ГУ «Отдел образования Шемонаихинского района»
Коммунальное Государственное Казенное Предприятие
«Школа искусств акимата Шемонаихинского района»
Рекомендовано
Методическим советом КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»
___________ Е.А. Росина
Протокол №_____
от « »___________2016 г.
Утверждаю
Директор КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»
____________Ю.Б. Добжанская
« »____________2016 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Я РИСУЮ МИР»
ИНТЕНСИВНОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(рисунок, живопись, композиция)
(срок обучения 1-2 года
возраст обучающихся от 13 лет)
для вечерних отделений детских художественных школ
и домов творчества
Составлено преподавателем
дополнительного образования
Авагян Г.С.
г. Шемонаиха
2016 год
Пояснительная записка
Адаптированная программа была разработана в связи с открытием в школе искусств г. Шемонаиха интенсивного курса обучения. Он дает возможность научиться искусству рисования людям, которые в связи с возрастными ограничениями не смогли пройти обучение на бюджетной основе. Программа включает в себя основные виды изобразительного искусства: живопись, рисунок, композицию. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусства, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Эти три вида художественной деятельности одновременно присутствуют при создании любого произведения искусства, и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Образовательная учебная программа дополнительного образования разрабатывалась в соответствии с нормативно-правовой базой КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»; Законом Республики Казахстан «Об образовании». Сб. Законодательство об образовании в Республике Казахстан. — Алматы: ЮРИСТ, 2008.; Указом Президента Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об образовании»» № 487-IV ЗРК от 24 октября 2011г.; Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.— Астана: 2010.; Рекомендациями по разработке образовательной учебной программы дополнительного образования Республиканского учебно-методического центра Дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Казахстан – Астана: 2015.
В основу адаптированной программы положены программы по изобразительному искусству 1, 2, 3, 4 классов на 2015-16 учебный год для школ дополнительного образования. Под редакцией: Б.Альмухамбетова, Т.Левченкой, З.Айдаровой, Р.Амандыкова
Новизна программы состоит не только в том, что занятия проходят индивидуально, но и в том, что предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, примеров из окружающей действительности.
Интенсивный курс обучения позволяет глубже погрузиться в изучение не только в практическое восприятие материала, но и познакомить с выдающимися произведениями живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.
Главная особенность курса состоит в том, что усвоение главных понятий изобразительного искусства дается на основе имеющихся у учащегося жизненного опыта. Наставник постепенно вводит, по ходу изучения материала, искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий. При этом необходимо учить чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
Особенности программы:
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным знанием и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических занятий.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности учащихся.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Цель программы - освоение основ законов, правил и приемов изобразительной грамоты при изображении окружающего мира, его предметов и человека.
Задачи программы:
Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;
Овладение умениями и навыками применения полученных знаний в практической художественной деятельности;
Развитие воображения и зрительной памяти.
Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений художественного искусства.
Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства;
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
Воспитание в учащихся эстетического чувства.
Сроки обучения.
Программа предусматривает два варианта обучения – одногодичный и двухгодичный курс. Выбор варианта обучения делает сам обучающийся.
Форма и режим занятий. Занятия проводятся индивидуально, продолжительность - 45 минут (один либо два часа в неделю). На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа. Все 3 вида изобразительного искусства логично сменяют и дополняют друг друга.
Возраст обучающихся - старше 13 лет.
Результаты работы
В результате обучения изобразительному искусству предполагается достижение следующих результатов:
Личностные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:
- в знании основ художественной культуры;
- в навыках самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
-в умении видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, , композиции, скульптуры и др.;
Предметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:
-в понимании места и роли изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-в освоении основ изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности;
-в приобретении практических навыков и умений в изобразительной деятельности;
-в умении различать виды художественной деятельности;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);
В результате изучения предлагаемого курса у учеников складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека. Одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
Основные принципы программы:
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Принцип целостности освоения материала каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.
Формой проведения занятий по программе является практическое занятие.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества. От занятия к занятию происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы стимулирует интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности.
Условия для реализации программы
Для организации учебного процесса необходим оборудованный класс, изобразительные принадлежности (бумага, краски, кисти, карандаши и т.д.) и наглядные пособия (образцы).
