Тема: Методы психологии
План.
Методология психологического исследования.
Классификация методов психологического исследования.
Эмпирические методы.
«То, что существует, существует в каком-то количестве и, следовательно, может быть измерено».
Э. Торндайк
Психология методдору
План.
1. Психологиялык изилдөө методикасы.
2. Психологиялык изилдөө методдорунун классификациясы.
3. Эмпирикалык методдор.
"Бар нерсе сан жагынан бар жана ошондуктан өлчөнсө болот."
Э. Торндайк
Методология психологического исследования
Разработанность психологии зависит от уровня развития методов исследования, т.е. от того, как добываются психологические факты.
Психологические факты – это:
1) определенные акты поведения человека, в котором проявляются особенности тех или иных сторон психики;
2) акты совместной деятельности группы, проявление общего настроения, акты общения между людьми.
Успехи психологических исследований в значительной степени определяются развитием методологического аппарата, поэтому вопрос о разработке методов психологии находится в центре внимания исследователей. Разработка конкретных методов исследования базируется на методологических принципах, исходя из теоретических положений науки. Любой метод исследования всегда несет на себе печать той или иной теории, которая определяет и выбор объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов.
Психологиялык изилдөө методикасы
Психологиянын өнүгүшү изилдөө методдорунун өнүгүү деңгээлине, б.а. психологиялык фактылар кандайча алынат.
Психологиялык фактылар:
1) психиканын айрым аспектилеринин өзгөчөлүктөрү көрүнгөн адамдын жүрүм-турумунун айрым актылары;
2) топтун биргелешкен иш-аракеттери, жалпы маанайдын көрүнүшү, адамдардын ортосундагы байланыш актылары.
Психологиялык изилдөөлөрдүн ийгилиги көбүнчө методикалык аппараттын өнүгүшү менен аныкталат, ошондуктан психологиянын методдорун иштеп чыгуу маселеси изилдөөчүлөрдүн көңүл чордонунда. Изилдөөнүн конкреттүү методдорун иштеп чыгуу илимдин теориялык жоболорунан келип чыккан методологиялык принциптерге негизделген. Изилдөөнүн ар кандай ыкмасы ар дайым тигил же бул теориянын мөөрүн басып жүрөт, ал изилдөө объектисин тандоону да, алынган натыйжаларды декоддоо методдорун да аныктайт.
С точки зрения методологического анализа выделяют 3 уровня
Таб.2
Уровни методологического анализа
Уровен | Основные особенности |
1. Общая методология | Общий философский подход, общий способ познания явлений действительности. Предусматривается рассмотрение явлений и процессов в развитии, во всем многообразии связей и отношений. В качестве общей методологии исследователи принимают различные философские системы. Проводится мировоззренческое обобщение полученных результатов. |
2. Частная (специальная) методология | Совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Дает указания относительно способов разработки психологических теорий, помогает выделить принципиальную структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом объекте. |
3. Совокупность конкретных методов, методик и процедур исследования | Связана с практикой исследования. В практике исследования все методики рассматриваются вместе с общей и специальной методологией. Любой методический прием (например, тест) всегда рассматривается вместе с решением ряда более принципиальных вопросов исследования. |
Эффективность исследования определяется правильной взаимосвязью методологии, методов исследования и методик.
На основе общих методологических принципов строится любое психологическое исследование. Исходя из методологических принципов и конкретных задач тех или иных особенностей психики ребенка определяются стратегия, общий путь психологического исследования.
Изилдөөнүн натыйжалуулугу методологиянын, изилдөө методдорунун жана методдорунун ортосундагы туура байланышта аныкталат.
Ар кандай психологиялык изилдөө жалпы методологиялык принциптерге негизделет. Баланын психикасынын белгилүү бир өзгөчөлүктөрүнүн методикалык принциптерине жана конкреттүү тапшырмаларына таянуу менен стратегия жана жалпы психологиялык изилдөө жолу аныкталат.
Таб.3.
