Метапредметные результаты в обучении русскому языку и литературе.
Автор: Загорулько Н.Г.
ООШ №6 –филиал МБОУ«СОШ №7 – им П.А.Рубанова»
1. Понятие метапредметности в школьном образовании.
С введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, появилась надежда на то, что ситуация с овладением знаниями кардинально изменится: изучаемый в школе материал должен быть усвоен во взаимосвязи.
Под метапредметными результатами школьного образования понимаются такие способы действия, когда учащиеся могут принимать решение не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
В педагогической литературе представлены различные синонимы словосочетания «метапредметные умения»: «надпредметные», «универсальные», «интегрированные». Обращаясь к этимологии слов, можно выделить схожесть существенных признаков понятий. Так, приставка «над» в русском языке указывает на «положение выше предмета». Понятие «универсальный» - разносторонний, охватывающий многое, пригодный для многого, с разнообразными функциями. Латинская приставка inter- выступает в значении «между», «среди», «взаимно». Мета- (с греческого meta- - между, после, через), часть сложных слов, обозначающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение (например, метагалактика, метацентр).
Таким образом, все определения можно считать правомерными, поскольку в них выделяется идея универсальности, указывается на интегративный характер умений, называемых метапредметными. Под термином «метапредметные умения» мы подразумеваем некие универсальные умения, обеспечивающие творческую реализацию учащихся в различных родах учебной деятельности и при решении жизненно важных задач.
Метапредметные результаты изучения предметов «Русский язык» и «Литература» в основной школе проявляются в:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Использование метапредметных технологий в преподавании позволяет учащимся саморазвиваться, самосовершенствоваться путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Метапредметный подход предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования. Если обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, то на метапредметах ценится дело (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками). Таким образом, сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.
Особенность современного процесса обучения заключается в его нацеленности на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в их единстве. Построенный на деятельностной основе, этот процесс реализует четырёхкомпонентную модель компетентностно ориентированного образования, включающую знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения. Таким образом, этот процесс не может быть обеспечен какой-то определённой технологией или одной, наиболее оптимальной для него, группой методов. Необходима взаимосвязь различных методов обучения, их взаимодополнение и взаимоусиление. Многообразие методических форм и приёмов позволяет интенсифицировать работу на уроке.
II. Метапредметные технологии, используемые на уроках русского языка и литературы.
Какие метапредметные технологии использую я в своей педагогической деятельности?
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определённой проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
Учебный проект для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели. Учебный проект позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно: учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты. По продолжительности проекты классифицируются следующим образом: мини-проекты, краткосрочные проекты, недельные и годичные проекты.
В своей практике я чаще всего использую мини-проекты и краткосрочные проекты. Каждый проект соответствует определённым требованиям, в которые входят:
наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической;
планирование действий по разрешению проблемы;
исследовательская работа учащихся.
Данная форма обучения многогранна, эффективна и перспективна. Применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы: соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Интегративная технология как путь формирования метапредметных знаний и умений.
Интегрированным мы называем урок, в ходе которого реализуется взаимосвязь (от минимальной до максимальной) смежных учебных дисциплин, в результате чего образуется неразрывное целое, обусловленное разумным взаимодополнением знаний по разным предметам. Использование интегрированных уроков наполняет взаимосвязанные понятия более глубоким содержанием, способствует формированию у учащихся обобщённых, «сквозных» умений, позволяет школьникам системно осваивать новый познавательный и ценностный опыт, так как интеграция является характерным для культуры в целом и образования в особенности способом работы с информацией. В филологическом школьном образовании можно выделить следующие типы интегрированных уроков русского языка и литературы:
интегрированный урок на уровне межпредметных связей (реализует минимальное содержательное интегративное взаимодействие родственных филологических дисциплин; на таком уроке параллельно используются лингвистические и литературоведческие понятия, определения);
интегрированный урок развития связной речи на основе работы с художественным текстом (реализует средний интегративный уровень – уровень дидактического синтеза русского языка и литературы). На среднем уровне проводится объединение необходимого учебного материала русского языка и литературы в общей для них области развития связной речи учащихся;
урок словесности (реализует максимальную интеграцию содержания филологических дисциплин – уровень целостности).
В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:
- аналитические;
- учебно-информационные;
- коммуникативно-речевые.
На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:
- умения сопоставлять явления и факты;
- умения выделять главное;
- умения составлять из отдельных элементов целую картину;
- умения делать философские, экономические, политические и нравственные выводы.
Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:
- умение извлекать информацию из различных источников;
- умение составлять план;
- умение отбирать материал по заданной теме;
- умение составлять письменные тезисы;
- умение подбирать цитаты;
- умение составлять таблицы, схемы, графики.
На таких уроках формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:
- умение составлять связное устное высказывание;
- умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
- умение сохранять определённый стиль речи в сообщениях и докладах;
- умение использовать различные средства наглядности;
- умение выражать своё мнение и отстаивать его;
- умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
- умение оформлять научно-исследовательскую работу;
- умение вести дискуссию.
Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Такие уроки предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Приобретённые метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни.
Технология развития критического мышления – один из приёмов формирования метапредметных навыков.
Главной особенностью технологии развития критического мышления является «конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Данная технология характеризуется трёхфазной структурой урока: 1) вызов (активизация, мотивация); 2) осмысление (активное чтение, слушание; 3) рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпретация) – и реализуется через следующие приёмы и методы работы:
- постановка прямых и скрытых вопросов к тексту (учителем или учащимися);
- поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
- маркировка с использование значков, которые ставятся на полях;
- расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
- графическая систематизация материала текста: таблицы, схемы и т.д.;
- ведение записей.
Эти приёмы удачно использовать при подготовке к ОГЭ в работе с текстами. Такой вид деятельности позволяет учащимся приобретать опыт личностного отношения к проблемам, затронутым в анализируемых текстах, формировать умения и навыки использования языка в различных сферах и ситуациях общения, способствует развитию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, помогает решать задачу возвращения культуры массового читателя.
Пример практической части: При написании статьи детям необходимо изучить материал по стилям речи, уместном в данном жанре (публицистический стиль). Определите, чем будут отличаться ваши работы? Какие «линии сравнения» можно обозначить? Ваши предположения запишите в таблицу «Сравнение публицистического и учебно-научного стилей речи». Учащиеся оформляют записи в таблице по следующим «линиям сравнения»: сфера применения, языковые (лексические, морфологические, синтаксические) и стилистические особенности. Затем прошу прочитать два текста – о публицистическом и научном стилях речи, сделать выписки, дополнить, где необходимо, таблицу. В качестве домашней работы предлагаю на выбор выполнить задания, основанные на интегрированных связях с другими предметами: 1) написать сочинение в публицистическом стиле о впечатлениях, полученных при выполнении летнего задания по биологии; 2) оформить отчёт (в учебно-научном стиле) о выполнении летнего задания.
При изучении исторического романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», учащимся предлагается изучить исторические материалы по пугачёвскому восстанию.
Литература:
1.Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования: проект/ Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение. 2008.
2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка // РЯШ. – 2008. - № 6.
3. Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы. // Литература в школе. - 2008. - № 11.