СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая программа на интенсивный курс обучения

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная  программа была разработана  в связи с открытием в школе искусств г. Шемонаиха интенсивного курса обучения. Он дает возможность научиться искусству рисования  людям, которые в связи с возрастными ограничениями не смогли пройти обучение на бюджетной основе. Программа включает в себя основные виды изобразительного искусства: живопись, рисунок, композицию. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая программа на интенсивный курс обучения»

ГУ «Отдел образования Шемонаихинского района»


Коммунальное Государственное Казенное Предприятие

«Школа искусств акимата Шемонаихинского района»


Рекомендовано

Методическим советом КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»

___________ Е.А. Росина

Протокол №_____

от « »___________2016 г.


Утверждаю

Директор КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»

____________Ю.Б. Добжанская

« »____________2016 г.











АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Я РИСУЮ МИР»

ИНТЕНСИВНОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

(рисунок, живопись, композиция)

(срок обучения 1-2 года

возраст обучающихся от 13 лет)



для вечерних отделений детских художественных школ

и домов творчества




Составлено преподавателем

дополнительного образования

Авагян Г.С.







г. Шемонаиха

2016 год






Пояснительная записка


Адаптированная программа была разработана в связи с открытием в школе искусств г. Шемонаиха интенсивного курса обучения. Он дает возможность научиться искусству рисования людям, которые в связи с возрастными ограничениями не смогли пройти обучение на бюджетной основе. Программа включает в себя основные виды изобразительного искусства: живопись, рисунок, композицию. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусства, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Эти три вида художественной деятельности одновременно присутствуют при создании любого произведения искусства, и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.

Образовательная учебная программа дополнительного образования разрабатывалась в соответствии с нормативно-правовой базой КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»; Законом Республики Казахстан «Об образовании». Сб. Законодательство об образовании в Республике Казахстан. — Алматы: ЮРИСТ, 2008.; Указом Президента Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об образовании»» № 487-IV ЗРК от 24 октября 2011г.; Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.— Астана: 2010.; Рекомендациями по разработке образовательной учебной программы дополнительного образования Республиканского учебно-методического центра Дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Казахстан – Астана: 2015.

В основу адаптированной программы положены программы по изобразительному искусству 1, 2, 3, 4 классов на 2015-16 учебный год для школ дополнительного образования. Под редакцией: Б.Альмухамбетова, Т.Левченкой, З.Айдаровой, Р.Амандыкова


Новизна программы состоит не только в том, что занятия проходят индивидуально, но и в том, что предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, примеров из окружающей действительности.

Интенсивный курс обучения позволяет глубже погрузиться в изучение не только в практическое восприятие материала, но и познакомить с выдающимися произведениями живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.

Главная особенность курса состоит в том, что усвоение главных понятий изобразительного искусства дается на основе имеющихся у учащегося жизненного опыта. Наставник постепенно вводит, по ходу изучения материала, искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий. При этом необходимо учить чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.


Особенности программы:

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным знанием и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.

2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических занятий.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности учащихся.

4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.


Цель программы - освоение основ законов, правил и приемов изобразительной грамоты при изображении окружающего мира, его предметов и человека.


Задачи программы:


  • Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;

  • Овладение умениями и навыками применения полученных знаний в практической художественной деятельности;

  • Развитие воображения и зрительной памяти.

  • Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений художественного искусства.

  • Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства;

  • Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

  • Воспитание в учащихся эстетического чувства.


Сроки обучения.

Программа предусматривает два варианта обучения – одногодичный и двухгодичный курс. Выбор варианта обучения делает сам обучающийся.


Форма и режим занятий. Занятия проводятся индивидуально, продолжительность - 45 минут (один либо два часа в неделю). На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа. Все 3 вида изобразительного искусства логично сменяют и дополняют друг друга.


Возраст обучающихся - старше 13 лет.


Результаты работы

В результате обучения изобразительному искусству предполагается достижение следующих результатов:

Личностные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:

- в знании основ художественной культуры;

- в навыках самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;

-в умении видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, , композиции, скульптуры и др.;

Предметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:

-в понимании места и роли изобразительного искусства в жизни человека и общества;

-в освоении основ изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности;

-в приобретении практических навыков и умений в изобразительной деятельности;

-в умении различать виды художественной деятельности;

узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);

В результате изучения предлагаемого курса у учеников складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека. Одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.