Принципы и положения отечественной психологии в области психологических исследований
3-таблица.
Орус психологиясынын психологиялык изилдөө чөйрөсүндөгү принциптери жана жоболору
Принцип детерминизма | Специфика детерминант психического развития ребенка: 1) особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности (воспитание – процесс многоплановый и многофакторный: научное объяснение опирается на взаимосвязанный характер детерминации); 2) степень сформированности головного мозга ребенка, его нервной системы в целом (каждый из возрастных периодов рефлекторной деятельности имеет свои особенности); 3) влияние предыдущих этапов психического развития на последующие. |
Принцип единства психики и деятельности | Изучать детей в процессе их обучения и воспитания: 1) учитывать связь психического развития ребенка с его ведущей деятельностью; 2) фиксировать и анализировать поведение и действия ребенка: - в ведущей деятельности; - в зарождающейся деятельности; - в сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей. |
Принцип объективности | 1) Равенство экспериментальной и контрольной групп: учитывать социально-экономические, исторические, этнические различия при сравнении детей: - по уровню психического развития; - по содержательной характеристике деятельности; - по обучаемости и т.д. 2) Психические явления рассматривать такими, какими они являются на самом деле (регистрировать факты и сопутствующие явления). Количество собранного материала должно быть достаточным для статистической и качественной обработки (обратить внимание на противоречивые факты!). |
Принцип развития | Изучать психическое явление в системе трех координат: 1) актогенеза (развитие процесса в ответ на воздействие конкретного раздражителя); 2) онтогенеза (процесс развития конкретного ребенка); 3) историогенеза (учет акселерации и др.). Учитывать: - психологические особенности возраста, предшествующего изучаемому; - тенденции развития в последующих возрастных ступенях. Таким образом, изучать те особенности психики, которые четко определились, и те, в которых намечается развитие. |
8. Классификация методов психологического исследования
В психологии существуют разные классификации методов исследования. Рассмотрим классификацию методов по Б.Г. Ананьеву.
Организационные методы
Психологиялык изилдөө методдорунун классификациясы
Психологияда изилдөө методдорунун ар кандай классификациясы бар. Б.Г.га ылайык методдордун классификациясын карап көрүңүз. Ананьев.
Уюштуруу ыкмалары
Сравнительный | Лонгитюдный | Комплексный |
Сопоставление различных групп испытуемых («+»: можно быстро получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов; «-»: данные усредняют без индивидуальных особенностей; не вскрываются сам процесс развития. Его природа и движущие силы. | Систематическое изучение развития одних и тех же детей на протяжении длительного времени («+»: устанавливаются качественные особенности развития психических процессов и личности ребенка и выявляются причины; «-»: опасно распространять данные исследования на всех детей , может быть преувеличена роль индивидуальных различий | Участие представителей разных стран (наук) (возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода). |
2. Эмпирические методы
Эмпирикалык методдор
Наблюдение и самонаблюдение | Экспериментальные методы | Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа) | Анализ процессов и продуктов деятельнос-ти | Биографи-ческие методы |
Методы обработки данных
Маалыматтарды иштеп чыгуу ыкмалары
Количественный | Качественный |
Статистика | Дифференциация материала по группам, вариантам. Описание случаев |
Интерпретационные методы
Интерпретациялоо ыкмалары
Генетический | Структурный |
Интерпретация собранного материала в характеристиках развития. Устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития | Устанавливаются «горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками |
Эмпирические методы исследования
Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.
Для эксперимента характерны:
1. Активная позиция самого исследователя. Исследователь может вызвать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.
2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать, например при изучении явления
«А» (занятие по труду) этими условиями могут быть:
«Б» (разное содержание деятельности детей);
«В» (разные воспитатели, ведущие занятия);
«Г» (разные условия труда).
Различают лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий эксперименты.
Изилдөөнүн эмпирикалык методдору
Эксперимент - бул изилденген психикалык кубулуштардын активдүү көрүнүшүн камсыз кылган фактыларды атайын түзүлгөн шарттарда чогултуу ыкмасы.
