Межпредметные связи на уроках математики
Результаты Международных исследований 2010 г.
среди выпускников начальной школы и учащихся 9 классов (65 стран мира):
Россия заняла 37 место по оценке качества математического образования.
У 70-80% обучающихся отсутствовали умения самостоятельной работы;
60% - не умели выделять существенные признаки, понятия, приводить примеры;
70% - заучивали материал в полном объеме на репродуктивном уровне усвоения знаний, вследствие чего выпускники проявили низкий уровень учебной мотивации.
Основная проблема недостаточных математических достижений российских школьников:
противоречие между высокими предметными знаниями и умениями, с одной стороны, и затруднениями в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.
Учителю математики приходится иметь дело с тремя видами межпредметных временных связей:
предшествующими, сопутствующими и перспективными.
- предшествующие межпредметные связи – это связи, когда при изучении материала курса математики опираются на ранее полученные знания по другим предметам.
- сопутствующие межпредметные связи – это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий изучаются как по математике, так и по другим предметам.
- перспективные межпредметные связи используются, когда изучение материала по математике опережает его применение в других предметах.
При реализации межпредметных связей эффективной формой является мини исследовательская работа по различным предметам, объединенным одной темой.
Например, до изучения темы «Меры длины» учащиеся получают задания провести небольшие исследования по русскому языку (изучить происхождение слов), по литературе (найти произведения, в которых используются различные меры длины), по математике (выяснить значение величины длин). Результатом этой деятельности является публичная презентация исследовательских работ
Математика и литература
«Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике», - писал выдающийся немецкий математик Карл Вейерштрасс.
Сказка, поэзия… Казалось бы, сказка и математика – понятия несовместимые.
Яркий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Но сказочные задачи усиливают интерес к математике. Это очень важно для учащихся 5-6 классов. Ребята сами пишут сказки: «Математическое королевство», «Страна отрицательных чисел», «Алиса в Дробном царстве», «Путешествие Нуля» и т.д.
Очень интересными получаются сочинения на темы: «За что я люблю или не люблю математику», «Математика в профессии моих родителей», «Этот прекрасный геометрический мир».
Многие ученые, занимавшиеся исследованиями в области математики, были не только математиками, но физиками и химиками, как И. Ньютон, Б. Паскаль и Л. Эйлер, и даже поэтами.
Например, математик Чарльз Л. Доджсон, известный больше под псевдонимом Льюис Кэрролл как автор сказки «Алиса в стране чудес.» И даже известная нам математик-женщина C.В. Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом. Ее перу принадлежат такие произведения как драма «Борьба за счастье», роман «Нигилистка» и другие.
Математика и русский язык
В качестве сопутствующих межпредметных связей в процессе преподавания математики и русского языка.
При изучении темы «Дроби» для учеников будет интересной информация о том, что в русском языке слово дробь появилось в VIII веке, и происходит от глагола «дробить» — разбивать, ломать на части.
В первых учебниках математики (в VII веке) дроби так и назывались — «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять». Домашним заданием может быть нахождение значение слова «дробь» в различных словарях.
Математика и история
Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше ее понять. Поэтому так важно, чтобы исторические мотивы искусно вплетались в ткань урока математики, заставляя детей удивляться, думать и восхищаться богатейшей историей этой
многогранной науки.
С большим интересом ребята решают задачи исторического характера.
Некоторым итогам Петровских преобразований посвящена задача на составление уравнения:
«В 1795 г. бюджет России составлял 9,75 млн. рублей.
Из них 2/3 расходовали на содержание армии и флота. Расходы на флот составляли 0,3 от стоимости содержания армии.
Сколько стоило России содержание армии и флота в 1725 г.?»
Дома ребятам можно предложить на основе современных статистических данных составить задачу, характерную для нашего времени.
Математика и биология
Межпредметная связь математики и биологии ярко прослеживается при изучении темы прогрессии. Учащиеся с интересом находят примеры чисел Фибоначчи в строении различных растений и животных. Представляют результаты своих исследований на интегрированном уроке.
Математика
– это системообразующий предмет, который формирует общеучебные умения в других предметах школьной программы химии, физике, биологии.
Межпредметная интеграция даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Этому способствуют задания, связанные с историей своей страны.
Вывод:
С помощью многосторонних предметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода
в обучении и воспитании школьников.