СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая копилка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная "Методическая копилка" - это продукт, который у нас получился в результате создавания проекта во время курсов повышения квалификации. Сама работа и презентация тоже имеется в наличии. Обращайтесь в случае необходимости.

Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка»
































Министерство образования и науки Республики Казахстан

Филиал АО НЦПК «Өрлеу»

Институт повышения квалификации педагогических работников

по Северо-Казахстанской области

Кафедра «Дошкольного воспитания и начального обучения»






Формирование функциональных навыков чтения

(методическая копилка по литературному чтению

3 класс)










Выполнили:

Анемподистова Е.Н.

Байгужина Ш.А.

Мингазова Р.Р.

Неделько А.А.

Романова Е.В.




2015 г.



Данная методическая копилка ориентирована на формирование функциональных навыков чтения у учащихся 3 классов. Задания подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся, которые

повышают эффективность чтения на уроках.


































Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картину- отдохнул. Если ребёнок устанет, то можно продолжить читать родителям.

Хорошо бы совместить четвёртую и пятую рекомендации, то есть просмотр диафильмов проводить перед сном.





















22


Резервы обучения чтению.

  1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.

  1. Жужжащее чтение.

Жужжащее чтение - это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.

3.Ежеурочные пятиминутки чтения.

У каждого ребёнка на парте лежит книга( художественная книга с закладкой). И любой урок- будь то чтение, русский язык, математика, труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, карандашом отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идёт обычный урок.

5 минут за урок. 4 урока в день.5 дней в неделю. 5х4х5=100 (минут)= 1ч.40мин.


4. Чтение перед сном.

Дело в том, последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

5. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.

Режим щадящего чтения- это такой режим , когда ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых .


21



Мероприятия, способствующие развитию навыков функционального чтения.

(внеурочная деятельность)

  1. «Приглашение к чтению»

Цель - развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера. 

Содержание: встречи с уважаемыми в селе\городе\районе людьми (например, с представителем местной администрации, актером, спортсменом, спонсором школы и др.), с тем, кто может рассказать школьникам о позитивной роли чтения в своей успешной жизни, о своих любимых книгах и жизненных приоритетах. 

«Приглашение к чтению» может быть мероприятием открытия, на которое в актовом зале соберется вся школа. В этом случае выступление гостя имеет статус «вдохновляющего» начала. Однако оно может проводиться и в более узкой аудитории, например, в классе или нескольких классах одной ступени обучения, но обязательно соответствовать возрастным особенностям целевой аудитории. Так, темой встречи со старшеклассниками может быть роль чтения при выборе профессии, в достижении поставленных благородных целей, в познании и понимании мира. Школьникам средней ступени, скорее, будет интересен увлекательный рассказ о самой важной книге в жизни гостя, а ученикам начальной школы, вероятно, подойдет чтение его любимых детских книжек.

Основные шаги по подготовке:

1.Выбор гостя по следующим критериям: начитанность, широкий кругозор, высокий культурный уровень, известность, хорошее владение языком, умение выступать и общаться с молодежной аудиторией.

2.Согласование с гостем времени и содержания встречи.

3.Подготовка участников к встрече: информирование о госте и сбор вопросов, которые хотелось бы ему задать во время встречи; 

оформление коллажа или стенгазеты по теме выступления гостя.

Разработка плана и сценария встречи.


2

Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи).

Подготовка необходимых технических средств. Выбор и подготовка ведущих. 

  1. «Открытие книги»

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия ими художественного текста в исполнении автора или мастера художественного слова. 

Содержание: литературные чтения, проводимые в следующих возможных формах:

  • встреча с автором книги (писателем, поэтом), авторское чтение произведений или их фрагментов,

Основные шаги по подготовке:

1.Установление контакта

2. Согласование с гостями времени и программы выступления.

3. Подготовка участников к встрече:

  • предварительное прочтение произведений, входящих в программу; 

  • знакомство с биографией и творчеством автора/-ов произведений; 

  • подготовка книжно-иллюстративной выставки в библиотеке. 

4. Разработка плана и сценария мероприятия.

5. Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи).

6. Подготовка необходимых технических средств.

7. Выбор и подготовка ведущих.






3



По истечении этого времени стирается предложение и предлагается записать его на листочках. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут.

Также очень хорошо развивает поле зрения таблица Шульте.

Работа выполняется за 10 секунд.

У каждого ученика карточки, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 класс) и от 1 до25 (2,3кл.). В работе с таблицами используется памятка:

1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.

2.Старайся запомнить расположение сразу двух- трёх следующих друг за другом чисел.

3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком.

Также проводить ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок начинать с пяти минут чтения.


















20

Чтение «Спринт»

На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текст, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе чтения плотно сжимать губы и зубы.

Цель упражнения: тренировка в скорочтении.

Также можно применять упражнения по совершенствованию техники чтения системы И.Г. Пальченко.

Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.

Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.

Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:

1-раз- медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов;

2-раз- повторное прочтение без учителя;

3-раз-плавное, слитное чтение слов;

4-раз- чтение в темпе разговорной речи;

5,6,7 -раз- предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

8,9,10- раз- темп чтения доводится до уровня скороговорки.

По методике профессора И. Т. Федоренко можно использовать зрительные диктанты для совершенствования техники чтения.

В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений.

На доске пишется 6 предложений одного из наборов, и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определённого времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение.




19

  1. «Со страниц на сцену»

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного текста.

Содержание: литературный или литературно-музыкальный концерт, спектакль.

Взрослые и дети выступают как участники действия и как зрители. Так, старшеклассники могут подготовить концерт или спектакль для учащихся, родителей и учителей начальной школы. Подготовка осуществляется в режиме проектной работы, в процессе которой определяются целевые группы школьников и учителей. Каждая из этих групп («Костюмеры», «Художники», «Сценаристы» и т.д.) получает свое задание.

Основные шаги по подготовке:

Выбор темы концерта или художественного произведения для инсценировки.

Составление программы концерта или работа над текстом пьесы.

Распределение ролей, обязанностей и поручений.

Репетиционный процесс.

Изготовление костюмов, реквизита, декораций, афиш, выпуск и распространение пригласительных билетов.

Подготовка музыкального сопровождения.

Подготовка технических средств. 

  1. «Послушайте!»

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении, сверстников, старших товарищей и родителей.

Содержание: конкурс на лучшего чтеца.

Основные шаги по подготовке:

  1. Определение темы конкурса и его девиза. 

  2. Выбор потенциальными участниками произведений для чтения на конкурсе.

  3. Подготовка каждым участником краткой информации о выбранном произведении и его авторе.



4

  1. Подготовка иллюстративной выставки на тему конкурса.

  2. Формирование жюри, в состав которого входят как взрослые, так и школьники. 

  3. Разработка критериев оценки конкурсантов и определение регламента работы жюри.

  4. Подготовка грамот и призов для награждения победителей.

  5. Оформление библиотеки, класса, актового зала, где будет проходить конкурс.

  6. Выбор и подготовка ведущих.





  1. «Почитай мне!»

Цель - развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитание у старших школьников ответственности и заботливого отношения к их младшим товарищам.

Содержание: акция, литературные чтения, в ходе которых библиотекарь, родители, учителя-предметники, старшеклассники читают книги ученикам начальной школы. 

Мероприятие может проводиться для нескольких классов, маленьких групп или даже индивидуально и завершиться творческими формами совместной работы старшеклассников и младших школьников, например, рисованием на тему прочитанного, составлением альбома иллюстраций, что может стать основой для организации выставки «Мы читаем и рисуем».

Основные шаги по подготовке:

  1. Определение формата мероприятия и его целевой аудитории.

  2. Выбор книг для чтения.

  3. Распределение чтецов и слушателей в зависимости от формата мероприятия (маленькая группа или индивидуально).


  1. Создание в школе уютных «уголков» для реализации данного мероприятия. 


5

Упражнения для совершенствования техники чтения.


  1. Звуковая разминка, куда входит работа над артикуляцией:

гласные: А,О,У,Ы,И,Э.