Эксперимент төмөнкүлөр менен мүнөздөлөт:
1. Изилдөөчүнүн өзүнүн активдүү позициясы. Изилдөөчү болжолдонгон гипотезаны текшерүү үчүн психикалык көрүнүштү канча жолу чакырса болот.
2. Изилденип жаткан касиет баарынан жакшы көрүнгөн жана аны тагыраак жана оңойураак баалоочу алдын-ала жасалма кырдаалды түзүү, мисалы,
"А" кубулушун изилдөөдө (жумуш менен алектенүү) төмөнкү шарттар болушу мүмкүн:
"Б" (балдардын иш-аракетинин ар кандай мазмуну);
"В" (класстарга сабак берген ар кандай тарбиячылар);
"Г" (ар кандай эмгек шарттары).
Лабораториялык жана табигый, аныктоочу жана калыптандыруучу эксперименттерди айырмалоо.
Лабораторный эксперимент осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.
Лабораториялык тажрыйба көбүнчө атайын жабдылган бөлмөдө ар кандай шаймандардын жана шаймандардын жардамы менен жүргүзүлөт.
Достоинства: 1. Возможность создания условий, вызывающих необходимый психический процесс. 2. Возможность строгого учета измерения раздражителей и ответных реакций. 3. Возможность повторения опытов. 4. Возможность математической обработки. | Недостатки: Возможность искажения естественного хода психического процесса. Хотя наличие лаборатории и не обязательно, но испытуемый знает, что над ним экспериментируют |
Требования к проведению:
Положительное, ответственное отношение испытуемого к эксперименту.
Равенство мотивов и условий участия в опыте всех испытуемых.
Четкая недвусмысленная инструкция (перед опытом), понятная испытуемому.
Строгий учет субъективных факторов: эмоциональное состояние, утомление и пр.
Достаточное количество испытуемых и число опытов.
Естественный эксперимент проводится в естественных условиях группы, учебной мастерской и т.д.
Характерные черты естественного эксперимента:
1. Деятельность испытуемых изучается в естественных условиях.
Условия экспериментальной обстановки сближаются с жизнью, естественными условиями деятельности.
Исследователь сам активно вызывает психические процессы в связи с поставленной задачей:
- изменяет условия деятельности;
- изменяет изучаемое явление;
- повторяет изучаемое явление.
Накапливаемые факты могут математически обработаны. Повышается надежность объективно полученных результатов.
Лабораторный и естественный эксперименты могут быть: констатирующими, направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования и формирующими,направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей. Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент – обучающий. Если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент – воспитывающий.
Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
Различают следующие виды наблюдений:
- непосредственное (проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом) и опосредованное (используются готовые результаты наблюдений, подготовленные людьми, например сообщения учителей, аудио-, кино- и видеозаписи);
- включенное (наблюдатель включается в определенную ситуацию и анализирует событие «изнутри») и невключенное (исследователь ведет наблюдение извне);
- систематическое (регулярное наблюдение в течение определенного периода, фиксируются все проявления психической деятельности) и несистематическое (наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление, например навыки общения педагога с ребенком, речь ребенка);
- внешнее (способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны) и внутреннее (самонаблюдение) (переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями).
Өткөрүү үчүн талаптар:
1. Экспериментке субъекттин позитивдүү, жоопкерчиликтүү мамилеси.
2. Бардык сабактардын тажрыйбасына катышуу мотивдеринин жана шарттарынын теңдиги.
3. Тема үчүн түшүнүктүү так эксперимент (тажрыйбага чейин).
4. Субъективдүү факторлорду катуу эске алуу: эмоционалдык абал, чарчоо ж.б.
5. Сабактын жетиштүү саны жана эксперименттердин саны.
Табигый эксперимент топтун, окуу семинарынын ж.б. табигый шартында жүргүзүлөт.
Табигый эксперименттин мүнөздүү белгилери:
1. Сабактын активдүүлүгү табигый шарттарда изилденет.
