Метод проектов идет по школе
Современное образование направлено на развитие у учащихся учебных и социальных компетенций, на создание полноценных условий для организации развития учащихся, а также удовлетворения их образовательных запросов.
Как обеспечить условия для ощущения учащимися успеха в образовании? Как реализовать возможности расширения образовательного пространства учащихся для приобретения ими субъектного опыта по использованию полученных знаний и приобретению готовности к самообразованию, самоопределению и самореализации?
Эти вопросы волновали не одно поколение педагогов, были актуальны они и для нас, учителей гимназии № 9. Для нас стало важным, чтобы ученики перестали быть объектом, которому навязывается определенный набор знаний. Для этого необходимо было найти такие методики и технологии, которые позволили бы изменить роль и статус каждого ученика, чтобы именно он стал деятелем (определял для себя необходимость получения тех или иных знаний, их практическую значимость; самостоятельно ставил перед собой цели и задачи; составлял план своей работы; умел анализировать каждый этап своей деятельности). При таком подходе, соответственно, меняется и роль учителя. Теперь он становится координатором и наставником, который направляет и помогает ученикам, если возникают трудности.
Реализовать эти принципы на практике, непосредственно в учебной деятельности, помогают новые нетрадиционные технологии обучения, в том числе метод образовательного проекта. Он предоставляет безграничное число возможностей для учащихся как в учебном, трудовом, так и в творческом плане.
С первого по четвертое ноября в гимназии проходила проектная неделя. Преподаватели предложили темы проектов. Ученики заранее выбрали тему проекта, над которым работали в течение трех дней. Работа началась с определения цели, задачи и направления своей работы. Далее ими был составлен план действий, а также распределены функции. Одни занимались поиском информации в библиотеках, Интернете и других источниках. Другие анализировали и обрабатывали найденные материалы, третьи работали над самим продуктом деятельности. Каждый ученик смог проявить себя как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной деятельности. В целом, ребята нашли применение своим знаниям и возможностям, а также могли оценить практическую значимость своего проекта. В группах царила особая дружеская атмосфера, дух единства.
Итогом работы над проектами стала их защита перед компетентным жюри. Распределив защиту всех 29 проектов на три этапа, члены жюри заслушивали спикеров от каждой проектной группы. Необходимо отметить, что ученики проявили не только умение работать, представлять практический результат своей деятельности, но и ораторское мастерство, безграничные возможности своего творчества.
Какие проекты в результате у нас получились? Почему необходимо вводить технологию учебных проектов в обучение? Чему учатся учащиеся и их руководители в работе над проектами? На эти вопросы даст ответ наша разработка.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в 1920 году в США. Его называли также методом проблем, и был он разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика над решением проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребёнка. Причем для решения этой проблемы ученику необходимо приложить полученные знания и новые, которые ещё предстоит приобрести. В результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему и получить реальный ощутимый результат.
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить » - вот основной тезис современного проекта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Идея, составляющая суть понятия «проект» - это прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, « осязаемыми »: если это теоретическая проблема – то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Эту технологию относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Причины широкого распространения метода проектов в системе образования разных стран мира:
необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр. );
актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными точками зрения на одну проблему;
значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.