сочетания: А-У,А-О,Ы-И, Э-А,И-О.

согласные: Г-С-Ж, Ш-Ж-С;

согласные и гласные: ЖЕ,ЧЕ,ЩА,ЖРА,ЖРИ;

скороговорки: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением.

  1. «Фотоглаз»: за отведённое время ученик должен «сфотографировать « столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово.

Например:

урок город

перемена лес

школа дорога

книга красивый

ручка богатство

учитель автомобиль

обучение играть

3.Найди лишнее слово.

Берёза Нож

Цветы вилка

ложка

Осина тарелка

Опушка блюдце

Трава корова

Портфель чашка


Использование этого приёма помогает ученикам научиться читать целыми словами.

Цель упражнения: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов.



18

15.Даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором, читать надо всем классом, колонками, парами, по одному.

16.Проводить конкурсы чтецов или литературные викторины.

17.Проводить выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему.

18.Делать плакаты или альбомы по темам : »Осень», «Зима» ,»Весна», «Лето» куда дети помещают стихи или отрывки стихов и рассказов классиков, их портреты, рисунки.

19.Инсценирование стихов, рассказов( Драгунского, Чуковского)

20.Проводить костюмированные музыкально-литературные вечера, развлечения по темам с приглашением родителей.

21.Учителям старательно прочитать своим ученикам больше книг, сеющих доброе: произведения классиков, устного народного творчества- былины, пословицы, поговорки, загадки.









































17

  1. Психологическая подготовка старшеклассников к общению с малышами.

  2. Подготовка бумаги, красок, карандашей для последующего «часа рисования» в начальной школе.

Организация выставки рисунков в школе.

  1. «Книга в кругу читателей»

Цель - формирование у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге.

Содержание: читательская конференция или разговор о прочитанных книгах.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор темы конференции, книг или книги для обсуждения. 

2.Работа с участниками:

  • прочтение книги;

  • подготовка к выступлению, докладу, дискуссии;

  • выбор отрывка, который выступающему хотелось бы прочитать публично и т.д.

  1. Оформление школьной библиотеки и других школьных помещений в соответствии с темой конференции.

  2. Работа в творческих группах:

  • группа («Исследователи») собирает и готовит дополнительную информацию о книге и ее авторе;

  • группа («КВН») разрабатывает сценарий викторины по книге или иные содержательно связанные с ней конкурсы, готовит призы для награждения;

  • группа («Связи с общественностью») обеспечивает информационную поддержку конференции, готовит афишу, приглашения участникам и гостям, осуществляет фото- и видеосъемку; 

  • группа («Театр») готовит инсценировку фрагмента литературного произведения;



  • группа («Сценаристы») разрабатывает общий сценарий конференции и готовит ведущих.

6

Читательские конференции

Конференция – проходит в виде собраний, уроков-конференций (научных, читательских, итоговых). Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы и сроков проведения, оповещение участников, разработка программы, списки литературы для подготовки, формулирование дискуссионных проблемных вопросов и т.д.»

Правила проведения читательской конференции:

В конференции обязательно участвует все школьное сообщество – учащиеся, педагоги, администрация, родители.

Все участники имеют равные права и обязанности.

Каждый участник самостоятельно выбирает книгу и представляет ее на читательской конференции.

Задача выступающего – показать привлекательность книги, представить ее так, чтобы ее захотели прочитать.

Задача слушающего – прослушать информацию о книге, внести запись в читательский журнал, выбрать книги для чтения на ближайший период времени.

Выбор и мнение каждого участника конференции достойны уважения и внимания. Нет книг плохих, есть «не мои» книги.

Читательская конференция может быть проведена по одной книге, по нескольким книгам одного автора и др.

  1. «Литературная игра»

Игра—соревнование, состязание по заранее определенным правилам

Схема организации любой «книжной» игры

Игра-конкурс состоит из следующих этапов: беседа; обзор; громкое чтение; книжная выставка; викторина; выставка поделок, рисунков, рукописных книг.

