СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Местоимение как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Местоимение как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Местоимение как часть речи»

Утром так заведено: разомкнешь ресницы, И к тебе придет ОНО розовой Жар-птицей. А стемнеет, ОН придет, тоненький, смущенный… ОН на цыпочках войдет долькою лимонной. Срок прошел, плывет ОНА в пелене тумана, Круглолица и грустна, будто Несмеяна.

Утром так заведено: разомкнешь ресницы,

И к тебе придет ОНО розовой Жар-птицей.

А стемнеет, ОН придет, тоненький, смущенный…

ОН на цыпочках войдет долькою лимонной.

Срок прошел, плывет ОНА в пелене тумана,

Круглолица и грустна, будто Несмеяна.

Цель:  определить общее грамматическое значение местоимений, их морфологические и синтаксические признаки, роль в речи.

Цель: определить общее грамматическое значение местоимений, их морфологические и синтаксические признаки, роль в речи.

… Местоимения выделяются в особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. Реформатский Александр Александрович – российский языковед (1900-1978гг.)

Местоимения выделяются в особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова.

Реформатский

Александр Александрович –

российский языковед

(1900-1978гг.)

Группы местоимений Местоимения-существительные 1.КТО? ЧТО? 2.Изменяются по Ч.П(Р -3л). 3.Выполняют роль _______,------------ Я, мы, вы, они… Местоимения-прилагательные 1.КАКОЙ? ЧЕЙ? 2.Изменяются по Р,Ч, П. 3.Выполняют роль ~~~~~~ Мой, твой, наш, ваш Местоимения-числительные Местоимения-наречия 1.ГДЕ?КУДА?ОТКУДА? 2.Не изменяются 3.Выполняют роль -.-.-. -.- Там, туда, сюда СКОЛЬКО? Изменяются по П. Выполняют роль ----- , -.-.-.-.- Несколько, столько

Группы местоимений

Местоимения-существительные

1.КТО? ЧТО?

2.Изменяются по Ч.П(Р -3л).

3.Выполняют роль _______,------------

Я, мы, вы, они…

Местоимения-прилагательные

1.КАКОЙ? ЧЕЙ?

2.Изменяются по Р,Ч, П.

3.Выполняют роль ~~~~~~

Мой, твой, наш, ваш

Местоимения-числительные

Местоимения-наречия

1.ГДЕ?КУДА?ОТКУДА?

2.Не изменяются

3.Выполняют роль -.-.-. -.-

Там, туда, сюда

  • СКОЛЬКО?
  • Изменяются по П.
  • Выполняют роль ----- , -.-.-.-.-

Несколько, столько

 Он обычно попадает в нелепые ситуации, сам такой странный, но всегда достигает своей цели, к которой так сильно стремился и столько сил приложил для этого. В награду получает полцарства и царевну впридачу. 4 5 6 7 8

Он обычно попадает в нелепые ситуации, сам такой странный, но всегда достигает своей цели, к которой так сильно стремился и столько сил приложил для этого. В награду получает полцарства и царевну впридачу.

4

5

6

7

8

 Единственное число 1-е лицо  Множественное число  Я 2-е лицо  МЫ  ТЫ 3-е лицо  ВЫ  ОН ОНА ОНО  ОНИ  Личными называются местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в разговоре.

Единственное число

1-е лицо

Множественное число

Я

2-е лицо

МЫ

ТЫ

3-е лицо

ВЫ

ОН ОНА ОНО

ОНИ

Личными называются местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в разговоре.

Им.п. Я Род.п. Они Меня Дат. п. Мне Вин. п. Меня Тв.п. Мной Предл.п. Обо мне

Им.п.

Я

Род.п.

Они

Меня

Дат. п.

Мне

Вин. п.

Меня

Тв.п.

Мной

Предл.п.

Обо мне

Им.п. Род.п. Я Дат. п. Они Меня Вин. п. Мне Их, у их Им, к им Меня Тв.п. Их, за их Мной Предл.п. Ими, за ими Обо мне О их

Им.п.

Род.п.

Я

Дат. п.

Они

Меня

Вин. п.

Мне

Их, у их

Им, к им

Меня

Тв.п.

Их, за их

Мной

Предл.п.

Ими, за ими

Обо мне

О их

Им.п. Я Род.п. Они Меня Дат. П. Мне Вин. П. Их, у н их Им, к н им Меня Тв.п. Мной Их, за н их Предл.п. Ими, за н ими Обо мне О н их

Им.п.

Я

Род.п.

Они

Меня

Дат. П.

Мне

Вин. П.

Их, у н их

Им, к н им

Меня

Тв.п.

Мной

Их, за н их

Предл.п.

Ими, за н ими

Обо мне

О н их

Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.  Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх.    Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.

Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх.

Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.

