СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методы работы коррекционно – педагогической деятельности с детьми имеющими эмоционально – волевые нарушения»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эмоционально-волевая сфера – компонент эмоциональной устойчивости, степень волевого владения человеком своими эмоциями.Эмоционально-волевая сфера – компонент эмоциональной устойчивости, степень волевого владения человеком своими эмоциями.

Просмотр содержимого документа
««Методы работы коррекционно – педагогической деятельности с детьми имеющими эмоционально – волевые нарушения»»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кировский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения Российской Федерации





РЕФЕРАТ

По дисциплине: Специальная педагогика

На тему: «Методы коррекционно – педагогической деятельности с детьми с эмоционально – волевыми нарушениями»





Работу выполнила:

Топорова Светлана Сергеевна


Работу проверила:

Смирнова Светлана Игоревна








Киров 2019

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1.1. Характеристика основных нарушений эмоционально - волевой сферы………………………………………………………………………………4

1.2. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения……..........7

1.3. Методы и приемы коррекционно – педагогической работы с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями…………………………………………9

Заключение………………………………………………………………….12

Список используемой литературы………………………………………….13



















Введение

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.












1.1Характеристика основных нарушений эмоционально - волевой сферы

Эмоционально-волевая сфера – компонент эмоциональной устойчивости, степень волевого владения человеком своими эмоциями.

Нарушения эмоционально-волевой сферы детей чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы. У детей первых лет жизни стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время). Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

Эмоциональные расстройства доминируют в структуре общего дезадаптационного синдрома, характерного для этих детей, особенно в раннем возрасте. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия (апатико-абулический синдром). Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория), отмечается при поражениях лобных долей мозга. Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.

Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоционально-волевой сфере:

  • Агрессивные дети;

  • Эмоционально - расторможенные дети. Эти дети на все реагируют слишком бурно;

  • Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы.

К основным факторам, влияющим на эмоционально-волевые нарушения, относятся:

  • природные особенности (тип темперамента)

  • социальные факторы:

- тип семейного воспитания;

- отношение учителя;

- отношения окружающих.

В развитии эмоционально-волевой сферы выделяют три группы нарушений:

  • расстройства настроения;

  • расстройства поведения;

  • нарушения психомоторики.

Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением:

К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи.

Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость.

Эйфория - приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами.

Дисфория - расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности.

Депрессия - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения.

Тревожный синдром - состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью.

Страх - эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности.

Апатия - безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы.

Эмоциональная тупость - уплощенность эмоций, в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования.

К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно - агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.

Гиперактивность - сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания.

Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих.

Демонстративная агрессия - разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников.

Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

Причины нарушения эмоционального неблагополучия детей:

-несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;

-нарушение режима дня;

-избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);

- желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;

- неблагополучное положение в семье.

-частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;

-чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;

- снижение двигательной активности;

- недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.


1.2. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

  • Устранение (по возможности) или ослабление психотравмирующих моментов (в том числе негативных психотравмирующих факторов социального плана, например неблагоприятных условий жизни и деятельности ребенка в семье, неправильного педагогического подхода к воспитанию ребенка и т.д.).

  • Определение и практическая реализация рационального (с учетом индивидуальных особенностей ребенка) режима дня и учебной деятельностиОрганизация целенаправленного поведения ребенка; формирование адекватного поведения в различных социально-бытовых ситуациях.

  • Установление позитивного тесного эмоционального контакта с ребенком, включение его в увлекательную деятельность (совместно с педагогом и другими детьми) – с учетом его интересов и склонностей. Поддерживание позитивного контакта с ребенком в течение всего периода педагогической работы в данном образовательном учреждении.

  • Сглаживание и постепенное преодоление отрицательных качеств личности у детей с эмоционально-волевыми расстройствами (замкнутость, негативизм в том числе речевой негативизм, раздражительность, сензитивность в частности, повышенная чувствительность к неудачам, безразличное отношение к проблемам окружающих, к своему положению в детском коллективе и др.).

  • Важное значение имеет преодоление и предупреждение невротических реакций: эгоцентризм, инфантильность с постоянной зависимостью от окружающих, неуверенность в своих силах и др.

  • Формирование социально-положительных личностных качеств: общительности, социальной активности, способности к волевым усилиям, стремления к преодолению встречающихся трудностей, к самоутверждению в коллективе в сочетании с благожелательным, корректным отношением к окружающим;

  • Формирование правильных взаимоотношений детей в детском коллективе (прежде всего, нормализация или установление правильных межличностных отношений между ребенком, страдающим эмоционально-волевыми нарушениями, и другими детьми воспитательской группы /класса); проведение разъяснительной работы с окружающими данного ребенка детьми. Обучение ребенка сотрудничеству с другими детьми и взрослыми;

  • Целенаправленное формирование у детей с эмоционально-волевыми нарушениями игровой, предметно-практической (в том числе художественно-изобразительной), учебной и элементарной трудовой деятельности; проведение на этой основе систематической разноплановой педагогической работы по нравственному, эстетическому воспитанию детей, формированию положительных качеств личности.