Программа обучения учитывает индивидуальность каждого обучающегося;
Обучающийся находится в центре внимания наставника;
Персональный подход предусматривает подготовку обучающихся любого возраста и способности к рисованию.
Учебно-тематический план программы
Живопись
п/п | Темы | Задания | Материалы | Часы |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Цветоведение | Изучение цвета. Теплые и холодные оттенки. Спектральный круг. | Акварельные краски, фломастеры | 2 |
Домашнее задание: Сочетание теплых и холодных цветов. Натюрморт с яблоком | Акварельные краски |
Ахроматические и хроматические цвета. Разновидности техник в живописи. | Акварельные краски |
Домашнее задание: 6 вариантов техники мазок. | Акварельные краски |
3 | Живопись гуашью | Выполнение сложного натюрморта с бытовыми предметами. | Гуашь | 2 |
Домашнее задание: Выполнение зарисовки любого бытового предмета. | Гуашь |
Постановочный натюрморт в холодной гамме. | Гуашь |
Домашнее задание: Сочетание холодной и теплой гаммы | Гуашь |
4 | Этюд. Наброски | Что такое этюд. Виды этюдных упражнений. Выполнение зарисовки растения гуашью. | Гуашь | 2 |
Домашнее задание: Наброски пейзажа с натуры. | Гуашь |
5 | Декоративная живопись. | Введение - что такое декоративная живопись. Рассмотрение особенностей техники витраж. | Акварельные краски | 3 |
Домашнее задание: Пейзаж в технике витраж. | Акварельные краски |
Понятие Импрессионизм в живописи. Техника Пуантель | Гуашь |
Домашнее задание: Пейзаж Пуантелью. | Гуашь |
6 | Итоговая работа | Выполнение работы натюрморта в пейзаже. | Гуашь | 2 |
Домашнее задание: Не предусмотрено. | |
Итого | 12 |
Рисунок
п/п | Темы | Задания | Материалы | Часы |
1 | О рисунке. Основные графические средства. | Точка, линия, пятно. Основные средства формообразования. Свет, тень, рефлекс, падающая тень. | Простой карандаш | 1 |
Домашнее задание: Выполнение зарисовки любого бытового предмета карандашом. | Простой карандаш |
2 | Основные формы. | Шар, куб, цилиндр, конус, многогранник. | Простой карандаш | 1 |
Домашнее задание: Выполнение зарисовки любой геометрической фигуры (предмета). | Простой карандаш |
3 | Натюрморт из геометрических фигур. Шар, куб, цилиндр. | Выполнение линейно-конструктивного рисунка с натуры постановки из нескольких геометрических тел, без применения линейки | Простой карандаш | 1 |
Домашнее задание: Выполнение зарисовки любого бытового предмета. | Простой карандаш |
4 | Линейная и воздушная перспектива | Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использование точки схода при рисовании. | Цветной карандаш |
2 |
Домашнее задание: Рисование улицы с учётом правил перспективы. | Цветной карандаш |
6 | Декоративный пейзаж. Смешенная техника в рисунке | Стилизованный пейзаж по образцу | Акварельные краски, черная ручка | 1 |
Домашнее задание: анализ предметов сложной комбинированной формы. Сообщение на тему стилизация | |
7 | Построение портрета человека и правильные пропорции лица | Выполнение линейно-конструктивного, построение объема лица, световых, теневых оттенков, построение композиции | Простой карандаш | 2 |
Домашнее задание: Набросок лица с натуры | Простой карандаш |
8 | Итоговая работа | Портрет человека в пейзаже | Цветной карандаш |
2 |
Домашнее задание: Не предусмотрено | |
Итого | 11 |
Композиция
п/п | Темы | Задания | Материалы | Часы |
1 | Основные правила композиции на листе. | Выполнение абстрактной композиции по заданию. | Цветная бумага, клей, ножницы. | 2 |
Домашнее задание: Понятие абстракционизм в изобразительном искусстве. | Теория |
2 | Композиция по воображению. | Выполнение работы на тему «Осенний город» | Акварельные краски | 1 |
Домашнее задание: Продолжение темы | Акварельные краски |
3 | Орнамент | Основные правила орнамента. Выполнение орнамента в круге либо квадрате. | Гуашь | 1 |
Домашнее задание: Симметричный и асимметричный орнамент | Гуашь |
4 | Городецкая роспись | Городецкая роспись в натюрморте Отличительные черты городецкой росписи. | Гуашь | 1 |
Домашнее задание: Отдельные элементы росписи | Гуашь |
5 | Иллюстрация к сказке | Выполнение иллюстрации к сказке по заданию педагога. | Любой материал | 1 |
Домашнее задание: Продолжение темы | Любой материал |
6 | Коллаж | Коллаж на выбранную тему. Сюжетная композиция | Цветная бумага, журналы, клей. | 2 |
Домашнее задание: Продолжение темы | Цветная бумага, журналы, клей. |
7 | Композиция по воображению | Выполнение работы по образцу в технике стилизация | Акварель, гуашь, черная ручка | 2 |
Домашнее задание: Техника стилизация тремя способами | Акварель, гуашь, черная ручка, цветные карандаши, фломастеры |
8 | Итоговая работа | Рельефный натюрморт с элементами росписи. | Любой материал | 1 |
Домашнее задание: Не предусмотрено | |
Итого | 11 |
План составлен из расчета 34 учебных недели.
