Мягкий согласный звук ч. Согласные буквы Ч, ч
Целеполагание: Создать условия для ознакомления учащихся с мягким согласным звуком ч, буквами Ч,ч.
Тип урока: комбинированный ( решения учебной задачи).
Планируемые результаты ( предметные):
-владеют навыками плавного слогового чтения;
- знают буквы Ч, ч
- выделяют и определяют звуки по мягкости.
- читают предложения и короткий текст с интонацией
- разучивают стихотворение на букву Ч
УУД Регулятивные:
- принимают и сохраняют учебную задачу с помощью учителя;
- оценивают результат своих действий.
Познавательные: (логические)
- осуществляют классификацию букв;
-осознанно строят речевые высказывания в устной форме;
- понимают заданный вопрос и в соответствии строят устный ответ;
- характеризуют согласный звук ч
- производят слого-звуковой анализ слов;
- понимают схемы;
- анализируют изучаемые факты с выделением отличительных признаков
Коммуникативные:
-оформляют высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета;
- работают в группе
Ход урока
1. Организационный момент:
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Урок чтения. Чем мы занимаемся на уроках чтения?
Чтобы говорить правильно и красиво проведем артикуляционную разминку.
2. Артикуляционная разминка: ЛОГОПЕД
Поставим зеркала перед собой. Упражнения: 1. «Улыбка-трубочка». 2. «Широкий-узкий язычок». 3. «Тянем язычок к носу-к подбородку». 4. «Часики». 5. «Маляр». 6. «Худой-толстый». 1.Сели прямо, плечи опустили, делаем вдох носом, а на выдохе пропеваем гласные звуки: А-О-У-И-Ы-Э( повторить 2 раза). 2. А теперь я показываю артикуляцию звука, а вы его пропеваете. Делаем вдох: А, У,О, И, Э, У, А, О.
|
3. Актуализация внимания
(на доске) нмлрбвгдзспктаоиуы
-На какие 2 группы можно разбить буквы? Гласные и согласные.
-Назовите гласные буквы? Почему они так называются? Обозначают гласные звуки(нет преграды)
-Назовите согласные звуки? (обозначают согласные звуки- Тв. и Мягк)преграда
Введение в тему урока.
Логопед
Чистоговорка:
-Какой звук чаще всего произносим([ч])
Ребята, послушайте внимательно скороговорку:
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
(выделяем голосом звук «Ч»)
-Скажите какой звук встречается чаще всего?
-Давайте определим какой это звук? (гласный-согласный -доказать, твердый-мягкий-доказать, звонкий-глухой-доказать.
( Одновременно выставляются значки на доске. Обозначить, что этот звук всегда мягкий)
Этот звук для нас новый? Что будем делать на уроке?( …..познакомиться….., ….будем учиться отличать…, …..будем учиться читать…)
Учитель :Тема урока « Согласный звук [ ч], буква Чч.
Сегодня на занятии мы должны:
-познакомиться со звуком [Ч].
-учиться отличать звук [Ч] от других звуков.
-находить этот звук в словах.
-читать слова (слоги) со звуком [Ч].
Итог:
Гласный ? согласный | Глухой ? Звонкий | Твердый ? мягкий |
- Игра « Услышь- хлопни»
Свеча, чаща, чудо, меч, дочка, жираф, чашка, чайка, червяк, чайник.
- Кто не ошибся? Кому было трудно?
---- (Загадки)
Может плавать в океане, Может ползать по саванне, Панцирь в клетку, как рубаха… Кто же это? … (черепаха)!
| Стоит толстуха — Деревянное брюхо, Железный поясок. (бочка)
| Вставь в замочек, поверни. Дверь любую отопри Ростом мал, но так могуч. Называется он… ( ключ) !
|
Итог: [ ч] согласный, глухой, мягкий.
Педагог
Знакомство с буквой Чч
Мы познакомились со звуком [ч`], выяснили, что он согласный, мягкий.
Пора познакомиться с буквой. Кто знает, какой буквой обозначается звук [ч]
Найдем букву в алфавите. Где её место?
Рассмотрим её.
Зачем нужны две буквы Чч (заглавная и маленькая)
а) на цифру «4»
Да, вы правильно решили
«Ч» похожа на «четыре»:
Только с цифрами, друзья,
путать буквы нам нельзя.
б) на солдатика с поднятой рукой
Отдала кому-то честь.
в) Работа в тетради
Закрась букву ч ? Цвет?зел.. Почему?
Заштрихуй букву ч
Найди и раскрась букву Ч
Какой предмет спрятался в букве? Чайник
?? Слово начинается с буквы ч
Найдите букву Ч и обведите в кружок.
Сколько раз встретилась буква? 5 раз
Итог: С какой буквой познакомились? Какой звук обозначает?
Кто справился с заданием? Кому было трудно?
А) чтение слогов
Ча | че | чи | чо | чу |
ач | еч | ич | оч | уч |
Б) Составьте слова .
Чтение слогов и учитель выставляет на доску.
Очки
Дача
Чудо
Чайка
Чтение слов. Что общего у всех этих слов ? есть буква Ч
Сколько слогов? Правило!
В) Работа с текстом
(загадка)
Знаем всё – когда вам спать
И когда пора вставать.
Это только к слову – так,
Мы спешим, тик-так, тик-так.
Ходим ночью, ходим днём,
Никогда не устаём.
.( часы)
- У кого из вас дома есть часы?
- А почему часы пользуются такой популярностью?
- Можно ли в нашей жизни обойтись без часов?
- Если у нас не будет часов, мы не сможет знать время, и будем везде опаздывать или приходить намного раньше назначенного времени.
(стих читает ребенок)
Говорят: «Часы стоят».
Говорят: «Часы спешат».
Говорят: «Часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но они стоят на месте.
В. Орлов
Работа с учебником с.5
-кто это? Часовщик
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
А) учителем
- о чем этот рассказ?
- Какие часы бывают? башенные, стенные, уличные, вокзальные, корабельные.
Б) чтение рассказа детьми по цепочке
- Презентация о видах часов
Мы узнали, как много есть разных часов. Но есть самые главные часы. Они находятся в столице России – в городе Москва, на Спасской башне Кремля.
Итог: Мы, как часы, должны быть точными. Наши часы показывают, что нужно подвести итог.
Итог: Что особенно вам запомнилось? Что нового узнали?
Рефлексия : Кому было интересно на уроке?
Кому было трудно?
Нарисуйте кружочек вашего настроения на уроке.