Эксперименталдык шарттын шарттары жашоого, иштин табигый шарттарына жакындайт.
1. Изилдөөчү өзү милдетке байланыштуу психикалык процесстерди активдүү түрткү берет:
- иштин шарттарын өзгөртсө;
- изилденип жаткан кубулушту өзгөртөт;
- изилденген кубулушту кайталайт.
1. Топтолгон фактыларды математикалык жол менен иштетүүгө болот. Калыс алынган натыйжалардын ишенимдүүлүгү жогорулады.
Лабораториялык жана табигый тажрыйбалар төмөнкүлөр болушу мүмкүн: изилдөө учурунда психикалык өнүгүүнүн айрым өзгөчөлүктөрүнүн чыныгы абалын жана деңгээлин белгилөөгө багытталган, психикалык кубулушту түздөн-түз белгилүү бир психикалык мүнөздөмөлөрдүн активдүү калыптануу процессинде изилдөөгө багытталган. Эгерде кандайдыр бир билимге, көндүмгө, жөндөмгө үйрөтүү болсо, анда калыптандыруучу эксперимент окутуу болуп саналат. Эгерде айрым инсандык сапаттардын калыптанышы болсо, анда калыптандыруучу эксперимент - бул тарбиялоо.
Байкоо - бул кубулуштарды максаттуу жана системалуу кабыл алуу, анын натыйжаларын байкоочу жазат.
Байкоолордун төмөнкү түрлөрү бар:
- түздөн-түз (изилдөөчү өзү жүргүзөт, изилденип жаткан кубулушту жана процессти түздөн-түз байкап турат) жана кыйыр (адамдар тарабынан даярдалган байкоонун натыйжалары колдонулат, мисалы, мугалимдердин билдирүүлөрү, аудио, кино жана видео жазуулар);
- киргизилген (байкоочу белгилүү бир кырдаалга киргизилген жана окуяны "ичинен" талдайт) жана киргизилген эмес (изилдөөчү сырттан байкоо жүргүзүп жатат);
- системалуу (белгилүү бир мезгил ичинде үзгүлтүксүз байкоо жүргүзүү, акыл-эс иш-аракетинин бардык көрүнүштөрү жазылып алынат) жана систематикалык эмес (кандайдыр бир психикалык процесс, кандайдыр бир психикалык кубулуш бар, мисалы, мугалимдин бала менен баарлашуу чеберчилиги, баланын сүйлөөсү);
- тышкы (башка адам, анын психологиясы жана жүрүм-туруму жөнүндө сыртынан байкоо жүргүзүү аркылуу маалыматтарды чогултуу жолу) жана ички (өзүн-өзү байкоо) (тиешелүү кубулушту башынан өткөрүп, изилдөөчү өзүн, анын сезимдерин байкайт).
В связи с особенностями каждого вида наблюдение должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.
Проведение исследования с помощью наблюдения требует особой подготовки. Необходимо иметь цель наблюдения, знать теоретические основы. На основе цели наблюдения выбрать объект, предмет и ситуацию наблюдения. Затем продумать план, систему категорий, протоколы наблюдений и т.д. Выбрать способ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации.
Основными достоинствами наблюдения являются:
Доступность средств.
Не искажает естественного протекания психических процессов.
Богатство собираемых сведений.
Недостатками наблюдения являются:
Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания).
Некоторые явления недоступны наблюдателю.
Невозможность повторного наблюдения тождественных фактов.
Трудность статистической обработки.
Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.
Метод беседы применяется:
А) при изучении личности человека, его прошлой жизни, домашней обстановки, окружающих его людей, его интересов и т.д.;
Б) при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.
Беседа может быть стандартизированная (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандартизированная (вопросы ставятся в свободной форме).
Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план ее проведения.
Успешность беседы зависит:
- от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей человека. Учета места проведения и т.д.);
- от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследователя, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и т.д.).
