СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок с использованием национально-регионального компонента по учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир» я провела в 3 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»


Тема открытого занятия:Лекарственные растения родного края.

Форма занятия: изучение новой темы

Цель занятия:изучить распространённые лекарственные растения родного края

Задачи:Образовательные:знакомство с наиболее распространёнными лекарственными растениями родного края;

Развивающие: развитие умения работать в группе; умение работать по алгоритму.

Практические: научить собирать, засушивать лекарственные растения,заваривать фиточай.

Воспитательные: рассмотреть основные экологические правила поведения в природе; воспитывать сплочённость, аккуратность, организованность, бережное отношение к природе.

Методы: словесно-наглядные, проблемно-поисковые, исследовательские.

Оборудование:Мультимедийный экран; правила поведения в природе (о растениях); разрезные бумажные полоски с названиями лекарственных растений; аптечка «Лесная аптека»; карточки с заданиями,рисунки земляники, ягод с плодоножками красных, зелёных; жетоны.


Ход и содержание занятия:

  1. Оргмомент.

-Здравствуйте!Я рада видеть ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на занятии мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. (Знакомство с гостями)Улыбнулись, тихо сели на свои места!

II. Создание проблемной ситуации.

Прослушивание рассказа.

- Миша с сестрой Леной отправились в поход. Вскоре Лена начала хромать: она натёрла ногу. Миша ушиб колено и рана кровоточила. Дети вернулись назад. Их встретили мама и бабушка. У мамы разболелась голова, а у бабушки подскочило давление. Как же быть? (Купить лекарства, вызвать скорую помощь и т. д.)

III. Актуализация знаний о лекарственных травах. Сообщение темы и задач занятия.

- А как оказать помощь без лекарств?(Применить лекарственные растения)

-Так о чём же будем говорить сегодня?(О лекарственных растениях)

  • Тема занятия: Лекарственные растения родного края. Мы сегодня научимся узнавать, собирать, применять лекарственные растения. Для этого совершим прогулку. Куда?

Есть у меня зелёный друг,

весёлый друг, хороший.

Он нам протянет сотни рук

и тысячи ладошек.(Это лес)


  • Верно, мы в лес за наукой сегодня пойдём.

Смекалку, фантазию нашу возьмём.

Дорогой с пути никуда не свернём.

IV. Работа по теме занятия.

- Во дворе «гуляет» первый месяц зимы-декабрь.А мы с вами перенесемся в самое теплое время года — лето. Можно отправляться в путь. Но нужно помнить, что в гостях надо вести себя вежливо. Существуют определённые правила поведения. И надо помнить, что и в лесу, и в поле, и на лугу мы в гостях у природы. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать.

А вот и хозяин леса. Кто он? (Лесовичок).Он хочет знать, все ли ребята знают эти правила. Правил таких много, о них написаны целые книги, но сегодня он хочет, чтобы вы вспомнили несколько хотя и простых, но очень важных правил поведения в природе.

1.Правила друзей природы.

Вспомни и назови «Правила друзей природы».

- Не шуми! (Лес, луг, опушка леса — это дом, в котором живут растения и животные; нельзя шуметь в чужом доме).

- Не срывай растения для букетов.

- Лекарственные растения собирай только там, где их много.

- В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

- Не повреждай кору деревьев.

-Внимание! Экологическая задача: Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик нашего класса сорвал по 10 цветов? (290 цветов).

-Никогда не оставляй после себя мусор
–Помни: бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.

-Не разжигайте костры, берегите лес от пожара.
Помните: из 1 дерева можно сделать 1 млн спичек, а 1 спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу. Выполняя эти правила, ребята, вы будете беречь природу и умножать ее богатства.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны –
И не будет красоты.

Выросший здесь цветок находится у себя дома. Чтобы ты чувствовал, если тебя выгнали из дома? Поэтому, помни: собирая, сохраняй.И, конечно, надо учить этим правилам других. Ну а теперь добро пожаловать в лес.

-Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои! (С. Погореловский)

- Почему мы с лесом дружим?Для чего он нужен людям?

