Тема. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Цель. Формировать навыки правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих, умения определять род имен существительных.
Задачи.
Образовательная: Продолжить знакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце, с грамматической функцией мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся.
Развивающая: Развивать внимание и мышление, речь, фонематический слух, развивать умение работать по алгоритму.
Воспитательная: Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения.
Планируемы результаты. Учащиеся научатся распознавать имена существительные мужского и женского рода на шипящий и правильно писать их; будут учиться прогнозировать тему и задачи урока, контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать свои достижения, определять трудности; уважать мнение друг друга при работе в паре, умение слушать и высказывать свою точку зрения.
Оборудование: ИКТ, таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
- «Люби, цени и знай свой язык». –Почему?
-Поэтому «Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи».
III. Актуализация опорных знаний.
1.Грамматический штурм.
- Имя существительное, глагол, имя прилагательное – это ...
- Приставка, суффикс, основа – это ...
- Правда-ложь, говорит-молчит–это ...
- Успех-удача, смелый-храбрый–это ...
- Ловить ворон на уроке - это...
2. Минутка чистописания.
Ш Щ К Ж Ч
-Какая буква лишняя? Почему?
-Запишем:
Жж Шш Чч Щщ жи ши ча ща чу щу Чк чн нщ щн
3. Орфографическая минутка.
Площадь, книжка, чудесный, тяжёлый, сторожить, чайка, мощный, калач, дочь.
-Назвать части речи.
IV. Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока.
-Какой последний звук в словах «калач, дочь»? Как написали слово «дочь»? Почему?
-Чему будем учиться на уроке»
-Какая тема урока?
V. Работа по теме.
1. Синтаксический разбор предложения.
-Составьте предложение со словом «калач».
Бабушка испекла вкусный калач.
-Разобрать по составу слова «бабушка, вкусный».
2. Правило правописания имен существительных на шипящий.
Так запомним: род мужской
Гонит мягкий знак метлой.
Женский род наоборот –
Мягкий знак в друзья берет.
3. Алгоритм правописания имен существительных на шипящий.
4. Упражнения в правописании (загадки, картинки, словарно – логические упражнения).
1 Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.(ёж)
2.Драчун и забияка, не знает страха. Живет в воде, носит иглы на спине. (ёрш)
3. Умный Ивашка, красная рубашка, где пройдет, коснется, там след остается. (карандаш)
4. Всех важней она в загадке, хоть и в погребе жила. Репку вытащить из грядки деду с бабкой помогла. (мышь)
5. Картинки: пляж, ландыш, грач, рожь.
6. Словарно-логические упражнения.
- Близкий приятель, друг. (товарищ)
- Сила, могущество. (мощь)
- Часть суток от вечера до утра. (ночь)
- Двенадцать часов ночи, середина ночи (полночь).
- Молодые люди (молодежь)
- Человек, лечащий больных (врач)
VI. Физминутка.
VII. Закрепление материала.
Письмо по памяти (упр. 58) (использование толкового словаря: полог).
Работа в парах (упр. 55).
Разноуровневые задания (по выбору).
1 уровень. Борщ(?), сторож(?), дич(?), глуш(?),мыш(?), нож(?).
2 уровень. Исправь ошибки.
У девочки был замечательный карандашь. Она могла нарисовать нежный ландышь, золотую рож, лунную ноч и солнечный лучь.
VIII. Домашнее задание. Упр. 57.
IX. Рефлексия. ( Таблица.)
Сегодня на уроке я:
- Научился….
- Было трудно…
- Теперь я могу…
X. Итог.
- Какие цели мы ставили в начале урока?
- Как вы думаете, мы их достигли?