СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Механическое движение

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый вводный урок в теме "Движение и взаимодействие тел". На уроке рассматриваются во взаимосвязи все основные понятия.

Просмотр содержимого документа
«Механическое движение»

п/п

Этапы урока

Практическая деятельность

Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь! Сегодня урок физики проведу у вас я. Меня зовут Ирина Валентиновна.


Актуализация опорных знаний.

Чтобы определиться с темой сегодняшнего урока, пронаблюдаем опыты и ответим на вопрос:

- К какому виду физических явлений можно отнести наблюдаемые явления?

- Каким еще словом можно объединить эти явления?

Итак, мы наблюдали механическое движение.

А что вы знаете о механическом движении? Я задаю вопрос, а вы отвечаете устно или показывая карточку (они двухсторонние), с каждым вашим ответом на экране появляется часть сегодняшней темы урока.

  1. Какие величины характеризуют механическое движение?

  2. Какой буквой обозначают путь?

  3. Какая основная единица измерения пути?

  4. Какой буквой обозначают время?

  5. Какая основная единица измерения времени?

  6. Какой буквой обозначают скорость?

  7. Какая основная единица измерения скорости?

  8. Что такое скорость?

  9. Какой формулой связаны эти величины?

  10. Что такое физическое явление?

Итак, тема сегодняшнего урока «Механическое движение». Запишите тему в тетрадь.




Демонстрация: шарик в лабиринте, маятник, машинка.




Слайд 2 (1,2)

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Слайд 3 (1)

Предъявление нового материала

1. МД знакомо вам из курса математики. И свои знания по этому вопросу вы уже показали. Сегодня мы не просто повторим это явление, но и узнаем много нового и интересного о нем. На примере МД мы будем учиться описывать любые физические явления на качественном и количественном уровне. Помогать будет план описания физического явления.

- Давайте уточним еще раз, что такое физическое явление?

- Что же изменяется при МД?

На этот вопрос мы и будем отвечать, тем самым формулируя определение МД.


2. Но сначала послушайте рассказ.

- Кто из героев прав?

Следовательно, положение тела может рассматриваться только относительно другого тела, называемого телом отсчета. Т.е. положение тела от выбора ТО изменяется, значит, оно относительно. Это важный термин, касающийся нашей темы, запишем его.


3. А теперь понаблюдаем движение машинки и выясним, какие изменения происходят в этом явлении.

  • Где находится машинка по отношению к указателю?

  • А каково ее положение относительно меня?

  • Каково положение машинки относительно указателя спустя 5 секунд?

  • А относительно меня?

  • Какой вывод можно сделать о положении машинки?

Машинка движется (меняет положение) относительно указателя, и покоится (стоит, не меняет положение) относительно меня. Значит, можно утверждать, что движение, как и покой, - понятие относительное и зависит от выбора тела отсчета.

  • Что еще изменялось в процессе движения?

  • Что же можно назвать механическим движением?

Делая вывод из сказанного, можно сформулировать определение МД.

  • Движется ли автобус, изображенный на рисунке?

  • Движется ли дом? Докажите.


4. Познакомимся с термином, который помогает качественно описать МД какого-либо тела.

Помогите проложить маршрут от вашей гимназии до Октябрьской площади. Используйте карту, которая лежит у вас на столе.

  • Покажите маршрут на экране.

  • Есть еще вариант?

  • Что вы провели на карте?

Эту линию, видимую на карте и воображаемую в реальном мире, по которой движется тело, называют траекторией.


5. Нарисуем траекторию и исследуем это понятие.

Работаем в паре. Взяли коробок, ручку. Поставили ручку в прорезь коробка и проводите линии вверх-вниз. Второй член команды тянет за короткий конец ленту.

  • Какова траектория относительно коробка?

  • Какова траектория относительно ленты?

  • Что можно сказать о траектории по отношению к различным телам отсчета.

Траектория различна в зависимости от выбора тела отсчета, следовательно, она относительна. Запишем это.


6. Для более точного описания МД необходимо ввести количественные характеристики, т.е. физические величины. Что мы сейчас и сделаем. При этом опираться будем на план описания ФВ.

Прокладывая маршрут до Октябрьской пл, вы предложили два варианта.

- Какой из них предпочтительней? Почему?

- Как вы определили?

- А что вы измерили?

Измерив длину линии, т.е. длину траектории, мы получили количественную характеристику МД – путь.

Обозначение вы знаете и единицу измерения в СИ.

- Одинаковое ли время я затрачу на движение по предложенному вами маршруту на машине и пешком?

- Почему разное?

