Дополнительная образовательная программа «Эстрадный вокал»
МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ПЕВЧЕСКИМ ДЫХАНИЕМ
Певческое дыхание.
Основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.
Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.
На первом этапе работы одним из методов является использование дыхательных упражнений вне пения.
Дыхательные упражнения без пения необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о правильных дыхательных движениях. С этой целью рекомендуется несколько упражнений в определенной последовательности.
Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно. Этим упражнениям обычно отводится 2–3 минуты. Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции, и особенно рекомендуется применять в работе с ансамблем.
Нередко в практике ансамблевой работы с детьми используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокальной техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.
Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.Таким образом, певческое дыхание является основой вокальной техники. Приобретение других вокальных навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.
Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы вокальной группы берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:
не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
дыхание брать незаметно и быстро;
вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;
чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию группы.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания группы.
Упражнения на дыхание
Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего, следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.
- Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины (поясница), живот подается вперед.
- Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).
Упражнение 1 ("Пфф"). Это упражнение является основным, с него будут начинаться и им заканчиваться все последующие упражнения. Цель его - включение диафрагмального дыхания, освоение упругого выдоха, паузы и возврата дыхания (выдоха).
Это и все последующие упражнения желательно выполнять только стоя. Перед их выполнением, следует принять красивую осанку, распрямив позвоночник, расправив плечи. Делать упражнения нужно легко, ненапряжённо.
Сожми плотно губы, растянув уголки рта в полуулыбке без прищура глаз. Затем начинай плавно выпускать воздух, так чтобы не губы не выпячивались и не распускались, а щёки не надувались. В момент выдоха издаётся звук "пфф". Выдох при этом ровный, он не должен ни изменяться, ни прерываться.
После того, как выйдет примерно половина воздуха, прекращай выдох. Свободно расслабь губы и дожидайся приятного желания вдохнуть. Вдох производится свободно и обязательно через нос, лишь за счёт расслабления мышц живота и груди. После вдоха сразу же без паузы повторяй весь предыдущий цикл.
Упражнение 2 ("С-с-с"). Тренировка равномерного выдоха на звуке "с".
Сначала выполни упражнение 1. Затем в полуулыбке растяни губы и прикрой их, уперев кончик языка в нижние зубы и сделав выдох со сжатыми зубами, издавая при этом звук "с-с-с". Продли этот звук на некоторое время (но не до полного выдоха), добиваясь, чтобы он не дрожал, не изменялся по громкости и не прерывался.
Повтори упражнение несколько раз и закончи его выдохом "пфф" (Упражнением 1).
(Очень важно для правильного выполнения данного упражнения делать его на полуулыбке, а не при каком-то другом положении губ.)
Тренировка равномерного выдоха и грудного резонирования.
Упражнение 3 ("Ж-ж-ж").
Сначала сделай упражнение 1 ("пфф"). Затем сожми крепко зубы, раскрой губы и вытяни их широкой трубочкой. Затем на плавном выдохе, подражая шмелю, издай звук "ж-ж-ж". Этот звук должен быть негромкий, умеренно низкий, выдох экономичный. Как и в упражнении 2 нужно добиваться равномерности и непрерывности издаваемого звука.
Положи ладонь на грудную клетку и ощути вибрацию.
Упражнение 4 ("З-з-з").
Как всегда, сначала выполни упражнение 1. Затем прими положение губ, точно такое же, как в упражнении 2 - на полуулыбке и произнеси звук "з-з-з". Это упражнение полностью аналогично предыдущему: произносимый звук должен быть низким, ровным, непрерывным. Закончи его выдохом "пфф".
Заметь, что если звук вялый или направлен в область носа, то вибрация в груди ощущается слабо. Поэтому наличие её служит хорошим контролем точности выполнения данных двух упражнений. Следи за правильным положением губ и сжатием зубов. При звуке "ж" - губы широкой трубочкой, на "з" - в полуулыбке. Иначе звуки будут прерывистыми, неровными, а, кроме того, при неправильном положении губ будут издаваться совсем другие звуки.