Целенаправленный опрос называют «интервью». Своеобразная «псевдобеседа», при которой исследователь должен не упускать из внимания план беседы и вести разговор в нужном ему русле. Обычно интервью используют в социальной психологии. Решающее значение имеет доверительный контакт между исследователем и опрашиваемым. Должна быть нейтральная позиция. Не демонстрировать своего отношения к содержанию вопроса и ответа, к собеседнику.
Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию об индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, о содержании его сознания и подсознания и т.д. В ходе клинической беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности.
Анкетирование – метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет.
Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа психики человека. Все вопросы анкеты можно классифицировать по разным основаниям:
- по функциям: основные (сбор информации о содержании исследуемого явления) и неосновные (на выявление адресата основного вопроса, проверку искренности ответа);
- по содержанию: о фактах сознания (выявляют мнение человека, планы на будущее и т.д.), о фактах поведения (выявляют поступки, действия, результаты деятельности) и о личности (выявляют пол, возраст, образование и т.д.);
- по форме: открытые (ответ дается в свободной форме) и закрытые (на вопрос дается полный набор вариантов ответов).
Анкетирование позволяет охватить большое количество людей. Но его недостатком является то, что применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание вопросов и, исходя из этого, изменить их.
Ар бир түрдүн өзгөчөлүктөрүнө байланыштуу байкоо эң пайдалуу натыйжаларды бере турган жерде колдонулушу керек.
Байкоочу изилдөө атайын даярдыкты талап кылат. Байкоо максаты болушу керек, теориялык негиздерин билиш керек. Байкоо максатынын негизинде байкоо жүргүзүүнүн объектисин, предметин жана абалын тандаңыз. Андан кийин план, категориялар тутуму, байкоо протоколдору ж.б. Изилдөө жүргүзүлүп жаткан объектке аз таасирин тийгизген жана керектүү маалыматтарды топтоону камсыз кылган байкоо жүргүзүү ыкмасын тандаңыз.
Көзөмөлдөөнүн негизги артыкчылыктары:
1. Акча каражаттарынын болушу.
2. Психикалык процесстердин табигый жүрүшүн бурмалабайт.
3. Топтолгон маалыматтын байлыгы.
Көзөмөлдүн кемчиликтери:
1. Байкоочунун пассивдүүлүгүнөн улам көп убакыт коротулат (күтүү позициясы).
2. Кээ бир көрүнүштөр байкоочу үчүн жеткиликсиз.
3. Бирдей фактыларды кайталап байкоо жүргүзүү мүмкүн эместиги.
4. Статистикалык иштетүүнүн кыйынчылыгы.
Баарлашуу - бул атайын түзүлгөн программага ылайык жеке баарлашуу процессиндеги психикалык кубулуштар жөнүндө фактыларды чогултуу.
Баарлашуу ыкмасы колдонулат:
А) адамдын инсандыгын, анын мурунку жашоосун, үй шарттарын, айланадагы адамдарды, анын кызыкчылыктарын ж.б.у.с. изилдөөдө;
B) ар кандай изилдөө башталганда, алгачкы жолугушууда.
Сүйлөшүү стандартташтырылган (бардык респонденттерге берилген так формулированный суроолор) жана стандартташтырылбаган (суроолор эркин түрдө берилет) болушу мүмкүн.
Ар бир баарлашуунун так максаты жана аны өткөрүү планы болушу керек.
Сүйлөшүүнүн ийгилиги төмөнкүлөргө байланыштуу:
- анын даярдык даражасы жөнүндө (адамдын жашын жана жеке өзгөчөлүктөрүн эске алуу менен максаттын, сүйлөшүү планынын болушу. Өткөрүлүүчү жерди эске алуу менен ж.б.);
- берилген жооптордун чынчылдыгынан (ишенимдин болушу, изилдөөчүнүн тактикасы, маектешүүнү колдогон суроолордун туура түзүлүшү ж.б.).