В ходе игр происходит социализация личности, появляется возможность самореализации детей с обычными рядовыми способностями, происходит «создание» читателя.

Педагогическое воздействие игровых методик:



7


Работа над техникой чтения.

1.В детях надо пробуждать любовь к чтению.

2. Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать.

3. В первый раз читать тексты должен учитель. Он передаёт текст грамотно, эмоционально.

4. Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребёнка.

5.В 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем классом.

6.Домашнее задание должно быть с творческим характером: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу; сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорки.

7. важно росить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных ( Сладкова, Чарушина.) Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать животных. Кроме того, ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения.

8. Нельзя заменять чтение уроками математики и русского языка, что часто случается перед контрольными работами по этим предметам.

9.На уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы.

10.Со 2 полугодия учащиеся 1 класса должны читать библиотечные книги.

11.Во 2-3 классах родители должны читать статьи из журналов, газет и обсуждать вместе.

12.Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома надо читать то, что было отработано на уроках: нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов.

13.Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами.

14.Чаще надо проводить выборочное чтение




16

6.Маркировочные таблицы:

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы «Что я знаю» по теме. Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные сведения, ранее полученные на уроках и во внеурочной деятельности.

Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик «Хочу узнать» записываются (без оценок!) и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.

На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик «Узнал» отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.

Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT».

Это «самоактивизирующая» системная разметка для эффективного чтения и размышления».


















15

Игра – это: фактор развития ребенка, способ приобщения ребенка к миру культуры, профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга и др.

Виды литературных игр: викторина, литературные аукционы, путешествие по книгам, литературные путешествия, парад литературных героев, конкурсы, литературные загадки.

Порядок подготовки любого мероприятия:

1. Выбор темы. 

2. Подбор материала. 

3. Оформление выставок.

4. Списки книг.

5. Составление вопросов.

6. Беседы: с детьми, с учителями, с родителями.

7. Консультации. 

Мероприятия-«спутники»

Предлагаемые выше основные мероприятия желательно сопроводить мероприятиями-спутниками. К их числу следует отнести, например, подготовленную накануне Урока экспозицию новых книжных поступлений в школьную библиотеку под названием «Книга ищет читателя»!, а также:

1. Выставки, организованные, в том числе и в результате проведенных конкурсов: 

выставка иллюстраций к любимым произведениям художественной литературы («Смотрите, что мы читали!»);

выставка плакатов («Читайте хорошие книги!»);

фотовыставка («Мои друзья читают», «Мой класс\Моя семья\Наша школа\ читает).

выставка значков, книжных закладок, экслибрисов («Я читатель!»). 

2. Выпуск стенгазеты, оформление стенда или сайта («Что и как мы читаем?»). 

3. Викторина по произведениям детской и подростковой литературы.

4. Акция «Я рекомендую!», в ходе которой школьники вкладывают в понравившиеся им прочитанные книги школьной библиотеки закладку со своей личной рекомендацией (акция стартует во время Урока и проходит в течение четверти, триместра или всего учебного года). 

8

5. Акция «Золотая полка книг», во время которой школьники выставляют в библиотеке, в классах свои любимые книги или пишут их названия и имена авторов на нарисованных книжных корешках. 

Методика подготовки книжной выставки

Книжная выставка – самая традиционная наглядная форма представления книги читателю. Особая цель книжной выставки – привлечь внимание читателя, пользователя; для этого она должна быть хорошо оформленной, яркой, заметной. Как правило, книжная выставка демонстрируется в библиотеке от 2-х недель до месяца. 

Эффективность книжной выставки определяется ее востребованностью.

К основным видам выставок относятся выставки новых поступлений и тематические.

Методика подготовки книжной выставки включает в себя следующие этапы: выбор темы; определение читательского назначения; определение временных и пространственных границ темы; выявление и широкий подбор литературы; отбор литературы для выставки, исходя из значимости каждого издания и его «выставочной» сохранности; выделение разделов выставки; подбор цитат и иллюстраций; установка и оформление выставки.

