СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы воспитательной работы с детьми

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы воспитательной работы с детьми»

Колесникова Екатерина Викторовна

Преподаватель

Филиал «Вдохновение» МБУДО «Домодедовская детская школа искусств»



МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.


В педагогической теории и практике существует множество разнообразных форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий этих форм, иногда насчитывая несколько тысяч. Однако, попытки создать исчерпывающую коллекцию не имеют под собой никакого основания. Невозможно перечислить все формы воспитательной работы, да и нет в этом необходимости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на неё.

Воспитание — это базовая функция общества, которая берёт своё начало в глубокой древности. Без передачи опыта от старшего поколения к младшему, без вовлечения молодых людей в социальные и производственные отношения невозможно обеспечить развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, а также существование человеческой цивилизации в целом.

Со временем воспитание меняется: меняются его цели, содержание и методы. История даёт нам яркие примеры особенностей воспитания в разные эпохи: первобытно-общинный строй, античность, средневековье, новое и новейшее время. Культура народов и народностей разных стран проявляется не только в традициях и обычаях, но и в особенностях воспитательных практик.

В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание». С самого рождения ребёнок получает не только материальное, но и духовное питание.

Культурный диалог между поколениями — основа любого воспитания. Воспитание — это непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь человека и, следовательно, всего человечества.

Задачей современных педагогов является формирование у детей навыков самостоятельного принятия решений, целенаправленных действий и поступков, а также развитие способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Цель воспитания заключается в наиболее полном и всестороннем развитии личности, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Содержание воспитания включает в себя внутреннюю культуру личности, ядром которой является духовность, а также внешнюю культуру, включающую в себя культуру общения, поведения и внешнего вида.

Методы воспитания в традиционной педагогике разнообразны и классифицируются в зависимости от различных критериев.

Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев выделяют три группы методов: убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

В. М. Коротов, Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев также называют три группы методов: организация детского коллектива, убеждение и стимулирование.

Т. А. Ильина, И. Т. Огородников определяют следующие группы методов: убеждение (словесное разъяснение, требование, дискуссия), организация дея­тельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требова­ние), стимулирование поведения (оценка, взаимооценка, похвала, поощрение, наказание и т. п.).

Г. И. Щукина объе­диняет методы в три следующие группы: разностороннее воздей­ствие на сознание, чувства и волю учащихся (беседа, диспут, ме­тод примера, убеждение и т. п.); организация деятельности и фор­мирование опыта общественного поведения (педагогическое тре­бование, общественное мнение, приучение, упражнение, пору­чение, создание воспитывающей ситуации); регулирование, кор­рекция и стимулирование поведения и деятельности (соревнова­ние, поощрение, наказание, оценка).

В. А. Сластенин под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Уче­ный называет четыре группы таких методов: формирование со­знания личности (взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стиму­лирование и мотивация деятельности и поведения; контроль, са­моконтроль и самооценка деятельности и поведения.

П. И. Пидкасистый определяет метод как способ педагоги­ческого управления деятельностью (познавательной, трудовой, общественной, нравственной, спортивной, художественно-эсте­тической, экологической), в процессе которой осуществляется самореализация личности, ее социальное и физическое развитие. В его классификации даны три группы методов: формирование взглядов, представлений, понятий, осуществление оперативного обмена информацией; организация деятельности воспитуемых и стимулирование позитивных ее мотивов; стимулирование самооценки и оказание помощи учащимся в саморегуляции их поведения, саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также в оценке ими поступков других учащихся.

Методы воспитания — это способы совместной работы педагогов и учеников, которые помогают достичь целей воспитательного процесса.

Классификация методов воспитания.

  1. Методы убеждений. Методы, с помощью которых формируются взгляды (представления, понятия) учащихся и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами. Внушение, повествование, диалог, диспут, инструктаж, реплика, развернутый рассказ.

  2. Методы упражнений. Методы, с помощью которых организуется деятельность учащихся, и стимулируются позитивные ее мотивы. Поручения, различного вида задания, метод примера, показ образцов, педагогическое требование.

  3. Методы оценки и самооценки. Методы, с помощью которых стимулируются самооценки и оказывается помощь учащимся в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, оцениваются поступки учащихся. Соревнование, поощрение, ситуация доверия, замечание, порицание, наказание, контроль и самоконтроль, критика и самокритика.

Методы воспитательной работы с детьми — это социально обусловленные подходы, которые помогают взрослым эффективно взаимодействовать с детьми в педагогических целях. Они способствуют организации жизни детей, их деятельности, отношений и общения, стимулируют активность и регулируют поведение.

Все виды воспитательной (внеурочной) деятельности тесно связаны с учебным процессом и содержанием обучения и воспитания в школе. Они направлены на достижение определённых образовательных и воспитательных целей.

Методы воспитательной работы с детьми включают различные подходы, которые помогают формировать у ребенка необходимые социальные, моральные и личностные качества. Они могут быть как активными, так и пассивными, индивидуальными или групповыми.

  1. Метод убеждения — использование логики, аргументации и разъяснений для формирования правильных убеждений и ценностей у ребенка. Этот метод направлен на сознательное осознание ребенком своих действий.

  2. Метод примера — воспитание через личный пример взрослого. Дети часто учат ценности и поведение, наблюдая за действиями значимых людей в своей жизни.

