МБОУ «Средняя школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Реутов
Методическая разработка
Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса
теме: “Умножение и деление натуральных чисел”
Выполнил
учитель математики МБОУ СОШ№3 г.Реутов
Чипова Залина
Мухамединовна
Реутов 2015.
Содержание
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Умножение и деление натуральных чисел » § 1. Содержание ФГОС ООО в контексте школьного курса математики § 2. Логико-дидактический анализ содержания темы § 3. Примеры решения типовых заданий и задач по теме «Умножение и деление натуральных чисел», 5 класс, направленных на развитие и формирование УУД. ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме «Умножение и деление натуральных чисел » § 4. Цели обучения теме § 5. Учебный план темы § 6. Примеры реализации целей обучения теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список литературы |
3-4
4-6
6
6-7
8-12
13-16
16-24
24-28
29
30-31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Математика играет важную роль в нашей жизни. Она стала для многих отраслей знаний не только аппаратом для всевозможных расчетов, но и методом точного исследования и средством предельно четкой формулировки понятий и проблем. Без современной математики с ее логикой и операциями над числовыми множествами был бы невозможен прогресс в различных областях человеческой деятельности.
Поэтому, фундаментом математических умений школьников являются навыки вычислений с разными числовыми множествами, а основой для этого служит устный счет. При изучении математики в пятом классе учащиеся развивают и отрабатывают навыки действий с натуральными числами. Без их успешного освоения становится трудным изучение других классов чисел. Если сложение и вычитание натуральных чисел у учащихся больших проблем не вызывает, то умножение и деление натуральных чисел для многих из них представляет определенную сложность.
Одной из причин низкого качества усвоения действий с натуральными числами заключается в недостаточном внимании к осознанному восприятию действий, установлению взаимосвязи между компонентами действий, механическое заучивание правил.
Цель работы: Реализация требований ФГОС ООО при изучении темы: « Умножение и деление натуральных чисел»
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач
Задачи исследования.
1. Выявить теоретические основы обучения теме, связанные с реализацией ФГОС ООО.
2. Выполнить отбор средств обучения теме, в том числе средства ИКТ
3. Разработать таблицу целей и карту обучения теме.
4. Составить фрагмент учебной рабочей программы «Поурочное планирование образовательных результатов освоения математики»
5. Разработать методические рекомендации обучения теме и применить их в учебном процессе
Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Умножение и деление натуральных чисел».
§ 1. Содержание ФГОС ООО в контексте школьного курса математики.
Жизнь многогранна , в нашем мире постоянно происходит социально-экономическое, научно-техническое и культурное развитие. Главная цель российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. С развитием государства происходят серьезные изменения. Это новые образовательные запросы семьи и общества, широкое внедрение информационных технологий, стратегия России 2020. Поэтому встает необходимость введения нового образовательного стандарта. Государство и общество формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Одной из основных задач, поставленных перед школой – это воспитание творческой, высоконравственной, патриотичной личности, глубоко осознающей свою ответственность за судьбу своей страны, ее процветание и развитие.
В основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход.
Он позволяет выстроить учебный процесс с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Идеи, заложенные в этот стандарт, обоснованы, и хочется верить, что именно этот стандарт станет основой современной образовательной политики страны. Какие же существенные отличия ФГОС второго поколения от первого? Новые стандарты – это ориентация образования на достижение нового качества, отвечающего современным запросам личности, общества и государства; достижение не только предметных образовательных результатов, но и формирование личности учащихся, овладение ими универсальными учебными действиями для успешной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Изучение математики должно обеспечить осознание значения математики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; понимание роли информационных процессов в современном мире; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
При изучении математики достигаются личностные, предметные и метапредметные результаты. Учащиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях. У них происходит формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки. Математика рассматривается как универсальный язык науки, позволяющий описывать и изучать реальные процессы и явления.
ФГОС второго поколения несёт в себе идеи, которые содействуют воспитанию высоконравственной личности, стремящейся к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации в современном обществе. Поэтому школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов России.
