СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

Урок 88. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Цели деятельности педагога

Познакомить учеников с правилом употребления мягкого знака на конце наречий; формировать умение находить данную орфограмму; повторить правописание ь после шипящих в именах существительных, прилагательных, глаголах

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать условия выбора употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; виды орфограмм, связанных с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова; уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова, связанные с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова, по видам орфограмм.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка

методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html  http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Орфограмма, орфографический разбор

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово составляется учителем

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность

к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают

в парах

Листы обратной связи

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний

и применение

их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Приём «Реклама»

Описание. Учитель предлагает прорекламировать мягкий

знак (ь), на подготовку даётся 5–10 мин. Работа организуется в группе.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы на вопросы

Отвечают на вопросы. Смотрят презентацию, воспри-

нимают

на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: строят монологические

высказывания, задают вопросы

Уст-
ные ответы

3. Выявление места
и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы

на вопросы

Выполнение упражнения 289 (выполняется на доске и в тетрадях).

– Какие виды орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака после шипящих на конце слова, встретились вам в этом тексте?

Самостоятельная работа, взаимопроверка по ключу на слайде. Учитель выборочно проверяет работы нескольких обучающихся.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы на вопросы

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания, делают выводы.

Регулятивные: планируют необходимые операции, действуют

по плану.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Уст-
ные ответы, листы обратной связи

Физкультминутка

Одолела вас дремота, (Зеваем.)

Шевельнуться неохота?

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись, (Руки вверх, потянулись.)

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире. (Руки в стороны.)

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре. (Наклоны туловища.)

И на месте поскакать. (Прыжки на месте.)

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку

Выполняют элементарные физические упраж-

нения

Фронтальная

Выпол-

нение

физических упражнений

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Организация рабочего места.

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письмен-ная работа

Выполнение упражнения 288 (устно).

дополняет ответы на вопросы в задании упражнения. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя

Формулируют цель учебной деятельности. Отвечают на вопросы, выполняют упражнения

Индивидуальная, групповая

Вопросы, выполнение упражнений

в тетрадях,

уст-
ные ответы

5. творчес-
кая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа

Задание. Составьте таблицу «Правописание ь после шипящих на конце слов самостоятельных частей речи»
(упр. 290).

ь после шипящих на конце слов
самостоятельных частей речи

пишется

не пишется

1. Имена существительные

ж. р., ед. ч., 3-го скл. (дочь);

2. Глаголы:

1) в неопределённой форме
(стеречь);

2) во 2-м лице ед. числа наст. или буд. времени (пишешь);

3) в повелительном наклонении
(отрежьте).

3. Наречие: вскачь, настежь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж

1. Имена существительные:

1) м. р., ед. ч., 2-го скл.
(грач);

2) р. п., мн. ч. (училищ).

2. Имена прилагательные в краткой форме (могуч)

– Какой вывод о правописании ь в наречиях вы можете сделать, глядя на таблицу1?

Самостоятельная работа, взаимопроверка по ключу на слайде. Учитель выборочно проверяет работы нескольких обучающихся.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы на вопросы

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над заданиями

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность

в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Уст-
ные ответы,

выполнение упражнений

в тетрадях

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.


7. Самостоятельная работа с само-

проверкой

по эталону

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их

на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения. Письменная работа. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

Организует работу по обобщению и систематизации знаний, полученных на уроке, с применением «Конструктора ситуационных задач» Л. С. Илюшина (см. Приложение на с. 268).





Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.

Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выделяют главное, устанавливают причин-

но-след-

ственные связи между отдельными языковыми явлениями. Делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения

информации, выполнение упражнений

в тетрадях,

уст-
ные ответы

8. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

А1. Какое наречие пишется раздельно с приставкой?

1) (В)верху; 2) (на)чисто; 3) (на)миг; 4) (в)пустую.

А2. Какое наречие пишется через дефис?

1) Точь(в)точь; 2) (на)ходу; 3) (под)силу; 4) (по)двое.

А3. В каком наречии не пишется на конце ь?

1) Навзнич..; 2) вскач..; 3) сплош..; 4) замуж.. .

А4. В каком наречии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) НимАло; 2) некогдА; 3) Испокон (веков); 4) издАвна.

В1. Укажите, каким членом данного предложения является наречие.

Кончил дело – гуляй смело.

С1. Напишите небольшое рассуждение о сходстве и различии наречий и имен прилагательных2.

Проверка и обсуждение работ учащихся

Слушают ответы, отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-след-

ственные связи между от-

дельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения


Вопросы для уточнения

информации, оценивание

рабо-

ты учащихся

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

Приём «Телеграмма»

Вариант I. Кратко напишите самое важное, что уяснили на уроке, с пожеланиями однокласснику и отправьте
(обменяться). 

Вариант II. Напишите пожелание себе с точки зрения изученного на уроке

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Оценивание учащихся

за работу
на уроке. Листы обратной связи



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!