  3. Методы упражнений (приучения) — с их помощью организуется деятельность воспитанников и стимулируются её позитивные мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха).

  4. Методы оценки и самооценки — с их помощью производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитанникам в саморегуляции их поведения (критика, поощрения, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля).

  5. Метод поощрения и наказания — применение различных форм вознаграждения за хорошие поступки и наказания за нарушения. Это помогает детям понять, какие действия приемлемы в обществе.

  6. Метод игры — использование игр, как способа обучения и социализации. Игры помогают детям научиться работать в команде, решать проблемы, развивать творческое мышление и эмоциональную интеллигентность.

  7. Метод диалога — беседа, в ходе которой взрослый и ребенок обсуждают важные вопросы, возникающие в жизни ребенка. Это способствует развитию критического мышления и самооценки.

  8. Метод совета — дается совет, который помогает ребенку сделать правильный выбор в определенной ситуации. Этот метод используется для того, чтобы поддержать ребенка в процессе принятия решений.

  9. Метод поддержки и участия — активно участвовать в жизни ребенка, проявлять заботу и внимание. Это помогает выстраивать доверительные отношения и способствует эмоциональному развитию ребенка.

  10. Метод сотрудничества — создание условий для совместной деятельности, в которой ребенок участвует как равный партнер. Такой подход способствует развитию самостоятельности и ответственности.

  11. Метод проблемного обучения — использование ситуаций, требующих разрешения, чтобы развить у ребенка способность анализировать и решать проблемы.

Также к методам воспитательной работы можно отнести беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическую деятельность, ролевой тренинг.

Эти методы могут применяться как по отдельности, так и в сочетании, в зависимости от целей воспитания и конкретных обстоятельств.

Форма воспитательной работы представляет собой внешний образ взаимодействия детей с педагогом, который формируется благодаря системе используемых средств и выстраивается в определённом логическом порядке, обеспечивая метод работы с детьми.

В процессе поиска оптимальной формы педагог исходит из содержания, выбирая наиболее подходящее средство для внешнего оформления идеи. Ребёнок же, напротив, движется от формы к содержанию, воспринимая внешнее и продвигаясь к сути. Он увлекается формой, чтобы затем принять идею.

Форма воспитательной работы также выполняет важную функцию дифференциации педагогического воздействия, подчёркивая особенности детей, подростков и молодёжи, а также различия между группами и индивидуальностями.

Виды и формы воспитательной деятельности

(по В. А. Сластенину)

Вид и цель деятельности

Активная форма
организации деятельности

Познавательная

Обогащает представления учеников об окружающей действительности, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию.

Устный журнал, обзор научно-популярных статей в периодической печати, экскурсии (в музей, на выставку в библиотеку и т. п.), конкурсы, турниры, олимпиады,

Трудовая

Направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей, формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека.

Общественно-полезный труд по самообслуживанию; игровые формы (трудовые десанты, операции, работа «по секрету», рейд добровольцев).

Общественная
Содействует социализации школьников, включает их в сопереживание проблемам общества, приобщает к активному преобразованию действительности.

Пресс-центр, круглый стол, дискуссии.

Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностей причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего Я, развитие рефлексии.

Самоанализ и взаимоанализ «Как мы вели себя на экскурсии?», «Законы товарищества», «Каким быть или кем быть?»; диспут на нравственные темы, например, «Зачем человеку учиться?»; уроки культуры поведения.

Художественная
Развивает чувствительное мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, реализует индивидуальные способности.

Концерты, художественные конкурсы, посещение театра, экскурсии в музей; фестивали, праздники

Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни

Спортивные игры, состязания, олим­пиады.

Свободное общение
Организует взаимно обогащаю­щий досуг, когда общение освобождено от пред­метной цели и содержанием деятельности является общение

Праздники, «Огонь­ки», Дни именинников, прогул­ки, посещение концертов, театров; встречи дру­зей, поездки и т. д.

 



Воспитание — это один из ключевых элементов образовательного процесса, который идёт рука об руку с обучением.

Чтобы сформировать целостную и гармоничную личность, необходимо рассматривать воспитание как процесс взаимодействия и сотрудничества между детьми.

Важно понимать, что методы воспитания меняются в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей учащихся, а также от условий их жизни и быта. Нет единого шаблона в воспитании, каждый случай требует индивидуального подхода. Выбор методов зависит от целей и задач воспитательной работы, а также от возраста и индивидуальных особенностей детей.

Формирование любого нравственного качества требует воздействия на сознание, чувства и поведение учащихся. Для этого используются различные методы воспитания.

























Список использованных источников


  1. Байкова Л. А. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  2. Казначеева С. Н., Быстрова Н. В., Юдакова О. В. Методы воспитательной работы. // Проблемы современного педагогического образования, 2022. – № 1. – С. 157-159.

  3. Орлова Т.В. Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС. // Образование и воспитание, 2018. – № 1 (16). – С. 1-3.

  4. Титова Л. И. Формы и методы воспитательной работы в начальной школе / Л. И. Титова, С. Ю. Диденко, Е. И. Черепанская [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 33 (219). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/219/51737/ (дата обращения: 05.12.2024).

  5. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2004. – 520 с.