§ 2. Логико-дидактический анализ содержания темы
На изучение темы «Умножение и деление натуральных чисел» отводится 23 часа ( 5 часов в неделю), включающие 2 контрольные работы:
Умножение натуральных чисел и его свойства - 4 часа
Деление – 4 часа
Деление с остатком – 3 часа
Контрольная работа -1 час
Упрощение выражений - 4 часа
Порядок выполнения действий- 2 часа
Квадрат и куб числа – 4 часа
Контрольная работа - 1 час
При изучении данной темы в учебнике «Математика 5» Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда вводятся следующие
понятия: числа, цифры, умножения числа и его компонентов, понятие деления и его элементов, понятие деление с остатком, понятие степени числа, квадрата и куба числа
свойства: умножения натуральных чисел, свойства деления, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания, сочетательное свойство умножения;
определения: натуральных чисел, разрядов, классов, миллион, миллиард;
правила: умножения и деления чисел, нахождения делимого по неполному частному, делителю и остатку.
Основные типы задач в теме:
№ | Тип задачи | Номер задания |
Базовый уровень | Повышенный уровень |
1 | 2* |
1 | Текстовые задачи на умножение | №406, 407,408,409, 452, | №410, 411,417, 419, 420, 453, 454 | №428, 429, 456, 457, 669 |
2 | Текстовые задачи на деление | №469,514,515, 516 | №468, 470,519, | №479,480, 521 |
3 | Задачи, решаемые алгебраическим способом | №484, 580, 615, 624 | №512,489,486, 578,616, 617, 618, 643,525,526, 579, 581, | №620, 619, 621, 641 |
4 | Задачи на деление с остатком | №529, 530, 532, 534, 553 | №536, 537, 538, 552, | №531,554 |
5 | Задачи на применение распределительного свойства к упрощению выражений | №557, 559, 560, 609, 610, | №558, 561, 563, 611 | №562, 565, 569, |
6 | Задачи на применение сочетательного свойства к упрощению выражений | №575, 591, 612 | №576,613, 638 | №577, 597, 614, 639 |
7 | Задачи на возведение в степень | №653,654,667, | №655, 656, | № 668 |
8 | Задачи на вычисление квадрата и куба числа | №652,658, 666, | №657 | |
9 | Порядок выполнения действий | №627,629, 644, 662 | № 628,632, 645, 663, 672 | №647, 631, 671 |
§ 3. Примеры решения типовых заданий и задач по теме «Умножение и деление натуральных чисел», 5 класс, направленных на развитие и формирование УУД.
Фрагмент урока № 1 по теме «Умножение натуральных чисел»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: актуализировать знания учащихся о действиях умножения, полученные в начальной школе, продолжить работу над текстовыми задачами.
Типовое задание № 1.
Цель: организация учащихся к проведению урока, создание доброжелательного отношения друг к другу.
Задачи:
1. Развитие навыков устного счета.
2. Осмысление выполнения устной работы.
3. Умение выбрать нужный результат.
На доске:
34 + 18 + 44
15 + 15 + 15
18 +18 + 18 + 18 + 18
45 + 43 + 42 + 41 + 40
20 + 20
- Прочитайте выражения.
- Чем они похожи?
- Чем отличаются?
- Распределите их в две группы.
- Выпишите те, которые можно заменить умножением.
15 + 15 + 15 = 15 · 3 = 45
18 +18 + 18 + 18 + 18 = 18 · 5 = 90
20 + 20 = 20 · 2 = 40
- Прочитайте полученные примеры на умножение.
- Как называются числа при умножении?
- Что показывает первый множитель?
- Что показывает второй множитель?
Результат:
выполняют тренировочное учебное действие;
выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения;
развивают навыки устного счета;
учатся выбирать нужный результат.
При выполнении этого задания развивались следующие УУД:
Регулятивные – умение определять цель деятельности на уроке; составление плана, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить;
Коммуникативные – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Познавательные – использование информации для решения учебных задач.
Личностные – формирование вычислительных навыков; мотивация учения, развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания, принцип удивления, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость.
Типовое задание № 2. «Решите устно примеры»
Учитель ставит перед учениками задачу: «Решить устно примеры».
Цель: Открытие нового знания, создание доброжелательного отношения друг к другу.
Задачи:
Развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление.
Учить проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми.
Учить работать с информацией, активно ее воспринимать.
