1 этап Мотивационный (самоопределение) к учебной деятельности. 5 мин. | Здравствуйте, ребята! Урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по замечательной стране. Эта страна очень большая, она занимает третье место среди всех стран «Морфологии». Путешествовать мы будем как настоящие туристы. Наш путь будет проходить через равнины, горы, реки. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой рюкзак и маршрутные листы. В наш рюкзак мы будем собирать необычный багаж – багаж знаний, который мы приобретем в этой стране. Я надеюсь, что каждый из вас, путешествуя, непременно откроет для себя что-нибудь новое. Но чтобы начать путешествие и перенестись в эту замечательную страну, нам нужно узнать, как она называется. Для этого внимательно послушайте текст. На доске записан текст (1-е предложение закрыто), учитель читает его. (Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна.) Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. (К.Г. Паустовский) - Как вы думаете, кто шёл и бежал у самой ноги человека? Ответы детей. Учитель читает 1-е предложение. Какие слова в тексте заменили название листочка? (он, его) Почему вы не смогли догадаться о чем идет речь? (они только указывают на предмет, но не называют его). Давайте посмотрим, к какой части речи относятся эти слова и узнаем название той страны, путешествие в которую нам предстоит. (Местоимение) Итак, страна называется «Местоимение». Давайте возьмем маршрутные листы и запишем на них свое имя, дату нашего путешествия и название страны, в которую мы с вами отправляемся. | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.
Слушают текст, отвечают на вопросы учителя.
Формулируют тему урока.
Вносят записи в маршрутные листы.
|
Умение распознавать местоимения в тексте; соотносить их с другими частями речи. | - самоопределение (Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) |
3 этап Содержательный
| Работа с этимологическим словарем. - А вы знаете, почему эта страна получила такое название? Что значит слово «Местоимение»? ( Ответы детей) - К какому словарю нам нужно обратиться, чтобы узнать происхождение слова? (этимологическому) - В нашем путешествии нас сопровождает научный сотрудник, который нам и поможет ответить на этот вопрос. (МЕСТОИМЕНИЕ. Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является словообразовательной калькой греч. antōnymia, сложно-суф. производного на базе anti "вместо", onyma "имя". См. вместо, имя.) Вот мы у страны «Местоимения». Чтобы пересечь границу, нам нужно выполнить первое задание и узнать, какие части речи могут заменять местоимения. Давайте обратимся к нашим маршрутным листам. Задание 1. Прочитайте предложение: Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней. Учитель: Вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал? Какая именно погода? Через сколько дней она установится? Непонятно. Давайте изменим предложение. Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней. Ответьте на вопросы: - Кто он? (Вова) - От кого узнал? (От синоптиков) - Какая погода установится? (Солнечная) - Через сколько дней? (Через семь дней) - Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, них, такая, несколько? (Вместо слов Вова, синоптиков, солнечная, семь). - А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? (Слова Вова, синоптики – это имена существительные, они обозначают предмет, лица; слово солнечная – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь – числительное, обозначает количество.) Учитель: Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким одним словом в морфологии называются существительные, прилагательные и числительные? (Именами). Учитель: Давайте вернемся к нашему первому предложению. Почему же мы не смогли понять его? Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет. | Отвечают на вопросы учителя, работают с этимологическим словарем ( индивид) Накладываю существительные, прилагательные, числительные на места местоимений в предложении. Записывают полученные предложения на маршрутных листах. Читают предложения. Делают выводы, оценивают свою работу. | Умение распознавать местоимения в тексте; соотносить их с другими частями речи; выявлять грамматическое значение местоимений. | – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия (П); – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения (К); -умение применять сопоставительный анализ при работе, оценивать свои знания (Л)
|