Максаттуу сурамжылоо "маектешүү" деп аталат. Изилдөөчү маектешүү планын унутпашы жана сүйлөшүүнү өзүнө керектүү багытта жүргүзүшү керек болгон "псевдо-баарлашуунун" бир түрү. Адатта интервью социалдык психологияда колдонулат. Изилдөөчү менен маектешүүнүн ортосундагы ишенимдүү байланыш өтө маанилүү. Нейтралдуу позиция болуш керек. Суроо-жооптун мазмунуна, маектешине болгон мамилеңизди көрсөтпөңүз.
Клиникалык маектешүү сөзсүз түрдө клиникада бейтап менен жүргүзүлбөйт. Бул термин интегралдык инсанды изилдөө методуна дайындалган, анда субъект менен диалог жүргүзүү учурунда изилдөөчү инсандык индивидуалдык өзгөчөлүктөрү, жашоо жолу, анын аң-сезиминин жана аң-сезиминин мазмуну жөнүндө эң толук маалымат алууга умтулат. Клиникалык сүйлөшүү учурунда изилдөөчү инсандык жүрүм-турумунун мүнөздөмөлөрү жана себептери жөнүндө гипотезаларды сунуштап, текшерет.
Суроо берүү - бул анкета аркылуу респонденттердин сурамжылоосунун негизинде иликтенип жаткан маалыматтарды чогултуу ыкмасы.
Анкета - бул адамдын психикасын анализдөө предметинин сандык жана сапаттык мүнөздөмөлөрүн аныктоого багытталган бирдиктүү изилдөө концепциясы менен бириккен суроолордун тутуму. Бардык суроолорду ар кандай негиздер боюнча классификациялоого болот:
- функциясы боюнча: негизги (изилденип жаткан кубулуштун мазмуну жөнүндө маалымат чогултуу) жана майда (негизги суроонун адресатын аныктоо, жооптун чынчылдыгын текшерүү);
- мазмунуна карата: аң-сезимдин фактылары жөнүндө (адамдын ой-пикирин, келечекке болгон пландарын ачып берүү ж.б.), жүрүм-турум фактылары жөнүндө (иш-аракеттерди, иш-аракеттерди, иш-аракеттердин натыйжаларын ачып берүү) жана инсан жөнүндө (жынысын, жашын, билимин жана башкаларды ачып берүү) ;
- форма боюнча: ачык (жооп эркин формада берилет) жана жабык (суроого жооптун толук варианттары берилет).
Сурамжылоо көптөгөн адамдарга мүмкүнчүлүк берет. Бирок анын кемчилиги анкетаны колдонуп, респонденттин суроолордун мазмунуна болгон реакциясын алдын-ала эске албай, ошонун негизинде аларды өзгөртө алат.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического исследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.
Варианты теста: тест-опросник, тест-задание и проективный тест.
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии развития у него изучаемого качества.
В основе проективного теста лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации.
Социометрия («социальное измерение») – способ обследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы, разработанный Дж.Морено.
Социометрия является средством получения данных о том, как члены социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий-антипатий. Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест (тест социометрического выбора). Он составляется из вопросов (критериев выбора), адресованных каждому члену конкретной группы.
Изучение продуктов деятельности – это метод, позволяющий косвенно судить о психической деятельности человека по материалам.
Изучение продуктов деятельности позволяет выявить:
- интересы, склонности, способности;
- особенности навыков и умений, объем знаний;
- отношение к деятельности;
- особенности различных сторон психики: восприятия, мышления, воображения и др.
Объектами изучения могут быть:
- изделия ручного труда, рукоделия, вышивка и др.,
- стихи, сказки, рассказы,
- рисунки, лепка, аппликации, постройки и др.
Требованиями к методу являются:
1) наличие программы изучения как предмета деятельности, так и процесса его изготовления;
2) изучение объекта в соответствии с условиями жизни и деятельности испытуемых.