Последовательность тем, должна меняться в зависимости от индивидуальности обучаемого. В случае обучения два раза в неделю количество часов по темам увеличивается на усмотрение наставника.
Содержание образовательной программы по изобразительному искусству
Программа состоит из 3 блоков
Рисунок
Живопись
Композиция
Содержание программы по предмету «Живопись»
Вводное занятие.
Знакомство с учеником
Беседа о планах на год
Техника безопасности
Правильная организация рабочего места и гигиены
Просмотр лучших работ из фонда
Материалы и принадлежности
Базовые знания ученика и его предпочтения
Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы и свою азбуку. Прежде чем приступать к практической части программы наставник знакомит ученика с теорией:
Язык различных видов искусства делают художественную деятельность уникальным средством развития кругозора ученика.
Цветоведение Изучение цвета
В основу живописи лежит изучение цвета и поэтому 1этапом является изучение спектрального круга и его разделение на теплые и холодные цвета. Изучение и отработка навыков в технике приемов акварелью (заливка цвета, растяжка цвета, вливание цвета в цвет). Понятие контрастности, колорита. Практические навыки по цветоведению. Упражнения по смешиванию цветов. Практическая часть выполняется в виде натюрморта с яблоком.
Живопись гуашью
Выполнение сложного натюрморта с бытовыми предметами
После основ техник и приемов идет переход к знакомству с гуашью и его особенностями. Выполняется несложный натюрморт с бытовыми предметами. Чтобы понять строение предметов задаются зарисовки любого бытового предмета.
Зарисовки помогают в дальнейшей работе правильно построить элементы натюрморта и развить глазомер.
Постановочный натюрморт в холодной гамме
Чтобы приступить к заданию наставник готовит композицию с натуры из 2 предметов на постаменте выдержанную в холодной гамме. В теоретическую часть входит повторение понятия натюрморт и сочетание холодной и теплой гаммы.
Этюд. Наброски
Знакомство с одним из жанров изобразительного искусства - «Пейзаж» с помощью знаменитых пейзажистов.
После теории идет переход в практическую часть путем этюдных упражнений гуашью. С помощью зарисовок отдельных растений учитель подготавливает ученика к полноценному творению пейзажа. В качестве самостоятельной работы предусматриваются наброски пейзажа с натуры.
Декоративная живопись
Введение - что такое декоративная живопись. Рассмотрение особенностей техники витраж с помощью исторических данных. Техника витраж многогранна и может использоваться во всех жанрах изобразительного искусства. Мы рассмотрим его в жанре пейзаж.
Направление Импрессионизм в живописи
Знакомство с возникновением направления, его особенностями и характерной техникой. Чтобы передать смысла и характер импрессионизма ученик познакомится с техникой « Пуантель», то есть точками. В практической части пуанель применяется в пейзаже.
Итоговая работа
На этом заключительном этапе вы подводите итог вашей совместной работы с учащимся. Выполняется практическая работа натюрморта в пейзаже, так как на основе программы по живописи изучались именно эти 2 жанра в разных вариантах.