4 этап Практический | Итак, МЕСТОИМЕНИЕ – это часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их, (положили в рюкзак первый вывод) Мы с вами благополучно пересекли границу страны «Местоимение» и начали заполнять наш рюкзак. Наше путешествие продолжается и перед нами дремучий лес. Нам нужно пройти через него, выполнив следующее задание. Смотрим на маршрутные листы. Задание 2. (Работать будем в парах). Нам нужно с вами узнать какова роль местоимений в речи. 1.Запишите текст, заменив повторяющиеся слова местоимениями. Вошел Мерцалов. Мерцалов был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Руки Мерцалова взбухли и посинели от мороза. Мерцалов не сказал жене ни одного слова, жена не задала Мерцалову ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах. Как вы думаете для чего нужны местоимения в речи? (Они помогают избежать повтора, разнообразят нашу речь, служат для связи предложений в тексте). Итак, Местоимения разнообразят нашу речь, помогают избегать повторов, служат для связи предложений (второй вывод в рюкзак) Задание 3 На нашем пути поселок «Морфологический». Местоимение имеет свои грамматические признаки. В этой стране живут очень приветливые жители. На маршрутных листах вы видите дом, в котором живут местоимения. Обратите внимание, сколько в этом доме квартир? В каждой из них живет какой-то разряд местоимений. Самый первый этаж занимают ваши старые знакомые. Как называются местоимения, которые живут на первом этаже? ( Личные). Давайте заглянем еще на 3 следующих этажа. Какие там живут местоимения? (Притяжательные, отрицательные, указательные). Давайте попробуем угадать в какой квартире живут местоимения (вы, мой, никто, тот, наш, они, этот, никакой) А вот во все остальные квартиры мы заглянем с вами позже, когда будем изучать разряды местоимений) Давайте подумаем, какие еще морфологические признаки есть у местоимения? Как изменяются местоимения? Местоимения имеют 9 разрядов, изменяются по числам, родам, падежам. А теперь небольшой привал. Физкультминутка. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Упражнения для глаз с использованием офтальмотренажёра - схемы для глаз.  Мы отправляемся дальше, наш путь привел нас в долину «Члены предложения» Теперь определим, каким членом предложения может быть местоимение. Задание 4 на маршрутных листах. Найдите местоимения и подчеркните их как член предложения. Стихотворение С.Я.Маршака “Пожелание друзьям” Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Даётся нам недёшево. Вывод: Местоимение в предложении может быть подлежащим, дополнением и определением. (вывод 3 в рюкзак) Дальше наш путь проходит через болото ошибок. Чтобы не завязнуть в нем, нам необходимо справиться со следующим заданием. На маршрутных листах задание 5. Измените предложения так, чтобы устранить неточности в их понимании. 1. Отец велел сыну налить себе воды. 2. Бабушка попросили Петю отнести вещи в свою комнату. 3. Щенок подбежал к мальчику. Он вилял хвостом. 4.Снег падал в лесу. Он весь искрился. 5. Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок. |
Редактируют текст, заменяя повторяющиеся слова местоимениями. Определяют роль местоимений в языке.
Распределяют местоимения по разрядам, выявляют морфологические признаки местоимения.
Выполняют упражнения для глаз на схеме В.Ф. Базарного.
Определяют синтаксическую роль местоимений в предложениях. Проверяют себя по слайду. Формулируют вывод.
Находят и исправляют речевые ошибки в употреблении местоимений. | Умения выявлять роль местоимений в тексте, определять синтаксическую роль местоимений в предложении; находить речевые ошибки в употреблении местоимений; умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. | - учебно-познавательный интерес (Л); - волевая саморегуляция (Р); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - использование знаково-символических средств (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) |
7 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке. 2 мин. | Вот и дерево знаний. Подумайте и решите: - кому сегодня все было понятно на уроке, прикрепите к дереву красный плод. - кому была понятна большая часть урока, прикрепите желтый плод. - а кому все было непонятно, прикрепите зеленый плод. – Посмотрите, пожалуйста, ребята, сколько спелых и созревающих плодов появилось на «дереве знаний» за сегодняшний урок. Это ваши хорошие знания. А зеленых плодов совсем мало. Но и они со временем поспеют и станут красными, а ваши знания крепкими (А зеленых совсем нет, потому что вы сегодня хорошо потрудились) | Оценивают свою работу на уроке. | | -формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л) |