СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке познакомить детей с правилами написания мягкого знака на  конце имен существительных женского рода; совершенствовать умение распознавать род имен  существительных, умение анализировать и синтезировать материал, развивать орфографическую зоркость, речевые умения;продолжить работу по развитию интереса к предмету;развивать умение общаться, сотрудничать.

   

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Русский язык 3 КЛАСС

Русский язык

3 КЛАСС

Прозвенел звонок. Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Девиз урока:   «На уроке не зевать,  думать всем,  запоминать».   -Какая буква встречается в этом предложении четыре раза? (е) - Что знаем о букве е ?  (гласная, обозначает два звука, образует слог, показывает мягкость  согласных). - Пропишите соединения букв, сохраняя закономерность, до конца строки. Обратите внимание на наклон, высоту букв.

Девиз урока:

«На уроке не зевать,

думать всем,

запоминать».

-Какая буква встречается в этом предложении четыре раза?

(е)

- Что знаем о букве е ?

(гласная, обозначает два звука, образует слог, показывает мягкость

согласных).

- Пропишите соединения букв, сохраняя закономерность, до

конца строки. Обратите внимание на наклон, высоту букв.

 Словарная работа  - Прочитайте словарные слова с «убежавшей»безударной гласной. Какую безударную гласную вы вставите в эти слова?  М … тро, г…рой, т…традь, б…рёза, уч…ник, п…нал. К какой части речи относятся эти слова? Что знаете о существительных? (обозначает предмет, отвечает на вопросы кот? что?, бывают нарицательные и собственные, бывают мужского, женского и среднего рода, изменяются по числам и падежам).  - На сколько групп и по какому признаку можно разделить эти существительные?  - Запишите слова по группам и дайте название каждой группе.  М.р  Ж.р  С.р. герой тетрадь метро ученик берёза пенал -Запишите в каждый столбик ещё по одному имени существительному.

Словарная работа

- Прочитайте словарные слова с «убежавшей»безударной гласной. Какую безударную гласную вы вставите в эти слова?

М тро, г…рой, т…традь, б…рёза, уч…ник, п…нал.

  • К какой части речи относятся эти слова? Что знаете о существительных?

(обозначает предмет, отвечает на вопросы кот? что?, бывают

нарицательные и собственные, бывают мужского, женского и среднего рода, изменяются по числам и падежам).

- На сколько групп и по какому признаку можно разделить эти существительные?

- Запишите слова по группам и дайте название каждой группе.

М.р

Ж.р

С.р.

герой

тетрадь

метро

ученик

берёза

пенал

-Запишите в каждый столбик ещё по одному имени существительному.

 Спишите существительные, вставьте пропущенные буквы там, где вы знаете.  Осен…, солов…и, кон…ки, сем…я, рож…, нож… - Какую букву вставили и почему? Какие слова вызвали затруднения?   (Рож…, нож…) - Что нам предстоит узнать на уроке?  ( пишется ли Ь в словах рож …,  нож … и почему) - Назовите буквы, которые обозначают шипящие звуки. (Ж, Ш,Ч, Щ) Тема урока:   « Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».    (Узнать, когда после этих шипящих на конце пишется ь, а когда не пишется?)
  • Спишите существительные, вставьте пропущенные буквы там, где вы знаете.

Осен…, солов…и, кон…ки, сем…я, рож…, нож…

- Какую букву вставили и почему? Какие слова вызвали затруднения?

(Рож…, нож…)

- Что нам предстоит узнать на уроке?

( пишется ли Ь в словах рож …, нож … и почему)

- Назовите буквы, которые обозначают шипящие звуки.

(Ж, Ш,Ч, Щ)

Тема урока:

« Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».

(Узнать, когда после этих шипящих на конце пишется ь, а когда не пишется?)

Цели:  познакомить с правилами написания мягкого знака на  конце имен существительных женского рода;  совершенствовать умение распознавать род имен  существительных, умение анализировать и синтезировать  материал;  развивать орфографическую зоркость, речевые умения;  продолжить работу по развитию интереса к предмету;  развивать умение общаться, сотрудничать.

Цели:

  • познакомить с правилами написания мягкого знака на

конце имен существительных женского рода;

  • совершенствовать умение распознавать род имен

существительных, умение анализировать и синтезировать

материал;

  • развивать орфографическую зоркость, речевые умения;
  • продолжить работу по развитию интереса к предмету;
  • развивать умение общаться, сотрудничать.
- По какому признаку отличаются слова рож…, нож ? (Это слова разного рода.)  - С помощью каких слов попробуем определить род? (Он, мой; она, моя; оно, моё.) - Откуда можем узнать, правильны ли наши рассуждения? Работа с учебником. Ж.р.  М.р. луч речь сторож мышь ключ помощь плащ рожь товарищ ночь вещь малыш  - Чем отличаются в написании  существительные с шипящими  на конце мужского рода от  существительных женского рода?  - Познакомимся с правилами на стр.41 и 42.

- По какому признаку отличаются слова рож…, нож ?

(Это слова разного рода.)

- С помощью каких слов попробуем определить род?

(Он, мой; она, моя; оно, моё.)

- Откуда можем узнать, правильны ли наши рассуждения?

Работа с учебником.

Ж.р.

М.р.

