Тема: «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению».
Аннотация
Практика показала, что молодые педагоги с трудом применяют полученные теоретические знания на практике, не применяют активные формы и методы работы, у некоторых низкая мотивация труда. От этого уроки скучные и однообразные. Данная разработка показывает, что наряду с традиционными методами педагогу необходимо применять инновационные методы работы, которые развивают активность и познавательный интерес как учащихся так и учителя, инициативность педагогов, способствуют повышению компетентности учителей в области воспитания и обучения детей. Предназначена для использования молодыми педагогами интегрированных заданий на уроках, применение интегрированных уроков
Содержание разработки может быть использовано при подготовке уроков преподавателями.
Цель:
Мотивировать молодых педагогов на внедрение в работе интегрированных уроков для повышения познавательной активности учащихся.
Задачи:
- оказать помощь в выборе оптимальных форм и методов работы с учащимися для повышения познавательного интереса;
- познакомить учителей со структурой интегрированных уроков;
- показать эффективность применения интегрированных уроков;
- выявить опыт учителей по данной теме;
- создать благоприятную среду для формирования коммуникативной компетентности педагогов в процессе взаимодействия с коллегами.
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.
Оборудование:
Столы, поставленные в ряд.
Проектор.
Презентация.
Видеофрагмент.
Лабораторное оборудование, химические реактивы, куриный белок
Раздаточный материал для работы (инструктивные карты, памятка «Методический островок»
План проведения семинара
I. 1.Приветствие.
2.Упражнение “ Ассоциация ”
II. Вступительная часть.
Целеполагание.
Сообщение плана работы семинара.
III. Теоретическая часть
IV. Практическая часть
1.Лабораторная работа «Действие этилового спирта на белок»
2. Групповая работа: Работа со схемами
V. Рефлексия
Упражнение «Три М»
VI. Итог семинара
Технологическая карта семинара
Этапы | Деятельность учителя - наставника | Деятельность молодых специалистов |
Приветствие | Уважаемые коллеги. Добрый день! Метод «Ассоциации», работаем в группах. На листах запишите первую букву ваших имен. Из слов, начинающихся на выписанные буквы, составьте пожелание участникам семинара. Например: ПСВ - пожелаю сотрудничества и взаимопонимания. Итак, ваши пожелания говорят об оптимизме, готовности совместно активно работать и желании получать новые знания. | Работа в группах Каждая группа зачитывает свои ответы |
Вступительная часть Слайд 1 Целеполагание Сообщение плана работы семинара Слайд 2 | Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я. Гальперин Формирование мотивации учения – одна из центральных проблем обучения. Каждый преподаватель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались. Преподаватели знают, что ученика нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним. Поэтому стоит задача по формированию и развитию у учащегося положительной мотивации к учебной деятельности. Методика обучения химии решает три основные задачи: чему учить, как учить и как учиться. Часто подобный вопрос задают дети: «Зачем нужно изучать химию?» От того, как мы ответим на этот вопрос, зависит многое: исчезнет та положительная мотивация, которая необходима для развития интереса к предмету или появится. О физика, наука из наук! Все впереди! Как мало за плечами! Пусть химия нам будет вместо рук, Пусть будет математика очами. Не разлучайте этих трех сестер Познания всего в подлунном мире, Тогда лишь будет ум и глаз остер И знанья человеческие шире (М. Алигер) Как вы думаете, как данное четверостишие связано с темой семинара. На мой взгляд, оно лучше других раскрывает суть темы. «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению». Наставник сообщает план работы. | Разные ответы участников семинара |
Теоретическая часть | Не одну сотню лет в школе преподаются отдельные учебные предметы, и закономерно возникает вопрос: как идет усвоение учащимися знаний о природе, обществе, человеке? Формируется ли в их сознании целостная картина мира? Прогрессивные педагоги разных эпох и стран – Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы. Они считали важным создание истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного знания и целостности познавательного процесса. Их подходы к проблеме интеграции и межпредметных связей были различны, но для каждого было характерно стремление обеспечить систему знаний учащихся о мире. Актуальной и перспективной явилась мысль К.Д. Ушинского о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что, «кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а ныне и всем наукам». Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Связи между реальными предметами природы закрепляются в структуре наук. Общие идеи переходят из одной научной области в другую, всякое новое знание, полученное в одной науке, имеет значение для развития другой. Вычленение в педагогической теории идеи межпредметных связей и ее трансформация в самостоятельную дидактическую проблему связаны с теоретическими и практическими поисками. В своей практике преподавания химии широко использую взаимосвязь с другими учебными предметами, как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях. | |