Упражнение 5
Сделай выдох "пфф", на возврате дыхания прими форму зевка. Удерживая это положение, чуть разомкни губы и произнеси негромкие, короткие, но частые множественные звуки "т-т-т" так, чтобы губы и челюсти оставались неподвижными, а работал лишь кончик языка. После паузы и возврата дыхания на зевке, произнеси аналогично звуки "д-д-д". Старайся, чтобы расстояния между повторяющимися звуками были одинаковы. Обрати внимание: если губы двигаются, значит, нарушена форма зевка и поднят корень языка. Старайся не допускать этого.
Регулярно выполняя это упражнение, постепенно повышай частоту произнесения звуков, вплоть до скорости пулемётной очереди. Но такой частоты добиваются лишь после нескольких месяцев тренировок.
Упражнение 6
Сделай выдох "пфф" и на возврате дыхания, когда рот примет форму вежливого зевка, прикрытого губами, негромко произнеси средний по продолжительности звук "м". Прерви его резким, но не очень большим открытием губ так, чтобы образовалось небольшое круглое отверстие.
Упражнение 7
После выдоха "пфф" и вдоха происнеси слог "ма" и не прекращая звучания, последовательно добавляй к нему остальные слоги: "мэ", "ми", "мо", "му". При этом гласные "а" и "и" - не открытые, как во время речи, а округлённые, "прикрытые".
Упражнение 8
Сделай выдох "пфф", паузу и вдох. На следующем выдохе начинай чётко выговаривая каждый звук, но не очень громко и не очень быстро: "Как на нашем на пригорке стоят двадцать два Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка …" и т.д.
Чем больше Егорок у тебя получится, тем лучше
Упражнение 9
Сделай упражнение 2 ("С-с-с"), глядя на секундную стрелку. Выпускай воздух до тех пор, пока звук не станет прерываться от кончаемого воздуха. Чем больше секунд будет длиться "с-с-с", тем лучше.
Упражнение 10
После выдоха "пфф", паузы и вдоха на полуулыбке произнеси "тррр". По мере освобождения языка от напряжения длительность произношения согласного "р" с каждым разом будет увеличиваться. И, наконец, отбрось первый звук "т" и произноси только длительный, раскатистый "р-р-р".
Упражнение 11. Упругий выдох на согласных "п-т-к".
Упругое произношение этих согласных достигается за счёт напряжения диафрагмы. Все звуки произносятся посредством короткого и сильного толчка воздушной струи.
Схема упражнения:
Пфф - пауза - вдох - п-т-к - пауза - п-т-к … пауза - вдох - п-т-к и т.д.
Особенно важно произнести правильно первый звук "п". На нём воздух выталкивается через плотно, упруго подвёрнутые губы с резким их размыканием и расслаблением. Не спеши присоединять последующие согласные, чтобы не было "пы - ты - кы", делай это упражнение аккуратно.
Упражнение 12. Тренировка задержки дыхания.
Выдохни "пфф", сделай паузу, вдох и задержите дыхание на 5-10 сек. Затем следует плавный выдох, пауза и вдох. От занятия к занятию постепенно увеличивай время задержки, но так, чтобы не было после неё укороченного выдоха, паузы и вдоха. После того, как ты научишься легко задерживать дыхание до 25-30 сек, переходи к следующему упражнению.
Упражнение 13. Тренировка опоры дыхания на "пфф".
В этом упражнении воздух выпускается не ровно, а толчками. Сделай вдох (после обычного "пфф" и паузы). Теперь сделай короткий выдох "пфф", небольшую паузу, снова "пфф", ещё паузу и так несколько раз, но не до полного выдоха. Потом следует пауза, вдох.
Повтори упражнение несколько раз.
Упражнение 14
Сохраняя подобранность брюшного пресса на протяжении всего выдоха, произноси звукосочетание "бутотатэти", после паузы и вдоха поменяй первый звук на "в". Это упражнение активизирует мышцы рта, на опоре дыхания. Сохраняй правильную форму зевка.
Упражнение 15.
Это упражнение также хорошо тренирует мышцы губ и опору дыхания. Произноси на выдохе слог "бубдл" или "вубдл" и т.д. с другой начальной согласной. При этом очень важно, чтобы в сочетании "бдл" не было никаких дополнительных гласных.
Упражнение 16 ("Наковальня").
