СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса  теме "Умножение и деление натуральных чисел"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»


МБОУ «Средняя школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

г.Реутов










Методическая разработка


Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса

теме: “Умножение и деление натуральных чисел”















Выполнил

учитель математики МБОУ СОШ№3 г.Реутов

Чипова Залина

Мухамединовна











Реутов 2015.



Содержание

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Умножение и деление натуральных чисел »

§ 1. Содержание ФГОС ООО в контексте школьного курса математики

§ 2. Логико-дидактический анализ содержания темы

§ 3. Примеры решения типовых заданий и задач по теме «Умножение и деление натуральных чисел», 5 класс, направленных на развитие и формирование УУД.

ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме «Умножение и деление натуральных чисел »

§ 4. Цели обучения теме

§ 5. Учебный план темы

§ 6. Примеры реализации целей обучения теме

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы


3-4

4-6


6


6-7



8-12



13-16

16-24


24-28

29

30-31














ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Математика играет важную роль в нашей жизни. Она стала для многих отраслей знаний не только аппаратом для всевозможных расчетов, но и методом точного исследования и средством предельно четкой формулировки понятий и проблем. Без современной математики с ее логикой и операциями над числовыми множествами был бы невозможен прогресс в различных областях человеческой деятельности.

Поэтому, фундаментом математических умений школьников являются навыки вычислений с разными числовыми множествами, а основой для этого служит устный счет. При изучении математики в пятом классе учащиеся развивают и отрабатывают навыки действий с натуральными числами. Без их успешного освоения становится трудным изучение других классов чисел. Если сложение и вычитание натуральных чисел у учащихся больших проблем не вызывает, то умножение и деление натуральных чисел для многих из них представляет определенную сложность.

Одной из причин низкого качества усвоения действий с натуральными числами заключается в недостаточном внимании к осознанному восприятию действий, установлению взаимосвязи между компонентами действий, механическое заучивание правил.

Цель работы: Реализация требований ФГОС ООО при изучении темы: « Умножение и деление натуральных чисел»

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач

Задачи исследования.

1. Выявить теоретические основы обучения теме, связанные с реализацией ФГОС ООО.

2. Выполнить отбор средств обучения теме, в том числе средства ИКТ

3. Разработать таблицу целей и карту обучения теме.

4. Составить фрагмент учебной рабочей программы «Поурочное планирование образовательных результатов освоения математики»

5. Разработать методические рекомендации обучения теме и применить их в учебном процессе

Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике


ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Умножение и деление натуральных чисел».


§ 1. Содержание ФГОС ООО в контексте школьного курса математики.

Жизнь многогранна , в нашем мире постоянно происходит социально-экономическое, научно-техническое и культурное развитие. Главная цель российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. С развитием государства происходят серьезные изменения. Это новые образовательные запросы семьи и общества, широкое внедрение информационных технологий, стратегия России 2020. Поэтому встает необходимость введения нового образовательного стандарта. Государство и общество формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Одной из основных задач, поставленных перед школой – это воспитание творческой, высоконравственной, патриотичной личности, глубоко осознающей свою ответственность за судьбу своей страны, ее процветание и развитие.

 В основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход.

Он позволяет выстроить учебный процесс с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Идеи, заложенные в этот стандарт, обоснованы, и хочется верить, что именно этот стандарт станет основой современной образовательной политики страны. Какие же существенные отличия ФГОС второго поколения от первого? Новые стандарты – это ориентация образования на достижение нового качества, отвечающего современным запросам личности, общества и государства; достижение не только предметных образовательных результатов, но и формирование личности учащихся, овладение ими универсальными учебными действиями для успешной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Изучение математики должно  обеспечить осознание значения математики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах  становления математической науки; понимание роли информационных процессов в современном мире; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

При изучении математики достигаются личностные, предметные и метапредметные результаты. Учащиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях. У них происходит формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах  становления математической науки. Математика рассматривается как универсальный язык науки, позволяющий описывать и изучать реальные процессы и явления.

ФГОС второго поколения несёт в себе идеи, которые содействуют воспитанию высоконравственной личности, стремящейся к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации в современном обществе. Поэтому школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов России.

