СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мертвый или живой русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация обрщает внимание на проблему сохранения русского языка, как части национальной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Мертвый или живой русский язык»

Мертвые языки: миф или реальность? Авторы : учащиеся 11 А класса МОУ «Клепиковская СОШ №1» Научный руководитель : Серова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы

Мертвые языки: миф или реальность?

Авторы : учащиеся 11 А класса МОУ «Клепиковская СОШ №1»

Научный руководитель : Серова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы

Цели и задачи исследования Цель: разобраться, может ли русский язык стать мёртвым; привлечь внимание к проблеме безответственного отношения к изучению языка. Задачи: 1. Ознакомиться с понятием «мёртвый язык». 2. Выявить причины и факторы вымирания языков. 3. Понять, зачем нужны мёртвые языки. 4. Выяснить, можно ли оживить мёртвый язык и каковы шансы «живого» русского языка стать мёртвым.

Цели и задачи исследования

  • Цель: разобраться, может ли русский язык стать мёртвым; привлечь внимание к проблеме безответственного отношения к изучению языка.
  • Задачи:

1. Ознакомиться с понятием «мёртвый язык».

2. Выявить причины и факторы вымирания языков.

3. Понять, зачем нужны мёртвые языки.

4. Выяснить, можно ли оживить мёртвый язык и каковы шансы «живого» русского языка стать мёртвым.

Гипотеза и методики Гипотеза.  Как и любой другой язык, русский язык с определенной вероятностью может стать мёртвым.  Методики исследования. Методика сопоставления. Методика исторического сравнения.

Гипотеза и методики

  • Гипотеза.

Как и любой другой язык, русский язык с определенной вероятностью может стать мёртвым.

  • Методики исследования.
  • Методика сопоставления.
  • Методика исторического сравнения.
Что такое мёртвые языки?

Что такое мёртвые языки?

Классификация Мёртвые языки Активно функционирующие в книжно-письменной сфере Языки, существование которых лишь предположительно Языки, существование которых лишь предположительно Используемые только филологами Известные только тем, что когда-то существовали

Классификация

Мёртвые языки

Активно функционирующие в книжно-письменной сфере

Языки, существование которых лишь предположительно

Языки, существование которых лишь предположительно

Используемые только филологами

Известные только тем, что когда-то существовали

Каковы причины вымирания языков?

Каковы причины вымирания языков?

Может ли ожить мёртвый язык?

Может ли ожить мёртвый язык?

Степени сохранности языков Статус Пояснение Безопасный Примеры языков Язык используется всеми поколениями, его передача между ними не нарушена Уязвимый Английский, арабский, испанский, немец-кий, русский, французский. Использование может быть ограниченным Есть угроза исчезновения Серьёзная угроза Не изучается детьми как родной язык Адыгейский, башкирский, неаполитанский, си-цилийский, чувашский. Абазинский, валлонский,  идиш, карельский, цыганский. Используется старшими поколениями; не используется при общении с детьми и между собой На грани исчезновения Арнаутский, ижорский, кили, корякский, ланге-докский, лимузенский, нанайский, чукотский. Самые младшие носители — старики. Используется частично и редко Вымерший Водский, дахлик, парджи, орокский, а также три возрождаемых языка: корнский, ливский и мэнский. Нет живых носителей Арманский, саамский, далматинский, керекский, обиспеньо, сойотский, туника, юг-ский.

Степени сохранности языков

Статус

Пояснение

Безопасный

Примеры языков

Язык используется всеми поколениями, его передача между ними не нарушена

Уязвимый

Английский, арабский, испанский, немец-кий, русский, французский.

Использование может быть ограниченным

Есть угроза исчезновения

Серьёзная угроза

Не изучается детьми как родной язык

Адыгейский, башкирский, неаполитанский, си-цилийский, чувашский.

Абазинский, валлонский,  идиш, карельский, цыганский.

Используется старшими поколениями; не используется при общении с детьми и между собой

На грани исчезновения

Арнаутский, ижорский, кили, корякский, ланге-докский, лимузенский, нанайский, чукотский.

Самые младшие носители — старики. Используется частично и редко

Вымерший

Водский, дахлик, парджи, орокский, а также три возрождаемых языка: корнский, ливский и мэнский.

Нет живых носителей

Арманский, саамский, далматинский, керекский, обиспеньо, сойотский, туника, юг-ский.

Может ли русский язык стать мёртвым?

Может ли русский язык стать мёртвым?

Выводы 1. Мёртвый язык — язык, не существующий в живом употреблении, но это совсем не означает, что его не используют. В некоторых случаях мёртвые языки, перестав служить средством живого общения, сохраняются в письменной форме и используются для нужд науки, культуры, религии, например, латынь и древнегреческий. 2. Языки вымирают по разным причинам, основными из которых являются исчезновение народа, говорившего на этом языке, и отказ истинных носителей от родного языка и последующий переход на новый.

Выводы

1. Мёртвый язык — язык, не существующий в живом употреблении, но это совсем не означает, что его не используют. В некоторых случаях мёртвые языки, перестав служить средством живого общения, сохраняются в письменной форме и используются для нужд науки, культуры, религии, например, латынь и древнегреческий.

2. Языки вымирают по разным причинам, основными из которых являются исчезновение народа, говорившего на этом языке, и отказ истинных носителей от родного языка и последующий переход на новый.

Выводы 3. Если язык признан мёртвым, это вовсе не означает, что его нельзя оживить. Живым примером является иврит, который ожил благодаря усилиям группы энтузиастов, желавших возродить исконно еврейский язык. 4. Маловероятно, что русский язык умрёт в ближайшем будущем, однако в нём есть немало признаков вымирающего языка. И дело не в количестве носителей, а в неоправданном употреблении заимствованных слов, обилии канцеляризмов и модных слов в отдельных стилях речи. Также косвенной причиной может являться нежелание подрастающего поколения изучать родной язык, что является одним из путей языковой деградации и последующего вымирания.

Выводы

3. Если язык признан мёртвым, это вовсе не означает, что его нельзя оживить. Живым примером является иврит, который ожил благодаря усилиям группы энтузиастов, желавших возродить исконно еврейский язык.

4. Маловероятно, что русский язык умрёт в ближайшем будущем, однако в нём есть немало признаков вымирающего языка. И дело не в количестве носителей, а в неоправданном употреблении заимствованных слов, обилии канцеляризмов и модных слов в отдельных стилях речи. Также косвенной причиной может являться нежелание подрастающего поколения изучать родной язык, что является одним из путей языковой деградации и последующего вымирания.

Огромная благодарность… Руководителю проекта, учителю русского языка и литературы, Серовой Татьяне Викторовне.

Огромная благодарность…

  • Руководителю проекта, учителю русского языка и литературы, Серовой Татьяне Викторовне.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!