- итак, вторая ФВ, характеризующая МД – скорость. Скорость характеризует быстроту изменения положения тела. Обозначается v, основная единица в СИ – м/с.

- Чем будет отличаться мое движение от гимназии до ОКТ. Пл. и от Окт. Пл. до гимназии?

- Значит, скорость кроме числового значения (модуля) имеет и направление. Такие величины называются векторными. Они обозначаются на рисунках стрелкой.

- А путь имеет направление, если это длина траектории?

Такие величины называют скалярными.

Связь между этими величинами вы уже знаете. Покажите ее еще раз на карточках.

- Изменяются ли значения пути и скорости от выбора тела отсчета?

Значит они тоже являются относительными понятиями. Запишем.


7. Мир МД многообразен, и чтобы облегчить изучение МД, необходимо найти признаки, по которым можно сортировать явления.

- Один из признаков вы уже можете назвать.

- Приведите примеры движения тел с различными по форме траекториями.


Криволинейное движение достаточно сложное, поэтому его рассмотрение отложим до старших классов.

А вот прямолинейное тоже можно классифицировать.

Наблюдаем опыты и описываем результаты наблюдений.

- Через какие промежутки времени поставлены метки?

- Какие пути проходит шарик за любые равные промежутки времени?

Такое движение называется равномерным (неравномерным).

Приведите примеры таких движений.


Каждое из этих движений описывается ФВ: скорость, временем, пройденным путем.

Скорость при РПД – путь в единицу времени (именно эту скорость вы использовали на математике), формулу этой величины вы знаете. Следствия из нее позволяют найти пройденный путь или время.

Скорость при НРПД называют средней скоростью – это отношение всего пройденного пути ко всему времени движения (при движении на поезде из Я в М скорость на различных этапах пути может быть различной и даже равной нулю, поэтому не т смысла говорить о пути в единицу времени). Обозначают среднюю скорость буквой с индексом.

Формула связи средней скорости, всего пройденного пути и всего времени движения похожа на формулу скорости РПД. Следствия так же аналогичны.


8. Для облегчения выражения величин связанных формулой, можно использовать мнемический треугольник.


9. Обобщим все, что выяснили сегодня на уроке и представим материал в виде ОК.

Выполнение самолетом мертвой петли, движение автомобиля по дороге, колебание маятника, движение молекул, из которых состоит вещество – все это примеры механического движения. МД – это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

МД можно описать с помощью траектории – видимой или воображаемой линии, по которой движется тело.

Траектория изменяется в зависимости от выбора тела отсчета: относительно коробка – прямая, относительно ленты – кривая.

Количественные характеристики МД – физические величины путь и скорость.

Путь – скалярная физическая величина – длина траектории, обозначается , основная единица измерения в СИ, зависит от выбора тела отсчета – относительна.

Скорость – векторная физическая величина – быстрота изменения положения тела, кроме числового значения имеет направление , обозначается , основная единица измерения , зависит от выбора тела отсчета – относительна.

МД можно классифицировать:

По форме траектории на прямолинейное (движение автомобиля по прямому участку дороги) и криволинейное (поворот автомобиля).

Прямолинейное движение - по пути, пройденному за любые равные промежутки времени на равномерное (за любые равные промежутки времени одинаковые пути) и неравномерное (за любые равные промежутки времени разные пути).

Скоростью РПД называется путь в единицу времени.

Скоростью НРПД называется отношение всего пути ко всему времени движения.

Физические величины, описывающие МД, связаны формулой или мнемическим треугольником.






Повесить план на доску.











Повесить слово на доску, записать в тетрадь.


Демонстрация: машинка указатель, часы.











Слово на доску и в тетрадь



Слайд 3 (2,3,4)







Работа с картой

Слайд 4,5





Слайд6


Опыт с коробками








Слайд, запись на доске






План на доску







слайд






Слайд







Слайд



Слайд





Запись на доске


Слайд 7









Демонстрация: желоба, метроном, подставки, магниты, шарик


Слайд 7






















Слайд 8



Слайд 9, открыть конспекты на столе

Закрепление

Расскажите тему по ОК в группах: один – докладчик, остальные эксперты, слушают и дополняют докладчика. При возникновении вопросов или затруднений при воспроизведении ставьте знак ? около этого элемента. Я вас слушаю и отвечаю на вопросы.

(расскажите о МД. Один начинает, другой продолжает)



Рефлексия

- Что нового узнали сегодня о МД?


Движенья нетсказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.



Домашнее задание

  1. Измерить среднюю скорость игрушки.

  2. Нарисовать траекторию на вращающемся диске.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!