Практическая часть Слайд 3 Видеофрагмент с урока Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 | Интегрированные задания При проведении комбинированного урока на этапе закрепления знаний мною используются интегрированные задания, которые позволяют привить интерес к урокам, установить межпредметные связи. Рассмотрим примеры интегрированных заданий, а вам я предлагаю установить межпредметные связи, и вместе обсудить их. Тема «Железо» в 9 классе. Лишившись 3 граммов железа, человек, человек не смог бы существовать, т.к. важнейшей частью гемоглобина крови является железо. В теме «Азот и фосфор» полезно такое задание: какие промышленно важные вещества можно получить из воздуха и воды? «Азот» в переводе означает безжизненный, с другой стороны азот – составная часть белка, а «жизнь - есть способ существования белковых тел» (Фридрих Энгельс). В 8 классе изучается тема «Строение атома». Учащиеся уже многое знают: атом состоит из положительного заряженного ядра и электронов. Электроны движутся вокруг ядра на разных расстояниях и обладают разным запасом энергии. Гениальность Периодического закона Д.И. Менделеева воспета даже в поэмах: «Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Все – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых...» (С. Щипачев). Межпредметные проблемные ситуации Данную историю использовала, как мотивирующее начало урока по теме «Аммиак и его свойства » в 9 классе Эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля. Итак, вещество, о котором пойдёт речь на нашем уроке –? ( аммиак.) Интегрированные уроки Интеграция знаний из различных предметов может осуществляться с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения. Признаки интегрированного урока: 1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью; 2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для: а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы; б) повышения интереса учащихся к предметам; в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов; г) экономии учебного времени и т. п.; 3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей. Формы интегрированных уроков различны: Я предлагаю нам вместе провести фрагмент интегрированного урока, на котором вы на время семинара побудите учениками. Тема урока: Токсическое воздействие этанола на организм человека. Девиз урока: «Яд, который действует не сразу, не становится менее опасным». Цель урока: применение знаний в новой ситуации. Задачи на сладе 4 Я предлагаю участникам семинара поработать по группам: 1 группа – «Химики» 2 группа – «Биологи» 3 группа – «Статисты» Для групп выдаются свои задания (приложениие) На экране проецируется таблица о роли спиртов в жизни человека и слова знаменитого алхимика и врача Парацельса: «Всё есть яд, Всё есть лекарство, Всё дело в дозе». Чтобы вещество не стало ядом, человек должен знать о нем все и умело его использовать. Поэтому сегодня главной нашей задачей на уроке изучить свойства этанола и его влияние на здоровье человека. Знакомство с ним мы начнем по группам. Группа химиков изучает физические свойства этилового спирта, действие спирта на жиры, белок куриного яйца. Напоминаю о соблюдение ТБ Группе биологов предлагается проследить путь алкоголя в организме человека, выявить причины (зашифрованные в схемах) более быстрого, по сравнению с молекулами воды, проникновение молекул спирта через биологические мембраны в кровь. Группа статистов работает с текстом Предполагаемые выводы групп Группа химиков. 1. Спирт Хорошо растворим в воде. 2.Спирт хорошо растворим в жирах скорость прохождения молекул спирта больше скорости прохождения воды, следовательно, всасывается этиловый спирт в кровь быстро. 3. В первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции. Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток органов 4. Происходит восстановление меди и окисление спирта до альдегида C2H5OH + СuО → CН3СНO + Сu + H2O Группа биологов а) Влияние спирта на мембраны клеток – разрушение. б) Воздействие спирта на ферменты (разрушение) в) Соприкосновение спирта с эритроцитами вызывает свертывание кровяных клеток. Так как спирт легко растворяется в воде, он сразу же поглощается и разносится кровью по всему телу. Примерно 90% его временно задерживается в печени, где нарушает выделение желчи, гибнет много печеночных клеток. Метаболит спирта – альдегид вызывает повреждение печени, цирроз. Группа статистов 6-8 г алкоголя на 1 кг массы взрослого человека являются смертельной дозой Для ребенка смертелен стакан водки (1,5-2 г на 1 кг массы тела). Путь, проделываемый спиртами в организме: 100 г пива убивает 3000 нейронов, 100 г вина убивает 500 нейронов, 100 г водки убивает 7500 нейронов. Врачи доказали, что возникновение мутаций и уродов у эмбрионов вызывает уксусный альдегид. В 1 л пива алкоголя столько же, сколько в 100 г водки Арабский ученый XI века Абуль Фараж писал: «Вино сообщает каждому, кто его пьет, четыре качества: сначала – павлина, потом обезьяны, затем – льва, и наконец – свиньи». Давайте послушаем басню С.