«Урок мужества».
Цель:
- ознакомить школьников с историческими событиями малой и большой Родины, подвигами земляков, участников Великой Отечественной войны.
Задачи:
- воспитывать чувство гордости и уважения на примерах подвигов своих земляков;
- развивать чувство патриотизма;
- способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.
Психологическое обоснование содержания и формы данного мероприятия. Мероприятие проводится в актовом зале в торжественной форме , после посещения краеведческого музея. Тема мероприятия способствует развитию патриотических чувств школьников, любви к родине, знанию её истории.
Анализ подготовки мероприятия.
Инициатором проведения данного мероприятия была Зорина С.И. но её поддержали и дети, и коллеги. Дети с удовольствием учили стихи и подбирали музыку и песни. Все вместе мы подготовили презентацию для проведения мероприятия. И хотя день освобождения Суджи от немецко-фашистских захватчиков 3 марта мы решили, что это не страшно вспомнить подвиги своих земляков в другой день. Ответственной за ход мероприятия была назначена Зорина С.И. Атмосфера и при подготовке и при проведении мероприятия была эмоционально положительная.
Ход мероприятия:
Песня в исполнении Дроздовой Алены. «И все о той войне».
Педагог: Добрый вечер, друзья! Сегодня наше мероприятие посвящается дню освобождения Суджи от немецко-фашистских захватчиков. Прошло 73 года со дня освобождения г. Суджа от немецко-фашистских захватчиков.
Все мы знаем, что 22 июня 1941 года советские люди узнали о вероломном нападении фашистской Германии на нашу Родину. Весь народ встал на защиту своего отечества. Жители Суджи не остались в стороне . Добровольно ушли на фронт все, кто мог.
Вскоре через Суджу хлынули потоки беженцев из Украины и Белоруссии.
Войска Красной Армии с тяжелыми кровопролитными боями вынуждены были отступать. 4 октября на город были сброшены первые фашистские бомбы. Первые разрушенные здания, первые человеческие жертвы.
С первых дней войны по всей стране были созданы истребительные батальоны. Перед Суджанским истребительным батальоном стояла задача зорко следить за вражескими агентами, вылавливать и обезвреживать диверсантов. 13 октября 1941 года по приказу командования Cуджанский истребительный батальон отступил к Старому Осколу.
26 октября на пустынных городских улицах появились гитлеровцы. Оккупанты принялись устанавливать свой "новый" фашистский порядок. Однако, это не давало желаемых результатов. У советских людей, молодых и старых, трудно было поколебать неистребимую веру в неизбежность поражения немецко-фашистских захватчиков, в победу нашего героического народа.
Жители города, пережили черные страшные дни оккупации: множество различных объявлений, приказов, расклеенных на заборах. Как правило, они заканчивались словом "расстрел". Гитлеровцы ввели военно-каторжный режим для советских людей: заставляли выполнять тяжелые трудовые повинности, обложили множеством поборов. Долгих 17 месяцев город Суджа находился в оккупации.
7 февраля 1943 года командующий войсками 50-й армии генерал Черняховский отдал приказ об освобождении города Льгова и Суджи.
16 февраля 1943 года 240-я стрелковая дивизия генерал-майора Авдеенко начала наступление на село Больше-Солдатское.
Была суровая зима с заносами, буранами. Танки и артиллерия отставала, пехота без их поддержки вела тяжелые кровопролитные бои. Немцы начали отступать поспешно к границам Суджанского района, укрепляя свою оборону.
Части 240-й дивизии начали наступление на укрепление фашистов, немцы яростно сопротивлялись, ведя уничтожающий огонь из пулеметов и орудий.
Ночью, не выдержав натиска красной армии немцы начали поспешный отход. Позже начали подходить подразделения 836-го стрелкового полка и 240-й стрелкой дивизии. Части Красной Армии стремительно наступали, а немцы бежали.
1-й реб-к
Уж третий год гремит война,
Земля прошита от обстрелов,
Спаленных сел стоит стена,
Дома под вражеским прицелом.
Такой злой сечи не припомнить,
Смешался здесь и рай и ад.
Свист пуль и грохот артиллерий
Приклад прижал к щеке солдат.
2-й ученик
Он не отдаст земли ни пяди,
Ведь здесь решается исход.
За смерть родных, любимой пряди
Врагов пускает он в расход.
Слились все судьбы в этой схватке,
Средь опаленных родников
Боец прилег на пыльной скатке,
И снова в бой идти готов.
3-й ученик
Как много душ уже не с нами,
Но с поля боя не спешат.
На пыльном небе облаками
Печальным клином пролетят.
Солдат простой на жженой ниве,
Лежит, глазами в синеву,
Теперь в том месте на могиле
Гвоздики красные в снегу.
4-й ученик
Он отстоял и он не сдался,
За слезы русских матерей,
Полынью горькой разрастался
Среди невспаханных полей.
Как много их, голов сложивших,
На поле брани полегло,
Страниц истории отживших
Запишет памяти перо.
5-й ученик
Мы вспомним всех их поименно,
Теплом от вечного огня,
Согреем души упоённо
В молчанье голову склоня.
Их подвиг вечно в душах наших,
Их доблесть сложно оценить,
Всех, на полях сражений павших,
Помянем за возможность жить!!!
Педагог: ПОЧТИМ ПАМЯТЬ ПАВШИХ МИНУТОЙ МОЛЧАНЬЯ
3 марта 1943 года наш город Суджа горячо встречал своих освободителей, в городе появились советские разведчики: казалось солнце по-другому светило, люди выходили на улицу из погребов, подвалов, улыбались и поздравляли друг друга. Выносили из тайников продукты и угощали, кто, чем мог, своих спасителей.
Огромный материальный ущерб нанесла городу гитлеровская оккупация. Отступая под ударами советских войск, фашисты сожгли и разрушили сотни зданий, разграбили все промышленные предприятия. Ущерб, нанесенный Судже фашистами, исчислялся миллионами рублей. После оккупации нужно было начинать все с начала. Когда наиболее трудоспособная часть мужского населения находилась в действующей армии, тяжелый труд возложили на свои плечи женщины, старики и подростки. Изо дня в день, из месяца в месяц наш город залечивал раны, благоустраивался и хорошел.
1-й ученик
Стареет всё-дома и вещи,
Бессмертья не было и нет...
Но кто сказал бы из приезжих
Что нашей Судже 300 лет?
2-й ученик
Наш город холод знал и голод,
Взрывы бомб, пожаров дым.
Но посмотри, он снова молод,
Как был когда-то молодым.
3-й ученик
Как в дни, когда летели щепки,
И возводился первый вал,
Как в дни, когда великий Щепкин
Здесь на подмостках выступал...
4-й ученик
Да, дни идут, и время-молот
Стучит на разные лады.
Но город наш, как прежде, молод
И будет вечно молодым!
Педагог: Каждый год 3 МАРТА НАШ ГОРОД СУДЖА ОТМЕЧАТЬ годовщину ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ.
(звучит песня «Синий платочек»).
Общая оценка.
В ходе проведения мероприятия дети прочувствовали атмосферу трудных военных лет не только своей Родины, но и всей страны. Мероприятие прошло хорошо. Дети с выражением читали стихи, пели песни военных лет, смотрели презентацию. Было интересно.
Главная цель достигнута т.к. все принимали участие в подготовке мероприятия. Дети активно включились и участвовали в проведении мероприятия дружным, сплоченным коллективом.
Благодаря вышесказанному мероприятие прошло успешно без особых недочетов.