Развивать творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели.
48· 2 · 5 = ?
25· 63 · 4 = ?
32· 2 · 5 = ?
Данные примеры, на первый взгляд устно вычислить достаточно сложно. Значит, для выполнения данного задания не хватает знаний. Возникает проблемная ситуация.
Учащиеся пытаются решить примеры, высказывают свои мнения. Приходят к выводу, что мы не знаем ещё какой-то закон, который нам поможет решать такие примеры устно.
ЗАПОМНИ |
5 · 2 = 10 25 · 4 = 100 125 · 8 = 1000 125 · 16 = 125· 8 · 2 = 2000 |
Учащиеся делают правильный вывод.
Результат:
совершенствуют вычислительные навыки;
демонстрируют значимость математических знаний в практической деятельности;
выстраивают логическую цепь рассуждений;
реализуют принцип связи теории и практики.
При выполнении этого задания развивались следующие УУД:
Регулятивные – целеполагание , как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, составление плана.
Прогнозирование: прогноз результата и уровня усвоения. Оценка: осознание учащимся уровня и качества усвоение результата.
Коммуникативные – умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Познавательные – использование информации для решения учебных задач.
Личностные – рефлексия учебной деятельности.
Типовое задание № 3. «Решение задачи на движение».
Цель: применение нового знания
Задачи:
самостоятельно планировать свою деятельность;
применять способы решения;
прогнозировать результат;
выстраивать логическую цепь рассуждений;
составлять краткую запись в виде таблицы;
составлять выражение для решения задачи
№ 428 учебник.
Велосипедист ехал а часов со скоростью 12 км\ч и 2 ч со скоростью 8 км\ч. Сколько километров проехал велосипедист за это время? Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при а = 1; 2; 4.
Внимательно прочитайте задачу. О чем в ней говориться? Составьте краткую запись в виде таблицы.
Время t ч | Скорость v км\ч | Расстояние s км |
а | 12 | ? | }? |
2 | 8 | ? |
Как найти расстояние?
S = v ··t
Из чего складывается расстояние, которое проехал велосипедист?
Из расстояния за a ч и 2 ч
Как найти расстояние за a ч, которое проехал велосипедист?
S = 12· a = 12a (км)
Как найти расстояние за 2 ч, которое проехал велосипедист?
S = 8· 2 = 16 (км)
Теперь мы можем найти все расстояние, которое проехал велосипедист?
Нужно сложить расстояние за a ч и расстояние за 2 ч.
12a + 16 (км)
Мы составили выражение для решения этой задачи. Как найти расстояние при a = 1; 2; 4?
Подставить значение a = 1; 2; 4 в выражение.
12· 1+ 16 = 28 (км).
12· 2+ 16 = 40 (км).
12· 4+ 16 = 64 (км).
Как изменяется расстояние при увеличении времени?
Расстояние увеличивается.
Учащиеся делают правильный вывод.
Результат:
самостоятельно планируют свою деятельность;
выстраивают логическую цепь рассуждений;
составляют краткую запись в виде таблицы;
составляют выражение для решения задачи
При выполнении этого задания развивались следующие УУД
Личностное УУД: стараются следовать в поведении моральным нормам.
Познавательное логическое УУД:«Сравнение», «Анализ, синтез»;
Регуляивное УУД: постановка и решение проблемы, конкретизация, анализ, обобщение; структурирование информации.
ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме: «Умножение и деление натуральных чисел».
