СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Технологическая карта урока.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционное обучение русскому языку учащихся с ОВЗ.

Образовательные ресурсы: Русский язык. 5 класс. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Часть 2.  - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 175 с.; компьютерная презентация урока https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-miagkii-znak-posle-shipiashc.html, программа «Скайп», онлайн-доска для дистанционного обучения https://idroo.com , графический планшет «Бамбу», видеофайл – песня «Темняа ночь» в исполнении Марка Бернеса https://youtu.be/1vRYwaJC5FY

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Технологическая карта урока.»

Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

Цель: формирование представления об орфограмме «Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа»,  формирование навыков правописания окончаний глаголов после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с правилом употребления Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа;

  • формировать навыки правописания окончаний глаголов в данной форме;

  • развивать мотивацию к познавательной деятельности.


Тип: изучение и первичное закрепление нового материала.

Планируемые результаты


Предметные (Пр.):


Метапредметные:


Личностные (Л.):


  • знать правило употребления мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа;

  • находить изучаемую орфограмму в слове;

  • правильно писать слова с изучаемой орфограм­мой;

  • графически обозначать условия выбора правиль­ного написания.

Регулятивные (Р.):

  • ставить и адекватно формулировать учебную за­дачу, прогнозировать содержание учебной дея­тельности;

  • контролировать свою деятельность;

  • подводить итог урока (над чем работали), оценивать свою деятельность.

Познавательные(П.):

  • извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;

  • пересказывать исходный текст, соблюдая нормы его построения;

  • соблюдать в практике письменного общения изу­ченное орфографическое правило;

коммуникативные (К.):

  • уметь выступать перед аудиторией;

адекватно воспринимать устную и письменную речь.

  • иметь достаточный словарный запас и объём грамматических средств для устного воспроизве­дения исходного текста;

  • стремиться к речевому совершенствованию;

  • вырабатывать свою мировоззренческую позицию;

  • осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор;

  • оценивать информацию с нравственно-этической точки зрения;

  • стремиться к совершенствованию культуры речи.


Межпредметные связи: история (Великая Отечественная война), музыка (песни военных лет), ОДНКНР (темы «Береги землю родимую, как мать любимую», «Жизнь ратными подвигами полна»).

Образовательные ресурсы: Русский язык. 5 класс. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Часть 2.  - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 175 с.; компьютерная презентация урока https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-miagkii-znak-posle-shipiashc.html, программа «Скайп», онлайн-доска для дистанционного обучения https://idroo.com , графический планшет «Бамбу», видеофайл – песня «Темняа ночь» в исполнении Марка Бернеса https://youtu.be/1vRYwaJC5FY


Учитель - Перякина Т.Н. ГБОУ «РЦО»









Ход урока


Актуализация необходимых знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

- Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Завтра – День Победы. Поздравляю вас и ваших близких с этим великим праздником!

Откройте тетради, запишите: «Восьмое мая. Классная работа» (СЛАЙД 1) Сегодня наш девиз – «Ты сможешь! Ты победишь!» (СЛАЙД 2)

Задание и вопрос: СЛАЙД 3

- Проанализируйте слова в таблице. По какому принципу я разделила их на 2 группы?

Жить - Живёшь

Петь - Поёшь

Победить - Победишь

Любить - Любишь

Гордиться - Гордишься

(В первой колонке - неопределенная форма глагола, во второй - глаголы в форме 2-го лица)

  • А что объединяет эти глаголы? (мягкий знак на конце глагола).

- В правописании слов какой колонки можно сделать больше ошибок и почему?

- Предположите, о чем пойдет речь на уроке. (новая орфограмма…)

  • Анализирует ответы-гипотезы.

  • Организует работу с материалом на с. 130 учебника.

  • Приветствуют учителя и друг друга, открывают тетради, настраиваются на урок.

  • Читают информацию со слайда.

  • Анализируют слова в таблице, отвечают на проблемный вопрос, выдвигают гипотезы.





  • Знакомятся с материалом. Формулируют определение на основе орфограммы № 22.

  • Л.: осознавать черты своего характера, интересы, цели, стремиться к речевому совершенствованию

Пр.: находить изучаемую орфограмму в слове, графически обозначать условия выбора правиль­ного написания.

П.: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения


К.: адекватно воспринимать устную и письменную речь, уметь выступать перед аудиторией



Р.: прогнозировать содержание учебной дея­тельности.

Мотивация познавательной деятельности

Вопрос:

- Какие знания нужны для усвоения этой орфограммы? СЛАЙД 4. «Спряжение глаголов»

  • Какое местоимение является нашим помощником в изучении данной темы? (местоимение ТЫ)

СЛАЙД 5. Тема урока…

Просит записать тему урока «Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа», определить задачу этого урока.

  • Отвечают на вопрос.




Записывают тему урока. Определяют учебную задачу: не просто заучивать правило, а понимать, чтобы верно применять его при написании слов.

К.: уметь выступать перед аудиторией;

Р.: ставить и адекватно формулировать учебную за­дачу, прогнозировать содержание учебной дея­тельности;

П.: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;

Л.: стремиться к речевому совершенствованию

Музыкальная пауза

Предлагаю сделать паузу и послушать песню о войне «Темная ночь».

СЛАЙД 6. Поет Марк Бернес.

https://youtu.be/1vRYwaJC5FY


- О чем эта песня? (о войне, о Родине, о любви к своей семье)

Слушают песню.

