Просмотр содержимого документа
«Методическая работа в школе»
Выступающий: Мерекина К. И.
Личностно-ориентированный подход как средство развития неповторимой индивидуальности ученика (из опыта работы за 1 год)
Научными основаниями современной концепции образования выступают классические и современные педагогические и психологические подходы – гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный.
Первые три подхода отвечают на вопрос, какова цель образования. Нынешнее общее (школьное) образование обслуживает в основном приобщение растущего человека к знаниям и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Необходимо, чтобы овладение знаниями, умениями и навыками выступало не целью образования, а средством реализации его основных – развивающих – целей.
Личностный и индивидуальный подходы отвечают на вопрос, что развивать. Вариант ответа на этот вопрос можно сформулировать так: следует развивать и формировать не единый, ориентированный на государственные интересы набор качеств, составляющий абстрактную «модель выпускника», а выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности учащегося. Это идеал, но необходимо помнить, что образование должно учитывать как индивидуальные способности и склонности, так и социальный заказ на производство специалистов и граждан. Поэтому задачу школы целесообразнее сформулировать так: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования.
Деятельный подход отвечает на вопрос, как развивать. Суть его заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом согласно личностно-ориентированному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям.
В каждом классе необходимо применять разный подход к ученикам в целом и к каждому в отдельности. Например, в восьмом классе на уроках биологии ученики активно работают на лабораторных работах – им интересно изучать возможности тела человека, однако в самостоятельной работе предпочитают выполнение тестов, закрытых или открытых – дополни предложение, а задания на постановку развернутого ответа выполняют слабо. В 8 классе есть ученики, не успевающие за общей работой, например, Беккер Стас, ему я выдаю дополнительные задания – распределить, указать сходства и отличия, такой вид заданий он выполняет наиболее верно. В 9 классе ученики начинают формировать умение правильно разговаривать, делать выводы, устанавливать взаимосвязь, для развития этого умения я провожу устный контроль знаний, в задания дополнительно ставлю открытые вопросы. В 10 классе хочется выделить Валю Егер – с начала года она прилежно занимается на уроках биологии, однако при устных ответах необходимо ограничивать других учеников, не давать им перебивать, так как шум мешает девочке сконцентрироваться на ответе. В данном случае важную роль сыграло вербальное и невербальное поощрение – Валя стала увереннее чувствовать себя на уроках, что сказалось на успеваемости в 1 четверти. В целом, подводя итоги работы за 1 год, можно сделать вывод, что личностно-ориентированный подход способствует развитию индивидуальности ученика, однако для успешного результата необходимы усилия не только учителя, но также ученика и его родителей.