§ 4. Цели обучения теме
Планируемые результаты изучения умножения и деления натуральных чисел
Формулировки целей-ориентиров | Учебные задачи (УЗ), направленные на формирования умений для достижения планируемых результатов: цель считается достигнутой, если Вы на уровнях: | Средства помощи |
базовом | повышенном | схема определения понятий приёмы решений выражений, содержащих действия умножения и деления натуральных чисел; классификация выражений; таблица коммуникативной компетентности; приёмы саморегуляции; прием решения текстовых задач |
ЦI:целеполагание | В соответствии с картой темы ставит цели собственной деятельности и фиксирует их в индивидуальной таблице «Планирование УПД при изучении темы» |
ЦII: приобретение УИ и формирование познавательных УУД при решении УЗ | 1) сравниваете натуральные числа и составляете схему правила «Умножение и деление натуральных чисел» с использованием учебника и набора упражнений; 2) составляете схему правила «Умножения и деления натуральных чисел» с использованием набора объектов; 3) выполняете анализ и выявляете преобразования для решения выражений, содержащих действия на умножение и деление натуральных чисел, с использованием помощи; обобщаете решение таких выражений | 1) даете определение натурального числа, сравниваете натуральные числа, формулируете правила на умножение и деление натуральных чисел; 2)выполняете анализ и выявляете преобразования, нужные для решения выражений, содержащих действия на умножение и деление натуральных чисел; 3) составляете приёмы решения выражений с помощью указаний |
Ц III, IV: применение, контроль знаний при решении УЗ, формирование познавательных, регулятивных УУД | 1) знаете определения: натурального числа; правила сравнения натуральных чисел; правила умножения натуральных чисел; правила деления натуральных чисел; способы выполнения проверки; 2)решаете простейшие текстовые задачи с помощью выражений, основанных на действиях умножения и деления натуральных чисел; 3) приводите примеры в соответствии с определениями: умножать и делить натуральные числа; | 4)Выполняете задания повышенного уровня; 5)составляете текстовые задачи, обобщаете и конкретизируете данную задачу; 6) анализируете решение типовых задач, используя предписания, применяете приемы контроля решения задач |
Карта изучения темы «Умножение и деление натуральных чисел»
I. Последовательность уроков и цели изучения темы |
§, п.1 Ц. 1,5 | §, п.1 Ц. 2,3,4 | С.Р. Ц. 2,3,4,5 | Ц. 3,4,5,6 | п. 3 Ц.3,5 | Ц. 4,5,6, | Ц.4,6 | К.Р. Ц. 3,5,6 | Коррекция Ц. 4,5,6 |
II. Блок актуализации знаний учащихся |
Знать: компоненты действий умножения и деления, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания; порядок выполнения действий при нахождении значений выражений (действия первой и второй ступени); основание и показатель степени; Уметь: умножать и делить натуральные числа, решать уравнения, упрощать выражения, вычислять значения числовых выражений, содержащих действия разных ступеней, со скобками и без скобок, находить квадрат и куб числа, решать задачи с помощью уравнений. |
III. Основные предметные результаты изучения темы (Ц 3,) уметь выполнять умножение и деление натуральных чисел, применять полученные знания для решения текстовых задач, используя правила и предписания. |
YI. Образец заданий итоговой контрольной работы (Ц 4,6) | Баллы | Y. Средства обучения теме |
1)Выполни действия: а) 307 504; б)99 185 :239 в)89 870 000 : 43 000. 2)Упрости выражение : а) у · 450 · 4; б) 35 · х ·2 3)Реши уравнения: а) 232 : х + 21 = 50; б) 17 ·( х – 18) = 408. 4) Реши задачу с помощью уравнения: 40 кг белил разлили в несколько банок, а потом в каждую банку добавили 2 кг красной краски. В каждой банке оказалось 7 кг краски. Сколько было банок? 5) Угадай корень уравнения у · у + 5 = 21 и выполни проверку. | 1 1 2 2 3 | Правила умножения натуральных чисел; правила деления натуральных чисел; правила нахождения неизвестных компонентов; приемы саморегуляции выполнений и преобразований выражений и решений задач. |
YI. Задания для домашней работы (Ц 3,4,5,6) |
1 уровень (обязательный уровень стандарта): №№ 406. 407. 409412, 418, 472, 482,533,560, 561 , 563,568, 635,654 , 655 |
2 уровень: №№ 412, 418, 472, 482,533,560, 561 , 563,568, 635,654 , 655, 429,485, 486 ,573, 578, 657 |
3 уровень: №№ 429,485, 486 ,573, 578, 657,432, 444, 463,510 , 595- 597, 651, 661, 668, 671 |
YII. Темы индивидуальных заданий (Ц 5,6) |
1) История арабских цифр и их умножение; 2)Об умножении и делении чисел в древнем Вавилоне; 3)Умножение в древней Индии; 4) Самостоятельно выбранная тема |
YIII. Метапредметные результаты |
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД |
Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ; составление схемы определения понятия, подведение под понятие; постановка и решение проблемы при составлении задачи | Выбор и принятие целей, составление плана, самоконтроль, самооценка, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить; приёмы саморегуляции | Взаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе , умение слушать, выступать, рецензировать, писать текст выступлений | Рефлексия собственной деятельности |
В начале изучения темы учащимся показывают карту изучения темы «Умножение и деление натуральных чисел, деление с остатком». Она также может быть использована учащимися, не посещающимися школу по каким либо причинам. Карта предназначена для объяснения нового материала, для обобщения, систематизации и коррекции знаний и умений школьников.
