СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Местоимения 3 лица

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработан урок для закрепления данной темы

Просмотр содержимого документа
«Местоимения 3 лица»


3 бкласс

Предмет: русский язык

Учитель: Разбежкина Елена Павловна

Тема урока: Местоимения 3 лица


Обучающие цели:

Создать условия для работы над понятием «Местоимение».

Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений.

Формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

Умение распределять местоимения по лицам.

Изменять местоимения 3 лица по родам.

Развивающая цель:

Развитие внимания, памяти, культуры общения.

Цели воспитательные:

Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.

Ожидаемые результаты: к концу урока дети должны понять, чем местоимение отличается от других частей речи, какие бывают местоимения, как местоимения помогают тексту избежать повторения слов.

Задачи:

1. создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

2. создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;

3. формировать культуру общения на уроке, работы в группах


Оборудование:

  1. Зеленина Русский язык, часть 2

  2. Карточки для исследовательской работы;

  3. Слайды на тему « Космос»

  4. Звёзды из цветной бумаги

  5. Компьютер;

  6. Телевизор


ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент. Настрой детей на работу.(2 мин)

Здравствуйте, ребята!

Если вы любите наблюдать, исследовать, если цените русский язык и вам нравится учиться - этот урок для вас


Представьте ,что у вас в руках чаша добра и счастья, осторожно перелейте часть доброты другу. Подарите окружающим улыбку. Надеюсь, что хорошее настроение сохранится на протяжении всего урока.


Сегодня мы познакомимся с вами с профессией- исследователя

.(ТАБЛИЧКА СО СЛОВОМ)

-Кому знакомо значение этого слова??

Обратимся к Толковому словарю Ожегова

Учитель: Как вы думаете, какими качествами должен обладать

человек данной про­фессии?


Дети: Внимательность, аккуратность.


Учитель: Правильно. А также ответственность

Работать вы будете в парах, группах,

Вспомните основное правило работы в группе и паре.

Дети: Помощь друг другу, доброта, поддержка.



Актуализация знаний.

-Не смотря на то, что исследователь очень грамотный человек ,ему часто приходится работать со словарями . Поэтому начнем трудовой день со словарной работы и минутки чистописания.


Отрабатываем навыки письма, а писать мы будем под девизом: «Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно, грамотно».


яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ (доска)


Словарная работа: звезда, ракета, космонавт, комета.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

-Что объединяет эти слова?

-Что вы знаете о существительном?

(Дети перечисляют все признаки существительных)

Укажите род.

_Какие слова я могу употребить вместо существительных?(он, она, оно, они)

-А как они называются? Какие орфограммы нужно проверять при написании этих слов?

Составьте предложение , употребляя эти слова .

После длительного полёта на Землю вернулся экипаж международной орбитальной станции. Разберите предложение по частям речи и членам предложения.


- Вот сейчас посмотрите на начало минутки чистописания и прочтите только прописные буквы.

МЕСТОИМЕНИЕ


3.Стадия вызова

Как вы думаете, о чём же мы будем говорить на уроке? Ваши предположения, что такое местоимение?


Краткие сведения о местоимении:

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка.

Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.(БАЛЛ)

4. Стадия осмысления. Новый материал.

– Начнем наше исследование.

Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой.

Исследовательская карточка

  1. Местоимение –

  2. Местоимение указывает

  3. Местоимения 1лица

  4. Местоимения 2 лица

  5. Местоимения 3 лица

  6. Какое местоимение изменяется по родам?


(Дети читают текст и замечают повтор слова сова)

_

Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Там Гагарин узнал, что такое невесомость

Как изменить текст , чтобы не повторялась фамилия космонавта. Какую часть речи можно для этого применить ?

– Закончите фразы

Наши предложения состоят из …слов.

Каждое слово – это часть… речи.

Местоимение – слово, значит, оно является… частью речи.




Исследовательская карточка

  1. Местоимение – это часть речи

  2. Употребляется вместо

  3. Местоимения отвечают на вопросы

  4. Не называют предмет, а

  5. Личные местоимения

Запишем в исследовательскую карточку.


Работа в группе. Задание №2 Постановка и решение проблемы.

Текст на карточках.