Михалкова «Заяц во хмелю» Какой вывод урока? Учащиеся формируют вывод: алкоголь – психотропное вещество, обладает наркотическими свойствами. К использованию интеграции на уроках стараюсь прибегать в следующих случаях: При обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах (например, белки, жиры и углеводы изучается по химии и биологии); При изучении межнаучных и обобщенных категорий, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности; При демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки школьного предмета (например, понятие о стекле дается как в химии, так и в физике, но не в достаточном объеме); При создании проблемной, развивающей методики обучения. В заключение хотелось бы отметить, что опыт показывает преимущества интегрированного урока перед традиционным. Предлагаю участникам семинара поработать с текстом выбрать из него основные преимущества и недостатки интегрированного урока. Предполагаемые ответы Преимущества интегрированных уроков: 1. Окружающий мир познается в многообразии и единстве. 2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. 3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. 4. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков 5. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся из - за переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учеников. 6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. 7. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. 8. Формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике. 9. У учителя есть возможность раскрыть свой творческий потенциал, так это не только новый уровень его педагогического мастерства, но и внедрение позитивных перемен в отношение с классом и т. К трудностям проведения интегрированного занятия можно отнести: сложность отбора учебного материала; подробное структурирование занятия; проблема личной совместимости педагогов; общий подход к оценке знаний и умений учащихся; согласованное применение одинаковых терминов и понятий. Интерес к проблеме межпредметных связей не случаен: научно-техническая революция и социальный прогресс потребовали существенного изменения содержания и методов обучения. Мы являемся свидетелями того, как потребности современной практики вызвали к жизни новые «синтетические» науки: математическая логика, радиохимия, геофизика, социальная психология и многие другие. Интерес познания химической науки Необходимо каждоурочно повышать, Учить творить, учить уметь, не зная перегрузки, И в жизни смелые задумки претворять. Литература, химия и русский, Увидев данность с нескольких сторон, Осмыслив каждый факт, подвергнув всё сомнению, Отправим интеграции наук поклон. Наука химия уже не так сложна, Научность и доступность перестали спорить И вот достигнутая цель видна, Уже ль не этого хотим мы от урока в школе? Да! Интеграция наук сложна! Но эффективна без сомнения, Из трудных ситуаций выведет она, Достаточно лишь запастись терпением! | Обсуждают, называют учебные предметы, между которыми прослеживается связь. Делятся своими примерами. Участники формируют 3 группы и начинают работать по группам Группа химиков выполняет лабораторные опыты, согласно инструкции, соблюдая ТБ. Наблюдения и выводы фиксируют и заносят в таблицу. Группа биологов работает со схемами, делая соответствующие выводы. Группа статистов работает с текстом, выбирая главное. Результаты работы оглашаются, обсуждаются, корректируются По окончанию работы, подводятся итоги, разрозненные знания по химии и биологии объединяются в систему Зачитывают басню С.Михалкова. Работают в группах, выделяют преимущества и недостатки интегрированного урока Зачитывают результаты работы Работают в группах, выделяют преимущества и трудности интегрированного урока Зачитывают результаты работы |
Рефлексия. | Провожу рефлексию, используя прием «Три М». Нужно сказать три предложения с одной буквы М, о проведенном семинаре, своем отношении к нему. Прием « три М» Мы работали командой. Можно только жалеть, что семинар закончен Молодцы все участники и наствник | Участники дают ответы |
Итог | Я благодарю всех, уважаемые коллеги, за активную работу, творчество, открытость и взаимопонимание. Надеюсь, что информация полученная сегодня, будет вам полезна и пригодится в работе. На память о нашей встрече примите памятку «Методический островок» | Фото на память об участниках семинара |
Методический островок
Химия и литература
Тема «Фосфор».
