СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Место, где мы родились и живём" 2-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы:

  • формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к истории Иркутской области.

Просмотр содержимого документа
«Место, где мы родились и живём»

Ю…………………………………………………ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОКОСНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

шжд


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заседание ШМО учителей Заседание МС Приказ №________

начальных классов МКОУ «Покоснинская от «___» _________2016г

МКОУ «Покоснинская СОШ» Директор МКОУ

СОШ» Протокол № _____ «Покоснинская СОШ»

Протокол №____ от «___» августа 2016г. МО «Братский район»

от «__» августа 2016г. Зам.директора по УВР Хрипач Ю.Н._________

Руководитель МО Кузьмина Г.В. ________

Россало Е.Н.__________





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Место, где мы родились и живём»

(в соответствии с ФГОС)


для 2 -4 классов








составила: учитель начальных классов

1 категории

МКОУ «Покоснинская СОШ»

Ковалева Марина Ивановна










2016 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа по факультативному курсу «Место, где мы родились и живём» для 2-4 классов общеобразовательной школы разработана на основе:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.

  • Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2011-2015 учебные годы ОУ.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.

  • Основная образовательная программа МКОУ «Покоснинская СОШ»



Психолого-педагогические особенности детей данного класса обусловлены:

- формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;


- изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;


- моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.


В данной программе учитываются также характерные особенности для этого школьного возраста:

- центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.


- существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и•т.•д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.


Данная программа является авторской. Программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю.

В современных программах и учебниках для младших школьников очень мало времени отводится на изучение своего края, что и послужило предпосылкой для создания Программы по краеведению.


Начальная школа – важный этап становления человеческой личности. В этот период ребенок учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы. У школьника формируется чувство патриотизма, любви к своей Родине, гордости за ее историческое прошлое.

Актуальность программы в том, что ее социально-педагогическая направленность воспитывает уважение к нашим истокам, к родной земле, ее природным особенностям и преданиям. В последние годы в нашей стране наблюдается тенденция падения уровня духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, идет процесс углубления противоречий между старшим и

молодым поколением. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является осознанное принятие обучающимися традиций, ценностей, особых форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни его родного села, района, области. Понятия «малая Родина», «Отечество», «мой дом»,

«моя семья» наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, школу, природную среду и социальное окружение.

Воспитание патриотизма через краеведение – это сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь обучающихся к

поисковой и исследовательской работе.


В процессе познавательной активности дети получат жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного освоения предметах в средней школе.

Особенность курса заключается в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение в поисковую, исследовательскую деятельность. Установление причинно- следственных связей в окружающем мире проходит на многообразном материале природы, истории и культуры родного края – села Покосное, Братского района, Иркутской области.


Настоящий факультативный курс краеведения «Место, где мы родились и живём» предусматривает реализацию регионального компонента содержания образования по предмету «Окружающий мир».


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.

Цель программы:

  • формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к истории Иркутской области.


Задачи курса:

Образовательные

1.Сформировать представление о региональных культурных традициях Иркутской области;

2.Познакомить скульптурными учреждениями, достопримечательностями и историческими памятниками области; историей возникновения и развития Прибайкалья;

3.Приобщать обучающихся к познанию истории, культуры, обычаев и традиций народа родного края;

4.Сформировать первичные навыки проектно-исследовательской деятельности.


Развивающие

1.Формировать потребность в саморазвитии и самореализации;

2.Развивать художественный вкус и культуру на примерах духовных традиции народов своего народа;

3.Развивать познавательную активность,интереск самообразованию;

4.Способствовать развитию у обучающихся наблюдательности, инициативы и самостоятельности, ответственности;

5.Развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки;

6.Способствовать развитию художественно-творческих умений и навыков.

Воспитательные

1.Воспитывать любовь к своей малой Родине;

2.Воспитывать уважение к культурному наследию прошлого, к традициям своего народа;

3.Воспитывать чувство гордости за многолетнюю историю своего края;

4.Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;

5.Воспитывать культуру общения; такие личностные качества как честность, доброта, взаимопомощь;

6.Способствовать формированию чувства ответственности за сохранение и приумножение исторического, культурного и природного наследия;


Межпредметные связи: литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.















ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:

-доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребѐнка, создание благоприятных условий для их развития;

-демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

-научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

-системности и последовательности, предполагающий изложение материала в определѐнной последовательности и взаимосвязи;

-деятельности, позволяющий активно включать обучающихся в познавательную деятельность и способствующий активному успешному формированию общекультурных и деятельностных способностей.