-(Лес наше богатство. Лес – это чистый воздух и здоровье. Лес – это наше богатство!
–Лес – это наряд нашей Земли.
–Лес – это дом для зверей и птиц.
–Лес – это наш друг, задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
–Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары. Лес – богатство и краса, береги свои леса. (Слайд)

Ну вот и попали мы в сказочный лес. Лес этот полон прекрасных чудес. Мы на лесной поляне.

В лесу, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений,
используемых в медицине. Только надо их знать, ребята, и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. Сегодня поговорим о наиболее распространенных лекарственных растениях.

2. Показ слайдов «Лекарственные растения родного края». (Поиск решения проблемы учениками.)


С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

(Липа)


Цветы липы являются потогонным средством.


- Если сделался больной,

Быстро в баню – там в парной

Бабушки и деды лечили эти беды.

Когда кашель от мороза, парься веником березовым.

Вкусен и полезен березовый сок. За этот целебный дар люди часто губят березку.

- Не руби березы белой,

Не губи души лесной,

Не губи и зла не делай,

А особенно весной.


Не губи, не тронь березы,

Обойдись с ней по-людски,

А иначе брызнут слезы,

Сам засохнешь от тоски.


Пусть береза, как невеста,

Бережет свою красу,

Ей не в печке жаркой место,

Место ей всегда в лесу. (В. Боков)

- Как быть, если перед вами истекающее соком дерево: если рана свежая, нужно наложить пластырь или повязку из чистой тряпочки и влажной глины, а если процесс гниения начался и разрубленное место потемнело, его надо расчистить ножом до здоровой светлой древесины и тогда только наложить повязку.


Сосна там красна, где взросла.

Всякая сосна своему бору шумит.

- Посади сосну.

Лучше не одну —

Вместе с кленом,

Елкой, вязом,

Посади их вместе

Разом.( М. Садовский.)

Из почек готовят «сосновый мёд», который полезен при весеннем недостатке витаминов.



На кустах колючей дикой розы

Витамина С большие дозы. (Шиповник)

Растение используется как витаминное, общеукрепляющее,




- На синем лугу распустилась ромашка. Какая на ней золотая рубашка!

Я глаз от нее отвести не могу. Да это же солнце на синем лугу!

(Ромашка) М. Найдёнова.

Настоем цветов ромашки полощут горло при боли.



Под зелёным под листом

Я люблю устроить дом.

А когда я повкуснею,

А когда я покраснею,

Ребятишки тут как тут! –

Обязательно найдут! (Земляника)

Ягоды земляники восстанавливают слабый организм.


ТРАВА, КОТОРАЯ ОБЖИГАЕТ

- Как только не ругают меня. Я виновата лишь в том, что умею себя защитить! Неосторожно дотронешься до меня — долго потом рука будет «гореть». На моём стебле и листьях сидят жесткие волоски. Внутри волосков — едкая жидкость. Если прикоснёшься ко мне, иголочками вопьюсь в кожу и едкая жидкость выльется. Она-то и вызывает на коже жжение. Конечно же я…(Крапива) Плешаков А. А.


Как же удивительно, что из крапивы, к которой страшно прикоснуться, можно варить очень вкусные и полезные супы!


- Путника друг подорожник,

Скромный невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг

Многим из нас невдомёк

Что отыскалось лекарство

Тут же на тропке у ног.. (Подорожник) В. Рождественский.

Листья растения останавливает кровотечение.


Снег не весь ещё сошёл

Обогрелся чуть песок,

А на нём уже расцвёл

Жёлтый маленький цветок. (Мать-и-мачеха).

Отвар травы полезен при кашле.

–Почему так названо растение? ( С одной стороны листья мягкие, а с другой жёсткие)


Говорят, я злой,

Для зверей плохой.

Не брани меня ,

Пожалей меня.веробой)

Заживляет раны человека .


В сенокос – горька,

А в мороз – сладка,

Что за ягодка? (Калина)

Отвар плодов применяют при повышенном кровяном давлении.



- Этот цветок очень любопытный. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило и осветило его желтым лучиком. Пожелтел цветок и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — на восток смотрит, поднимется в зенит — поднимет головку кверху, приблизится к закату — не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны. Что это за растение?

(Одуванчик) С. Красиков.

Сок одуванчика применяется при бородавках.


- Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.

