от воздуходувки должен переносить пыльцу. Но растения в процессе эволюции выработали способность закрываться при сильном ветре. А слабый ветер плохо разносит пыльцу. Как быть? Если цветок очень маленький, опыление будет невозможным. Если цветок очень большой, потребуется индивидуальное опыление каждого цветка – это невыгодно. Если значительно уменьшить время опыления – это переход к импульсному опылению. Если значительно увеличить время опыления, задача исчезает – это переход к естественному опылению. Если затраты на опыление должны быть очень маленькими, тогда следует использовать машину, которая уже выполняет какую-либо другую операцию на поле с арахисом (например, культивацию, прополку и пр.), поручив ей опыление одновременно с выполняемой операцией. При очень больших расходах на опыление, можно опылять каждый цветок, например, кисточкой. Но тогда это должны быть очень ценные растения, а не арахис. В результате проведения работы по оператору РВС получены две идеи, заслуживающие дальнейшей проверки: импульсное дутье и опыление одновременно с другими операциями. Но самое главное – были расшатаны привычные стереотипные представления, уменьшена психологическая инерция. Аналогично можно использовать оператор РВС и для рассмотрения параметров воздуходувки. Данную задачу мне пришлось решать вместе c группой слушателей курса "Основы ТРИЗ" в 1981 г., который вели Г.С. Альтшуллер и Б.Л. Злотин. В качестве инструмента был использован алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), одним из элементов которого является оператор РВС. Тогда было предложено решение: перед обдуванием лепестки раскрываются под воздействием электростатического заряда. Источники Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Сов. радио, 1979. Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара: как решать изобретательские задачи. - Петрозаводск: Карелия, 1980. ММК Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Филатов В.И. Профессия - поиск нового (Функционально-стоимостный анализ и теория решения изобретательских задач как система выявления резервов экономии). - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1985. | |
|
Конференция идей |
 |
 Интеллект Клуб 18.12.2003 Методы поиска новых идей и решений. Конференция идей. Канд. техн. наук А.М. Кузьмин Другие названия: "Творческое совещание", "Круглый стол". Авторы метода Гильде В., Штарке К.Д. (ГДР) 1970 г. Конференция идей – хорошо подготовленное совещание, предназначенное для сбора идей по определенной тематике. Может применяться для поиска подходов к решению сложных проблем в различных областях человеческой деятельности. Цель метода Освободить мысли и фантазию участников от сдерживающих факторов и направить их на обсуждение и поиск оптимального решения проблемы. Суть метода Хорошо организованное совещание, по целевой направленности совпадающее с мозговой атакой. Разрешена только доброжелательная критика. Следует избегать приглашения скептиков и "всезнаек". Возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы. Процессом управляет председатель – равный среди равных, но который обязан обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку. План действий I этап. Подготовка. Подбор участников. Предварительный подбор фактического материала. Определение времени и места работы. Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников. Предварительная проработка рассматриваемых вопросов. II этап. Проведение конференции. Ознакомление участников с правилами совместной работы. Обеспечение работы конференции. Все выдвинутые идеи фиксируются. Пресечение дискуссий. Поддержка оригинальных идей. III этап. Подведение итогов. После окончания конференции каждый участник дорабатывает полученные идеи (вычеркивать ничего нельзя, можно только добаить). Полученные материалы передаются на экспертизу специалистам. Оценка и ранжирование результатов экспертами. Разработка рекомендаций. Условия успеха Наибольший эффект при числе участников 8-12 чел. и продолжительности не более 30-45 мин. Председатель совещания должен помнить, что: Участие каждого в поиске идей, равно необходимо. Неконструктивная критика и насмешки тормозят выдвижение идей. Хорошо сформулированная проблема – полпути к успеху. Через 20 мин. участники конференции устают. Споры и дискуссии недопустимы. Решение проблемы – это работа, для выполнения которой полезно применять специальные методы. В потоке идей не должно возникать пауз. Группа является коллективным автором всех предложений. Каждый участник должен знать, что: Он необходим на данном совещании. Он не несет никакой ответственности за выбор лучшего решения. Он не будет внедрять предложения. Все идеи будут внимательно изучены специалистами и экспертами. Он имеет одинаковые права со всеми. За время конференции он должен предложить как можно больше разнообразных идей. Лучшая форма возражения – собственное предложение. Достоинства и недостатки метода Легкость освоения и простота в обращении. Результативность выше, чем при использовании прямой мозговой атаки. Нет гарантии нахождения сильных идей. Источники информации: Библиотека программ систематической эвристики для ученых и инженеров. Под ред. А.И. Половинкина. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1974. Гильде В., Штарке К.Д. Нужны идеи. – М.: Мир, 1973. Буш Г.Я. Методологические основы научного управления изобретательством. – Рига: Лиесма, 1974 ММК * * * До встречи. | |