Я уже давно мечтаю о нём. Иногда даже вижу его во сне. Мне кажется, если он будет у меня, я буду лучше учиться. Я буду всех-всех любить, и у меня всегда будет весёлое настроение.


Вопрос: О ком или о чем речь?


Ответ: велосипед, брат, телескоп.…


Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?


Ответ: Слово "он" не называет предмета . УКАЗЫВАЕТ НА предмет.

На какой предмет?

Далее следует продолжение текста:

РИСУНОК Щенка

( слово о дружбе)

Рассказ о том, кто первым полетел в космос. .Собака Лайка. Рассказ учителя о памятнике Лайки.

А затем о собаках Белке и Стрелке.


Исследовательская карточка

  1. Местоимение – это часть речи

  2. Употребляется вместо

  3. Местоимения отвечают на вопросы

  4. Не называют предмет, а указывает на предметы

  5. Личные местоимения



А теперь я предлагаю взлететь на ракете для изучения состояния природы в космосе.

Флешмоб

« Я- ракета»


Задание № 3 Работа по учебнику в группах)(устная работа)


УПР.290 стр.61-62 М.Ю. Лермонтов « Парус»

Кт

1 вариант спишет 1 часть стихотворения, 2 вариант- 3 часть написал

Почему мы списали только эти части стихотворения? ( В них есть местоимения. )Местоимения какого лица употребляются в стихотворении ?

Мы можем добавить в исследовательскую карточку что-нибудь?

Исследовательская карточка.



Задание № 4.

Заполни таблицу.

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо



2 лицо



3 лицо



Ответьте на мои вопросы.

-Что вы любите делать?

- Какое слово вы употребили, назвав себя? Запишите это слово в таблицу.

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я


2 лицо



3 лицо




- Что мы изготовили на уроках труда?

- Какое слово в предложении указывает на нас? Запишите.

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я

мы

2 лицо



3 лицо




- Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему однокласснику.

-Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились.

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты


3 лицо



- А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то, какое слово использовали?

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо




- Когда мы используем слово вы?

Прочитайте те слова, которые мы записали.

Продолжим.



лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они





Прочитайте местоимения, которые мы нашли. Эти местоимения называют личными.

Я И МЫ,ТЫ И ВЫ,

ОН, ОНА, ОНО,ОНИ,
ВСЕ СЛОВА ОТЛИЧНЫЕ ,

ВАЖНЫЕ И ЛИЧНЫЕ,

ЭТО,БЕЗ СОМНЕНИЯ ВСЕ- МЕСТОИМЕНИЯ.


Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. Местоимение Я- на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят,

ОН – на того, кто не участвует в разговоре,

Мы Вы Они – соответственно о нескольких лицах.

- Если о лицах, тогда и назвали их личными.

Какие личные местоимения мы узнали?

Запишем в исследовательскую карточку


Всё ли мы вписали в исследовательскую карточку ? ( мы не ответили на вопрос : « какие местоимения изменяются по родам ? Посмотрите внимательно на таблицу и скажите.



Стадия рефлексии

ВЫ справились с заданием. Рабочий день скоро закончится.

– Предлагаю обобщить наше исследование.

– Что узнали о местоимении? Что для вас было открытием?

– В чем загадка местоимения как части речи? Что вызвало интерес?

-Кто хорошо работал?

-А как работал ты?( Я сам смог…) (Мы вместе…)Если вы всё поняли, то покажите розовые звёздочки. Если не совсем, то зелёные. А если совсем ничего не поняли, то белые звёздочки.

Для чего люди осваивают космос ?( Известно, что на Земле были глобальные похолодания, оканчивавшиеся для всего живого плачевно. Ну ,а если представить, что человечество сможет переселиться, например, на гигантский самоуправляемый космический корабль в случае угрозы катастрофы, то оно приобретает шанс выжить в тяжелые времена и вернуться затем на Землю, а может, и бороздить просторы Вселенной или найти приют и новую планету для своего обитания. Вот зачем люди осваивают космос. )

– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями. Вы себя оценивали, а проверив тетради, я оценю вас . Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ. Только взаимовыручка, внимательность помогает нашим космонавтам в их нелёгком труде.

Мы гордимся, что именно впервые в космосе звучали слова именно на русском языке.



Домашнее задание ): напишите несколько предложений на тему « Космос», используя местоимения 3 лица.

















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!