Основные принципы программы:

  • Принцип «от жизни через искусство к жизни»

  • Принцип целостности освоения материала каждой темы.

  • Принцип единства восприятия и созидания.

  • Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.


Формой проведения занятий по программе является практическое занятие.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества. От занятия к занятию происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы стимулирует интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности.


Условия для реализации программы

Для организации учебного процесса необходим оборудованный класс, изобразительные принадлежности (бумага, краски, кисти, карандаши и т.д.) и наглядные пособия (образцы).

  • Программа обучения учитывает индивидуальность каждого обучающегося;

  • Обучающийся находится в центре внимания наставника;

  • Персональный подход предусматривает подготовку обучающихся любого возраста и способности к рисованию.


Учебно-тематический план программы

Живопись


п/п

Темы

Задания

Материалы

Часы

1

Вводное занятие

1

2


Цветоведение


Изучение цвета. Теплые и холодные оттенки. Спектральный круг.

Акварельные краски,

фломастеры

2

Домашнее задание: Сочетание теплых и холодных цветов. Натюрморт с яблоком

Акварельные краски

Ахроматические и хроматические цвета. Разновидности техник в живописи.

Акварельные краски

Домашнее задание: 6 вариантов техники мазок.

Акварельные краски

3


Живопись гуашью


Выполнение сложного натюрморта с бытовыми предметами.

Гуашь



2

Домашнее задание: Выполнение зарисовки любого бытового предмета.

Гуашь

Постановочный натюрморт в холодной гамме.

Гуашь

Домашнее задание: Сочетание холодной и теплой гаммы

Гуашь

4

Этюд. Наброски

Что такое этюд. Виды этюдных упражнений. Выполнение зарисовки растения гуашью.

Гуашь



2

Домашнее задание: Наброски пейзажа с натуры.

Гуашь

5

Декоративная живопись.


Введение - что такое декоративная живопись. Рассмотрение особенностей техники витраж.

Акварельные краски





3

Домашнее задание: Пейзаж в технике витраж.

Акварельные краски

Понятие Импрессионизм в живописи. Техника Пуантель

Гуашь

Домашнее задание: Пейзаж Пуантелью.

Гуашь

6

Итоговая работа

Выполнение работы натюрморта в пейзаже.

Гуашь


2

Домашнее задание: Не предусмотрено.


Итого

12


Рисунок

п/п

Темы

Задания

Материалы

Часы

1



О рисунке. Основные графические средства.

Точка, линия, пятно. Основные средства формообразования. Свет, тень, рефлекс, падающая тень.

Простой карандаш





1

Домашнее задание: Выполнение зарисовки любого бытового предмета карандашом.

Простой карандаш

2


Основные формы.

Шар, куб, цилиндр, конус, многогранник.

Простой карандаш



1

Домашнее задание: Выполнение зарисовки любой геометрической фигуры (предмета).

Простой карандаш

3


Натюрморт из геометрических фигур. Шар, куб, цилиндр.

Выполнение линейно-конструктивного рисунка с натуры постановки из нескольких геометрических тел, без применения линейки

Простой карандаш




1

Домашнее задание: Выполнение зарисовки любого бытового предмета.

Простой карандаш

4

Линейная и воздушная перспектива

Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использование точки схода при рисовании.

Цветной карандаш







2

Домашнее задание: Рисование улицы с учётом правил перспективы.

Цветной карандаш

6

Декоративный пейзаж. Смешенная техника в рисунке

Стилизованный пейзаж по образцу

Акварельные краски, черная ручка



1

Домашнее задание: анализ предметов сложной комбинированной формы. Сообщение на тему стилизация


7

Построение портрета человека и правильные пропорции лица

Выполнение линейно-конструктивного, построение объема лица, световых, теневых оттенков, построение композиции

Простой карандаш





2

Домашнее задание: Набросок лица с натуры

Простой карандаш

8

Итоговая работа

Портрет человека в пейзаже

Цветной карандаш



2

Домашнее задание: Не предусмотрено


Итого

11



Композиция

п/п

Темы

Задания

Материалы

Часы

1

Основные правила композиции на листе.

Выполнение абстрактной композиции

по заданию.

Цветная бумага, клей, ножницы.




2


Домашнее задание: Понятие абстракционизм в изобразительном искусстве.

Теория

2

Композиция по воображению.