§ 2. Логико-дидактический анализ содержания темы

На изучение темы «Умножение и деление натуральных чисел» отводится 23 часа ( 5 часов в неделю), включающие 2 контрольные работы:

Умножение натуральных чисел и его свойства - 4 часа

Деление – 4 часа

Деление с остатком – 3 часа

Контрольная работа -1 час

Упрощение выражений - 4 часа

Порядок выполнения действий- 2 часа

Квадрат и куб числа – 4 часа

Контрольная работа - 1 час


При изучении данной темы в учебнике «Математика 5» Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда вводятся следующие

понятия: числа, цифры, умножения числа и его компонентов, понятие деления и его элементов, понятие деление с остатком, понятие степени числа, квадрата и куба числа

свойства: умножения натуральных чисел, свойства деления, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания, сочетательное свойство умножения;

определения: натуральных чисел, разрядов, классов, миллион, миллиард;

правила: умножения и деления чисел, нахождения делимого по неполному частному, делителю и остатку.


Основные типы задач в теме:


Тип задачи

Номер задания

Базовый уровень

Повышенный уровень

1

2*

1

Текстовые задачи на умножение

№406, 407,408,409, 452,

№410, 411,417, 419, 420, 453, 454

№428, 429, 456, 457, 669


2

Текстовые задачи на деление

№469,514,515, 516

№468, 470,519,


№479,480, 521

3

Задачи, решаемые алгебраическим способом

№484, 580, 615, 624

№512,489,486, 578,616, 617, 618, 643,525,526, 579, 581,

№620, 619, 621, 641

4

Задачи на деление с остатком

№529, 530, 532, 534, 553

№536, 537, 538, 552,


№531,554

5

Задачи на применение распределительного свойства к упрощению выражений

№557, 559, 560, 609, 610,

№558, 561, 563, 611

№562, 565, 569,

6

Задачи на применение сочетательного свойства к упрощению выражений

№575, 591, 612

№576,613, 638

№577, 597, 614, 639

7

Задачи на возведение в степень

№653,654,667,


№655, 656,


№ 668

8

Задачи на вычисление квадрата и куба числа

№652,658, 666,


№657


9

Порядок выполнения действий

№627,629, 644, 662

№ 628,632, 645, 663, 672

№647, 631, 671


§ 3. Примеры решения типовых заданий и задач по теме «Умножение и деление натуральных чисел», 5 класс, направленных на развитие и формирование УУД.

Фрагмент урока № 1 по теме «Умножение натуральных чисел»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: актуализировать знания учащихся о действиях умножения, полученные в начальной школе, продолжить работу над текстовыми задачами.

Типовое задание № 1.

Цель: организация учащихся к проведению урока, создание доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

1. Развитие навыков устного счета.

2. Осмысление выполнения устной работы.

3. Умение выбрать нужный результат.

На доске:

34 + 18 + 44

15 + 15 + 15

18 +18 + 18 + 18 + 18

45 + 43 + 42 + 41 + 40

20 + 20

- Прочитайте выражения.

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

- Распределите их в две группы.

- Выпишите те, которые можно заменить умножением.

15 + 15 + 15 = 15 · 3 = 45

18 +18 + 18 + 18 + 18 = 18 · 5 = 90

20 + 20 = 20 · 2 = 40

- Прочитайте полученные примеры на умножение.

- Как называются числа при умножении?

- Что показывает первый множитель?

- Что показывает второй множитель?

Результат:

  1. выполняют тренировочное учебное действие;

  2. выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения;

  3. развивают навыки устного счета;

  4. учатся выбирать нужный результат.

При выполнении этого задания развивались следующие УУД:

Регулятивные – умение определять цель деятельности на уроке; составление плана, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить;

Коммуникативные – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Познавательные – использование информации для решения учебных задач.

Личностные – формирование вычислительных навыков; мотивация учения, развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания, принцип удивления, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость.

Типовое задание № 2. «Решите устно примеры»

Учитель ставит перед учениками задачу: «Решить устно примеры».

Цель: Открытие нового знания, создание доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

  1. Развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление.

  2. Учить проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми.

  3. Учить работать с информацией, активно ее воспринимать.

  4. Развивать творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели.

48· 2 · 5 = ?

25· 63 · 4 = ?

32· 2 · 5 = ?