-преемственности, где в каждом последующем этапе продолжается закрепление, расширение, усложнение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составили содержание учебной деятельности на предшествующем этапе.


Основными критериями отбора материала при составлении программы является еѐ культурная значимость в жизни родного края, актуальность, воспитательная ценность. Программа курса «Место, где мы родились и живём» основывается на привитии интересов и развитии творческих возможностей обучающихся и построена таким образом, что при изучении каждого последующего раздела расширяются и углубляются знания, обогащается опыт обучающихся. Знания и умения, приобретѐнные на занятиях курса,

могут быть использованы во всех факторах будущей деятельности.

Материал программы актуален и современен. Позволяет объяснить обучающимся важнейшие нормы человеческой жизни, воспитать желание сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений.






















ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА


Программа рассчитана на три года обучения. Весь курс состоит из трёх разделов.


В программу 2 класса включен один раздел «Моя малая родина – село Покосное».

В данном разделе обучающиеся знакомятся с символикой своего села, кратко изучают историю возникновения и развития села, названия улиц; получают информацию о культуре и традициях, достопримечательностях села; обучающие рассматривают участие жителей области в Великой Отечественной войне; расширяют и углубляют знания о традициях семьи и школы, их роли в истории села.


В программу 3 класса включен один раздел «Братский район – место, где расположилось моё село». В данном разделе обучающиеся знакомятся с символикой Братского района; изучают географическое положение Братского района на карте России, местную топонимику. При изучении темы «Природа нашего края» углубляют знания о сезонных изменениях, особенностях животного и растительного мира района; получают сведения о реках района.


В программу 4 класса включен один раздел «Иркутская область – место, где мы родились и живѐм». В данном разделе обучающиеся знакомятся с символикой Иркутской области, как с неотъемлемой частью истории и культуры; изучают географическое положение Иркутской области на карте России, местную топонимику. При изучении темы «Природа нашего края» углубляют и расширяют знания о сезонных изменениях, особенностях

животного и растительного мира Прибайкалья; получают сведения об озере Байкал, как одном из неповторимых достояний не только нашего края, но и всего мира.



Программа предусматривает теоретические и практические занятия.

Основные методы, используемые для достижения поставленных задач

а) по источнику передачи знаний:

  • словесные (беседа, объяснение, диалог, дискуссия);

  • наглядные (иллюстрации, схемы);

  • практические (упражнения, моделирование);

б) по характеру управления учебной работой:

  • под руководством педагога;

  • самостоятельная работа (творческая);

в) методы стимулирование интереса к учению:

  • игровые ситуации;

  • занимательность;

  • неожиданность;

Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие методы и формы работы, где обучающиеся являются активными участниками, где широко применялась наглядность.


Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся начальной школы, а также специфику курса занятия проводятся в форме экскурсий, встреч с информантами, практических работ, творческих мастерских, экологических советов и другие.

Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.


Программа курса «Место, где мы родились и живём» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: тестирование; практическим работам, защиту проектов и т.п.


Программа факультативного краеведческого курса «Место, где мы родились и живём» рассчитана на 34 занятия в год (1 час в неделю). Продолжительность каждого занятия 40 минут (1 академический час).


Структура ТДМ, с одной стороны, отражает обоснованную в методологии общую структуру учебной деятельности (Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.), а с другой стороны, обеспечивает преемственность с традиционной школой в формировании у учащихся глубоких и прочных знаний, умений и навыков. Например, структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет следующий вид:

1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо — хочу — могу».

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково (в форме эталона). Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) выполняют типовые задания на освоение нового способа действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Таким образом, происходит, с одной стороны, формирование навыка применения изученных способов действий, а с другой — подготовка к введению в будущем следующих тем.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Все уроки также строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребёнком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

Технология деятельностного метода обучения может использоваться в образовательном процессе на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задач и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации: базовом, технологическом и системно-технологическом.

Базовый уровень ТДМ включает в себя следующие шаги:

мотивация к учебной деятельности;

актуализация знаний;

проблемное объяснение нового знания;

первичное закрепление его во внешней речи;

самостоятельная работа с самопроверкой;

включение нового знания в систему знаний и повторение;

рефлексия учебной деятельности на уроке.


Структура урока базового уровня выделяет из общей структуры рефлексивной самоорганизации ту её часть, которая представляет собой целостный элемент. Таким образом, не вступая в противоречие со структурой деятельностного метода обучения, базовый уровень систематизирует инновационный опыт российской школы об активизации деятельности детей в процессе трансляции системы знаний. Поэтому базовый уровень ТДМ используется также как ступень перехода учителя от традиционного объяснительно-иллюстративного метода к деятельностному методу.

