Урок русского языка по теме "Мягкий знак для обозначения мягкости согласных". 5-й класс
Ахмедова Патимат Газимагомедовна, учитель русского языка и литературы
![]()
Тип урока: урок изучения нового материала.
Задачи:
расширение знаний орфографических правил;
развитие речи и логического мышления учащихся;
воспитание любви и интереса к родному языку.
Цели:
Повторить сведения о роли мягкого знака (обозначение мягкости предыдущего согласного)
Обучить написанию сочетаний чк,чн,нч,нщ,рщ.
Обеспечить устойчивую мотивационную среду, интерес к изучаемой теме.
Создать условия для самостоятельной работы.
Оборудование: проектор, таблица «Ь для обозначения мягкости согласных».
План урока
1.Организационный момент
2.Синтаксическая пятиминутка
3.Объяснение нового материала
4.Закрепление материала
5.Физминутка
6. Рефлексия
7..Домашнее задание
Ход урока
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, напишите число, классная работа.
- Давайте определим, с каким настроением вы пришли на урок.
Перед вами на парте лежат три карточки: зеленое – «Я готов активно работать на уроке», желтое – «средняя степень готовности, обычное настроение» , красное – «Я не готов к активной работе, нет настроения!»
- Покажите, пожалуйста, ту карточку, которая соответствует вашему настроению.
2. Синтаксический разбор
Небо снова покрылось тучами,и посыпался дождь.
-Обозначьте ,чем выражены члены предложения и составьте схему предложения.
-Давайте проверим (слайд)
-Найдите слова,в которых количество букв и звуков не совпадает.
-Какая буква в данных словах не обозначает звук?
- Прочитайте стихотворение
Мягкий знак – хитрый знак,
Не сказать его никак:
Он не произносится,
Но в слово часто просится!(Слайд)
- Давайте сформулируем тему нашего урока.
- Чему мы будем учиться на уроке? (находить мягкий знак в слове, выявить роль ь для обозначения мягкости согласных, повторить роль гласных для обозначения мягкости на письме) (Слайд)
Записать тему урока.
3.Объяснение нового материала.
-обратите внимание на такие слова:
Уголь-угол, быть –быт ,весь-вес, конь-кон, галька-галка
-Какое л/з этих слов?
-Что различает эти слова? (мягкий знак)
-Охарактеризуйте записанные звуки.
-Какова роль мягкого знака в данных словах? (обозначают мягкость предыдущего )
-Посмотрите на такие слова: брошь,туш,тушь,ложь,нож,луч,речь.(Слайд)
-Все слова понятны?
-А какую роль в этих словах играет мягких знак? (показатель принадлежности сущ. к 3-му скл. –ж.р.)
-Молодцы,правильно!
Но вы должны запомнить,что не всегда для обозначения мягкости используетя ь.
- Обратимся к учебнику. Прочитайте теоретический материал на стр.
4.Закрепление материала.
Мощный каменщик зимой.
Нянчил дочку в час ночной.
Спи, дочурочка, в тиши,
Мягкий знак тут не пиши! (Слайд)
Подчеркните нужные орфограммы. Выпишите их в столбик.
-Каких сочетаний нет в нашем столбике?
5 Физминутка
- Я буду называть слова, если в слове есть “Ь” вы поднимаете руки высоко, а если нет “Ь”, то наклон вперед.
Дочка, окунь, речной, мобильный, Ванечка, борьба, тюлень, чтение, мощный, льдина.
Самостоятельная работа
Упражнение №
6.Рефлексия
Наш урок подошел к концу. Сегодня мы обсуждали важную проблему- обозначение мягкости на письме.
Мягкий знак служит...
7. Д/з: (разноуровневые задания)