СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы работы учителя по социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы работы учителя по социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе»

Методы работы учителя по социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В.В. Куимова

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

Научный руководитель Е.И. Родоманская



Аннотация: статья рассматривает специальные методы и подходы, необходимые для полноценного взаимодействия учащихся с ОВЗ с окружающими и развития их социальных навыков. Особое внимание уделено процессу социализации в современном контексте, где люди учатся жить в обществе и изменять свое поведение под влиянием различных факторов. В статье также рассматриваются конкретные методы и подходы, позволяющие стимулировать социализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.

Ключевые слова: социализация, обучение, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, начальная школа, социальные навыки, процесс, поведение, общество.

Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе представляет собой важную и сложную задачу для учителей. Работа с такими учащимися требует специальных методов и подходов, которые позволят им полноценно взаимодействовать с окружающими и развивать социальные навыки. В настоящее время под социализацией понимается процесс, в контексте которого люди учатся жить в обществе. Этот процесс заключается в изменении поведения человека под влиянием социума. Социализацию чаще всего рассматривают как процесс и результат усвоения социального опыта. Дети с ОВЗ попадая в коллектив учатся быть самостоятельными, принимают и выполняют различные задачи, берут на себя ответственность. В процессе социализации учащийся не только становится личностью, но и приобретает знания, умения, навыки, то есть все то, что необходимо для пребывания в социуме. Согласно Льву Семеновичу Выготскому, неподготовленность к успешной интеграции детей с ОВЗ в общество обусловлена не их биологическим неблагополучием, а «социальным вывихом», который разрушает связь детей с такими источниками развития, как общество и культура. Исправление «вывиха» осуществляется путем освоения различных социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик и использования "особыми" детьми реальных ситуаций [2, 3].

Для включения личности в социум используются различные методы. Каждый из методов является инструментом, с помощью которых педагог имеет возможность воздействовать на сознание, чувства, поведение ребенка, его отношения с окружающей средой, организовывать разнообразную социальную деятельность. Метод состоит из системы разнообразных приемов и использования различных средств. Наиболее успешные методы: поручение, просьба, распоряжение, приказ, совет, рекомендация, побуждение, принуждение, информирование, заражение, подражание, внушение, идентификация, сравнение и т. д. Метод достигает эффективности процесса реализации педагогического потенциала социальных отношений при условиях, которые в той или иной мере сказываются на развитии конкретного личностного качества. Важной ролью для социализации ребенка является развитие навыков коммуникации. Основным условием преодоления трудностей в общении является включение учащегося в различные виды совместной деятельности с детьми [1].

Социализация через игровую деятельность. Словесные дидактические игры. В ходе таких игр дети решают мыслительные речевые задачи, развивают умение договариваться, бесконфликтно убеждать и доказывать свою точку зрения. Формируют и развивают диалогическую речь. Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, помогают преодолевать застенчивость, робость, неуверенность в себе. Игры соревновательного характера способствуют развитию умения работать в команде, сотрудничать с другими людьми для достижения общей цели, контролировать свои эмоции при победе, либо поражении.

Социализация через словесную деятельность. Проводя беседы по изученным литературным произведениям, нужно показать, что описанные ситуации в книге, могут существовать и в жизни ребенка. Важны высказывания отношения взрослого к событиям и конфликтам, которые были на занятиях. Так же при применении метода сочинения сказок детьми по одной фразе (по цепочке) учащиеся учатся слушать терпеливо, не перебивая, связано выражать свои мысли [5].

Социализация через творческую деятельность. В процессе творческой деятельности (рисование, лепка, конструирование и т. д.) ребенок самостоятельно выбирает интересную для него деятельность и соответствующую его способностям, а педагог тем временем становится партнером для него. Приемы и методы вовлечения в творческую деятельность — это рассказ, беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей и т. д. Такой подход позволяет обеспечить учащемуся успех в дальнейшей жизни, дает право выбора, предоставляет возможность внести свой вклад в жизнь общества [4].

Социализация через физкультурно-оздоровительную деятельность. Она включает в себя спортивные секции, соревнования, спартакиады, спортивные праздники, кроссы, эстафеты и т. д. Данная деятельность развивает самодисциплину, дух соревнования и дружбы, самоуважение, качества, которые имеют существенное значение для социальной адаптации детей [7].

Социализация через внеурочную деятельность. В классные дела, экскурсии, праздники, концерты и классные мероприятия вовлекаются все учащиеся класса, в том числе и учащиеся с ОВЗ. Нужно стараться организовать коллективные дела так, чтобы каждый из участников был вовлечен и заинтересован процессом. Данные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений в коллективе. Внеурочная деятельность помогает ребенку всесторонне развиваться, укрепляет в них веру в собственные возможности, помогает решить задачи коррекции и компенсации дефектов их развития, создает предпосылки для социальной адаптации к дальнейшей жизни [6].

При согласованном и комплексном использовании различных методов и приемов по социализации можно достичь высокого уровня интеграции ребенка в социум. При выборе методов необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребенку, нужно учитывать особенности характера, состояние здоровья, готовность к школьному обучению, адаптационные и психологические возможности. Значительно улучшить состояние ребенка могут только ранняя диагностика и своевременные меры коррекции.

Библиографический список.

1. Торохтий В.С. Социальная педагогика. / В.С. Торохтий — М: Издательство Юрайт, 2022. — 451 с.

2. Ковалева Е.А., Ворожко Т.В. Формирование социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / Е.А. Ковалева, Т.В Ворожко // Коррекционно-педагогическое образование: науч.-метод. журнал - 2019. - №2. - Режим доступа: https://clck.ru/32fbXr.

3. Байдикова О.В., Бронникова А.Б., Черемных Н.Н. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. https://clck.ru/32fbZ4.

4. Воробьева Е.В. Социализация детей с ОВЗ через творческую деятельность, включение воспитанников в мероприятия школы и городские конкурсы (из опыта работы). https://clck.ru/32qRta.

5. Епифанова О.В. Коммуникация детей с ОВЗ. https://clck.ru/32pbJc.

6. Калашникова Н.В. Социализация детей с ОВЗ через организацию внеурочной деятельности. https://clck.ru/32qUHL.

7. Любишина Н.А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через оздоровительную деятельность. https://clck.ru/32qU3j.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!