«Чудовище лежало перед нами... Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
- Фосфор,- сказал я». Дойл А.К. Записки о Шерлоке Холмсе.
Тема «Электрохимический ряд напряжений металлов».
«- Вам известен состав морской воды. На тысячу граммов приходится девяносто шесть с половиной процента чистой воды, два и две трети процента хлористого натрия, далее в небольшом количестве хлористый магний и хлористый кальций, сернокислый магний, сульфат и углекальциевая соль. Вы видите, что хлористый натрий содержится в морской воде в значительном количестве. Вот этот-то натрий я выделяю из морской воды и питаю им свои элементы.
-Хлористым натрием?
-Да, сударь. В соединении с ртутью он образует амальгаму, заменяющую цинк в элементах Бунзена. Ртуть в элементах не разлагается. Расходуется только натрий, а мне его доставляет море. И надо сказать, что натриевые элементы по крайней мере в два раза сильнее цинковых».
Верн Ж. Двадцать тысяч льё под водой.
Тема «Соединения кальция».
«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился... и получилось именно то, что называют негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти... Скалы, деревья, клад, мумии - все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».
Буссенар Л. Похитители бриллиантов.
Тема «Окислительно-восстановительные реакции».
На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть. Ахматова А.А.
Тема «Химические элементы».
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах
Все - от песчинок малых до планет
- Из элементов состоит единых. Щипачёв С.
Тема «Простые и сложные вещества».
Есть просто газ - легчайший водород,
Есть просто кислород, а вместе это -
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.
Щипачёв С.
Тема «Кислород. Оксиды. Горение».
...Огонь
Я смертным дал и вот за что наказан,
Похитил я божественную искру,
Сокрыл в стволе сухого тростника;
И людям стал огонь любезным братом,
Помощником, учителем во всем.
Эсхила «Прикованный Прометей»
Тема «Железо. Сплавы железа».
Пословицы и поговорки:
Человека губит горе, железо – влага (турецкая).
Сердце ржавеет, как ржавеет железо (арабская).
Пока железо в работе, его ржа не берёт (азербайджанская).
Ржа – на железе, а неправда - в человеке не утаится (русская).
Если ты настоящий человек, будь крепким, как сталь (киргизский).
Терпеливый даже железо разорвёт (татарская).
Старательный горы свернёт, старанье железную верёвку оборвёт (узбекская).
Крепок, как стальной мяч (японская).
Человек прочнее железа, твёрже камня, нежнее розы (турецкая).
Сколько не бей по железу, ему всё не почём (азербайджанская).
Приложение 1
Инструктивная карта по проведению урока химии
Тема «Этиловый спирт и его влияние на организм человека».
Инструктаж по технике безопасности
1 опыт. Растворимость этилового спирта в воде.
Цель: выяснить основные физические свойства этанола.