Анализируете результат совместной деятельности
Таким образом, освоив весь комплекс программы обучения, учащийся переходит на самообучение и продолжает совершенствоваться.
Содержание программы по предмету «Рисунок»
Знакомимся с понятием рисунок и его особенностями.
Основные графические средства.
Точка, линия, пятно.
Основные средства формообразования.
Свет, тень, рефлекс, падающая тень.
Основные формы
Шар, куб, цилиндр, конус, многогранник и т.д. считаются основными средствами для правильного построения предмета. Соответственно с их помощью делаются первоначальные наброски рисунка.
Натюрморт из геометрических фигур
Задача ученика с помощью геометрических фигур (шар, куб, цилиндр) выполнить линейно-конструктивный рисунок с натуры. Дается постановка из нескольких геометрических тел, без применения линейки.
Линейная и воздушная перспектива
Теория о понятиях линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Перспектива передает плановость сюжета и создает правильный эстетичный вид рисунку. Рисунок выполнятся с использованием точки схода.
Декоративный пейзаж
В этом задании мы рассматриваем смешенную технику в рисунке. Смешанная техника подразумевает использование в работе сочетание элементов не только рисунка, но и живописи с композицией. Дается задание стилизованного пейзажа по образцу.
Построение портрета
Человека в виду своих особенностей имеет свои правильные пропорции лица
Чтобы научится передавать эти особенности, ученик должен:
выполнить линейно-конструктивный набросок,
построить объем лица.
световые, теневые оттенки
проследить за правильным построением композиции.
Итоговая работа
Наставник с учеником анализирует проведенную работу за год.
В качестве итога всей работы выполняется рисунок портрета человека в пейзаже, чтобы закрепить все полученные знания.
Для поощрения ученика можно нарисовать портрет одного из родственников.
.
Содержание программы по предмету «Композиция»
Основные правила композиции на листе
При выполнении рисунка самое главное, что должен усвоить ученик - это композиция на листе. Для грамотного и эстетически правильного выполнения рисунка наставник на примерах картин художников показывает, какие существуют правила композиции и как они применяются. Выполнение абстрактной композиции по заданию.
Композиция по воображению
Выполняется работа на тему «Осенний город».
Задание помогает развить фантазию и самостоятельно найти ученику сюжет для работы.
Орнамент
Как и при создании композиции, орнамент имеет основные правила для его выполнения. Он делится на симметричный и асимметричный орнамент. Ученику предлагается создать орнамент в круге либо квадрате.
Городецкая роспись
Ученик знакомится с русским народным промыслом «Городецкая роспись» и его историей.
Наставник с помощью образцов в виде элементов Городецкой росписи предлагает ученику создать натюрморт.
Иллюстрация к сказке
Выполнение иллюстрации к сказке помогает развить воображение ученика при создании персонажей и композиционно правильно расположить их на листе.
Коллаж
Главная особенность коллажа это его оригинальность. Она отражается в сочетании живописи и скульптуры. Задание состоит в выборе сюжета из журнальных каталогов, компоновке на листе и гармоничном составлении композиции.
Композиция по воображению
Изучается понятие стилизация в теории и его отличительные черты. Техника стилизация подразумевает заполнение предмета сложными и не очень геометрическими фигурами. Выполняется работы по образцу в технике стилизация.
Итоговая работа
В итоговой работе ученик прилагает все полученные знания и умения для создания рельефного натюрморта с элементами росписи. Рельефность можно получит при использовании различных материалов, и дополнить его росписью.
Используемая литература
- В. Сенин, Олег Коваль. «Школа рисунка карандашом. Натюрморт,
пейзаж, портрет». Издательство: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Харьков, Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород: 2007.
- Вестник. Серия «Художественное образование: искусство - теория - методика». - Алматы: КазНПУ им.Абая. - 2011. - №1 (26). - 80 с.
- Петра Фрибель. «Цветные композиции».
Переводчик: Людмила Кайсарова. Издательство: Арт-Родник. Серия: Вдохновение. 2008 г.
- Хейзел Харрисон. «Рисунок и живопись. Полный курс».
http://www.twirpx.com
http://ormanbooks.kz
~ 14 ~