На технологическом уровне при введении нового знания учитель начинает использовать уже целостную структуру, однако построение самими детьми нового способа действия организуется пока ещё с отсутствием существенных компонентов (этап проектирования и реализации проекта).

На системно-технологическом уровне деятельностный метод реализуется во всей полноте.

Для формирования определённых ФГОС НОО универсальных учебных действий как основы умения учиться предусмотрена возможность системного прохождения каждым учащимся основных этапов формирования любого умения таких, как:

1) приобретение опыта выполнения УУД;

2) мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);

3) тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;

4) контроль.






































МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Место, где мы родились и живём» относится к предметной области «Естествознание» для 2 -4 классов. Разработана в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, реализующего программу начального общего образования на 2016 -2018 год.


Срок реализации программы 3 года обучения, 102 часа (2 – 4 классы):

1 год обучения – 34 часа;

2 год обучения – 34 часа;

3 год обучения – 34 часа








РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ



1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

9ч.

7ч.

10ч.

8ч.

34ч.




























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Личностные результаты изучения курса

У выпускника будут сформированы:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

  • осознание себя как индивидуальности и как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям и к их труду;

  • понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между ее членами;

  • осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к малой Родине, к еѐ природе, культуре, интереса к еѐ истории, уважительное отношение к разным народам, их традициям;

  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

  • осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и еѐ значение для здоровья человека.

У выпускника могут быть сформированы:

  • стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

  • зарождение элементов гражданского самосознания, гордости за свою малую Родину интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

  • эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в еѐ сохранении.



Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия


Выпускник научится:

  • организовывать свою деятельность, выполнять разные виды работ (наблюдения, эксперимент, практической работы с контурными картами, с архивными документами);

  • принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять еѐ до конца учебных действий;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно- познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;

  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать своѐ знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

  • ставить учебно-познавательные задачи перед чтением текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с географической и исторической картой ).

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов справочной литературы, информационных ресурсов, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

  • применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно- следственных связей, построения рассуждений и выводов;

  • наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

  • использовать различные справочные издания и различную литературу с целью поиска познавательной информации;

  • осознано читать тексты с целью освоения и использования информации;

  • работать с информацией, представленной в разных форматах: текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

  • находить несколько источников информации по заданной теме, сопоставлять информацию и систематизировать еѐ;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

  • преобразовывать информацию в таблицу и схему.


Выпускник получит возможность научиться:

  • осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от других цели;

  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

  • дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

  • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнѐра высказывания, задавать вопросы;

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнѐрам по общению;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнѐрам.


Выпускник получит возможность научиться:

  • оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли;

  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы;

  • уважать позицию партнѐра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты еѐ разрешения ради общего дела.

  • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, , модели, небольшие сообщения, презентации).



Предметные результаты

Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Я живу в Прибайкалье» научится:

  • различать и использовать в речи генеалогические понятия близких и дальних родственников, осознавать свое место в генеалогическом древе своей семьи;

  • представлять портрет своей семьи с точки зрения традиций семьи и профессиональной значимости всех ее членов;

  • ориентироваться в значении и местоположении основных социально - значимых объектах района проживания;

  • составлять план маршрута своего следования с описанием окружающих объектов, в том числе представляющих опасность для жизни и здоровья;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, в том числе с позиции развития этических чувств. Доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • соблюдать правила этического поведения в общественных местах, городском транспорте, учреждениях культуры;

  • исследовать материалы домашних фотографий и документов для оформления творческих работ;

  • узнавать основные исторические, архитектурные и культурные достопримечательности своего города;

  • осознавать значение своего города в развитии области и России в целом;

  • ценить и проявлять уважение к истории своей школы, поддерживать ее традиции, активно участвовать в школьных проектах и мероприятиях;

  • находить на карте России местоположение Иркутской области, на карте области – областной центр, крупные города, поселки, реки, озеро Байкал;

  • узнавать государственную символику области, Иркутска, своего населенного пункта: флаг, герб;

  • различать прошлое и настоящее своего края, находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • осознавать место и роль родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни страны;

  • проводить несложные наблюдения над объектами живой и неживой природы в окружающей среде;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, относительно климатических сезонных изменений природной зоны родного края;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • использовать дополнительные источники информации с целью поиска информации, ответов на вопросы, для создания собственных устных и письменных высказываний.



Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разными социальными группами

ориентироваться в важнейших для личности и региона событиях и фактах прошлого и настоящего. Оценивать их возможное влияние на будущее , приобретая чувство исторической перспективы;

  • осознавать ценность природы, природных ресурсов и богатств Иркутской области и необходимость нести ответственность за их сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту, в природной среде;

  • понимать значимость народно-прикладного искусства в становлении и развитии родного региона, его места в исторической, экономической и культурной жизни страны;

  • оценивать значение личности в истории , ее вклад в становление и развитие региона, в историческое и культурное наследие родного края на примере жизнедеятельности наших земляков6 герое войны, писателей, поэтов, артистов, режиссеров;

  • различать основные сферы трудовой занятости жителей города с целью профессиональной ориентации;

  • использовать при проведении практических, творческих работ и проектных работ инструменты ИКТ для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и исследований;

  • планировать и контролировать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.



Мониторинг уровня овладения программой

  • диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля;

  • участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, района, города;

  • презентации проектов;

  • создание дидактических материалов;

  • анкетирование родителей и учащихся.
















УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема

Количество часов


2 класс

34


Раздел I.«Моя малая родина – село Покосное»


1.

Введение

1

2.

Мой дом – моя крепость

8

3.

Моя школа - мой второй дом

5

4.

Моя малая Родина – село Покосное

17

5.

Обобщение за курс 2 класса

3


3 класс

34

1.

Введение

1


Раздел I. «Братский район – место, где расположилось моё село»


2.

Символика Братского района

1

3.

Природа Братского района

21

4.

Водоёмы Братского района

4

5.

Население и хозяйство Братского района

4

6.

Обобщение за курс 3 класса

3


4 класс

34

1.

Введение

1


Раздел I. Иркутская область – место, где мы родились и живём»


2.

Символика Иркутской области

1

3.

Природа Иркутской области

18

4.

Водоёмы нашего края

7

5.

Население и хозяйство Иркутской области

4

6.

Обобщение за курс 4 класса

3


Итого:

102ч


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Раздел I.«Моя малая родина – село Покосное»


Введение (1ч)

Актуальность изучаемого факультатива, Упражнение «Дерево ожиданий». Создание рисунков. Источники изучения «Моя малая Родина» материала: карта, литература, произведения искусства и другие источники.


Тема 1. Мой дом – моя крепость (8ч)

Моя семья: значение и роль семьи в жизни человека; ближние и дальние

Мой дом – родственники; происхождение имени, моя крепость фамилии, отчества; профессии моих родителей, что такое генеалогическое древо; генеалогическое древо семьи; семейные традиции и реликвии; профессиональные семейные династии.

Моделирование схем «Ближние и дальние родственники», «Портрет семьи», родословного

древа. Создание рисунков (подготовка к выставке) семейных реликвий. Сочинения по одной из тем на выбор: «Традиции и реликвии нашей семьи», «Профессиональные династии в моей семье», «Все работы хороши», Трудовой вклад моей семьи в развитие родного края.


Тема 2. Моя школа - мой второй дом (5ч)

История и традиции школы; Подготовка к фотовыставке «Моя школа». Создание

Знаменитые выпускники, почѐтные рисунков, схем по теме «С чем можно сравнить учителя; достижения обучающихся и школу».



Тема 3. Моя малая Родина – село Покосное (17ч)

История сѐла. Символика сѐла. Улицы сѐла: названия улиц, безопасный маршрут движения по населѐнному пункту, достопримечательности и исторические памятники; след Великой Отечественной войны в истории моего сѐла; культура, традиции, развитие

спорта.

Экскурсия в местную администрацию. Опрос школьников на тему «Знаете ли вы символику своего населѐнного пункта». Создание проекта герба и флага (при отсутствии символики). Коллективная творческая работа «Вот эта улица». Моделирование карты (схемы) безопасного маршрута от школы до дома. Поиск (сбор) информации о своей улице; подготовка к отчѐту. Практическая работа с картой села. Сбор материала по теме «Загадочный мир названий». Сочинение по одной из тем на выбор: «Военное поколение моей семьи», «Удивительная история моего прадеда», «Судьба моей прабабушки в годы Великой Отечественной войны», «Мои прадеды», «История одного героя».


Тема 4. Обобщение за курс 2 класса (3ч)

Систематизация и проверка знаний. Выполнение теста.

Проект «Моя малая Родина – село Покосное».







КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

2 КЛАСС


Тема

Дата проведения

Дата проведения фактически

Раздел I.«Моя малая родина – село Покосное»

1.

