Русский язык
3 КЛАСС
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Девиз урока:
«На уроке не зевать,
думать всем,
запоминать».
-Какая буква встречается в этом предложении четыре раза?
(е)
- Что знаем о букве е ?
(гласная, обозначает два звука, образует слог, показывает мягкость
согласных).
- Пропишите соединения букв, сохраняя закономерность, до
конца строки. Обратите внимание на наклон, высоту букв.
Словарная работа
- Прочитайте словарные слова с «убежавшей»безударной гласной. Какую безударную гласную вы вставите в эти слова?
М … тро, г…рой, т…традь, б…рёза, уч…ник, п…нал.
- К какой части речи относятся эти слова? Что знаете о существительных?
(обозначает предмет, отвечает на вопросы кот? что?, бывают
нарицательные и собственные, бывают мужского, женского и среднего рода, изменяются по числам и падежам).
- На сколько групп и по какому признаку можно разделить эти существительные?
- Запишите слова по группам и дайте название каждой группе.
М.р
Ж.р
С.р.
герой
тетрадь
метро
ученик
берёза
пенал
-Запишите в каждый столбик ещё по одному имени существительному.
- Спишите существительные, вставьте пропущенные буквы там, где вы знаете.
Осен…, солов…и, кон…ки, сем…я, рож…, нож…
- Какую букву вставили и почему? Какие слова вызвали затруднения?
(Рож…, нож…)
- Что нам предстоит узнать на уроке?
( пишется ли Ь в словах рож …, нож … и почему)
- Назовите буквы, которые обозначают шипящие звуки.
(Ж, Ш,Ч, Щ)
Тема урока:
« Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».
(Узнать, когда после этих шипящих на конце пишется ь, а когда не пишется?)
Цели:
- познакомить с правилами написания мягкого знака на
конце имен существительных женского рода;
- совершенствовать умение распознавать род имен
существительных, умение анализировать и синтезировать
материал;
- развивать орфографическую зоркость, речевые умения;
- продолжить работу по развитию интереса к предмету;
- развивать умение общаться, сотрудничать.
- По какому признаку отличаются слова рож…, нож ?
(Это слова разного рода.)
- С помощью каких слов попробуем определить род?
(Он, мой; она, моя; оно, моё.)
- Откуда можем узнать, правильны ли наши рассуждения?
Работа с учебником.
Ж.р.
М.р.
луч
речь
сторож
мышь
ключ
помощь
плащ
рожь
товарищ
ночь
вещь
малыш
- Чем отличаются в написании
существительные с шипящими
на конце мужского рода от
существительных женского рода?
- Познакомимся с правилами на стр.41 и 42.
Работа с текстом.
Зимняя ночь в лесу. Какая стоит тишь. Мы проходили через пустошь и забираемся в самую глушь. На болоте под снегом виднеется сухой камыш. А вот стоит шалаш из прутьев. На него накинут снежный плащ. Большая и маленькая ели похожи на мать и дочь. В конце аллеи стоит избушка. Там живёт сторож. Он топит печь. В полночь мы стучимся к нему. Старик нам рад. Он ставит на стол корж и гуляш. Русская печь – просто роскошь.
-Понравился ли вам рассказ? Кто из вас был в таком лесу?
Похож этот лес на наш лес?
-Найдите существительные с шипящими на конце слова.
-Объясните, когда пишется ь в существительных, оканчивающих на шипящий, а когда не пишется?
Стихотворение- загадка
Мать и дочь испекли калач.
На крыльцо уселся грач.
Рожь в поле колосится,
Помощь скорая промчится.
Врач сидит там впереди,
Едет он больных спасти.
Солнца луч упал на печь.
Слышна в доме нашем речь,
Про шалаш и про ребят
Мама с дочкой говорят.
Дочка мяч возьмёт,
Пойдёт поиграет у ворот,
В сени девочка войдёт,
Ключ повесит, плащ возьмёт,
А вдруг дождичек пойдёт.
- Какие слова часто встречаются в этом стихотворении?
- Запишите существительные
мужского и женского рода
с шипящими на конце,кото-
рые были в стихотворении
и на рисунке.
Работа в паре.
Как сказать по- другому?
доктор- (врач)
мелкие деньги- (мелочь, грош)
маленький ребёнок- (малыш)
родник- (ключ)
По прилагательному узнайте существительное:
Вставьте подходящие
ночной (сторож)
по смыслу слова.
Дама сдавала в (багаж)
тёмная (ночь)
Диван, чемодан, (саквояж)
родная (речь)
солнечный (луч)
Круглая, а не луна,
С хвостом, а не (мышь)
Дремлет чуткий (камыш),
(Тишь), безлюдье вокруг .
Чуть приметна тропинка
росистая.
Рефлексия
-Какая была тема урока? Удалось ли узнать то, что хотели?
-Понравился ли вам урок? Кому было интересно на уроке? Какие задания вы выполняли с удовольствием?
- Определите «лестницу» своих успехов.
4
Трудности
преодолены.
3
Многое понял,но
были ошибки.
2
Во время работы
было много
трудностей.
1
Многое понял, но
остались вопросы.
Молодцы!
Спасибо за работу
на уроке.