Данные примеры, на первый взгляд устно вычислить достаточно сложно. Значит, для выполнения данного задания не хватает знаний. Возникает проблемная ситуация.

Учащиеся пытаются решить примеры, высказывают свои мнения. Приходят к выводу, что мы не знаем ещё какой-то закон, который нам поможет решать такие примеры устно.

ЗАПОМНИ

5 · 2 = 10

25 · 4 = 100

125 · 8 = 1000

125 · 16 = 125· 8 · 2 = 2000



Учащиеся делают правильный вывод.

Результат:

  1. совершенствуют вычислительные навыки;

  2. демонстрируют значимость математических знаний в практической деятельности;

  3. выстраивают логическую цепь рассуждений;

  4. реализуют принцип связи теории и практики.

При выполнении этого задания развивались следующие УУД:

Регулятивные – целеполагание , как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Планирование: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, составление плана.

Прогнозирование: прогноз результата и уровня усвоения. Оценка: осознание учащимся уровня и качества усвоение результата.

Коммуникативные – умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные – использование информации для решения учебных задач.

Личностные – рефлексия учебной деятельности.

Типовое задание № 3. «Решение задачи на движение».

Цель: применение нового знания

Задачи:

  1. самостоятельно планировать свою деятельность;

  2. применять способы решения;

  3. прогнозировать результат;

  4. выстраивать логическую цепь рассуждений;

  5. составлять краткую запись в виде таблицы;

  6. составлять выражение для решения задачи

№ 428 учебник.

Велосипедист ехал а часов со скоростью 12 км\ч и 2 ч со скоростью 8 км\ч. Сколько километров проехал велосипедист за это время? Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при а = 1; 2; 4.

Внимательно прочитайте задачу. О чем в ней говориться? Составьте краткую запись в виде таблицы.

Время t ч

Скорость v км\ч

Расстояние s км

а

12

?

}?

2

8

?

Как найти расстояние?

S = v ··t

Из чего складывается расстояние, которое проехал велосипедист?

Из расстояния за a ч и 2 ч

Как найти расстояние за a ч, которое проехал велосипедист?

S = 12· a = 12a (км)

Как найти расстояние за 2 ч, которое проехал велосипедист?

S = 8· 2 = 16 (км)

Теперь мы можем найти все расстояние, которое проехал велосипедист?

Нужно сложить расстояние за a ч и расстояние за 2 ч.

12a + 16 (км)

Мы составили выражение для решения этой задачи. Как найти расстояние при a = 1; 2; 4?

Подставить значение a = 1; 2; 4 в выражение.

12· 1+ 16 = 28 (км).

12· 2+ 16 = 40 (км).

12· 4+ 16 = 64 (км).

Как изменяется расстояние при увеличении времени?

Расстояние увеличивается.

Учащиеся делают правильный вывод.

Результат:

  1. самостоятельно планируют свою деятельность;

  2. выстраивают логическую цепь рассуждений;

  3. составляют краткую запись в виде таблицы;

  4. составляют выражение для решения задачи

При выполнении этого задания развивались следующие УУД

Личностное УУД: стараются следовать в поведении моральным нормам.

Познавательное логическое УУД:«Сравнение», «Анализ, синтез»;

Регуляивное УУД: постановка и решение проблемы, конкретизация, анализ, обобщение; структурирование информации.

ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме: «Умножение и деление натуральных чисел».


§ 4. Цели обучения теме

Планируемые результаты изучения умножения и деления натуральных чисел

Формулировки целей-ориентиров

Учебные задачи (УЗ), направленные на формирования умений для достижения планируемых результатов: цель считается достигнутой, если Вы на уровнях:

Средства

помощи

базовом

повышенном


схема определения понятий

приёмы

решений

выражений,

содержащих

действия

умножения и

деления

натуральных чисел;

классификация

выражений;

таблица коммуникативной компетентности; приёмы саморегуляции;

прием решения текстовых задач

ЦI:целеполагание

В соответствии с картой темы ставит цели собственной деятельности и фиксирует их в индивидуальной таблице «Планирование УПД при изучении темы»

ЦII: приобретение УИ и формирование познавательных УУД при решении УЗ

1) сравниваете натуральные числа и

составляете схему правила «Умножение

и деление натуральных чисел» с использованием учебника и набора упражнений;

