Рудюк Алена Петровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №44 имени народного учителя СССР Г.Д. Лавровой
Межпредметная интеграция в проектной деятельности школьников.
Правительством вопрос о системных изменениях в школе заявлен как один из ключевых элементов национального развития. Эти системные изменения отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Основные отличия ФГОС от предыдущих документов, определяющих цели и содержание общего образования, связаны с заданием ориентиров развития системы образования и с описанием требований к результатам образования. Новое понимание результатов общего образования в рамках концепции нового стандарта основывается на тезисе развития личности, как основной цели и смысле образования. С этой позиции предметные результаты (конкретные знания, умения, навыки) являются лишь органичной составляющей в комплексе результатов обучения предмету и важным средством формирования универсальных (метапредметных) знаний, умений и способов деятельности. Последние как раз и обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию, а значит их формирование является главной целью образовательного процесса в школе.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Однако, самостоятельность предметов в современной школе, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира. Средствами реализации новых подходов в образовании являются различные технологии и методы обучения, которые позволяют достичь всех вышеперечисленных результатов. Таким методом на сегодняшний день является метод проектов. Использование в обучении метода проектов позволяет учащимся рассматривать проблему проекта в различных режимах мышления, что естественным образом интегрирует их знания, рассмотрим их на данной схеме (см. рис. 1).
Рисунок 1. Метод проекта в метапредметных связях.
В педагогической деятельности метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Среди многочисленных тем исследований важное место занимают и темы интегрированных проектов по направлениям: экология, биология, география, математика, химия, экономика. Каждая работа, интегрируя несколько предметных областей, делает проект интересным, мотивирует учащихся на системное познание.
Примеры межпредметных проектов:
Интегрируемые
Тема проекта Автор гриру Результат
предметные области
«Роль дикорастущих класс, 3 место на городской научно —
растений в годы Великой История-биология практической конференции
Отечественной войны» 2013 год школьников
«Мороженое: польза или 7класс, о банаыя 1 место на школьной научно --
вред...» 2016 год практической конференции
1 место во всероссийском
История-биология конкурсе интегрированных
проектов
«Роль собак в годы Великой 6 класс,
Отечественной войны» 2015 год
«Медаль за бой, Медаль за 6 класс,
труд из одного металла льют»
Математика-
Участие в городском конкурсе
2016 год экономика
«Редкие животные.
Свердловской области на 1место на городской научно —
страницах тактильной практической конференция
книги» ШКОЛЬНИКОВ
7 класс, Биология-география-
2017 год экология
Рассмотрим более подробно один из межпредметных проектов.
Тема: «Редкие животные Свердловской области на страницах тактильной книги»
Учебные предметы: биология-психология-экология-технология
Цель проекта — разработать тактильную книгу «Красная книга Свердловской области»,
изучив возможности тактильной книги в развитии детей с ОВЗ.
Исследование в рамках проекта:
1. Привлекли внимание школьников к проблемам обучения детей с ОВЗ;
2.Определили особенности психического развития детей с ОВЗ; составили словарь
терминов по данной теме;
3. Изучили структуру тактильной книги и технологию изготовления;
4.Определили воздействия тактильной книги на психическое развитие детей с ОВЗ;
5.Разработали методические рекомендации по работе с тактильной книгой.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез методической литературы; опытно-экспериментальная работа (беседа).
Результативность: тактильные книги являются неотъемлемой частью экологического
воспитания детей с ОВЗ. Разработано тактильное пособие для развития мелкой моторики детей с ОВЗ (дидактическое пособие для занятий). Созданную тактильную книгу можно использовать как целое изделие, так и отдельные её страницы одновременно для нескольких
детей. Мы уверены, что Красная книга станет не только информационным, справочным пособием, но и действенным инструментом природоохранной работы, имеющей для Свердловской области огромное значение.
Таким образом, с помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. При проведении исследований расширяется возможность принимать решения самим учащимся, повышается креативность в выполнении заданий, формируется критическое и развивается проблемное мышление. Считаем, что интеграция на уровне сфер активности школьников может быть самой продуктивной из всех
возможных интеграций. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Примерные программы по учебным предметам. Математика.5-9 класс.//
Просвещение. 2011,с.3-11.