Красноперова М. В.
Создание условия для формирования умения писать слова с новой орфограммой.
Уметь писать слова с новой орфограммой.
Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре и группе
- толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Этап урока | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: нацеливание на успешную ситуацию | Мотивация к учебной деятельности. Мы хороший дружный класс! Все получится у нас! Хотите учиться? (Да) Значит, можно всем садиться! | Приветствую обучающихся, создаю эмоциональный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2.Актуализация опорных знаний Цель: создание условий восприятия нового материала Минутка чистописания | В тетради прописаны буквы: Жж Шш Чч Щщ - Расскажите про каждую букву. Что мы про них знаем? - К какой группе звуков относятся эти буквы (обозначают группу шипящих звуков) Обучающиеся прописывают в тетради эти буквы | Спрашиваю каждого какая буква написана и что обозначает каждая буква? Организую диалог с элементами монолога обучающихся, создаю условия для повторения ранее изученного материала. | Рассказывают о каждой букве Развитие каллиграфических навыков письма | Познавательные: Умение проводить сравнения по заданным критериям. Коммуникативные: Уметь оформлять мысли в устной форме. |
3. Мотивация Цель: создание проблемной ситуации (с затруднением). | Обучающиеся отгадывают загадки Слайд 1 В клубок свернется, Взять не дается. (Ответ: Ёж). Вместе с этой черной птицей К нам весна в окно стучится. Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет? (Ответ: Грач) Сделан из резины. Купили в магазине Скачет звонко В руках ребёнка! (Мяч) Маленький рост длинный хвост. Собирает крошки, прячется от кошки. (Мышь) День закончен и опять Нужно глазки закрывать. Дети спят – и сын, и дочь. К нам с небес спустилась… (Ночь) - На какие 2 группы можно разделить эти слова? (с ь и без ь) - На какие вопросы отвечают эти слова? (кто? что?) - Какой можно сделать вывод? К какой части речи относятся? - (Это имена существительные) - Какие звуки мы слышим на конце этих слов? (шипящие) - Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других не пишется). - Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? -Какая будет цель урока? | Включаю презентацию с загадками Включаю обучающихся в обсуждение проблемного вопроса Организую формулирование темы урока обучающимися, его цели . | Обучающиеся читают загадки и говорят ответы Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Называют тему: Правописание ь на конце существительных после шипящих. Называют цель: Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется | Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; умение отгадывать загадки; Регулятивные: Уметь формулировать тему и цель урока. |
4. Открытие нового знания Исследовательская работа цель - получение новых прочных знаний самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными 5. Построение алгоритма определения написания мягкого знака в именах существительных после шипящих Составление кластера на доске 6. Первичное закрепление | - Для того, чтобы узнать, когда пишется мягкий знак, а когда не пишется, мы поиграем с вами в исследователей. Проводят исследование. На листок приклеивают слова 1 пара (камыш, дочь, малыш, рожь) 2 пара (мяч, мышь, печь, грач) Какой вывод можно сделать? В именах существительных женского после шипящих пишется ь знак В именах существительных мужского рода ь знак не пишется | Организую практическую исследовательско- поисковую работу, раздаю обучающимся слова и план исследования Каждой паре даю по 4 существительных (с картинкой) 1 пара (камыш, дочь, малыш, рожь) 2 пара (мяч, мышь, печь, грач) обеспечиваю контроль за выполнением задания. Создаю условия обучающимся о понимании новой роли мягкого знака после шипящих | Обучающиеся работают в парах по плану исследования Исследование: 1. Прочитать слово. 2. Определить, к какой части речи они относятся. 3. Какие звуки слышатся на конце слов. 4. Определить род (приклеить слово в нужный столбик). 5. Обратить внимание на конце существительных после шипящих какого рода пишется ь знак. 6. Обратить внимание на конце существительных после шипящих какого рода ь знак не пишется. 7. Сделать вывод. 8. Сформулировать правило. Формулируют правило | Личностные: Проявлять желание узнавать новое Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль, уметь работать в парах |
Работа по учебнику Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да) Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма. -А сейчас давайте поработаем в группе и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в именах существительных после шипящих. Составляется следующий алгоритм: 1. Определить часть речи. 2. Определить род. 3. Если существительное женского рода - мягкий знак пишется. 4. Если существительное мужского рода - мягкий знак не пишется. Кластер Определить часть речи определить род Ж.р. М. р. есть Ь нет Физминутка- игра. на Слайде Имя существительное – Очень удивительное: Мягкий знак когда писать Вы должны мне подсказать! Клещ , шалаш, мышь, товарищ, мяч, печь, кирпич Слова распределить в 2 столбика Морж?, молодёж?, вещ?,нож?,врач?, ковш?, сторож?,помощ? Каждому обучающемуся даётся по 2 слова | Контролирую процесс составления алгоритма, направляю обучающихся на верный путь решения. Организую отдых, способствующий усвоению материала | Дети работают в группах Составляют алгоритм Проверяют и сравнивают Выполняют упражнения | Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль, уметь работать в группе Регулятивные Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий Познавательные: Классифицировать объекты. |
7. Работа в тетради Вторичное закрепление. | СЛОВА РАЗДАЮ НА ЛИСТОЧКАХ (Комментированное письмо) В каких словах после шипящих напишем мягкий знак? Почему? Какие имена существительные с шипящим на конце без мягкого знака? -Почему во всех этих словах мягкий знак не пишется? (Взаимопроверка На слайде).) | | | Регулятивные: Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль. Познавательные: Развивать операции мышления. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности. |
8. Рефлексия игра "Четвёртый лишний" (4 мин) | Игра «Четвёртый лишний» Карандаш… плащ… мыш… шалаш… Кирпич… мелоч… ноч… доч… Гуаш… ключ….глуш…. печ…. Грач….помощ…. стриж….калач…. | | | |
| | | | |
9. Подведение итогов. | - Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? - Какую цель ставили? - Достигли ли мы этой цели? - Что нового вы сегодня узнали о ь знаке? | Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей. | Подводят итог под руководством учителя -Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется | |
10. Домашнее задание | По картинке придумать сказку про ь знак в именах существительных после шипящих | Обращаю внимание, что существительные женского рода живут в красивом домике, а существительные мужского род в старом покосившемся домике | . | |
РЕЗЕРВ Игра "Вирус Ошибкин" (кубик) | У меня на столе лежит кубик. Вы должны по очереди бросать кубик,сначала бросает первый ученик - какой номер выпадет на кубике, предложение под этим номером разбирает первый ученик. Затем точно также делает второй ученик. Предложения на доске. Задание. Запишите, где необходимо мягкий знак. Не забываем про алгоритм. (На доске) Карточка. Дорога шла через рож.. Вот пробежала мыш.. В роще послышался плач.. Наступила ноч.. и ловля началась. Кругом стояла тиш.. Камыш.. шептался с рекою | | | |
| | | | |