Тесттер - бул психодиагностикалык изилдөөнүн адистештирилген методдору, анын жардамы менен сиз изилденип жаткан кубулуштун так сандык же сапаттык мүнөздөмөсүн аласыз. Тесттердин башка изилдөө методдорунан айырмасы, алар баштапкы маалыматтарды чогултуунун жана иштеп чыгуунун так жол-жобосун, ошондой эле аларды кийинки чечмелөөнүн оригиналдуулугун билдирет.
Тесттин варианттары: тест анкетасы, тест тапшырмасы жана проективдүү тест.
Тест анкетасы алдын-ала ойлонулган тутумга негизделген, суроолордун негиздүүлүгү жана ишенимдүүлүгү жагынан кылдаттык менен тандалып алынган жана текшерилген, анын жооптору менен субъекттердин психологиялык сапаттарын баалоого болот.
Тест тапшырмасы адамдын жасаган ишине жараша психологиясын жана жүрүм-турумун баалоону камтыйт. Ушул типтеги тесттерде предметке бир катар атайын тапшырмалар сунушталат, анын натыйжалары боюнча, алар изилденген сапаттын өнүгүшү же жоктугу боюнча бааланат.
Проективдүү тест проекциялоо механизмине негизделет, ага ылайык, адам өзүнүн сапаттарын, айрыкча кемчиликтерин башка адамдарга мүнөздөп берүүгө жакын. Проективдүү тестти колдонуп, психолог анын жардамы менен теманы элестетип, өзүм билемдик менен чечмелөөгө дуушар болгон сюжет-белгисиз жагдайга киргизет.
Социометрия ("социалдык чен-өлчөм") - Г.Морено иштеп чыккан чакан топтун ичиндеги эмоционалдык-түз мамилелерди иликтөө ыкмасы.
Социометрия - бул социалдык топтун мүчөлөрүнүн бири-бирине жаккан жана жакпагандыктарынын негизинде кандайча байланышы бар экендиги жөнүндө маалыматтарды алуу каражаты. Социометриянын негизги методологиялык куралы деп социометрикалык тест (социометрикалык тандоо тести) деп аталат. Ал белгилүү бир топтун ар бир мүчөсүнө багытталган суроолордон (тандоо критерийлеринен) турат.
Аракеттин продуктыларын изилдөө - бул адамдын психикалык ишмердүүлүгүн материалдар боюнча кыйыр түрдө баалоого мүмкүндүк берген метод.
Иш-аракеттердин продуктыларын изилдөө төмөнкүлөрдү көрсөтөт:
- кызыкчылыктар, каалоолор, жөндөмдөр;
- көндүмдөрдүн жана жөндөмдөрдүн өзгөчөлүктөрү, билимдин көлөмү;
- иш-аракетке болгон мамиле;
- психиканын ар кандай аспектилеринин өзгөчөлүктөрү: кабылдоо, ой жүгүртүү, элестетүү ж.б.
Изилдөөнүн объектилери төмөнкүлөр болушу мүмкүн:
- кол өнөрчүлүк, сайма сайма, сайма сайма ж.б.
- ырлар, жомоктор, окуялар,
- чиймелер, моделдөө, аппликациялар, имараттар ж.б.
Методго коюлган талаптар:
1) иш предметин да, аны жасоо процессин да изилдөө программасынын болушу;
2) субъекттин жашоо шартына жана ишмердигине ылайык объектини изилдөө.
Вопросы и задания для самоконтроля
Назовите методологические принципы в психологии.
Какие группы методов исследования выделяют в психологии?
Дайте характеристику организационным методам исследования.
Какие виды эксперимента используются в психологических исследованиях? Что общего между ними и в чем специфика каждого из видов?
Какие достоинства и недостатки имеет метод анкетирования?
Приведите примеры теста-опросника, теста-задания, проективного теста.
О каких проявлениях психики ребенка можно судить по его рисункам?
* Разработайте модель проведения исследования, целью которого является выявление уровня взаимоотношений детей в классе (в соответствии с этапами психологического исследования (см. Приложение 1).
Литература
Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.
Дубровина И.В. и др. Психология. М., 2001.
Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2001.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.
М., 1995.
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995. С.26-33.