В помощь педагогу.
Перечень отчетных документов
педагога дополнительного образования
составитель : А.А. Гаппова,педагог дополнительного образования
Перечень отчетных документов педагога дополнительного образования
( все документы составляются по каждой группе и на каждый год обучения)
К основной учебной документации относятся:
образовательная программа;
календарно-тематические планы;
планы занятий;
сценарии воспитательных мероприятий;
расписание занятий;
списки воспитанников;
журнал учета работы объединения в системе ДОД;
медицинские справки о допуске к занятиям обучающихся (по направлениям, предписанным СанПин 2.4.4.1251-03);
заявления родителей воспитанников 1 года обучения;
журналы инструктажа обучающихся, воспитанников по ППБ, ПДД, при возникновении ЧС и охране труда.
Рассмотрим подробно каждый вид документа:
1. Образовательная программа. Организация процесса обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования осуществляется на основе образовательных программ, которые могут быть как типовыми, т.е. рекомендуемыми государственными органами управления социально-образовательной сферы, так и модифицированными (адаптированными), экспериментальными и авторскими, которые разрабатываются педагогами. Образовательная программа должна соответствовать «Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Минобразования России от 18.06.2003 N 28-02-484/16)».Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
Титульный лист.
Пояснительную записку.
Учебно-тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Список литературы.
Приложения.
Это обязательный минимум, который определен «Требованиями», однако, в свете всех преобразований, происходящих в системе образования, целесообразно, чтобы структура образовательной программы выглядела следующим образом:
Титульный лист.
Пояснительную записку.
Учебно-тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Воспитательная работа.
Психологическое сопровождение.
Контроль и оценка знаний.
Предполагаемые результаты и модель выпускника.
Список литературы (для педагогов и детей).
Приложения.
1. Титульный лист.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА АЛАГИРСКОГО РАЙОНА» Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета протокол № _____ от «__» __________200_г. | «Утверждаю» Директор МБОУДОД «ЦДТ Алагирского района» __________А.А.Каргинова «____»_________200 __г. | | | Образовательная программа по художественному творчеству «Волшебная радуга» Тип программы: модифицированная. Возраст обучающихся: 6-7 лет. Срок реализации: 1 год (72 час.) Составила: педагог дополнительного образования …………………………………… г. Алагир, 2013 |
2. Пояснительная записка должная раскрывать:
направленность дополнительной образовательной программы (социально-педагогическая, художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная и т.д.). Направленность должна соответствовать перечню в лицензии!
новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
цели и задачи дополнительной образовательной программы. Цель должна быть четкая, краткая и одна. Цель – основной заранее предполагаемый проектируемый результат учебного процесса. Целью может быть: обучение какому-либо виду деятельности (бисероплетению, вышивке и т. д.); развитие личностных качеств через обучение (творческих способностей, фантазии, самостоятельности через обучение…), общепедагогические цели (нравственное воспитание личности, формирование мировоззрения, сплочение коллектива в процессе изучения какого-либо предмета). Обязательно соответствие цели и конечного результата. Задача – конкретизация цели, пути её достижения, т.е. что необходимо сделать, чтобы достичь цели. Задачи - научить, привить и т.д., но конкретные и относящиеся к предмету изучения. Задачи необходимо прописать образовательные, развивающие и воспитательные.
отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от yжe существующих;
возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
режим занятий.
3. Учебно-тематический план составляется на каждый год обучения по следующей схеме:
№ | Название раздела | Всего | Теория | Практика |
| | | | |
Итого | | | | |
Соотношение теоретических и практических часов должно составлять 20% к 80%.
4. Содержание изучаемого курса.
В этом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему, указываются теоретические и практические занятия. При этом в теории указываются основные теоретические понятия (без комментария), а в практике - практическая деятельность учащихся.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, викторина, турнир, соревнование, конференция и т.д.),
приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса (словесные, наглядные, практические методы т.д.),
формы проведения занятий (групповая, индивидуальная, ансамблевая и т.д.),
необходимое дидактическое оснащение,
необходимое материально-технического и кадровое обеспечение программы;
форм подведения итогов по каждой теме или разделу
6. Воспитательная работа. Здесь необходимо прописать цель, задачи воспитательной работы. Указать методы и содержание воспитательной работы. Далее можно представить план работы с указанием формы проведения мероприятия.
7. Психологическое сопровождение. В современных условиях от педагога требуется выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для каждого своего воспитанника. Это невозможно сделать без психологического сопровождения. В этом пункте необходимо прописать какая психологическая диагностика проводится, с какой целью, когда, кем и с кем. Где находят отражение ее результаты (например, «в выработке индивидуального образовательного маршрута», «в определении удовлетворенности родителями и детьми работой педагога», «в определении социального заказа» и т.п.).
8. Контроль и оценка знаний. В данном разделе педагог прописывает каким образом он будет отслеживать результаты обучения ребенка. Методика проверки результативности прописывается по каждому году обучения. Желательно указать регулярность ее проведения.
9. Предполагаемые результаты и модель выпускника.
Модель выпускника должна четко соотноситься с целями и задачами программы. То есть по факту модель выпускника – это уже достигнутая цель и реализованные задачи.
10.Список литературы (для педагогов и детей). В этом разделе указывается литература, использованная при составлении данной программы (рекомендованный педагогам) и список литературы, рекомендованный детям и родителям в помощь освоения программы. Оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-84.
11. Приложения. В данном разделе педагог представляет по своему желанию все методические материалы, которые на его взгляд, помогут наиболее качественно реализовать его программу.
Составленная таким образом программа будет являться целостной системой, обеспечивающей эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками, способствующей достижению поставленных целей и реальных результатов учебной и творческой деятельности детей. При этом важно помнить, что реализуемые в образовательной практике программы должны быть гибкими и открытыми, т.е. допускать внесение изменений.
Необходимо отметить, что разработанная авторская или экспериментальная образовательная программа рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается директором учреждения.
2. Календарно-тематическое планирование. Форму составления обычно выбирает сам педагог. Но обязательными должны быть следующие графы:
№ | Дата и время проведения | тема | Кол-во часов | Теоретич. | Практич. | Методы проведения занятий | оборудование | Использованная литература |
| | | | | | | | |
3.Планы занятий. При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - краткий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.
4. Сценарии воспитательных мероприятий.
5. Журналы инструктажа обучающихся, воспитанников по ППБ, ПДД, при возникновении ЧС и охране труда. Заводятся данные журналы в объединениях, где занимаются воспитанники от 14 лет и старше. Журналы можно завести в общей тетради или специально распечатать готовые формы. Журналы прошиваются, нумеруются листы и заверяются печатью учреждения. Журнал инструктажа обучающихся, воспитанников по ППБ, ПДД, при возникновении ЧС заполняется ежемесячно. Журнал инструктажа обучающихся, воспитанников по охране труда заполняется 1 раз в пол. года.