  • Приобщение к коллективным формам деятельности, вовлечение ребенка в совместную с другими детьми игровую, предметно-практическую и учебную деятельность. Формирование у ребенка навыков работы в коллективе: умений учитывать общие правила и цели данного вида деятельности, интересы других детей, умения подчиняться требованиям коллектива, соотносить свои действия с работой других и т.д

  • Развитие познавательных интересов и потребностей, формирование сознательного, ответственного отношения к своим обязанностям, выполняемым учебным заданиям, общественным поручениям и др.

  • Формирование устойчивых мотивов учебной и предметно-практической деятельности, соответствующей возрасту. Развитие речевого общения в ходе совместной с педагогом, с другими детьми деятельности (учебной, игровой, практической).

  • Воспитание целенаправленности и планомерности деятельности, формирование тормозных («сдерживающих») реакций, правильной самооценки собственной деятельности и поведения.

  • Развитие двигательных функций, общей и тонкой ручной моторики, в том числе при формировании предметно-практической деятельности в различных ее видах. Подготовка к овладению двигательным актом письменной деятельности. Лечебная физкультура в коррекционной работе с детьми-аутистами имеет очень важное значение. В связи с недоразвитием функций вестибулярного аппарата особое значение приобретают упражнения на равновесие, координацию движений, ориентировку в пространстве.

1.3. Методы и приемы коррекционно – педагогической работы с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями

Коррекционная педагогика основывается на определенных методах. 1.Метод беседы или метод сбора психолого-педагогических данных посредством общения педагога с ребенком. При этом многое зависит от умения педагога создать эмоционально-психологическую атмосферу, подходящую для ребенка. Педагог в процессе беседы не только трактует слова, но и невербальные знаки. Такой метод в коррекционной педагогике подходит только для детей с развитыми речевыми функциями.

2.Метод наблюдений. Такой метод делится сразу на несколько разных способов. За ребенком можно наблюдать, включаясь в процесс его деятельности, или же наоборот, стоя в стороне. Можно делать это открыто или же напротив, закрыто, с помощью зеркала Гизелла. Обычно педагог ведет план своих наблюдений, записывает ощущения и мысли, а после анализирует полученный материал. Однако есть и минусы у такого способа – каждый человек трактует увиденное по собственным стандартам.

3.Метод анкетирования. Самый стандартный и распространенный метод. Но, к примеру, маленькие дети не всегда в состоянии заполнить анкету, поэтому он подходит не для каждого вида учреждения и не каждому ребенку.

4.Метод педагогического эксперимента. Это комплексный подход к диагностике ребенка. При таком методе используются анкетные данные, беседы, наблюдения и многое другое. Установление связей и закономерностей – главная цель такого метода.

5.Метод анализа продуктов деятельности и анамнестических сведений. При таком методе изучается медицинская карта ребенка, и на основе его истории болезни выставляется диагноз. Также в исследование входит просмотр поделок, школьных тетрадей и многого другого, что сделал ребенок. Метод изучения документации. На каждого ребенка детские сады и школы ведут определенное досье. Именно по нему коррекционные педагоги могут, проанализировав, сделать выводы. Это самые простые и многим известные способы. Однако существуют и более серьезные методы, такие как:

6.ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум), где собирается и обрабатывается абсолютно вся информация, полученная психологами, логопедами, родителями, социальными работниками, коррекционными педагогами и врачами. Целью такого метода является составление индивидуального плана развития ребенка.

Существуют методы, которые в дополнение помогают и корректируют эмоционально-волевую сферу ребенка. Работу стоит проводить как с родителями, так и с детьми.

С детьми:

  • Сказкотерапия (сказки О.Е. Хухлаевой);

  • Музыкотерапия (для уменьшения раздражения-Бетховен «Лунная соната», для снятия состояния тревоги-Дебюсси «Соната для скрипки и фортепиано», успокоительное-Шуберт «Аве Мария» и.т.д);

  • Психогимнастика (спектр упражнений для детской психики, техника выразительных движений лица и тела для воспитания эмоций и чувств);

  • Совместные мероприятия родителей с детьми;

  • Телесная терапия (это способ избавиться от душевных переживаний через взаимодействие с телом);

  • Драмотерапия (это новое направление арт-терапии, она использует такой широко распространенный прием, как драматизация, то есть разыгрывание какого-либо сюжета);

  • Игры и упражнения на снятие страхов и повышения уверенности в себе (арт терапевтические упражнения и методики «Мозартика: «Усадьба», «Городок», «Витражи», «Космос», Туманы», упражнение «Вылепи свой страх», «Волшебная коробка ощущений и.т.д);

  • Песочная терапия (это один из методов психотерапии, это способ общения с самим собой, снятие внутреннего напряжения).

С родителями:

  • консультации

  • индивидуальные беседы по конкретным ситуациям

  • совместные мероприятия родителей с детьми

  • круглые столы





Заключение


Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка. Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.





























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1.Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.- 432с.

2.Карпова, Г.З Мир чувств и эмоций дошкольника.: Воспитатель дошкольного образовательного учреждения -2011. –N 8.-С.119-121.

3.Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.; Воронеж, 1998.-34с.

4.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2003.

5.Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.








10