Она состоит из следующих разделов:
1. Логическая структура и цели изучения темы.
2. Блок актуализации знаний учащихся.
3. Предметные результаты.
4. Образцы заданий итоговой контрольной работы.
5. Средства обучения теме.
6.Задания для внеаудиторной самостоятельной работы.
7. Темы индивидуальных заданий .
8. Метапредметные результаты: перечень учебных действий (умений) для освоения темы.
Карта составлена с учетом тематического планирования, дифференцирована на три уровня изучения материала. В первом разделе учащийся определяет количество уроков на изучение каждого из предлагаемых пунктов, выбирает уровень изучения темы и свой уровень оценивания предполагаемых результатов обучения. Учащийся может выбрать уровень контрольной работы и соответствующую этому уровню самостоятельную работу дома. Все это позволяет учащемуся возможность реализовать универсальные познавательные учебные действия в соответствии со своими возможностями. Также он может реализовать свои творческие возможности при составлении различных докладов и презентаций.
§ 5. Учебный план темы
№№ уроков | Тема урока | Тип урока | Решаемые учебные задачи | Предметные результаты | Метапредметные Результаты |
1 - 13 | Умножение и деление натуральных чисел Средства обучения 1) таблицы «Виды математических выражений»; «Переместительное, сочетательное свойства арифметических действий»; 2) подсказки к поиску решения задач; 3)предписания для нахождения неизвестных компонентов в действиях умножение и деление, для нахождения делимого при делении с остатком; для составления схемы вычислений ; 4) карточки с приёмами; 5) карта темы. | Уроки: семинар, практикум, лекция, др. Фронтальная, индивидуальная и групповая формы обучения | | Ц 1: приобретение и преобразование учебной информации, формирование ПУД Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении задач | Ц 4: формирование коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД Ц 5: формирование организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД |
1 | Умножение натуральных чисел и его свойства | Урок изучения нового | Сформировать понятие умножения как сложения одинаковых слагаемых. Научить называть компоненты произведения, повторить алгоритм умножения в столбик, правило умножения на 10; 100; 1000 и т. д. | Ц 1: Развитие познавательных логических УУД. умножает многозначные числа, представляет число в виде произведения, применяет свойства умножения при вычислениях | Ц5:Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; |
2 | Умножение натуральных чисел и его свойства | Урок смешанного типа | Повторить свойства умножения, применять свойства умножения для упрощения вычислений, находить и выбирать удобный способ решения задачи | Ц 1: Развитие познавательных логических УУД. Ц 2: Контроль усвоения теоретических знаний: а) перечисляет основные понятия; б) переходит от одной формы записи выражений к другой; в) применяет теоретические знания при решении задач Ц 3: Составляет задачи аналогичные данным. | Ц 4: работая в группе, оказывает помощь, рецензирует ответы товарищей, организует взаимоконтроль, взаимопроверку на всех этапах УПД по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях; Ц 5: саморегуляция УПД |
3 | Умножение натуральных чисел и его свойства | Урок смешанного типа | Продолжить применять свойства умножения для рационализации вычислений, упрощения выражений и решения задач, в том числе с кратным сравнением величин | Ц 1: Развитие познавательных логических УУД. Ц 2: Контроль усвоения теоретических знаний: а) перечисляет основные понятия; б) переходит от одной формы записи выражений к другой; в) применяет теоретические знания при решении задач Ц 3: Составляет задачи аналогичные данным. | Ц 4: работая в группе, оказывает помощь, рецензирует ответы товарищей, организует взаимоконтроль, взаимопроверку на всех этапах УПД по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях |
4 | Умножение натуральных чисел и его свойства | Комбинированный урок | Применять полученные знания для решения конкретных задач, описывать явления с использованием буквенных выражений | Ц 1: Развитие познавательных логических УУД. Ц2.Исследует простейшие числовые закономерности, проводит числовые эксперименты. Анализирует и осмысливает текст задачи, переформулирует условие, извлекает необходимую информацию, моделирует условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов, делает выводы о качестве собственных знаний. | Ц 4: работая в группе, оказывает помощь, рецензирует ответы товарищей, организует взаимоконтроль, взаимопроверку на всех этапах УПД по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях; |
