Методы работы на уроках математики
Работа в колледже - это работа, которую нельзя считать легкой, так как здесь контингент учащихся сложный и считать некоторых детей одаренными трудно. И поэтому каждый учитель вправе выбрать близкую себе педагогическую концепцию. Цель - научить учиться - удачно реализуется в системе развивающего обучения, когда учебная деятельность включает в себя мониторинг - непрерывное контролирующее действие, позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение от незнания к знанию, отслеживать качество усвоения знаний и умений.
Чтобы можно было наблюдать продвижение учащихся от незнания к знанию, и отслеживать качества усвоения знаний и умений, необходимо в период адаптации первого курса выявить тех учащихся, которые успевали хорошо в школе или имели повышенную мотивацию к обучению. Для этого в сентябре месяце я просматриваю документы основной школы и выявляю тех учащихся, которые имеют по физике хорошо и отлично. По проведенной мною диагностике я определила, что в группе Са11 таких 6 чел., в группе
А11 - 7 чел. (один из них имеет оценку пять), в группе Т11 - 3 чел.
(но два человека имеют одну тройку в аттестате по математике)
Первый урок по математике я начинаю с характеристики моего предмета учениками и прошу продолжить фразу "Математика - это…" Продолжение данного предложения оказываются самыми неожиданными. Математика - это формулы, Математика - это наука, Математика - это интересный предмет, Математика - это целый мир, Математика - это конфликт с учителем. После такой характеристики становится ясно почему некоторые учащиеся имели тройку по математике. В процессе обучения математике после первого курса я прошу тех же самых учащихся продолжить ту же фразу. Продолжения данного предложения уже непохожи на те, которые дети давали вначале первого курса. В конце первого курса они говорят: " Математика - это здорово! Математика - это формулы, задачи и определения. Математика - это урок, на который хочется идти. Математика - это общение. Математика - это место, где я себя чувствую личностью." После таких определений моего предмета, я понимаю, что я достигла неплохих результатов с учащимися, которые имеют повышенную мотивацию к обучению.
Но чтобы добиться таких определений, мне необходимо много хорошо и творчески работать, чтобы развить интерес учащихся к математике. Поэтому, после изучения документов основной школы я провожу входной контроль. Диагностику я провожу в сентябре каждого учебного года без специального повторения материала, что позволяет зафиксировать уровень остатка знаний. После проведения входного контроля в 2018 г. я обнаружила, что не все учащиеся подают надежду на положительную мотивацию обучения. Но тех ребят, которые показали хорошие знания при диагностике, я стараюсь поддержать и привить им положительную мотивацию к обучению. Для этого я составляю карточки повышенной трудности, учащиеся решают олимпиадные задачи, нестандартные задачи, задачи с "ловушкой", самостоятельно составляют задачи для других учащихся, а также составляют проверку друг друга. Затем я провожу проверку знаний. Я убедилась, что специальные уроки контроля и оценки знаний просто необходимы. Во-первых, у учащихся повышается интерес к самому процессу приобретения знаний. Во-вторых, они начинают осознавать себя активными субъектами учебной деятельности, эффективность которой во много зависит от них самих и это приводит в конечном счете к самодиагностике. Например, на первом курсе я провожу контрольную работу в течение 45-ти минут, но предлагаю учащимся задачи разноуровневого характера. Все получают одинаковые задания, но каждый из них (из восьми заданий) может выбрать себе те задания, которые соответствуют его уровню знаний. Иногда я могу дать карточки первого, второго, третьего уровня закодированного характера. При таком контроле и оценке знаний каждый учащийся нацелен на результат своего труда.
Если при традиционной форме контроля учитель ставит акцент на получение результата учеником, то в развивающем обучении внимание направленно на процесс получения результата учеником. Средством для выявления степени достижения учащимися результатов обучения является системная диагностика, которая позволяет определить трудности в формировании умений, и зону ближайшего развития каждого ребенка, организовывать целенаправленную, развивающую работу с учащимися и прослеживать продвижение в обучении каждого учащегося, имеющего повышенную мотивацию к обучению. В 2013 г. в группу Строительство и эксплуатация зданий и сооружений пришли учиться Шапошников Д., Абдулин П. Эти ребята сразу показали свои знания. При входном контроле их оценки были отлично и в дальнейшим их ответы были развернутыми, чувствовалось, что ребята пользуются дополнительной литературой. Поэтому пришлось расширить рабочую программу по математике для того, чтобы углубить их знания. Ребята сразу бросились в глаза своей повышенной мотивацией к обучению. У ребят есть цель, они хотят поступить в ВУЗ, придя в колледж они решили доказать своим одноклассникам и учителям, что они способны учиться. Они проявляют интерес и по другим предметам, им приятен статус хороших учеников, а этого обязывает участвовать в общественных мероприятиях.
В системе развивающего обучения я использую пять этапов контроля, которые описаны в методической литературе и соответственно провожу работы: тестово - диагностического, самостоятельная, проверочная, контрольная, итоговая.
На всех этапах контроля я предлагаю обучающемуся возможность выбора задания доступного уровня трудности. Например, это могут быть задания с выбором правильного ответа (оценивается правильность решения); задания с ответом, но без некоторого условия (нужно восстановить задачу); составление аналогичной задачи для другого ученика; олимпиадная задача повышенной трудности; нестандартная задача. Такие же задачи я предлагаю на повторительно - обобщающих уроках, которые носят тренировочный характер.
В развивающем обучении успехи ученика рассматриваются в динамике, на фоне предыдущих его успехов, не допускается сравнение детей между собой по результатам их учебной деятельности. То есть следует сравнивать успехи студента с его предыдущими успехами. Это развивает ребенка. Нельзя сравнивать знания двух разных учащихся, но многие этого не понимают Использование мониторинга и диагностики знаний учащихся позволяет:
убедить детей в том, что они учатся не для отметок, а для получения знаний, для развития мыслительной деятельности (развитие творческого начала);
повысить познавательную активность детей;
сделать работу учащихся, имеющих положительную мотивацию обучения целенаправленной и мотивированной.
Цель моего обучения выявить, поддержать, развить и закрепить творческую личность, чтобы учащиеся с повышенной мотивацией обучения могли поступить учиться дальше и развивали свои творческие способности.
Эта цель частично решается мною, но проблема выявления учащихся имеющих повышенную мотивацию обучения - трудная работа, здесь нужен инструмент психологической и социальной диагностики.

Доклад к педсовету по теме:
"Проблемы выявления и поддержка одаренных
и способных детей,
а также детей имеющих повышенную мотивацию
к обучению".
Подготовила:
преподаватель физики
ГОУ ПУ № 11 Дутова О. А.
г. Райчихинск
2005 г.