Выполнение работы на тему «Осенний город»

Акварельные краски


1

Домашнее задание: Продолжение темы

Акварельные краски

3

Орнамент

Основные правила орнамента. Выполнение орнамента в круге либо квадрате.

Гуашь




1

Домашнее задание: Симметричный и асимметричный орнамент

Гуашь

4

Городецкая роспись

Городецкая роспись в натюрморте Отличительные черты городецкой росписи.

Гуашь



1

Домашнее задание: Отдельные элементы росписи

Гуашь

5

Иллюстрация к сказке

Выполнение иллюстрации к сказке по заданию педагога.

Любой материал



1

Домашнее задание: Продолжение темы

Любой материал

6

Коллаж

Коллаж на выбранную тему.

Сюжетная композиция

Цветная бумага, журналы, клей.




2

Домашнее задание: Продолжение темы

Цветная бумага, журналы, клей.

7

Композиция по воображению

Выполнение работы по образцу

в технике стилизация

Акварель, гуашь, черная ручка





2

Домашнее задание: Техника стилизация тремя способами

Акварель, гуашь, черная ручка, цветные карандаши, фломастеры

8

Итоговая работа

Рельефный натюрморт с элементами росписи.

Любой материал


1

Домашнее задание: Не предусмотрено


Итого

11

План составлен из расчета 34 учебных недели.

Последовательность тем, должна меняться в зависимости от индивидуальности обучаемого. В случае обучения два раза в неделю количество часов по темам увеличивается на усмотрение наставника.


Содержание образовательной программы по изобразительному искусству

Программа состоит из 3 блоков

  1. Рисунок

  2. Живопись

  3. Композиция



Содержание программы по предмету «Живопись»

Вводное занятие.

  • Знакомство с учеником

  • Беседа о планах на год

  • Техника безопасности

  • Правильная организация рабочего места и гигиены

  • Просмотр лучших работ из фонда

  • Материалы и принадлежности

  • Базовые знания ученика и его предпочтения

Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы и свою азбуку. Прежде чем приступать к практической части программы наставник знакомит ученика с теорией:

  • История возникновения термина или приема

  • Примеры в виде знаменитых работ художников

Язык различных видов искусства делают художественную деятельность уникальным средством развития кругозора ученика.

Цветоведение Изучение цвета

В основу живописи лежит изучение цвета и поэтому 1этапом является изучение спектрального круга и его разделение на теплые и холодные цвета. Изучение и отработка навыков в технике приемов акварелью (заливка цвета, растяжка цвета, вливание цвета в цвет). Понятие контрастности, колорита. Практические навыки по цветоведению. Упражнения по смешиванию цветов. Практическая часть выполняется в виде натюрморта с яблоком.


Живопись гуашью

Выполнение сложного натюрморта с бытовыми предметами

После основ техник и приемов идет переход к знакомству с гуашью и его особенностями. Выполняется несложный натюрморт с бытовыми предметами. Чтобы понять строение предметов задаются зарисовки любого бытового предмета.

Зарисовки помогают в дальнейшей работе правильно построить элементы натюрморта и развить глазомер.


Постановочный натюрморт в холодной гамме

Чтобы приступить к заданию наставник готовит композицию с натуры из 2 предметов на постаменте выдержанную в холодной гамме. В теоретическую часть входит повторение понятия натюрморт и сочетание холодной и теплой гаммы.


Этюд. Наброски

Знакомство с одним из жанров изобразительного искусства - «Пейзаж» с помощью знаменитых пейзажистов.

После теории идет переход в практическую часть путем этюдных упражнений гуашью. С помощью зарисовок отдельных растений учитель подготавливает ученика к полноценному творению пейзажа. В качестве самостоятельной работы предусматриваются наброски пейзажа с натуры.


Декоративная живопись

Введение - что такое декоративная живопись. Рассмотрение особенностей техники витраж с помощью исторических данных. Техника витраж многогранна и может использоваться во всех жанрах изобразительного искусства. Мы рассмотрим его в жанре пейзаж.

Направление Импрессионизм в живописи

Знакомство с возникновением направления, его особенностями и характерной техникой. Чтобы передать смысла и характер импрессионизма ученик познакомится с техникой « Пуантель», то есть точками. В практической части пуанель применяется в пейзаже.



Итоговая работа

На этом заключительном этапе вы подводите итог вашей совместной работы с учащимся. Выполняется практическая работа натюрморта в пейзаже, так как на основе программы по живописи изучались именно эти 2 жанра в разных вариантах.