5 | Деление | Урок изучения нового | Научить называть компоненты частного, повторить алгоритм деления в столбик, деление на 10; 100; 1000 ит. д. | Ц 1. Выполняет деление натуральных чисел. Верно использует в речи термины: частное, делимое, делитель. | Ц 5: Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности. |
6 | Деление | Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками | Формировать умение находить и выбирать алгоритм решения нестандартной задачи | Ц 2,3: использует предписания для решения задач своего уровня сложности, составляет задачи аналогичные данным и решает их. | Ц 4: оказывает помощь товарищам, работающим на предыдущих уровнях; проводит самоконтроль. Ц 5: делает выводы о качестве собственных знаний. |
7 | Деление | Урок закрепления знаний | Вырабатывать навык деления натуральных чисел и применения свойств деления, решать задачи с применением деления натуральных чисел | Ц 2: использует предписания для определения порядка действий, вынесения общего множителя за скобки и для раскрытия скобок Ц 3: использует прием саморегуляции при решении заданий на вычисление значения числового выражения, применяет распределительное свойство умножения. | Ц 4: работает в группе, рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает .помощь ,работающим на предыдущих уровнях. |
8 | Деление | Комбинированный урок | Продолжить вырабатывать навык деления натуральных чисел, правильно применять деление при решении примеров и задач. | Ц2: повторяет и закрепляет умножение, деление натуральных чисел, применяет свои знания при решении различных задач. | Ц 4: работает в группе, рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает .помощь ,работающим на предыдущих уровнях. |
9 | Деление с остатком | Урок изучения нового | Научить называть компоненты деления с остатком, выполнять алгоритм деления с остатком в столбик | Ц 1: Развитие познавательных логических УУД, выполняет деление с остатком, применяет деление с остатком при решении задач. | Ц 5: Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; |
10 | Деление с остатком | Урок практикум | Закрепить умение учащихся записывать формулу деления с остатком, находить неизвестные компоненты этой формулы. | Ц 2: использует предписания для деления с остатком, нахождения делимого по делителю и неполному частному Ц3. использует прием саморегуляции при решении заданий на деление с остатком | Ц 4: работает в группе, рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает .помощь ,работающим на предыдущих уровнях |
11 | Деление с остатком | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщать знания, умения по теме «Деление и умножение» применительно к решению примеров и задач, использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия деления с остатком | Ц 2 использует предписания при умножении, делении и делении с остатком, решении уравнений и задач, составлении выражений, Ц 3: использует прием саморегуляции при выполнении действий | Ц 4: работает в группе, рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь ,работающим на предыдущих уровнях. |
12 | Контрольная работа | Практикум. Индивидуальная | Проверить уровень знаний учащихся по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | Ц 2, 3, 5: выбирает задачи своего уровня сложности , решает их, осуществляет самопроверку; делает выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы | |
13 | Урок коррекции и рефлексии | Рефлексивный семинар Индивидуальная, парная (взаимопомощь) | Применение умножения и деления в практической деятельности | Ц 2, 4: анализирует собственные ошибки с помощью товарища и исправляет их. | Ц 5: вспоминает планируемые цели своей учебной деятельности; оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; делает выводы о результатах своей деятельности, дальнейших действиях, планирует коррекцию учебной познавательной деятельности |
Внеурочная самостоятельная деятельность: |
Темы для подготовки рефератов, выступлений на конференцию, математический вечер, декаду математики и др.: по итогам изучения курса за четверть, за 1-е полугодие, за год 1) История арабских цифр и их умножение; 2)Об умножении и делении чисел в древнем Вавилоне; 3)Умножение в древней Индии; 4) Самостоятельно выбранная тема II. Тематика долгосрочных проектов по теме (разделу) 1) Старинные меры длины |
Средства обучения теме (в том числе ИТ)
Информационный материал:
Учебник:
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.