Песенка Винни-Пуха   На днях, не знаю сам  зачем, Зашёл я в незнакомый дом, Мне захотелось Кое с Кем Потолковать о том о сём.  Я рассказал им, что, когда, И почему, и отчего, Сказал, откуда и куда, И как, и где, и для чего;  Что было раньше, что потом, И кто кого, и что к чему, И что подумали о том, И если нет, то почему?  Когда мне не хватало слов, Я добавлял то «ах», то «эх», И «так сказать», и «будь здоров», И «ну и ну!», и «просто смех!».  Когда ж закончил я рассказ То Кое- Кто спросил « И всё? Ты говорил тут целый час, А рассказал ни то ни сё!»

Песенка Винни-Пуха

На днях, не знаю сам зачем,

Зашёл я в незнакомый дом,

Мне захотелось Кое с Кем

Потолковать о том о сём.

Я рассказал им, что, когда,

И почему, и отчего,

Сказал, откуда и куда,

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему?

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то «ах», то «эх»,

И «так сказать», и «будь здоров»,

И «ну и ну!», и «просто смех!».

Когда ж закончил я рассказ

То Кое- Кто спросил « И всё?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то ни сё!»

Когда ж закончил я рассказ То Кое- Кто спросил « И всё? Ты говорил тут целый час, А рассказал ни то ни сё!» Что было раньше, что потом, И кто кого, и что к чему, И что подумали о том, И если нет, то почему? Я рассказал им, что, когда, И почему, и отчего, Сказал, откуда и куда, И как, и где, и для чего;

Когда ж закончил я рассказ

То Кое- Кто спросил « И всё?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то ни сё!»

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему?

Я рассказал им, что, когда,

И почему, и отчего,

Сказал, откуда и куда,

И как, и где, и для чего;

 3. Укажите верное утверждение

3. Укажите верное утверждение

А если подумать?

А если подумать?

Ты хорошо подумал?

Ты хорошо подумал?

 Подумай!

Подумай!

Подумай!

Подумай!

А если подумать?

А если подумать?

Умница!

Умница!

Подумай!

Подумай!

Морфологические признаки местоимений зависят от того, какую  часть речи они дублируют. Местоимения-существительные Местоимения -наречия ... … … … …………………. ……………………………… .  ……………………………… … 1.На какой вопрос отвечают?... … …………. 2.Как изменяются? … ………………………… 3.Какую синтаксическую роль выполняют в предложении?......................  Местоимения- прилагательные Местоимения- числительные 1.На какой вопрос отвечают?... … 2.Как изменяются? … … 3.Какую синтаксическую роль  выполняют в предложении? … ............................................... ………………………………… . ………………………………… … .. 37

Морфологические признаки местоимений зависят от того, какую

часть речи они дублируют.

Местоимения-существительные

Местоимения -наречия

... … … … ………………….

……………………………… .

………………………………

1.На какой вопрос отвечают?... … ………….

2.Как изменяются? … …………………………

3.Какую синтаксическую роль

выполняют в предложении?......................

Местоимения- прилагательные

Местоимения- числительные

1.На какой вопрос отвечают?... …

2.Как изменяются? … …

3.Какую синтаксическую роль

выполняют в предложении?

...............................................

………………………………… .

…………………………………

..

37

Местоимений в русском языке совсем немного, но 14 из них включены в первые 30 наиболее частотных  слов русского языка.  Среди них местоимения Я, ЧТО, ОН, ЭТО, ТЫ, МЫ, ЭТОТ, ОНА, ОНИ,ВЕСЬ, ТО, ВСЕ, СВОЙ, КОТОРЫЙ. Почему же так часто употребляются местоимения? Русский лингвист А. А. Р еформатский говорил, что местоимени е , как запасные игроки на футбольном поле или дублёры  в театре,  выходят на поле, когда вынужденно освобождают  игру самостоятельные части речи.

Местоимений в русском языке совсем немного, но

14 из них включены в первые 30 наиболее частотных

слов русского языка.

Среди них местоимения Я, ЧТО, ОН, ЭТО, ТЫ, МЫ, ЭТОТ,

ОНА, ОНИ,ВЕСЬ, ТО, ВСЕ, СВОЙ, КОТОРЫЙ.

Почему же так часто употребляются местоимения?

Русский лингвист А. А. Р еформатский говорил,

что местоимени е , как запасные игроки на

футбольном поле или дублёры в театре, выходят

на поле, когда вынужденно освобождают игру

самостоятельные части речи.

Общее значение местоимений – указывать на предметы, признаки, количества, не называя их. По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений: личные, возвратные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные.   Личными называются местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в разговоре. У личных местоимений при склонении изменяется не окончание, всё слово.   Возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо. Притяжательные местоимения по своему значению очень похожи на притяжательные, они указывают на принадлежность предмета кому-либо (человеку или животному) и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?
  • Общее значение местоимений – указывать на предметы, признаки, количества, не называя их. По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений: личные, возвратные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные.

 

  • Личными называются местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в разговоре. У личных местоимений при склонении изменяется не окончание, всё слово.

 

  • Возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо.
  • Притяжательные местоимения по своему значению очень похожи на притяжательные, они указывают на принадлежность предмета кому-либо (человеку или животному) и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

37 37

37

37

37 37

37

37

37 37

37

37