Согни левую руку в локте ладонью вверх на уровне пояса. Правую руку, сжатую в кулак, подними на уровень груди. Теперь представь, что на левой ладони лежит мяч. Ударь по этому воображаемому мячу кулаком правой руки, не коснувшись левой ладони. После этого кулак должен тут же отскочить, как молоток от наковальни. Теперь будем делать удары на каждый слог скороговорки: "От-то-по-та-ко-пыт-пыль-по-по-лю-ле-тит". Слоги должны произноситься настойчиво и уверенно. Затем попробуй, что сложнее, произносить слоги во время отскоков. Темп должен быть очень неторопливым. Все слоги должны быть одинаковой чёткости и равноударные.
Упражнение 17.
После выдоха "пфф", паузы и вдоха, начни негромко, неторопливо, но настойчиво проговаривать "птуптоптаптэпти", делая ударение на первом слоге не за счёт увеличения громкости, а за счёт некоторого удлинения гласной.
Начиная данное упражнение, не спеши, вслушивайся в каждый слог, в каждый звук. Потом можно на едином дыхании проговаривать без перерыва по два звукосочетания и больше вместе: "птуптоптаптэптиптуптоптаптэпти" и т.д.
После отработки упражнения с данным звукосочетанием, переходи к другим звукосочетаниям:
ткуткоткаткэтки
пткупткопткапткэптки
пчупчопчапчэпчи.
Упражнение «Собачка». Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дышащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.
Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты. Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание. Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите "животом" в метро, на учебе и прогулке. Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного навыка. Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.
ТРЕНИРОВКА ДЫХАНИЯ В ДВИЖЕНИИ
Многие эстрадные певцы активно передвигаются по сцене, совершая танцевальные движения во время своих выступлений. И хотя это вызывает значительное учащение сердцебиения и увеличивает потребность в кислороде, однако на пении у профессионалов эта активность почти никак не отражается. Это происходит лишь потому, что хороший певец владеет своим дыханием, что позволяет ему петь без одышки и сбивок.
Упражнение 1.
Выдохни "пфф", после паузы и вдоха начинай выдыхать воздух на звуке "с" с одновременным описыванием руками широких круговых движений: в разные стороны по бокам от туловища. Затем то же самое, делая маховые движения руками перед собой.
При выполнении этого упражнения старайся сохранять ровность звука "с".
Упражнение 2.
Это упражнение аналогично предыдущему, только в движениях отрабатываются периодически повторяющийся звук "ч".
Упражнение 3. Тренировка дыхания во время прыжков.
Делай прыжки с выдохом "пфф" не более 10-15 раз. Старайтесь, чтобы характер выдоха оставался неизменным: не было бы усиления звука и перерывов в звучании.
Отдохни, восстанови пульс.
То же самое на звуке "с".
Заканчивай упражнение выдохом "пфф" в статическом положении.
Упражнение 4.
Все то же самое, но сначала в беге на месте, потом при наклонах туловища, поворотах в стороны.
Упражнение 5.
Стоя медленно произноси слоги "бы-бо-бэ", то наклоняя голову максимально назад (но без напряжений) и, задерживаясь в таком положении, опять повторяя данное звукосочетание; то (после паузы и вдоха) наклоняя голову вперёд с задержкой на произношение.
То же самое, но с наклоном головы то к левому, то к правому плечу, то с поворотом головы в сторону.
Меняй слоги на: "ма-мэ-мо", "на-нэ-но" и др.
Упражнение 6.
После выдоха, не делая паузы, начинай ступенчатый прерывистый вдох. Вдох очень короткий, как быстрый удар. Вдох - задержка дыхания. Паузы между каждым вдохом не меньше одной секунды. Набирай как можно больше воздуху в лёгкие, потом делайте некоторую паузу и выдыхай на "пфф".
Во всём нужна постепенность, поэтому сразу не пытайся набирать излишне много воздуха. Не доводи себя до головокружения и неприятных ощущений.
Для начала ограничь число повторений данного упражнения 1-2 разами.
Упражнение 7.
То же, но на каждом вдохе каждом вдохе отводи руки через низ назад. Количество повторений 1-2 раза.
Упражнение 8.
То же, но на каждом вдохе отводи руки через стороны (на уровне груди) назад.
Упражнение 9.
То же, но на каждом вдохе как бы пытаться обнять себя за плечи.