Математика, 5 класс. – М.: Мнемозина, 2012.
Рабочая тетрадь по математике:
Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике. 5 класс. К учебнику Н.Я.Виленкина. 3-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2012 – 128 с.
4. Таблицы: «Виды математических выражений»; « Умножение и деление натуральных чисел».
5. Предписания для:
- нахождения неизвестных компонентов в действиях умножение и деление;
- нахождения делимого при делении с остатком.
6.Дидактические материалы:
Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Просвещение, 2012.
7.Тренажер по математике к учебнику. 5 класс/ Под ред. Н.Я.Виленкина. – М.: Издательство ЗАО «Бука», 2012.
8. Раздаточный материал:
- карточки для устного счета,
-карточки с индивидуальным заданием.
9. Приемы саморегуляции для заданий типа «Вычислить» и «Упростить».
10.Список тем индивидуальных заданий (для докладов с презентацией).
11.Сайты:
- Средняя математическая интернет-школа «Вся элементарная математика» http://www.bymath.net/
- Математика в Открытом колледже http://mathematics.ru/ от Физикон.
Открытая математика. Алгебра (версия 2.6) http://mathematics.ru/courses/algebra/design/index.htm
- Журнал «Квант» http://kvant.mccme.ru/
-Энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki/Математика, http://ru.wikipedia.org/wiki/История_математики.
§ 6. Примеры реализации целей обучения теме
Фрагмент урока по теме «Умножение натуральных чисел».
Тема урока: Умножение натуральных чисел.
Цель урока: Способствовать формированию знаний учащихся о действии умножение, правилах нахождения неизвестных компонентов по заданным известным, о свойствах умножения натуральных чисел, полученных в начальной школе, способствовать формированию навыков составления числовых и буквенных выражений ; создать условия для формирования УУД
личностных: мотивация учения, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками;
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, умение выполнять действия в соответствии с имеющимся алгоритмом;
коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;
регулятивных: целеполагание, планирование, самоконтроль и взаимоконтроль; способность к мобилизации сил и энергии.
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Форма проведения урока: фронтально – индивидуальная, групповая, парная.
Структура урока.
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
2 .Мотивация и актуализация субъективного опыта.
Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с таких слов.
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
Устная работа.
1.Если вы правильно найдете корни уравнений и заполните таблицу, то получите название темы нашего урока
35-х=17 У
29+х=45 О
У-37=18 Е
90-у=62 И
31+у=60 Ж
80-а=22+18 Н
С+13+40-3 М
18 | 24 | 40 | 16 | 29 | 55 | 40 | 28 | 55 |
У | М | Н | О | Ж | Е | Н | И | Е |
2. 34+18+44
32+32+32
25+24+23+22+21
15+15+15+15
13+13
Прочитайте выражения, выясните, чем они похожи, чем отличаются. Распределите их в две группы. Почему вы так решили? Назовите те, которые можно заменить умножением.
32+32+32=32*3=96
15+15+15+15=15*4=60
13+13=13*2=26
Назовите компоненты в действии умножение.
Восприятие и осмысление учащимися нового материала и первичная проверка понимания
Итак: тема нашего урока «Умножение натуральных чисел .»
(Открыть тетради, записать число, тему урока).
1.Исторический экскурс
За всю историю человечества было придумано много способов умножения. Только в конце XV - начале XVI века итальянский математик Лука Пачоли приводит 8 различных способов умножения в своём трактате об арифметике. Знак умножения «косой крест» ( х ) впервые в 1631 году ввёл английский математик Уильям Оутред (1575 – 1660). Позднее, в 1698 году, выдающийся немецкий математик Г.Лейбниц (1646 – 1716), ввёл знак умножения «точка». Владимир Иванович Даль - автор «Толкового словаря живого великорусского языка» в своем словаре пишет: «Умножать – множить, увеличивать
числом, количеством»
А что вы знаете о умножении чисел, его компонентах и свойствах?
