СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межполушарные доски: функциональность и значение для развития детской речи. Сообщение.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районном семинаре по теме самообразования.

Просмотр содержимого документа
«Межполушарные доски: функциональность и значение для развития детской речи. Сообщение.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»















МЕЖПОЛУШАРНЫЕ ДОСКИ:
ПРИМЕНЕНИЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Семинар для руководителей ДОУ Бокситогорского района









подготовила:
учитель-логопед
Жукова Виктория Алексеевна













2023-2024 учебный год.

Здравствуйте, уважаемые гости! Представляю Вашему вниманию комплект межполушарных досок «Движение жизнь».

Слайд 2

Межполушарное взаимодействие - механизм, объединяющий работу левого и правого полушарий в целостную систему, которая развивается под воздействием врожденных и приобретенных факторов. Правильное взаимодействие структур головного мозга - залог его слаженной работы, своевременной передачи и обработки данных, сигналов, импульсов.

Слайд 3

Укрепление межполушарного взаимодействия - фундамент для развития и поддержания умственных способностей ребенка. В головном мозге человека два полушария связаны мозолистым телом. Левое полушарие отвечает за логику и память, обработку вербальной информации, и ее анализ. А правое отвечает за воображение, визуализацию, восприятие невербальных сигналов, эмоциональность и ориентацию в пространстве. Через мозолистое тело проходят нейронные связи и импульсы между полушариями.

Слайд 4

Данные связи формируются у ребенка до 12–15 лет, причем поэтапно. Очень важным для генерации специалисты считают период от 3 до 8 лет.  В период до 15 лет закладываются зрительное, слуховое, кинестетическое, кинетическое восприятие, смыслоразличение.

Слайд 5

Признаки недостаточности развития межполушарных связей у детей

Заподозрить проблемы в формировании межполушарных взаимосвязей можно при наличии следующих проявлений:

  • Слабая способность к запоминанию;

  • Необоснованная агрессия;

  • Проблемы с речью – нечёткое проговаривание, сбивчивость, дошкольник путает слова, часто забывает;

  • Ребёнку сложно выстроить нормальные отношения с одногодками;

  • В письме присутствует зеркальное отражение;

  • Ребёнку трудно описать ситуацию по представленной картинке;

  • Не получается переписать текст, не удаётся писать под диктовку.

Справка! У младенцев заподозрить нарушение межполушарного взаимодействия можно по «торможению» перед любым действием, а также по отсутствию этапа ползания, задержка начальных этапов речевого развития (гуление, лепет).

Слайд 6

Тест

Для определения развитости связей между полушариями и предрасположенности к дислексии и дисграфии, можно провести несложные тесты.

  1. Ребёнок прячет одну руку за спиной, а взрослый кисточкой прикасается к любому пальцу (за исключением большого пальца). Большим пальцем руки ребенок должен указать на место прикосновения кисточки к коже. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей.

  2. Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.
    Ребенок должен показать большим пальцем другой руки, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей.

Слайд 7

Причины

В некоторых случаях слабость развития связей между полушариями мозга у ребенка может быть связана со стрессовым состоянием матери во время беременности после 12 недель или болезнью. Кроме того, на развитие может негативно повлиять особенность мозгового строения или аномалии мозолистого тела, расстройства неврологического характера. Чаще всего слабое взаимодействие мозговых полушарий наблюдается при отсутствии развивающих занятий и игр в жизни ребенка - всестороннее развитие ребенка должно начинаться с самого раннего возраста.

Другими причинами могут быть:

  • травмы во время родов;

  • серьезные заболевания в первый год жизни;

  • сидячий образ жизни;

  • последствия общего наркоза;

  • затяжной стресс.

Нормальная интеграция левого и правого полушарий, сохранение баланса в их функционировании гарантируют слаженную мозговую деятельность: когда логика взаимодействует с интуицией, автоматизм сочетается с творчеством и т.д. При нарушении проводимости одно из полушарий блокируется. Ребенок может что-либо делать, не думая, или долго размышлять, не предпринимая никаких действий.

Слайд 8

Опыт применения межполушарных досок серии «ДВИЖЕНИЕ ЖИЗНЬ» в логопедической практике

Межполушарные доски - нейротренажер для развития интеллекта ребенка, его мыслительных операций и способности к обучению. В основе этих процессов лежит связь между двумя полушариями головного мозга. Если она нарушена или недостаточно развита, то головной мозг ребенка обрабатывает информацию, полученную от органов чувств, медленно или неправильно. Это отрицательно влияет на речь, навыки письма и счета, координацию движений, память и проявление эмоций.

Межполушарные доски разработаны специально для того, чтобы ребенок в игровой форме улучшал межполушарные связи, а вместе с тем развивал свои способности.

Слайд 9

В инструкции к данной серии даны ответы на следующие вопросы:

  1. Что это такое? Межполушарная доска - деревянная основа с парными вкладышами-лабиринтами и двумя деревянными бегунками (гвоздиками).

Слайд 10

  1. Для чего нужна? Применяется для развития межполушарных связей.

Слайд 11

  1. Кому подходит? Подходит всем, независимо от возраста и особенностей. Упражнения на тренажёре должны носить регулярный характер.

Слайд 12

  1. Как заниматься? Главное правило при выполнении заданий - движение от простого к сложному.

Упражнения начинают с простых форм лабиринтов. Их устанавливают на основу в одинаковом положении или зеркально. Действия ребенка озвучивают родители или педагог. Сначала ребенок ведет бегунком своей ведущей руки по лабиринту-канавке. Постепенно ребенок начинает выполнять упражнения двумя руками и двигает ими одновременно.
Многочисленные повороты и направления в лабиринтах тренируют координацию движений и ориентацию в пространстве: вокруг, вправо-влево, вперед-назад, вверх-вниз, по диагонали. Чередование вкладышей, или использование разных форм лабиринтов усложняет игру и ускоряет прогресс. 

Показ видео роликов.

Мастер-класс с участием гостей семинара.

Занятия с лабиринтами помогают создать новые нейронные связи, и головной мозг тренируется работать слаженно и быстро. Синхронная работа полушарий мозга способствует усидчивости, развивает воображение и улучшает все мыслительные процессы у ребенка любого возраста.

Источники:

  1. https://нейротренажеры.рф/blog/?ELEMENT_ID=471

  2. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_mezhpolusharnogo_vzaimodejstviya_u_detej/

  3. https://www.detki-psy.ru/our-publications/articles/razvitie-mezhpolusharnogo-vzaimodejstviya.html

  4. https://www.b17.ru/article/282048/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!