2) составляете схему правила

«Умножения и деления натуральных

чисел» с использованием набора

объектов; 3) выполняете анализ и

выявляете преобразования для

решения выражений, содержащих

действия на умножение и деление

натуральных чисел, с использованием помощи; обобщаете решение таких выражений

1) даете определение натурального числа, сравниваете натуральные числа, формулируете правила на умножение и деление натуральных чисел; 2)выполняете анализ и выявляете

преобразования, нужные для решения выражений, содержащих действия на умножение и деление натуральных чисел; 3) составляете приёмы решения выражений с помощью указаний


Ц III, IV: применение, контроль знаний при решении УЗ, формирование познавательных, регулятивных УУД

1) знаете определения: натурального числа; правила сравнения натуральных чисел; правила умножения натуральных чисел; правила деления натуральных чисел; способы выполнения проверки; 2)решаете простейшие текстовые задачи с помощью выражений, основанных на действиях умножения и деления натуральных чисел; 3) приводите примеры в соответствии с определениями: умножать и делить натуральные числа;

4)Выполняете задания повышенного уровня; 5)составляете текстовые задачи, обобщаете и конкретизируете данную задачу; 6) анализируете решение типовых задач, используя предписания, применяете приемы контроля решения задач


Карта изучения темы «Умножение и деление натуральных чисел»

I. Последовательность уроков и цели изучения темы

§, п.1

Ц. 1,5

§, п.1

Ц. 2,3,4

С.Р.

Ц. 2,3,4,5

Ц. 3,4,5,6

п. 3

Ц.3,5


Ц. 4,5,6,


Ц.4,6

К.Р.

Ц. 3,5,6

Коррекция

Ц. 4,5,6

II. Блок актуализации знаний учащихся

Знать: компоненты действий умножения и деления, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания; порядок выполнения действий при нахождении значений выражений (действия первой и второй ступени); основание и показатель степени;

Уметь: умножать и делить натуральные числа, решать уравнения, упрощать выражения, вычислять значения числовых выражений, содержащих действия разных ступеней, со скобками и без скобок, находить квадрат и куб числа, решать задачи с помощью уравнений.

III. Основные предметные результаты изучения темы (Ц 3,)

уметь выполнять умножение и деление натуральных чисел, применять полученные знания для решения текстовых задач, используя правила и предписания.

YI. Образец заданий итоговой контрольной работы (Ц 4,6)

Баллы

Y. Средства обучения теме

1)Выполни действия:

а) 307 504;

б)99 185 :239

в)89 870 000 : 43 000.

2)Упрости выражение :

а) у · 450 · 4;

б) 35 · х ·2

3)Реши уравнения:

а) 232 : х + 21 = 50;

б) 17 ·( х – 18) = 408.

4) Реши задачу с помощью уравнения:

40 кг белил разлили в несколько банок, а потом в каждую банку добавили 2 кг красной краски. В каждой банке оказалось 7 кг краски. Сколько было банок?

5) Угадай корень уравнения у · у + 5 = 21 и выполни проверку.

1




1




2


2


3

Правила умножения натуральных чисел;

правила деления натуральных чисел;

правила нахождения неизвестных

компонентов;

приемы саморегуляции выполнений и преобразований выражений и решений задач.


YI. Задания для домашней работы (Ц 3,4,5,6)

1 уровень (обязательный уровень стандарта): №№ 406. 407. 409412, 418, 472, 482,533,560, 561 , 563,568, 635,654 , 655

2 уровень: №№ 412, 418, 472, 482,533,560, 561 , 563,568, 635,654 , 655, 429,485, 486 ,573, 578, 657

3 уровень: №№ 429,485, 486 ,573, 578, 657,432, 444, 463,510 , 595- 597, 651, 661, 668, 671

YII. Темы индивидуальных заданий (Ц 5,6)

1) История арабских цифр и их умножение; 2)Об умножении и делении чисел в древнем Вавилоне; 3)Умножение в древней Индии; 4) Самостоятельно выбранная тема

YIII. Метапредметные результаты

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ; составление схемы определения понятия,

подведение под понятие; постановка и решение проблемы при составлении задачи

Выбор и принятие целей, составление плана, самоконтроль, самооценка, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить;

приёмы саморегуляции

Взаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе , умение слушать, выступать, рецензировать, писать текст выступлений

Рефлексия собственной

деятельности




В начале изучения темы учащимся показывают карту изучения темы «Умножение и деление натуральных чисел, деление с остатком». Она также может быть использована учащимися, не посещающимися школу по каким либо причинам. Карта предназначена для объяснения нового материала, для обобщения, систематизации и коррекции знаний и умений школьников.

