УДК 37.088.2
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Алексеева О.В.
Студентка 2 курса, МАГУ, г. Мурманск, Россия
Недосека О.Н.
К.пс.н., доцент, МАГУ, г. Мурманск, Россия
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные методы управления конфликтами в дошкольной образовательной организации, даются их характеристики.
Ключевые слова: конфликт, управление, методы управления конфликтами.
Современное общество характеризуется интенсивным развитием рыночных отношений, что обуславливает изменение содержания и формы социальных взаимоотношений, усложнение деловых взаимосвязей людей. Также обостряется психологический фактор человеческих отношений. Данные обстоятельства способствуют напряжению в общении сотрудников. Что касается системы образования – она претерпевает реформирование, создаются новые нормативные документы, которые предъявляют работникам всё больше требований, порой противоречивых; существует большой объём обрабатываемой информации и работы с документами у работников образовательной организации. Данные факторы способствуют повышению уровня конфликтности трудового коллектива.
Управленческую деятельность можно рассматривать как последовательное преодоление рассогласований в процессе решения производственных задач. В свою очередь, стиль управления – это методы и приемы, применяемые для достижения намеченных целей и задач и линий поведения в возникающих при этом конфликтных ситуациях.
Существуют разные взгляды на классификацию методов управления конфликтами в трудовых коллективах. Мы рассмотрим наиболее популярные. А.Я. Кабанов и Н.В.Федорова выделяют следующие методы управления:
-метод ухода от конфликта (разновидности: бездействие, уступки или приспособление, сглаживание) – данный метод хорош при ограниченном временном ресурсе, при минимальных рисках негативных последствий, а также при наличии потребности в привлечении третьих сторон для решения конфликта;
-метод подавления конфликта (метод скрытых действий) – полезен, когда открытое противодействие противоречит интересам сторон, грозит подрывом авторитета или потерей имиджа;
-метод управления конфликтами, то есть целенаправленное воздействие на причины конфликта, коррекцию поведения участников конфликта, на поддержку контролируемого уровня конфликтности.
Следующая группа - это структурные методы, т.е. методы предупреждения или профилактики конфликтов в организациях. В. П. Пугачёв описывает следующие методы:
-метод чёткой формулировки требований к работе (права, обязанности, полномочия, ответственность) - реализуется в виде составления соответствующих должностных инструкций;
-метод использования координирующих механизмов (управленческая иерархия) – предполагается, что только менеджер принимает окончательное решение по поводу конфликта между подчиненными, также эта функция может быть возложена на специально созданные для этого целевые группы;
-метод установления общих комплексных целей и ценностей;
-метод создания системы поощрения (сюда же включают: санкции, вознаграждения и наказания) – стимулирование коллектива за счёт премий, благодарностей, повышения или понижения по карьерной лестнице.
Также В.П. Пугачёв выделил особую группу методов, не встречающуюся у других авторов – это персональные методы. К ним относятся:
-метод использования власти (поощрения и наказания);
-метод изменения конфликтной мотивации сотрудников путём влияния на их потребности и интересы административными мерами (повысить в должности, послать на курсы повышения квалификации);
-метод убеждения участников конфликта (воспитательные беседы);
-метод изменения состава участников конфликта (перевод, увольнение);
-метод вхождения руководителя в конфликт (эксперт, арбитраж).
Экспертный метод похож по содержанию на выделяемый Н.В. Фёдоровой метод – переговоры (набор тактических приёмов, направленных на поиск компромиссных решений для конфликтующих сторон). Переговоры – это способ урегулирования конфликта, который заключается в использовании не силовых средств и приемов для решения проблемы. Ещё одной разновидностью использования помощи третьей стороны в конфликте является медиация. Она характеризуется участием посредника, который сам не принимает никаких решений, а лишь помогает сторонам конфликта прийти к соглашению, следовательно и ответственность за разрешение конфликта несут сами конфликтующие.
Итак, мы рассмотрели методы управления конфликтами в дошкольной образовательной организации. Следует отметить, что применение структурных методов особенно выигрышно будет именно для профилактики конфликтов в коллективе. Для разрешения противоречий между сотрудниками хороша медиация, однако данный метод требует временных ресурсов и профессиональной подготовки менеджера. В ситуациях, когда применение медиации невозможно, следует прибегнуть к персональным методам управления конфликтами или переговорам. Каждый менеджер сам определяет, какими методами пользоваться в разрешении конфликтов, главное, чтоб последствия носили конструктивный, созидающий характер.
Список использованных источников:
1.Большаков, А.Г. Конфликтология организаций [Текст] / А.Г. Большаков, М.Ю. Несмелова.– М.: МЗ Пресс, 2001.- 182 с.
2.Лукичева, Л.И. Управление персоналом: учеб. пособие [Текст] / Ю.П. Анискина. - М.: «Омега-Л», 2009. – 143с.
3.Пугачев, В.П. Руководство персоналом [Текст] / В.П. Пугачёв. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 333 с.
4.Федорова, Н.В. Управление персоналом организации: учебное пособие [Текст] / Н.В. Федорова, О.Ю. Минчекова. –4 –е издание, перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 420 с.