Оборудование и реактивы: пробирка, этиловый спирт, вода
Ход работы: В пробирку налить 1мл воды 1 мл этанола
Отметить наблюдения в таблице (подчеркните правильный вариант ответа):
спирт | Агрегатное состояние | цвет | Запах | Растворимость в воде | Растворимость в жирах |
этанол | - Газообразное - Жидкое - Твердое | - Бесцветный - Имеет_____ | характерным запахом - без запаха | - смешиваются с водой в любых соотношениях - плохо растворяется - не растворяется | - Хорошая - Плохая -нерастворим |
2 опыт. Этанол – растворитель жиров
Цель: выяснить растворяет ли этанол жиры.
Оборудование и реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, растительный жир
Ход работы: В 1 пробирку налить 1 мл воды, во вторую пробирку – 1 мл этанола, в каждую добавить 1-2 капли растительного жира. Пробирки встряхнуть.
Отметить наблюдения в таблице
Вывод: _____________________________________________________________________
Задача: Рассчитайте смертельную дозу алкоголя на свою массу тела.
Д
ано: Решение:
т (тела)= ____ кг
т (спирта на 1кг)=6 г
т (спирта смертельной дозы)=? Ответ: т (спирта смертельной дозы) = ____г
3 опыт. «Влияние этанола на молекулы белков».
Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка.
Оборудование и реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, белок куриного яйца.
Ход опыта: в две пробирки налить по 1 мл яичного белка. В первую пробирку добавить 3 мл воды, а во вторую - столько же спирта 80 – 90 %.
Наблюдение: в первой пробирке белок ___________________________________________
Во второй пробирке - __________________________________________________________
Вывод. _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
Опыт 4. Окисление спирта.
Цель работы: доказать, что спирт окисляется до альдегида.
Оборудование и реактивы: 1 пробирка, этиловый спирт, спиртовка, медная проволока.
Ход работы: Прокалить спираль из медной проволоки в пламени спиртовки до появления черного налета (оксида меди II) и опустить в пробирку со спиртом. Повторить 2-3 раза.
Наблюдение:_______________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задания:
Найти информацию о применении и значении спирта в жизни человека. Можно воспользоваться адресами сайтов, записанных на инструктивных картах.
http://school-collection.edu.ru/
http://lifelib.ru/articles/
http://nauka.relis.ru/
Приложение 2
С. Михалков Заяц во хмелю
В день именин, а может быть, рожденья,
Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье.
В кругу друзей, за шумною беседой,
Вино лилось рекой. Сосед поил соседа.
И Заяц наш так сел,
Так, с места не сходя, настолько окосел,
Что, отвалившись от стола с трудом,
Сказал: «Пшли домой!» - «Да ты найдешь ли дом? -
Спросил радушный Еж.-
Поди как ты хорош!
Уж лег бы лучше спать, пока не протрезвился!
В лесу один ты пропадешь:
Все говорят, что Лев в округе объявился!»
Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.
«да что мне Лев!- кричит. – да мне ль его бояться?
Я как бы сам его не съел!
Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!
Да я семь шкур с него спущу! И голым в Африку пущу!..»
Покинул шумный дом, шатаясь меж стволов,
Как меж столов,
Идет Косой, шумит по лесу темной ночью:
«Видали мы в лесах зверей почище Львов,
От них и то летели клочья!..»
Проснулся Лев, услышав пьяный крик, -
Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.
Лев – цап его за воротник!
«Так вот кто в лапы мне попался!
Так это ты шумел, болван?
Постой, да ты, я вижу, пьян –
Какой-то дряни нализался!»
Весь хмель из головы у Зайца вышел вон!
Стал от беды искать спасенья он:
«Да я…Да вы… Да мы… Позвольте объясниться!
Помилуйте меня! Я был в гостях сейчас.
Там лишнего хватил. Но все за Вас!
За Ваших Львят! За Вашу Львицу! –
Ну, как тут было не напиться?!»
И когти подобрав, Лев отпустил Косого.
Спасен был хвастунишка наш!
Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного,
Но обожал… подхалимаж.
Приложение3
1. Выявить причину проницаемости клеточных мембран и исчезновение барьера для крупных молекул, выхода из клетки необходимых ей веществ в результате воздействия спирта на мембраны.