луч

речь

сторож

мышь

ключ

помощь

плащ

рожь

товарищ

ночь

вещь

малыш

- Чем отличаются в написании

существительные с шипящими

на конце мужского рода от

существительных женского рода?

- Познакомимся с правилами на стр.41 и 42.

Работа с текстом.  Зимняя ночь в лесу. Какая стоит тишь. Мы проходили через пустошь и забираемся в самую глушь. На болоте под снегом виднеется сухой камыш. А вот стоит шалаш из прутьев. На него накинут снежный плащ. Большая и маленькая ели похожи на мать и дочь. В конце аллеи стоит избушка. Там живёт сторож. Он топит печь. В полночь мы стучимся к нему. Старик нам рад. Он ставит на стол корж и гуляш. Русская печь – просто роскошь. -Понравился ли вам рассказ? Кто из вас был в таком лесу?  Похож этот лес на наш лес?  -Найдите существительные с шипящими на конце слова. -Объясните, когда пишется ь в существительных, оканчивающих на шипящий, а когда не пишется?

Работа с текстом.

Зимняя ночь в лесу. Какая стоит тишь. Мы проходили через пустошь и забираемся в самую глушь. На болоте под снегом виднеется сухой камыш. А вот стоит шалаш из прутьев. На него накинут снежный плащ. Большая и маленькая ели похожи на мать и дочь. В конце аллеи стоит избушка. Там живёт сторож. Он топит печь. В полночь мы стучимся к нему. Старик нам рад. Он ставит на стол корж и гуляш. Русская печь – просто роскошь.

-Понравился ли вам рассказ? Кто из вас был в таком лесу?

Похож этот лес на наш лес?

-Найдите существительные с шипящими на конце слова.

-Объясните, когда пишется ь в существительных, оканчивающих на шипящий, а когда не пишется?

Стихотворение- загадка Мать и дочь испекли калач. На крыльцо уселся грач. Рожь в поле колосится, Помощь скорая промчится. Врач сидит там впереди, Едет он больных спасти. Солнца луч упал на печь. Слышна в доме нашем речь, Про шалаш и про ребят Мама с дочкой говорят. Дочка мяч возьмёт, Пойдёт поиграет у ворот, В сени девочка войдёт, Ключ повесит, плащ возьмёт, А вдруг дождичек пойдёт. - Какие слова часто встречаются в этом стихотворении? - Запишите существительные  мужского и женского рода  с шипящими на конце,кото-  рые были в стихотворении  и на рисунке.

Стихотворение- загадка

Мать и дочь испекли калач.

На крыльцо уселся грач.

Рожь в поле колосится,

Помощь скорая промчится.

Врач сидит там впереди,

Едет он больных спасти.

Солнца луч упал на печь.

Слышна в доме нашем речь,

Про шалаш и про ребят

Мама с дочкой говорят.

Дочка мяч возьмёт,

Пойдёт поиграет у ворот,

В сени девочка войдёт,

Ключ повесит, плащ возьмёт,

А вдруг дождичек пойдёт.

- Какие слова часто встречаются в этом стихотворении?

- Запишите существительные

мужского и женского рода

с шипящими на конце,кото-

рые были в стихотворении

и на рисунке.

Работа в паре. Как сказать по- другому? доктор- (врач) мелкие деньги- (мелочь, грош) маленький ребёнок- (малыш) родник- (ключ)   По прилагательному узнайте существительное: Вставьте подходящие ночной (сторож) по смыслу слова. Дама сдавала в (багаж) тёмная (ночь) Диван, чемодан, (саквояж) родная (речь) солнечный (луч)  Круглая, а не луна, С хвостом, а не (мышь)  Дремлет чуткий (камыш), (Тишь), безлюдье вокруг . Чуть приметна тропинка  росистая.

Работа в паре.

Как сказать по- другому?

доктор- (врач)

мелкие деньги- (мелочь, грош)

маленький ребёнок- (малыш)

родник- (ключ)

По прилагательному узнайте существительное:

Вставьте подходящие

ночной (сторож)

по смыслу слова.

Дама сдавала в (багаж)

тёмная (ночь)

Диван, чемодан, (саквояж)

родная (речь)

солнечный (луч)

Круглая, а не луна,

С хвостом, а не (мышь)

Дремлет чуткий (камыш),

(Тишь), безлюдье вокруг .

Чуть приметна тропинка

росистая.

Рефлексия  -Какая была тема урока? Удалось ли узнать то, что хотели? -Понравился ли вам урок? Кому было интересно на уроке? Какие задания вы выполняли с удовольствием? - Определите «лестницу» своих успехов. 4 Трудности преодолены. 3 Многое понял,но были ошибки. 2 Во время работы было много трудностей. 1 Многое понял, но остались вопросы.

Рефлексия

-Какая была тема урока? Удалось ли узнать то, что хотели?

-Понравился ли вам урок? Кому было интересно на уроке? Какие задания вы выполняли с удовольствием?

- Определите «лестницу» своих успехов.

4

Трудности

преодолены.

3

Многое понял,но

были ошибки.

2

Во время работы

было много

трудностей.

1

Многое понял, но

остались вопросы.

Молодцы! Спасибо за работу на уроке.

Молодцы!

Спасибо за работу

на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!