А вы, наверное, устали?Да!

1.(Ходьба с подниманием рук вверх и вниз, хлопки).
Только в лес мы зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.

2.(Ходьба на внешней и внутренней частях стопы с покачиванием влево, вправо.)
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.

3.(Ходьба с поднятием рук.)
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.

4.На полянку мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.



3. Разгадывание кроссворда и чтение ключевых слов.




4






















6







12












5























7


9

10











2



















1


3






8



11


























































и




















































































































































- Молодцы, ребята. Мы посетили с вами лесную аптеку. Здесь живут разнообразные лекарственные растения. С их помощью человек лечит и предупреждает болезни. Их собирают и сдают в государственные учреждения - аптеки. Но, собирая, соблюдай правила сбора и всегда помни: не навреди природе.

VI. Применение знаний учащимися. Правила сбора и сушки.

1. Работа в группах по карточкам.

К. - 1. «Где собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много.

  • Собирай растения около автомобильных дорог.


К. - 2. «Когда собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собирай растения в дождливую погоду.

  • Собирай растения в сухую погоду.


К. - 3. «Какие лекарственные растения собирать? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собери травы с пятнами.

  • Следи, чтобы на растении не было пыли и грязи.


К. - 4. «Как собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собирай лекарственные растения все до единого.

  • Собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения.


К. – 5. «Как правильно сушить лекарственные растения. Обозначь знаком «+» правильные ответы.

  • Суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай.

  • Избегай прямого попадания солнечного света.

  • Суши растения в сырой комнате.




2. Игра «Целители». (Приготовление фиточая)


  1. Составление алгоритма «Приготовь по рецепту».


Построй алгоритм из заданных действий.

Возьми банку с лекарственным сырьём

.


Долей кипяток

Переложи сырьё в пустую банку



Отмерь столовую ложку сухого лекарственного сырья

2. Работа в группах. Приготовление фиточая по алгоритму «Приготовь по рецепту» и проведение исследования. (Каждая группа получает баночку с лекарственным растением и готовит фиточай по совместно составленному рецепту)

Заполни таблицу. (Слайд)

Растение

Запах

Цвет

Применение





Из лесной аптечки ребята достают баночки с лекарственными растениями.

1 группа Фиточай «От жара»; трава – липа.

2 группа Фиточай «От кашля» трава - сосновые почки.

3 группа Фиточай «От волнения» трава – душица.

4 группа Фиточай «Витаминный»; трава - шиповник

5 группа фиточай «От повышенного кровяного давления» - калина

3. Реклама «Наш фиточай самый полезный». (Ввывешивание заполненных таблиц и обоснование приготовленных продуктов)


VI. Рефлексия. Самооценка ответов учащихся.

- Что вы нового узнали на занятии?

- Как помочь Мише и Лене, бабушке и маме? Чем их лечить?

-Как правильно собирать растения, не навредив природе?

- Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как – мы, такая же – живая!

Что делается в нашей стране для охраны растений?( Их охраняют в заповедниках, выращивают в ботанических садах. Собирать эти растения в природе запрещено.)
И в заключение вы сейчас попробуете напиток и определите, из какого растения он приготовлен. Настой шиповника.
-Ребята, вы показали хорошие знания. Я вручаю вам диплом об окончании лесной академии.
Вручение дипломов.

VII. Домашнее задание. - Сочинить сказку про лекарственные растения

- Ребята, если вам понравился урок, наклейте на землянику красные спелые ягоды. А кто недоволен уроком – зелёные недозревшие ягоды.



Открытый урок с использованием национально-регионального компонента по учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир» я провела в 3 классе. Выбор данной темы связан с реализацией моих педагогических задач: изучением флоры и фауны родного края; воспитанием экологически культурной личности; активизацией познавательной и творческой деятельности младшего школьника; ведением здорового образа жизни.

В ходе урока осуществлялись внутрипредметные и межпредметные связи: с литературой - жанры: рассказ, загадка, пословица, стих, выразительное чтение и декламация; с математикой – решение задачи; экологией – «Правила друзей природы», физкультурой – проведение динамической паузы.

Использованы следующие методы: словесно-наглядные, проблемно-поисковые, исследовательские.















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!