(3 минуты)




Отвечают на вопрос.

П.: пересказывать исходный текст, соблюдая нормы его построения. К.: адекватно воспринимать устную и письменную речь. Л.: оценивать информацию с нравственно-этической точки зрения; вырабатывать свою мировоззренческую позицию, стремиться к совершенствованию культуры речи.

Организация познавательной деятельности

СЛАЙД 7-8. Организует игру. Задание: найдите в тексте и выпишите глаголы, соответствующие предложенным схемам (с окончаниями –ишь, -ешь). 1 ученик – 1 и 2 куплеты, 2 ученик – 3 и 4 куплеты.

(не спишь, утираешь; встретишь, ждешь, не спишь)

Не забудьте указать лицо и число этих глаголов и выполнить подчеркивание, как это показано в учебнике.


ВОПРОС. – Какие еще орфограммы вы заметили в этих словах?

(Буквы е-и в корнях с чередованием, не с глаголами).

Читают текст про себя. Определяют глаголы, в которых есть орфограмма № 22. Отыскивают и выписывают глаголы.

Графически коммен­тируют свои записи.




Отвечают на вопросы.




Пр.: знать правило употребления мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа, находить изучаемую орфограмму в слове, правильно писать слова с изучаемой орфограм­мой;

Р.: контролировать свою деятельность;

К.: адекватно воспринимать устную и письменную речь, уметь выступать перед аудиторией;

Л.: иметь достаточный словарный запас и объём грамматических средств для устного воспроизве­дения исходного текста

Физкультминутка

Игра «День Победы». Напоминаю условия игры и называю слова.

  • Глагол обозначает действие предмета? +

  • «Победили» - это глагол? +

  • Победа – это глагол? –

  • Военный – это прилагательное? +

  • Сражаются – это глагол 2 лица ед.ч.? –

  • Гордишься – это глагол 2 л.ед.ч.? +

Среди перечисленных слов есть слова с орфограммой, которую мы изучаем?


Отвечают на вопросы. Если ответ «да» – поднимают руки вверх, «нет» – вытягивают руки вперед. В перерывах – руки на плечи, выполняем вращательные движения локтями.


Отвечают нв вопрос.

Пр.: находить изучаемую орфограмму в слове;


К.: адекватно воспринимать устную и письменную речь.



Р.: контролировать свою деятельность

Л.: осознавать черты своего характера

Организация познавательной деятельности. Продолжение

  • СЛАЙД 9. Организует работу с учебником по упр. 690 (с. 130) (выборочно)

- Задание: поставьте глаголы во 2-м лице единственного числа. Выделите окончания.

Образец рассуждения. Стремишься - глагол во во 2-м лице единственного числа. В нем всегда после ш пишется мягкий знак.


Стремишься (2 л., ед.ч.).


Шептать - шепч … шь                Хохотать - хохоч… шь

Кричать -                                      Улыбаться -

Говорить -                                    Смеяться -



- Проводит диагностику достижения планируемых результатов.

СЛАЙД 10

  1. Продолжи предложения

- Глаголы 2 л. ед.ч. отвечают на вопрос… (что делаешь?)

- В окончаниях глаголов 2 л. ед. ч. пишется… (ь)

ОТВЕТ НА СЛАЙДЕ 11

2) СЛАЙД 12. Глаголы во 2 лице ед. ч. часто встречаются в пословицах и поговорках. Давайте поиграем в игру «Найди ошибку». Кто больше найдет ошибок?

  • 1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  • 2. ПоспешишЬ – людей насмешишЬ.

  • 3. Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

4. Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшЬ.

5. Что посеешь, то и пожнёшЬ.

Ответ -СЛАЙД 13.

Выполняют упражнение по образцу.

Работают в Айдру https://idroo.com






Отвечают на вопросы, выполняют задание (устно).


  • Пр.: знать правило употребления мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа, находить изучаемую орфограмму в слове, графически обозначать условия выбора правиль­ного написания, правильно писать слова с изучаемой орфограм­мой



  • П: соблюдать в практике письменного общения изу­ченное орфографическое правило; пересказывать исходный текст, соблюдая нормы его построения.



К.: адекватно воспринимать устную и письменную речь.


Р.: контролировать свою деятельность;


Л.: стремиться к совершенствованию культуры речи, оценивать информацию с нравственно-этической точки зрения, вырабатывать свою мировоззренческую позицию, осознавать черты своего характера


Подведение итогов

  • Инструктирует по выполнению домашнего задания:

СЛАЙД 14. § 121. Выучить правило на стр. 130. Задание по упр. 693.

Выписать глаголы, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть и объяснить изученные в разделе «Глагол» орфограммы.

Анализируют д/з, выявляют степень готовности к его выполнению

К.: адекватно воспринимать устную и письменную речь. Р.: прогнозировать содержание учебной дея­тельности. П.: соблюдать в практике письменного общения изу­ченное орфографическое правило.

Проводит диагностику целей, организует рефлексию. Задает вопросы:

  • Что у меня сегодня на уроке получилось лучше всего?

  • Над чем мне еще надо поработать?

Выставляет оценки.

- Спасибо за урок! С праздником! СЛАЙД 15.

Оценивают свою деятельность на уроке.

К.: адекватно воспринимать устную и письменную речь, уметь выступать перед аудиторией. Л.: стремиться к речевому совершенствованию.

Р.: подводить итог урока (над чем работали), оценивать свою деятельность.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!