Она состоит из следующих разделов:

1. Логическая структура и цели изучения темы.

2. Блок актуализации знаний учащихся.

3. Предметные результаты.

4. Образцы заданий итоговой контрольной работы.

5. Средства обучения теме.

6.Задания для внеаудиторной самостоятельной работы.

7. Темы индивидуальных заданий .

8. Метапредметные результаты: перечень учебных действий (умений) для освоения темы.

Карта составлена с учетом тематического планирования, дифференцирована на три уровня изучения материала. В первом разделе учащийся определяет количество уроков на изучение каждого из предлагаемых пунктов, выбирает уровень изучения темы и свой уровень оценивания предполагаемых результатов обучения. Учащийся может выбрать уровень контрольной работы и соответствующую этому уровню самостоятельную работу дома. Все это позволяет учащемуся возможность реализовать универсальные познавательные учебные действия в соответствии со своими возможностями. Также он может реализовать свои творческие возможности при составлении различных докладов и презентаций.

§ 5. Учебный план темы

№№

уроков

Тема урока

Тип урока

Решаемые учебные задачи

Предметные

результаты

Метапредметные

Результаты


1 - 13

Умножение и деление натуральных чисел

Средства обучения

1) таблицы «Виды математических выражений»; «Переместительное, сочетательное свойства арифметических действий»;

2) подсказки к поиску решения задач; 3)предписания для нахождения неизвестных компонентов в действиях умножение и деление, для нахождения делимого при делении с остатком;

для составления схемы вычислений ;

4) карточки с приёмами;

5) карта темы.

Уроки: семинар, практикум, лекция, др.

Фронтальная, индивидуальная и

групповая

формы обучения


Ц 1: приобретение и преобразование учебной информации, формирование ПУД

Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний

Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении задач


Ц 4: формирование коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД

Ц 5: формирование организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД

1

Умножение натуральных чисел и его свойства

Урок изучения нового

Сформировать понятие умножения как сложения одинаковых слагаемых. Научить назы­вать компоненты произведения, повторить алго­ритм умножения в столбик, пра­вило умножения на 10; 100; 1000 и т. д.

Ц 1: Развитие познавательных логических УУД.

умножает многозначные числа, представляет число в виде произведения,

применяет свойства умножения при вычислениях

Ц5:Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности;


2

Умножение натуральных чисел и его свойства


Урок смешанного типа

Повторить свойства умножения, при­менять свойства умножения для упрощения вычислений, находить и выбирать удобный способ решения задачи

Ц 1: Развитие познавательных логических УУД.

Ц 2: Контроль усвоения теоретических знаний: а) перечисляет основные понятия; б) переходит от одной формы записи выражений к другой; в) применяет теоретические знания при решении задач

Ц 3: Составляет задачи аналогичные данным.

Ц 4: работая в группе, оказывает помощь, рецензирует ответы товарищей, организует взаимоконтроль, взаимопроверку на всех этапах УПД по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях;

Ц 5: саморегуляция УПД


3

Умножение натуральных чисел и его свойства


Урок смешанного типа

Продолжить при­менять свойства умножения для рационализа­ции вычислений, упрощения выражений и решения за­дач, в том числе с кратным сравне­нием величин

Ц 1: Развитие познавательных логических УУД.

Ц 2: Контроль усвоения теоретических знаний: а) перечисляет основные понятия; б) переходит от одной формы записи выражений к другой; в) применяет теоретические знания при решении задач

Ц 3: Составляет задачи аналогичные данным.

Ц 4: работая в группе, оказывает помощь, рецензирует ответы товарищей, организует взаимоконтроль, взаимопроверку на всех этапах УПД по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях

4

Умножение натуральных чисел и его свойства


Комбинированный урок

Приме­нять полученные знания для реше­ния конкретных задач,

описывать явления с использованием буквенных выражений

Ц 1: Развитие познавательных логических УУД.

