СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы работы на уроках математики (Обобщение опыта)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описываются  методы работы на уроках математики. Оказывается можно учить математике так, что будет интересно.

Просмотр содержимого документа
«Методы работы на уроках математики (Обобщение опыта)»


Методы работы на уроках математики


Работа в колледже - это работа, которую нельзя считать легкой, так как здесь контингент учащихся сложный и считать некоторых детей одаренными трудно. И поэтому каждый учитель вправе выбрать близкую себе педагогическую концепцию. Цель - научить учиться - удачно реализуется в системе развивающего обучения, когда учебная деятельность включает в себя мониторинг - непрерывное контролирующее действие, позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение от незнания к знанию, отслеживать качество усвоения знаний и умений.

Чтобы можно было наблюдать продвижение учащихся от незнания к знанию, и отслеживать качества усвоения знаний и умений, необходимо в период адаптации первого курса выявить тех учащихся, которые успевали хорошо в школе или имели повышенную мотивацию к обучению. Для этого в сентябре месяце я просматриваю документы основной школы и выявляю тех учащихся, которые имеют по физике хорошо и отлично. По проведенной мною диагностике я определила, что в группе Са11 таких 6 чел., в группе

А11 - 7 чел. (один из них имеет оценку пять), в группе Т11 - 3 чел.

(но два человека имеют одну тройку в аттестате по математике)

Первый урок по математике я начинаю с характеристики моего предмета учениками и прошу продолжить фразу "Математика - это…" Продолжение данного предложения оказываются самыми неожиданными. Математика - это формулы, Математика - это наука, Математика - это интересный предмет, Математика - это целый мир, Математика - это конфликт с учителем. После такой характеристики становится ясно почему некоторые учащиеся имели тройку по математике. В процессе обучения математике после первого курса я прошу тех же самых учащихся продолжить ту же фразу. Продолжения данного предложения уже непохожи на те, которые дети давали вначале первого курса. В конце первого курса они говорят: " Математика - это здорово! Математика - это формулы, задачи и определения. Математика - это урок, на который хочется идти. Математика - это общение. Математика - это место, где я себя чувствую личностью." После таких определений моего предмета, я понимаю, что я достигла неплохих результатов с учащимися, которые имеют повышенную мотивацию к обучению.

Но чтобы добиться таких определений, мне необходимо много хорошо и творчески работать, чтобы развить интерес учащихся к математике. Поэтому, после изучения документов основной школы я провожу входной контроль. Диагностику я провожу в сентябре каждого учебного года без специального повторения материала, что позволяет зафиксировать уровень остатка знаний. После проведения входного контроля в 2018 г. я обнаружила, что не все учащиеся подают надежду на положительную мотивацию обучения. Но тех ребят, которые показали хорошие знания при диагностике, я стараюсь поддержать и привить им положительную мотивацию к обучению. Для этого я составляю карточки повышенной трудности, учащиеся решают олимпиадные задачи, нестандартные задачи, задачи с "ловушкой", самостоятельно составляют задачи для других учащихся, а также составляют проверку друг друга. Затем я провожу проверку знаний. Я убедилась, что специальные уроки контроля и оценки знаний просто необходимы. Во-первых, у учащихся повышается интерес к самому процессу приобретения знаний. Во-вторых, они начинают осознавать себя активными субъектами учебной деятельности, эффективность которой во много зависит от них самих и это приводит в конечном счете к самодиагностике. Например, на первом курсе я провожу контрольную работу в течение 45-ти минут, но предлагаю учащимся задачи разноуровневого характера. Все получают одинаковые задания, но каждый из них (из восьми заданий) может выбрать себе те задания, которые соответствуют его уровню знаний. Иногда я могу дать карточки первого, второго, третьего уровня закодированного характера. При таком контроле и оценке знаний каждый учащийся нацелен на результат своего труда.

Если при традиционной форме контроля учитель ставит акцент на получение результата учеником, то в развивающем обучении внимание направленно на процесс получения результата учеником. Средством для выявления степени достижения учащимися результатов обучения является системная диагностика, которая позволяет определить трудности в формировании умений, и зону ближайшего развития каждого ребенка, организовывать целенаправленную, развивающую работу с учащимися и прослеживать продвижение в обучении каждого учащегося, имеющего повышенную мотивацию к обучению. В 2013 г. в группу Строительство и эксплуатация зданий и сооружений пришли учиться Шапошников Д., Абдулин П. Эти ребята сразу показали свои знания. При входном контроле их оценки были отлично и в дальнейшим их ответы были развернутыми, чувствовалось, что ребята пользуются дополнительной литературой. Поэтому пришлось расширить рабочую программу по математике для того, чтобы углубить их знания. Ребята сразу бросились в глаза своей повышенной мотивацией к обучению. У ребят есть цель, они хотят поступить в ВУЗ, придя в колледж они решили доказать своим одноклассникам и учителям, что они способны учиться. Они проявляют интерес и по другим предметам, им приятен статус хороших учеников, а этого обязывает участвовать в общественных мероприятиях.

В системе развивающего обучения я использую пять этапов контроля, которые описаны в методической литературе и соответственно провожу работы: тестово - диагностического, самостоятельная, проверочная, контрольная, итоговая.

На всех этапах контроля я предлагаю обучающемуся возможность выбора задания доступного уровня трудности. Например, это могут быть задания с выбором правильного ответа (оценивается правильность решения); задания с ответом, но без некоторого условия (нужно восстановить задачу); составление аналогичной задачи для другого ученика; олимпиадная задача повышенной трудности; нестандартная задача. Такие же задачи я предлагаю на повторительно - обобщающих уроках, которые носят тренировочный характер.

В развивающем обучении успехи ученика рассматриваются в динамике, на фоне предыдущих его успехов, не допускается сравнение детей между собой по результатам их учебной деятельности. То есть следует сравнивать успехи студента с его предыдущими успехами. Это развивает ребенка. Нельзя сравнивать знания двух разных учащихся, но многие этого не понимают Использование мониторинга и диагностики знаний учащихся позволяет:

убедить детей в том, что они учатся не для отметок, а для получения знаний, для развития мыслительной деятельности (развитие творческого начала);

повысить познавательную активность детей;

сделать работу учащихся, имеющих положительную мотивацию обучения целенаправленной и мотивированной.

Цель моего обучения выявить, поддержать, развить и закрепить творческую личность, чтобы учащиеся с повышенной мотивацией обучения могли поступить учиться дальше и развивали свои творческие способности.

Эта цель частично решается мною, но проблема выявления учащихся имеющих повышенную мотивацию обучения - трудная работа, здесь нужен инструмент психологической и социальной диагностики.


























Доклад к педсовету по теме:





"Проблемы выявления и поддержка одаренных

и способных детей,

а также детей имеющих повышенную мотивацию

к обучению".







Подготовила:

преподаватель физики

ГОУ ПУ № 11 Дутова О. А.





г. Райчихинск

2005 г.