(Дети формулируют цель урока)
Кто может дать определение умножения?
Правильность наших умозаключений поможет проверить наш друг –
учебник.
2.Работа с учебником. Групповая работа по карточкам.
Прочитайте пункт учебника на стр. 66-67 и выполните задание по карточкам.
3.Соединить линиями соответствующие части определений.
Проверка выполнения задания. Анализ ошибок (самоконтроль).
Как называют числа, которые перемножают? | произведение |
Как называют результат умножения? | множитель |
Что получается при умножении числа на нуль? | единица |
Что получается при умножении числа на единицу? | ноль |
Переместительное свойство умножения | (а*в)*с=а*(в*с) |
Сочетательное свойство умножения | а*в=в*а |
Проверка выполнения задания. Анализ ошибок (взаимоконтроль).
4.Выполнение № 404,405 в паре.
5. Физкультминутка (Музыкальная пауза).
6.Работа в группах (каждой группе выдаются одинаковые карточки с выражениями, где предлагается провести вычисления наиболее удобным способом как № 415,416).
Проверка выполнения задания. Анализ ошибок (взаимоконтроль).
7.Решение задач № 407,408
В четырёх школах нашего города 368 девочек, которых мальчики дёргают за косички в среднем 3 раза в день каждую (причём как дома, так и в школе). Сколько раз были дёрнуты косички за октябрь у всех девочек в пяти школах города?
Решают задач с помощью составления выражения.
8. Решение упражнений на умножение № 41.
9. Итог урока.
Чем мы занимались на уроке?
Какие цели мы ставили?
Справились мы с работой?
Достигли поставленных целей? Почему?
Что нового вы узнали на уроке? Что запомнилось?
Заключение.
Для достижения цели проекта «Реализация требований ФГОС ООО при изучении темы «Умножение и деление натуральных чисел» были решены следующие задачи:
1.Выявлены теоретические основы обучения теме, связанные с реализацией ФГОС ООО;
2. Выполнен отбор средств обучения теме, в том числе средства ИКТ;
3. Разработана таблица целей и карта обучения теме;
4. Составлен фрагмент учебной рабочей программы «Поурочное планирование образовательных результатов освоения математики (в соответствии с темой)».
5. Разработаны методические рекомендации обучения теме и их применение в учебном процессе (фрагмент одного урока, иллюстрирующего развитие и формирование УУД при обучении данной теме школьного курса математики).
Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике; беседы с учителями, тестирование учащихся, проведение опытной проверки.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
Примерные программы по математике. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с.
Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина 2012. – 280 с.
Поурочное планирование по математике 5 класс: к учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика» 5 класс / Т.М. Ерина. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 253 с. – (Серия «Учебно-методический комплект»)
«Математика» приложение к газете «1 сентября»
1.Каталог электронных ресурсов
1. http://mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
2. http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
3. http://www.informika.ru/ - сайт ФГУ "Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций".
4. http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
5. http://fcior.edu.ru - каталог электронных образовательных ресурсов ФЦ.
6. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
7. http://сatalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
8. http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей».
9. http://www.ict.edu.ru - портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".
10. http://www.metodist.lbz.ru/content/videoafisha.php - видеолекции авторов УМК по школьной математике.
11. http://inf.1september.ru - газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября».
12. http://live.mephist.ru/show/mathege-solutions/ База решений ЕГЭ по математике.
13. www.school.edu.ru/ Центральный образовательный портал. Содержит нормативные документы Министерства образования и науки, стандарты, информацию о проведении экспериментов.
14. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
15. http://www.golovolomka.hobby.ru/ Головоломки, логические и др. Книги с головоломками, тематические ссылки.
16. http://www.golovolomka.narod.ru/ Подборка головоломок разного уровня сложности: математических, логических, шахматных и др.
17. http://www.ucheba.com/ Портал «Учеба».
18. http://www.edu.yar.ru/russian/pedbank Банк педагогического опыта.
19. http://www.mccme.ru/mmmf-lectures/books Популярные лекции по математике.
20. http://www.abitu.ru/ Олимпиады, конференции, дистанционное обучение.
21. http://www.comp-science.narod.ru/ Дидактические материалы.
11