Ц2.Исследует простейшие числовые закономерности, проводит числовые эксперименты. Анализирует и осмысливает текст задачи, переформулирует условие, извлекает необходимую информацию, моделирует условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов,

делает выводы о качестве собственных знаний.

Ц 4: работая в группе, оказывает помощь, рецензирует ответы товарищей, организует взаимоконтроль, взаимопроверку на всех этапах УПД по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях;


5

Деление


Урок изучения нового

Научить назы­вать компоненты частного, повто­рить алгоритм де­ления в столбик, деление на 10; 100; 1000 ит. д.

Ц 1. Выполняет деление натуральных чисел. Верно использует в речи термины: частное, делимое, делитель.

Ц 5: Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности.


6

Деление


Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками

Формировать умение находить и выбирать алгоритм решения нестандартной задачи


Ц 2,3: использует предписания для решения задач своего уровня сложности, составляет задачи аналогичные данным и решает их.


Ц 4: оказывает помощь товарищам, работающим на предыдущих уровнях; проводит самоконтроль.

Ц 5: делает выводы о качестве собственных знаний.

7

Деление


Урок закрепления знаний

Вырабатывать навык деления натуральных чисел и применения свойств деления, решать задачи с приме­нением деления натуральных чи­сел

Ц 2: использует предписания для определения порядка действий, вынесения общего множителя за скобки и для раскрытия скобок

Ц 3: использует прием саморегуляции при решении заданий на вычисление значения числового выражения, применяет распределительное свойство умножения.


Ц 4: работает в группе, рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает .помощь ,работающим на предыдущих уровнях.


8

Деление


Комбинированный урок

Продолжить вырабатывать навык деления натуральных чисел, правильно применять деление при решении примеров и задач.

Ц2: повторяет и закрепляет умножение, деление натуральных чисел, применяет свои знания при решении различных задач.

Ц 4: работает в группе, рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает .помощь ,работающим на предыдущих уровнях.


9

Деление с остатком

Урок изучения нового

Научить назы­вать компоненты деления с остат­ком, выполнять алгоритм деления с остатком в стол­бик

Ц 1: Развитие познавательных логических УУД, выполняет деление с остатком, применяет деление с остатком при решении задач.


Ц 5: Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности;


10

Деление с остатком

Урок практикум

Закрепить умение учащихся запи­сывать формулу деления с остат­ком, находить неизвестные компоненты этой формулы.

Ц 2: использует предписания для деления с остатком, нахождения делимого по делителю и неполному частному

Ц3. использует прием саморегуляции при решении заданий на деление с остатком


Ц 4: работает в группе, рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает .помощь ,работающим на предыдущих уровнях

11

Деление с остатком

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщать зна­ния, умения по теме «Деление и умножение» применительно к решению при­меров и задач, использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия деления с остатком

Ц 2 использует предписания при умножении, делении и делении с остатком, решении уравнений и задач, составлении выражений,

Ц 3: использует прием саморегуляции при выполнении действий

Ц 4: работает в группе, рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь ,работающим на предыдущих уровнях.


12

Контрольная работа

Практикум.

Индивидуальная

Проверить уровень знаний учащихся по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

Ц 2, 3, 5: выбирает задачи своего уровня сложности , решает их, осуществляет самопроверку; делает выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы


13

Урок коррекции и рефлексии

Рефлексивный семинар

Индивидуальная, парная (взаимопомощь)

Применение умножения и деления в практической деятельности

Ц 2, 4: анализирует собственные ошибки с помощью товарища и исправляет их.


Ц 5: вспоминает планируемые цели своей учебной деятельности; оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; делает выводы о результатах своей деятельности, дальнейших действиях, планирует коррекцию учебной познавательной деятельности

Внеурочная самостоятельная деятельность:

  1. Темы для подготовки рефератов, выступлений на конференцию, математический вечер, декаду математики и др.: по итогам изучения курса за четверть, за 1-е полугодие, за год

1) История арабских цифр и их умножение;

2)Об умножении и делении чисел в древнем Вавилоне;

3)Умножение в древней Индии;

4) Самостоятельно выбранная тема

II. Тематика долгосрочных проектов по теме (разделу)

1) Старинные меры длины


























Средства обучения теме (в том числе ИТ)

  1. Информационный материал:

  • таблица целей обучения теме;

  • карта изучения темы.