Введение. Что такое краеведение

03.09

03.09


Тема 1. Мой дом – моя крепость (8ч)



2.

Я и моя семья.

Д/з схема «Портрет семьи»

10.09

10.09

3.

О чѐм расскажет семейный альбом. Ближние и дальние родственники.

Д/з схема «Портрет родственников»

16.09

16.09

4.

О чѐм могут рассказать имя, фамилия и отчество.

Д/З сообщение о своей фамилии, имени

24.09

24.09

5.

Учимся строить генеалогическое древо семьи.

Д/З беседа с родителями

01.10

01.10

6.

Моѐ генеалогическое древо

Д/З доделать

08.10

08.10

7.

Семейные династии. О профессиях в семье.

Д/З сообщение об профессии родителей

15.10

15.10

8.

О профессиях в семье.

Д/З сообщение об профессии родителей

22.10

22.10

9.

Обобщающий урок по теме «Мой дом – моя крепость».

Тестирование.

29.10

29.10


Теме 2. Моя школа – мой второй дом (5ч)



10.

Мои одноклассники.

Д/З рисунок друга

11.11


11.

Мои учителя.

Д/З рисунок учителя

18.11


12.

История и традиции моей школы.

Д/З рисунок Школа будущего

25.11


13.

История и традиции моей школы.

Д/З письмо школе

02.12


14.

Обобщающий урок по теме «Моя школа – мой второй дом».

Тестирование

09.02



Тема 3. Моя малая Родина – село Покосное (17ч)



15.

Моё село.

Д/З фотографии села

16.02


16.

Символика моей малой Родины.

Д/З нарисовать свою символику

23.12


17.

Улицы моего сѐла.

Д/З рисунки села

13.01


18.

История моей улицы.

Д/З сообщение о своей улице

20.01


19.

История моей улицы.

Д/З сообщение о своей улице

27.01


20.

Безопасный путь от школы до дома.

Д/З сообщение Путь домой

03.02


21.

Безопасный путь от школы до дома.

Д/З сообщение Путь домой

10.02


22.

Моя малая Родина: достопримечательности.

Д/З сообщение об одном

17.02


23.

След Великой Отечественной войны в истории моего сѐла.

Д/З ветераны села

24.02


24.

Культура моего села.

Д/З

03.03


25.

Наши традиции.

Д/З

10.03


26.

Развитие спорта.

Д/З

17.03


27.

Растения моего села.

Д/З рисунок растения, сообщение



28.

Животные моего села.

Д/З рисунок животного, сообщение



29.

Красная книга. Растения и животные села.

Д/З брошюра



30.

Путешествие по карте села

Д/З сообщение о путешествии по селу



31.

Обобщающий урок по теме «Моя малая Родина – село Покосное»

Тестирование




Тема 4. Обобщение за курс 2 класса



32.

Теперь я знаю.



33.

Проект «Моя малая Родина – село Покосное».

Д/З подобрать картинки, стихи



34.

Проект «Моя малая Родина – село Покосное».

Выставка.























СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Введение (1ч)

Актуализация знаний, полученных во 2 классе.

Упражнение «Дерево ожиданий». Упражнение «З-Х» («З» - знаю, «Х» - хочу узнать).


Раздел I. «Братский район – место, где расположилось моё село»


Тема 1. Символика Братского района (1ч)

Знакомство с гербом и флагом Иркутской области: история, описание, обоснование символики. Упражнение «Найди герб и флаг Братского района».


Тема 2. Природа Братского района (21ч)

Географическое положение Братского района на карте России. Занимаемая площадь и границы. Изучение карты района, местной топонимики. Знакомство с городами района. Население: численность, национальный состав. Особенности рельефа и почв района. Климат. Полезные ископаемые района. Природные явления и сезонные изменения в природе. Виртуальные путешествия в растительный и животный мир Братского района. Растения родного края. Наиболее распространѐнные животные разных групп, обитающие на территории родного края. Охрана растение и животных; что такое заповедники, их роль и значение. Виртуальная экскурсия по заповедникам, национальным паркам Братского района. Растения и животные, занесѐнные в Красную книгу Братского района. Создание коллективного альбома «Сезонные зарисовки». Наблюдение за объектами живой и неживой природы; представление результатов наблюдений в виде сочинения, рисунка, проекта. Создания дидактического материала «паспорт растения». Работа со справочной литературой по лекарственным растениям района; создание буклета «Лекарственные растения», создание листовок в защиту растений, статьи в защиту животных. Творческая работа – письмо «жителям» заповедных мест района. Сбор

материала для коллективного проекта «Красная книга родного края».