Как организовать нетрадиционную выставку

Нетрадиционные формы книжных выставок появились в библиотеках в последние десятилетия. Учитывая возрастающие потребности и все более разнообразные интересы читателей, необходимо делать выставки более интересными и привлекательными. Для этого используются разные приемы. В последнее время в библиотечной практике широко используются следующие нетрадиционные

формы книжных выставок:
Книжная выставка-дискуссия призвана вызвать у читателей желание поспорить, подискутировать, высказать свое мнение по какому-либо вопросу или теме. Для этого литература на выставке должна отражать данную проблему с разных точек зрения. Чаще всего такие выставки посвящают какой-то персоне, историческому или политическому лицу, деятельность которого нельзя оценить однозначно, или какой-либо теме, проблеме, на данный момент не решенной.


9

Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

5.Методы и приемы, используемые при групповой работе:

Метод «Шесть шляп критического мышления

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Шесть шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.


Цель - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Прием «Учебный мозговой штурм»

Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

Прием «Письмо по кругу»

Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.







14

Приемы графической организации учебного материала:

Прием «Составление кластера»

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Прием «Перепутанные логические цепочки»

На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны

прочитать и поставить знак «+» там, где они считают, что высказывание правильное и знак « -» там, где по их мнению оно неверно.

4.Приемы, требующие творчества учащихся:

Прием «Синквэйн» и «Диаманта»

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления, изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма написания таких стихотворений.


Прием «Цветопись»

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Прием « Пятиминутное эссе»

Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтоб помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».




13

Книжная выставка-словарь призвана объяснить значение каких-либо терминов и понятий, а также представить дополнительную информацию о них. Названиями разделов выставки становятся понятия и их определения, взятые из словаря и оформленные на отдельных листах бумаги также как и цитаты. Рядом располагаются книги, статьи из газет и журналов, содержащие подробную информацию об этих понятиях.

Выставка одной книги призвана заинтересовать читателей какой-то определенной книгой. Достичь этого можно, если представить на выставке разнообразный материал, который помогает раскрыть содержание книги и способствует глубокому ее пониманию. На выставке могут быть представлены разные издания этой книги, иллюстрации, выполненные разными художниками, фотокадры из фильмов-экранизаций, ноты, кассеты и диски с записями музыки к фильмам и т.д.

Выставка-викторина, выставка-кроссворд. Цель таких выставок – стимулирование интереса читателей-детей к чтению книг по какой-то теме, проблеме. Библиотекарь составляет вопросы, ответы на которые дети найдут в книгах, представленных на выставке. Эти вопросы оформляются на листе бумаги и помещаются на выставку. 

Выставка-диалог – это заочный разговор, заочное общение читателя и библиотекаря. Читатели задают вопросы (заранее), библиотекари отвечают на них с помощью книг. Такая выставка особенно эффективна в работе с читателями-подростками, которые в силу возрастных психологических особенностей не могут задать интересующие их вопросы библиотекарю устно. Темы могут быть самыми разнообразными.

Выставка-игра и выставка-лото – призваны привлечь к книге и чтению через игру. Например, «Почитаем - поиграем», «Читаем, мастерим, играем», «Любимые книжки – любимые игрушки» и т. д. Выставка оформляется игрушками, изображающими персонажей книг, представленных на выставке, а также настольными играми, лото и т. д.







10

Выставка-экспозиция – это синтез библиотечной и музейной выставки. Предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют глубокому проникновению в тему, которой посвящена выставка. Причем предметов и аксессуаров должно быть значительно больше, чем на обычной библиотечной выставке, а книги и другие документы удачно вписываются в экспозицию.


Формы работы для использования в учебной деятельности

1.Приемы активного чтения:

Прием «Чтение с пометами»

Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,

"V" – это я знаю

"+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

(Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

Прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.








11

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

2. Приемы активизации ранее полученных знаний:

Прием «Ассоциация»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «---»?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

Прием «Ключевые слова»

После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы

Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех

«Да - нетка» учит:

  1. связывать разрозненные факты в единую картину;

  2. систематизировать уже имеющуюся информацию;

  3. слушать и слышать соучеников.




12