СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы развития орфографической зоркости

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование на уроках русского языка различных упражнений и игр помогает учителю бороться с шаблоном в работе, разнообразить урок.

Просмотр содержимого документа
«Методы развития орфографической зоркости»

Методы развития орфографической зоркости

Изучение феномена «природной грамотности» привело исследователей к выводу, что грамотность на самом деле не дается от природы, а возникает при правильном проговаривании слов, природная грамотность - не что иное, как автоматизированное «письмо по памяти», а не «по правилам». В его основе лежат не орфографические действия по правилам, а хранящиеся в моторной памяти образы слов, соответствующие орфографической норме. Из этого следует, что, если учащимся постоянно предлагать тексты для прочитывания вслух по слогам (как пишется), они запомнят правописание слов через моторику произношения, так называемое орфографическое чтение. Это эффективный метод развития орфографической зоркости.

Орфографически можно просто читать любые тексты, например, из художественных произведений или сборников диктантов, а лучше – специально подобранные. 

После орфографического прочтения специально подобранный текст можно продиктовать и дать по нему задания. Порядок работы с этими текстами помогает в формировании орфографической зоркости учащихся. Они просто вынуждены будут сосредоточиться на правописании и собственных ошибках. Тренироваться можно следующим образом:

А. Прочитать текст хором;

Б. Выписать из него слова, наиболее трудные для написания (каждый выписывает свои слова), объяснить правописание некоторых слов на правила;

В. Отвлечься от текста на другое задание (например, можно провести устный опрос по пройденным правилам);

Г. Написать текст под орфоэпическую диктовку (не подглядывать в тексты и в список выписанных слов);

Д. Проверить диктанты самостоятельно;

Е. Закрыть тетради с диктантом, открыть тексты и посмотреть правописание слов, насчет которых возникли сомнения. Не сверять с тетрадью!

Ж. Закрыть тексты, открыть тетради и исправить ошибки;

З. Работа проверяется учителем.




Слова, в которых дети сделали ошибки, можно проговаривать вместе, целесообразно предлагать учащимся самостоятельно составлять тексты для орфографического чтения, предлагать на следующий день для прочтения.

Эффективные упражнения:

  • Письмо под орфографическое проговаривание с диктором.

  • Зрительные диктанты (в каждом пакете 30 - 50 фраз).

  • Возникающие слова для зрительного запоминания.

  • Печатание слов по буквам для зрительного запоминания.

  • Списывание.

  • Расшифровка текстов с переставленными буквами и слогами (сложность увеличивается от пакета к пакету).

  • Игра "Три столбика" (тренировка памяти клерка).

  • Упражнения для тренировки памяти.

  • Вписывание слов в текст.

  • Вписывание букв.

  • Озвученные словарные диктанты (слова).

  • Озвученные диктанты (словосочетания и короткие предложения).

  • Изменение цвета букв (методика, основанная на цветофонетике).

  • Запоминание проверочных слов для слов с безударными гласными.

  • Парочки

  • Правила игры "Парочки". Слова переворачиваются и перемешиваются. Игроки по очереди открывают 2 любые карточки и показывают сопернику. Если открылись одинаковые карточки, открывший их игрок забирает карточки себе. Выигрывает тот, кто наберёт больше слов.
    Лото
    Из каждых ваших 8 слов создаётся одна карточка лото. Свои 8 слов вы отрезаете. Они будут служить бочонками в игре. Карточки не разрезаются, а раздаются игрокам. Вместо пустых ячеек мы добавляем на каждую карточку 4 случайных слова. Правила игры в "Лото" всем известны.

  • Прятки
    Ваши слова разделяются случайными символами. Учащиеся должны разглядеть в массиве символов без пробелов заданные слова. Слова нужно обводить или выделять маркером. Прекрасное упражнение для коррекции дислексии.
    Вспомни пару
    Учащиеся должны запоминать пары слов в течение минуты. После лист сгибается и на второй половине учащиеся пишут слова, которые запомнили. Разогнув лист, все быстро проверяют правильность ответов.

    Мешанина
    В каждом слове поменялись местами все буквы, кроме первой и последней. Чтение таких слов помогает при коррекции дислексии. 


Начинать такую работу лучше с 5-6 класса.

Итак, основываясь на результатах собственного практического опыта, можно отметить тот факт, что применение метода орфографического чтения помогает ученику сформировать орфографическую зоркость. А также повышает уровень познавательной деятельности и мотивации учащихся, развивает мышление, воображение, творческие способности, формирует у учащихся навыки самооценки, самоконтроля своей учебной деятельности, способствует развитию культуры общения, воспитывает активную личность, которая умеет видеть, ставить и решать нестандартные проблемы.