Тема 4. Водоёмы Братского района (4ч)

Виды водоѐмов Братского района: реки и водохранилища, подземные воды. Запасы и использование минеральных вод. «Вихоревка – уже не чистая река», экологические проблемы.

Практическая работа с картой Братского района. Поиск информации о реках, озѐрах и

водохранилищах района (по выбору обучающихся); оформление результатов поиска в виде сообщений, таблиц, рисунков и т.п. Подготовка к фотовыставке (выставке рисунков) «Вихоревка – уже не чистая река». Создание дидактического материала «Охрана водоѐмов», модели «Значение водоѐмов в природе и жизни людей» (по выбору). Моделирование кроссворда «Водоѐмы нашего района», рисунка с описание «Водоѐм моей мечты» (по выбору).


Тема 5. Население и хозяйство Братского района (4ч)

Поиск информации о численности Братского района. Какова роль населения в развитии производства района. Городское и сельское население. Развитые отрасли Братского района. Транспорт Братского района.


Тема 6. Обобщение за курс 2 класса (3ч)

Систематизация и проверка знаний. Выполнение теста.

Проект «Братский район – место, где расположилось моё село».



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

3 КЛАСС


Тема

Дата проведения

Дата проведения фактически

1.

Введение. Повторим то, что знаем. Не знаем – узнаем.



Раздел I. «Братский район – место, где расположилось моё село»


Тема 1. Символика Братского района (1ч)



2.

Герб и флаг.

Д/З придумать герб своей семьи




Тема 2. Природа Братского района (21ч)



3.

Братский район на географической карте России. Площадь территории и границы.



4.

Общие сведения о городах Братского района.

Д/З сообщение об городе



5.

Общие сведения о посёлках Братского района.

Д/З сообщение об посёлке



6.

Загадочный мир названий. Топонимика названий рек, крупных населѐнных пунктов Братского района

Д/З сообщение об реке



7.

Загадочный мир названий. Топонимика названий рек, крупных населѐнных пунктов Братского района

Д/З сообщение об посёлке



8.

Рельеф и почвы.

Д/З сообщение об почве своего огорода



9.

Рельеф и почвы.



10.

Полезные ископаемые.

Д/З сообщение об полезном ископаемом



11.

Полезные ископаемые.

Д/З сообщение об полезном ископаемом



12.

Климат.

Д/З рисунок любимого времени года



13.

Климат.

Д/З сообщение о времени года



14.

Растительность.

Д/з сообщение о растении



15.

Растительность.

Д/з сообщение о растении



16.

Лекарственные растения.

Д/з сообщение о растении



17.

Охрана растений.

Д/З брошюра



18.

Красная книга Братского района. Растения Братского района занесѐнные в Международную Красную книгу

Д/З брошюра о растениях



19.

Животный мир.

Д/з сообщение о животном



20.

Животный мир.

Д/з сообщение о животном



21.

Охрана животных.

Д/з сообщение о животном



22.

Красная книга Братского района. Животные Братского района, занесѐнные в Международную Красную книгу

Д/З брошюра о животном



23.

Обобщающий урок по теме «Природа Братского района»

Тестирование.




Тема 4. Водоёмы Братского района(4ч)



24.

Реки и водохранилища. Подземные воды.

Запасы и использование минеральных вод.

Д/З сообщение о реке



25.

Реки и водохранилища. Подземные воды.

Запасы и использование минеральных вод.

Д/З сообщение о реке



26.

Вихоревка - уже не чистая река

Д/З сообщение об охране реки



27.

Обобщающий урок по теме «Водоёмы нашего края».

Тестирование




Тема 5. Население и хозяйство Братского района (4ч)



28.

Население.

Д/З сообщение об национальностях



29.

Промышленность.

Д/З сообщение об объекте



30.

Промышленность.

Д/З сообщение об объекте



31.

Транспорт.

Д/З сообщение об транспорте




Тема 6. Обобщение за курс 3 класса (3ч)



32.

Теперь я знаю



33.

Проект «Братский район – место, где расположилось моё село»

Д/З подобрать картинки, стихи



34.

Проект «Братский район – место, где расположилось моё село»



















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Введение (1ч)

Актуализация знаний, полученных в 3 классе.

Упражнение «Дерево ожиданий». Упражнение «З-Х» («З» - знаю, «Х» - хочу узнать).


Раздел I. Иркутская область – место, где мы родились и живѐм»


Тема 1. Символика Иркутской области (1ч)

Знакомство с гербом и флагом Иркутской области: история, описание, обоснование символики. Упражнение «Найди герб и флаг Иркутской области».