  1. Учебник:

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.
Математика, 5 класс. – М.: Мнемозина, 2012.

  1. Рабочая тетрадь по математике:

Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике. 5 класс. К учебнику Н.Я.Виленкина. 3-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2012 – 128 с.

4. Таблицы: «Виды математических выражений»; « Умножение и деление натуральных чисел»­.

5. Предписания для:

- нахождения неизвестных компонентов в действиях умножение и деление;

- нахождения делимого при делении с остатком.

6.Дидактические материалы:

Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Просвещение, 2012.

7.Тренажер по математике к учебнику. 5 класс/ Под ред. Н.Я.Виленкина. – М.: Издательство ЗАО «Бука», 2012.

8. Раздаточный материал:

- карточки для устного счета,

-карточки с индивидуальным заданием.

9. Приемы саморегуляции для заданий типа «Вычислить» и «Упростить».

10.Список тем индивидуальных заданий (для докладов с презентацией).

11.Сайты:

- Средняя математическая интернет-школа «Вся элементарная математика» http://www.bymath.net/

- Математика в Открытом колледже http://mathematics.ru/ от Физикон.
Открытая математика. Алгебра (версия 2.6) http://mathematics.ru/courses/algebra/design/index.htm

- Журнал «Квант» http://kvant.mccme.ru/

-Энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki/Математика, http://ru.wikipedia.org/wiki/История_математики.

­

§ 6. Примеры реализации целей обучения теме


Фрагмент урока по теме «Умножение натуральных чисел».


Тема урока: Умножение натуральных чисел.

Цель урока: Способствовать формированию знаний учащихся о действии умножение, правилах нахождения неизвестных компонентов по заданным известным, о свойствах умножения натуральных чисел, полученных в начальной школе, способствовать формированию навыков составления числовых и буквенных выражений ; создать условия для формирования УУД

  1. личностных: мотивация учения, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками;

  2. познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, умение выполнять действия в соответствии с имеющимся алгоритмом;

  3. коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;

  4. регулятивных: целеполагание, планирование, самоконтроль и взаимоконтроль; способность к мобилизации сил и энергии.

Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Форма проведения урока: фронтально – индивидуальная, групповая, парная.


Структура урока.

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

2 .Мотивация и актуализация субъективного опыта.

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с таких слов.

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Устная работа.

1.Если вы правильно найдете корни уравнений и заполните таблицу, то получите название темы нашего урока

35-х=17 У

29+х=45 О

У-37=18 Е

90-у=62 И

31+у=60 Ж

80-а=22+18 Н

С+13+40-3 М

18

24

40

16

29

55

40

28

55

У

М

Н

О

Ж

Е

Н

И

Е


2. 34+18+44

32+32+32

25+24+23+22+21

15+15+15+15

13+13

Прочитайте выражения, выясните, чем они похожи, чем отличаются. Распределите их в две группы. Почему вы так решили? Назовите те, которые можно заменить умножением.

32+32+32=32*3=96

15+15+15+15=15*4=60

13+13=13*2=26

Назовите компоненты в действии умножение.

  1. Восприятие и осмысление учащимися нового материала и первичная проверка понимания

Итак: тема нашего урока «Умножение натуральных чисел .»

(Открыть тетради, записать число, тему урока).

1.Исторический экскурс

За всю историю человечества было придумано много способов умножения. Только в конце XV - начале XVI века итальянский математик Лука Пачоли приводит 8 различных способов умножения в своём трактате об арифметике. Знак умножения «косой крест» ( х ) впервые в 1631 году ввёл английский математик Уильям Оутред (1575 – 1660). Позднее, в 1698 году, выдающийся немецкий математик Г.Лейбниц (1646 – 1716), ввёл знак умножения «точка». Владимир Иванович Даль - автор «Толкового словаря живого великорусского языка» в своем словаре пишет: «Умножать – множить, увеличивать

числом, количеством»

  • А что вы знаете о умножении чисел, его компонентах и свойствах?

(Дети формулируют цель урока)

  • Кто может дать определение умножения?

  • Правильность наших умозаключений поможет проверить наш друг –

учебник.