Анализируете результат совместной деятельности

Таким образом, освоив весь комплекс программы обучения, учащийся переходит на самообучение и продолжает совершенствоваться.




Содержание программы по предмету «Рисунок»


Знакомимся с понятием рисунок и его особенностями.

  • Основные графические средства.

  • Точка, линия, пятно.

  • Основные средства формообразования.

  • Свет, тень, рефлекс, падающая тень.


Основные формы

Шар, куб, цилиндр, конус, многогранник и т.д. считаются основными средствами для правильного построения предмета. Соответственно с их помощью делаются первоначальные наброски рисунка.

Натюрморт из геометрических фигур

Задача ученика с помощью геометрических фигур (шар, куб, цилиндр) выполнить линейно-конструктивный рисунок с натуры. Дается постановка из нескольких геометрических тел, без применения линейки.


Линейная и воздушная перспектива

Теория о понятиях линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Перспектива передает плановость сюжета и создает правильный эстетичный вид рисунку. Рисунок выполнятся с использованием точки схода.

Декоративный пейзаж

В этом задании мы рассматриваем смешенную технику в рисунке. Смешанная техника подразумевает использование в работе сочетание элементов не только рисунка, но и живописи с композицией. Дается задание стилизованного пейзажа по образцу.

Построение портрета

Человека в виду своих особенностей имеет свои правильные пропорции лица

Чтобы научится передавать эти особенности, ученик должен:

  • выполнить линейно-конструктивный набросок,

  • построить объем лица.

  • световые, теневые оттенки

  • проследить за правильным построением композиции.

Итоговая работа

Наставник с учеником анализирует проведенную работу за год.

В качестве итога всей работы выполняется рисунок портрета человека в пейзаже, чтобы закрепить все полученные знания.

Для поощрения ученика можно нарисовать портрет одного из родственников.

.





Содержание программы по предмету «Композиция»

Основные правила композиции на листе

При выполнении рисунка самое главное, что должен усвоить ученик - это композиция на листе. Для грамотного и эстетически правильного выполнения рисунка наставник на примерах картин художников показывает, какие существуют правила композиции и как они применяются. Выполнение абстрактной композиции по заданию.


Композиция по воображению

Выполняется работа на тему «Осенний город».

Задание помогает развить фантазию и самостоятельно найти ученику сюжет для работы.


Орнамент

Как и при создании композиции, орнамент имеет основные правила для его выполнения. Он делится на симметричный и асимметричный орнамент. Ученику предлагается создать орнамент в круге либо квадрате.

Городецкая роспись

Ученик знакомится с русским народным промыслом «Городецкая роспись» и его историей.

Наставник с помощью образцов в виде элементов Городецкой росписи предлагает ученику создать натюрморт.


Иллюстрация к сказке

Выполнение иллюстрации к сказке помогает развить воображение ученика при создании персонажей и композиционно правильно расположить их на листе.


Коллаж

Главная особенность коллажа это его оригинальность. Она отражается в сочетании живописи и скульптуры. Задание состоит в выборе сюжета из журнальных каталогов, компоновке на листе и гармоничном составлении композиции.


Композиция по воображению

Изучается понятие стилизация в теории и его отличительные черты. Техника стилизация подразумевает заполнение предмета сложными и не очень геометрическими фигурами. Выполняется работы по образцу в технике стилизация.


Итоговая работа

В итоговой работе ученик прилагает все полученные знания и умения для создания рельефного натюрморта с элементами росписи. Рельефность можно получит при использовании различных материалов, и дополнить его росписью.





Используемая литература

  1. В. Сенин, Олег Коваль. «Школа рисунка карандашом. Натюрморт,
пейзаж, портрет». Издательство: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Харьков, Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород: 2007.
  1. Вестник. Серия «Художественное образование: искусство - теория - методика». - Алматы: КазНПУ им.Абая. - 2011. - №1 (26). - 80 с.
  2. Петра Фрибель. «Цветные композиции».
Переводчик: Людмила Кайсарова. Издательство: Арт-Родник. Серия:  Вдохновение. 2008 г.
  1. Хейзел Харрисон. «Рисунок и живопись. Полный курс».
  2. http://www.twirpx.com

  3. http://ormanbooks.kz

~ 14 ~



Похожие файлы