Тема 2. Природа Иркутской области (18ч)

Географическое положение Иркутской области на карте России. Занимаемая площадь и границы. Изучение карты Иркутской области, местной топонимики. Знакомство с городами области. Население: численность, национальный состав. Особенности рельефа и почв Иркутской области. Климат. Полезные ископаемые Иркутской области. Природные явления и сезонные изменения в природе. Виртуальные путешествия в растительный и животный мир Иркутской области. Растения родного края. Наиболее распространѐнные животные разных групп, обитающие на территории родного края. Охрана растение и животных; что такое заповедники, их роль и значение. Виртуальная экскурсия по заповедникам, национальным паркам Иркутской области. Растения и животные, занесѐнные в Красную книгу Иркутской области. Создание коллективного альбома «Сезонные зарисовки». Наблюдение за объектами живой и неживой природы; представление результатов наблюдений в виде сочинения, рисунка, проекта. Создания дидактического материала «паспорт растения». Работа со справочной литературой по лекарственным растениям района; создание буклета «Лекарственные растения», создание листовок в защиту растений, статьи в защиту животных. Творческая работа – письмо «жителям» заповедных мест района. Сбор материала для коллективного проекта «Красная книга родного края».


Тема 3. Водоёмы нашего края (7ч)

Виды водоѐмов Иркутской области: реки и водохранилища, подземные воды. Запасы и использование минеральных вод. «Вихоревка – уже не чистая река», экологические проблемы.

Практическая работа с картой Иркутской области. Поиск информации о реках, озѐрах и

водохранилищах района (по выбору обучающихся); оформление результатов поиска в виде сообщений, таблиц, рисунков и т.п. Подготовка к фотовыставке (выставке рисунков) «Вихоревка – уже не чистая река». Создание дидактического материала «Охрана водоѐмов», модели «Значение водоѐмов в природе и жизни людей» (по выбору). Моделирование кроссворда «Водоѐмы нашего района», рисунка с описание «Водоѐм моей мечты» (по выбору).


Тема 4. Население и хозяйство Иркутской области (4ч)

Поиск информации о численности Иркутской области. Какова роль населения в развитии производства Иркутской области. Городское и сельское население. Развитые отрасли Иркутской области. Транспорт Иркутской области.


Тема 5. Обобщение за курс 4 класса (3ч)

Систематизация и проверка знаний. Выполнение теста.

Проект «Иркутская область – место, где мы родились и живѐм».


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

4 КЛАСС


Тема

Дата проведения

планово

Дата проведения фактически

1.

Введение. Повторим то, что знаем. Не знаем – узнаем.



Раздел I. Иркутская область – место, где мы родились и живѐм»


Тема 1. Символика Иркутской области (1ч)



2.

Герб и флаг.

Д/З нарисовать герб и флаг Братского района




Тема 2. Природа Иркутской области (18ч)



3.

Иркутская область на географической карте России. Площадь территории и границы.



4.

Общие сведения о городах Иркутской области.

Д/З сообщение о городе



5.

Общие сведения о поселках Иркутской области.

Д/З сообщение о посёлке



6.

Загадочный мир названий. Топонимика названий рек, крупных населѐнных пунктов Иркутской области.

Д/З сообщение о реке



7.

Загадочный мир названий. Топонимика названий рек, крупных населѐнных пунктов Иркутской области.

Д/З сообщение о населённом пункте



8.

Рельеф и почвы Иркутской области.

Д/З сообщение об почве своего огорода



9.

Рельеф и почвы Иркутской области



10.

Полезные ископаемые.

Д/З сообщение о полезном ископаемом



11.

Климат.

Д/З рисунок любимого времени года



12.

Растительность.

Д/З сообщение о растении



13.

Лекарственные растения нашего края.

Д/З сообщение о растении



14.

Охрана растений родного края.

Д/З брошюра



15.

Красная книга Иркутской области. Растения Иркутской области, занесѐнные в Международную Красную книгу

Д/З брошюра о растении



16.

Животный мир.

Д/З сообщение о животном



17.

Охрана животных родного края.

Д/З сообщение о животном



18.

Заповедники Прибайкалья.

Д/З сообщение о заповеднике



19.

Красная книга Иркутской области. Животные Иркутской области, занесѐнные в Международную Красную книгу.

Д/З брошюра о животном



20.

Обобщающий урок по теме «Природа Иркутской области»

Тестирование




Тема 3. Водоёмы нашего края (7ч)



21.