2. Выявить последствия действия спирта на молекулы ферментов, находящихся в клетках.
3. Выявить причину разрушения молекулами этих красных клеток- эритроцитов и последствия
данного процесса.
4. Почему спирт обладает дезинфицирующими свойствами?
Проникновение через ротовую поолость и пищевод в желудок
Всасывание в кровь
Поступление в различные органы
Метоболизм в печени
Удаление из организма
Приложение 4
Работа с текстом
Прочитайте текст.
Выберите отдельно предложения, которые по вашему мнению отражают преимущества и недостатки интегрированного урока.
1. Сложность отбора учебного материала;
2.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.
4. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков
5. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся из - за переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учеников.
6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
7. Проблема личной совместимости педагогов;
8. Формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике.
9. У учителя есть возможность раскрыть свой творческий потенциал, так это не только новый уровень его педагогического мастерства, но и внедрение позитивных перемен в отношение с классом и т.
10. Окружающий мир познается в многообразии и единстве.
11. Подробное структурирование занятия;
12. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах
13.Общий подход к оценке знаний и умений учащихся;
14.Согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Приложение 5
Статистика смертности от алкоголя.
Злоупотребление алкоголем, по данным исследователей, приводит к высокой смертности, особенно среди мужчин. В частности, в Сибири алкогольная смертность составляет 22% от общего уровня, в Центральном федеральном округе – около 12%. Специалисты считают, что общее число больных алкоголизмом в нашей стране около 7 миллионов. На каждого хронического алкоголика приходится 3-4 человека, злоупотребляющих спиртным. За последние годы в России смертность от алкоголизма среди мужчин увеличилась в 2,5 раза, среди женщин – в 3 раза. В России мужчины живут на 18 лет меньше, чем в США, и на 12 лет меньше, чем в Европе. Это связано с количеством потребляемого алкоголя на душу населения
Алкоголь ядовит: 6-8 г алкоголя на 1 кг массы взрослого человека являются смертельной дозой. А какая для вас смертельная доза спирта, давайте решим задачу.
Однако, эта доза может изменяться в зависимости от чувствительности к этиловому спирту, условий его приема (крепость напитков, наполненность желудка пищей) и т. д. У одних лиц смерть может наступить после приема 100— 150 г чистого этилового спирта, в то время как у других лиц, смерть не наступает и после приема 600—800 г этого вещества.
Для ребенка смертелен стакан водки (1,5-2 г на 1 кг массы тела).
Нет в человеческом организме ни одного органа, который бы не разрушался алкоголем. Но самые сильные изменения и в самую первую очередь наступают в человеческом головном мозге. Именно там этот яд имеет свойство накапливаться. После приёма кружки пива, стакана вина, 100 граммов водки — содержащийся в них спирт всасывается в кровь, с кровотоком идёт в мозг и у человека начинается процесс интенсивного разрушения коры головного мозга.
Путь, проделываемый спиртами в организме:
пива убивает 3000 нейронов,
100 г вина убивает 500 нейронов,
100 г водки убивает 7500 нейронов
Употребление более 20-40 граммов спирта в печени с помощью ферментов он превращается в уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя. Воздействие последнего на организм - оглушающее, сопровождается рвотой, головокружением – в организме нарушается кислотно-щелочное равновесие. Давайте, проделав несложный опыт, убедимся в способности спирта превращаться в уксусный альдегид, который легко узнать по запаху: в малой концентрации у него приятный запах – запах прелых яблок.
В 1 л пива алкоголя столько же, сколько в 100 г водки
Общеизвестен социальный вред пьянства. В Древней Индии за пьянство поили кипятком, расплавленным серебром, свинцом. В Древнем Риме разрешалось безнаказанно убивать жен, злоупотреблявших спиртными напитками.
Арабский ученый XI века Абуль Фараж писал: «Вино сообщает каждому, кто его пьет, четыре качества: сначала – павлина, потом обезьяны, затем – льва, и наконец – свиньи.