2.Работа с учебником. Групповая работа по карточкам.

Прочитайте пункт учебника на стр. 66-67 и выполните задание по карточкам.

3.Соединить линиями соответствующие части определений.

Проверка выполнения задания. Анализ ошибок (самоконтроль).

Как называют числа, которые перемножают?

произведение


Как называют результат умножения?

множитель


Что получается при умножении числа на нуль?

единица


Что получается при умножении числа на единицу?

ноль


Переместительное свойство умножения

(а*в)*с=а*(в*с)

Сочетательное свойство умножения

а*в=в*а

Проверка выполнения задания. Анализ ошибок (взаимоконтроль).

4.Выполнение № 404,405 в паре.

5. Физкультминутка (Музыкальная пауза).

6.Работа в группах (каждой группе выдаются одинаковые карточки с выражениями, где предлагается провести вычисления наиболее удобным способом как № 415,416).

Проверка выполнения задания. Анализ ошибок (взаимоконтроль).

7.Решение задач № 407,408

В четырёх школах нашего города 368 девочек, которых мальчики дёргают за косички в среднем 3 раза в день каждую (причём как дома, так и в школе). Сколько раз были дёрнуты косички за октябрь у всех девочек в пяти школах города?

Решают задач с помощью составления выражения.

8. Решение упражнений на умножение № 41.

9. Итог урока.

  • Чем мы занимались на уроке?

  • Какие цели мы ставили?

  • Справились мы с работой?

  • Достигли поставленных целей? Почему?

  • Что нового вы узнали на уроке? Что запомнилось?



Заключение.


Для достижения цели проекта «Реализация требований ФГОС ООО при изучении темы «Умножение и деление натуральных чисел» были решены следующие задачи:

1.Выявлены теоретические основы обучения теме, связанные с реализацией ФГОС ООО;

2. Выполнен отбор средств обучения теме, в том числе средства ИКТ;

3. Разработана таблица целей и карта обучения теме;

4. Составлен фрагмент учебной рабочей программы «Поурочное планирование образовательных результатов освоения математики (в соответствии с темой)».

5. Разработаны методические рекомендации обучения теме и их применение в учебном процессе (фрагмент одного урока, иллюстрирующего развитие и формирование УУД при обучении данной теме школьного курса математики).

Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике; беседы с учителями, тестирование учащихся, проведение опытной проверки.









Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с

  2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.

  4. Примерные программы по математике. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с.

  5. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина 2012. – 280 с.

  6. Поурочное планирование по математике 5 класс: к учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика» 5 класс / Т.М. Ерина. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 253 с. – (Серия «Учебно-методический комплект»)

  7. «Математика» приложение к газете «1 сентября»

1.Каталог электронных ресурсов

  • 1. http://mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.

  • 2. http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.

  • 3. http://www.informika.ru/ - сайт ФГУ "Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций".

  • 4. http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

  • 5. http://fcior.edu.ru - каталог электронных образовательных ресурсов ФЦ.

  • 6. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

  • 7. http://сatalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.

  • 8. http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей».

  • 9. http://www.ict.edu.ru - портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".

  • 10. http://www.metodist.lbz.ru/content/videoafisha.php - видеолекции авторов УМК по школьной математике.

  • 11. http://inf.1september.ru - газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября».

  • 12. http://live.mephist.ru/show/mathege-solutions/ База решений ЕГЭ по математике.

  • 13. www.school.edu.ru/ Центральный образовательный портал. Содержит нормативные документы Министерства образования и науки, стандарты, информацию о проведении экспериментов.

  • 14. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  • 15. http://www.golovolomka.hobby.ru/ Головоломки, логические и др. Книги с головоломками, тематические ссылки.

  • 16. http://www.golovolomka.narod.ru/ Подборка головоломок разного уровня сложности: математических, логических, шахматных и др.

  • 17. http://www.ucheba.com/ Портал «Учеба».

  • 18. http://www.edu.yar.ru/russian/pedbank Банк педагогического опыта.

  • 19. http://www.mccme.ru/mmmf-lectures/books Популярные лекции по математике.

  • 20. http://www.abitu.ru/ Олимпиады, конференции, дистанционное обучение.

  • 21. http://www.comp-science.narod.ru/ Дидактические материалы.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!