Реки и водохранилища. Подземные воды. Запасы и использование минеральных вод.

Д/З сообщение о реке



22.

Реки и водохранилища. Подземные воды. Запасы и использование минеральных вод.

Д/З сообщение о водохранилище



23.

Ангара – уникальная река Сибири

Д/З сообщение об Ангаре



24.

Байкал – жемчужина Сибири

Д/З стихи, легенды о Байкале



25.

Предания, легенды, стихи о Байкале

Д/З сообщение о Байкале



26.

Экологические проблемы озера Байкал

Д/З сообщение об охране озера Байкал



27.

Обобщающий урок по теме «Водоёмы нашего края»

Тестирование




Тема 4. Население и хозяйство Иркутской области (4ч)



28.

Население.

Д/З сообщение о населении области



29.

Промышленность.

Д/З сообщение об объекте



30.

Промышленность.

Д/З сообщение об объекте



31.

Транспорт.

Д/З сообщение об транспорте




Тема 5. Обобщение за курс 4 класса (3ч)



32.

Теперь я знаю



33.

Проект «Иркутская область – место, где мы родились и живѐм»

Д/З подобрать картинки, стихи



34.

Проект «Иркутская область – место, где мы родились и живѐм»

















материально – техническое и информационное обеспечение образовательного процесса


«Литература, использованная при подготовке программы»

1.Горский В.А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др.; под ред. В.А.

Горского. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и

основное образование. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго

поколения)

2. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их

решению. Преподавание истории и обществознания в школе,2002 №3 – с.

40-47

3. Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Земля Иркутская, деревянная.

Москва, Ополо, 2004 г.- 536 с.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного

учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.:

Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).

5. Рабецкая З.И. Иркутское краеведение: Учебное пособие / З.И. Рабецкая. –

Иркутск: издательство ―Символ‖, 2004. – 116 с.



«Литература, рекомендуемая для учителя»

1.Гольдфарб С. И. Памятники военной истории // Памятники

истории и культуры Иркутска. – Иркутск, 1993. – С. 226- 241.

2.Кузнецов И. И.Иркутская область в годы Великой

Отечественной войны / И. И. Кузнецов. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во,

1995. – 48 с.

3.Кузнецов И. И. Золотые звезды иркутян / И. И. Кузнецов. –

Иркутск: Вост.- Сиб. кн. изд-во, 1982.- 352 с.: ил.

4.Петров И. Ф. Героям Великой Отечественной войны // Обелиски

славы. – Иркутск, 1984. – С. 154-167.

5.Пономарева Н. С. Мемориальные доски и памятники, памятные

знаки, скульптуры и образцы техники г. Иркутска: аннот.каталог / Н. С.

Пономарева, авт. предисл. А. В. Дулов, фот. Г. Л. Мирошниченко; фот. В. Л.

Пономарев. – Иркутск: Оттиск, 2008. – 192 с.: фото.

6. Рабецкая З.И. Иркутское краеведение: Учебное пособие / З.И. Рабецкая. – Иркутск:

издательство “Символ”, 2004. – 116 с.















Интернет-ресурсы

  1. http://nsc.1september.ru.   

  2. http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».


Информационно-коммуникативные средства

  1. Большая электронная энциклопедия (CD).



Материально – технические средства

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

  2. Компьютерная техника.

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Видеопроектор.

  5. Экран

  6. Географическая карта России;

  7. Карта Иркутской области;

  8. Карта Братского района;

  9. Карта села Покосное;

  10. Атлас Иркутской области;

  11. Гербарии;

  12. Предметы старинного быта, одежды, элементы

  13. Национальных узоров народов родного края ( по возможности);

  14. Портреты знаменитых людей, родившихся на территории родного края;

  15. Энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания (по возможности);

  16. Видеофильмы, звукозаписи (в соответствии с изучаемым материалом);
























ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест 2 класс, по теме: О чѐм могут рассказать имя, фамилия и отчество


1. Как получали имена наши предки до принятия христианства:

А) по календарным святцам

Б) родители свободно выбирали имя

В) имя было характеристикой человека


2. Как получали имена наши предки после принятия христианства:

А) по календарным святцам

Б) по роду занятий

В) по месту жительства


3. День ангела отмечали:

А) по фактической дате рождения

Б) по календарным святцам

В) по желанию


4. Отчество является величанием по

А) отцу

Б) по деду

В) по матери


5. Какую фамилию мог бы носить человек хитрый, изворотливый,

коварный?

А) Коршунов

Б) Медведев

В) Лисицын


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!