СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Физика и ОБЖ"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлена методика проведения внеклассного мероприятия по дисциплинам «Физика» и «Основы безопасности жизнедеятельности» - занимательный вечер. В работе описывается ход вечера, который состоит из десяти конкурсов. Даны подробные представления заданий, вопросов и ответов на них. При использовании этой методической разработки предоставляется возможность в увлекательной форме закрепить и расширить знания учащихся об электрических явлениях, понимание их пользы для человека и возможной опасности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Физика и ОБЖ"»


Автор: Новикова Т.В., преподаватель дисциплин «Физика» и «Основы безопасности жизнедеятельности» Екатеринбургского колледжа транспортного строительства


В методической разработке представлена методика проведения внеклассного мероприятия по дисциплинам «Физика» и «Основы безопасности жизнедеятельности» - занимательный вечер. В работе описывается ход вечера, который состоит из десяти конкурсов. Даны подробные представления заданий, вопросов и ответов на них. При использовании этой методической разработки предоставляется возможность в увлекательной форме закрепить и расширить знания учащихся об электрических явлениях, понимание их пользы для человека и возможной опасности.

Методическая разработка может быть полезна для преподавателей физики и основ безопасности жизнедеятельности, работающих со студентами I курса колледжа.

Cодержание


  1. Введение

  2. Планирование внеклассного мероприятия

  3. Сценарий занимательного вечера

3.1. Вступительное слово ведущего

3.2. Конкурс «Электрические схемы и цепи»

3.3. Конкурс «Чёрный ящик»

3.4. Конкурс «Придумай рекламу»

3.5. Конкурс для зрителей «Азбука электротехники»

3.6. Конкурс «Демонстрация физического явления»

3.7. Конкурс «Знаешь ли ты российских учёных»

3.8. Конкурс «Домашнее задание»

3.9. Конкурс «Электрический ток и безопасность человека»

3.10. Конкурс капитанов «Жизнь среди молний»

3.11. Конкурс «Литературный»

3.12. Заключительное слово ведущего

  1. Заключение

  2. Приложения

5.1. Приложение 1

5.2. Приложение 2

5.3. Приложение 3

5.4. Приложение 4

5.5. Приложение 5

5.6. Приложение 6

5.7. Приложение 7

5.8. Приложение 8

5.9. Приложение 9

  1. Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ


Учебный предмет сам по себе настолько

серьёзен, что следует считать удачей всякую

возможность изложить его хотя бы чуть

занимательнее.

Б. Паскаль


Одна из задач образовательного процесса – готовить учащихся к самостоятельной умственной работе. Игровая форма обучения способствует этому: интерес к ней стимулирует обучающегося на поиск новых нетривиальных путей и возможностей для решения поставленных перед ним задач.

Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, а также будущей профессиональной деятельности. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В термине «дидактическая игра» подчеркивается педагогическая направленность, отражается многообразие ее применения в процессе обучения.

Игра обычно проводится несколькими группами. Эмоциональность, увлеченность, активность, которые присущи подросткам, проявляются в их интересе к игре.

При создании дидактических игр важно учитывать следующие правила:

  1. Игра строится на одной или нескольких основных идеях данного учебного предмета, правила построения учебной игры соответствуют действующим учебным планам. Игра органично дополняет существующую в настоящее время форму обучения.

  2. Игра должна быть увлекательной, динамичной, простой в правилах и в материальном оформлении и обязательно иметь познавательный характер.


Современная дидактика обращается к игровым формам обучения, справедливо усматривая в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения.

Реализация обучающих приемов проходит по следующим основным направлениям:

  • Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • Условия учебной деятельности, правила, которым подчиняется поведение и действия детей, модифицируются, приобретая соответствующий характер;

  • Учебные материалы используются в качестве средств игры;

  • В учебную цель вводится элемент состязательности;

  • Успешность выполнения задания связывается с игровым результатом, активно включается эмоциональная сфера учащихся.


Совокупность такого рода приемов полностью или преимущественно обеспечивающих достижение дидактической цели, обретает качество дидактической игры в собственном смысле слова.

Дидактические игры предоставляют педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения, их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с разными уровнями обученности.

Высокий мотивационный потенциал игровой деятельности обеспечивает удовлетворенность учащихся учебным процессом, формирование положительного отношения к обучению.

Несмотря на быстрое взросление подростков, игра продолжает обогащать их реальный жизненный опыт, дает возможность по-новому осмыслить функцию игры в профессиональной ориентации студентов, формирует навыки, способствующие адаптации молодых людей, вступающих в производственные отношения.

Педагогическое значение игры весьма многообразно и охватывает практически все стороны развития личности учащегося.

Занимательные вечера по предмету, один из видов внеурочной работы и хорошее средство активизации учебного процесса.


Занимательный вечер по физике имеет большое познавательное и воспитательное значение. Достигнуть желаемого эффекта в этом можно хорошей подготовкой, которая проводится по трем направлениям:

  1. Организация подготовки вечера; составление команд и выбор капитанов; подбор жюри, а также назначение помощников;

  2. Разработка программы и содержания вечера в соответствии с общеобразовательными и воспитательными задачами;

  3. Подготовка капитанов, членов команд, жюри.


На одном из первых уроков какой-либо темы учитель сообщает, что одним из видов контроля знаний, приобретенных по этой теме, станет вечер. И когда учащиеся начинают подготовку к соревнованию в знаниях, то они стремятся глубже понять сущность изучаемого, читают дополнительную литературу. Так подготовка к вечеру значительно повышает интерес к физике. В это время учащиеся часто обращаются к педагогу и своим товарищам. Они просят еще раз объяснить ранее изученный, но по каким-либо причинам непонятый материал. Такая работа способствует усвоению знаний, углублению и значительному расширению их. Так подготовка к внеклассному мероприятию становится источником новых знаний. Вечера становятся итогом большой творческой и воспитательной работы всей группы; они способствуют развитию у учащихся чувства ответственности за порученное дело, повышают их желание достигнуть того уровня знаний, который может обеспечить помощь своему товарищу во время состязаний.

Вечер-соревнование – это форма внеклассной работы по предмету. Он разнообразит виды проведения внеучебных занятий, делает их интересными и занимательными. На таких вечерах учащиеся учатся творчески мыслить, быстро ориентироваться в новых ситуациях, находить правильные и остроумные ответы. Для слабоподготовленных учащихся такие вечера могут стать первыми шагами на пути к овладению физикой. Такие вечера служат дополнительными средствами оживления учебного материала.

Вечера-соревнования проходят при максимальной активности умственной деятельности учащихся; они стремятся понять и осмыслить конкурсные задания. Большинство учащихся мысленно дают ответы, затем сравнивают свое мнение с ответом выступающего, ожидают и заслушивают с большим интересом рецензию жюри и те пояснения, которые учитель дает к ответу, проверяют себя, возвращаясь еще раз к конкурсным заданиям и к ответам на них, что способствует дальнейшему углублению знаний.


Планирование внеклассного мероприятия

Занимательный вечер «Мы любим электричество»

Учебно–воспитательные цели

Дидактические цели. В увлекательной форме закрепить и расширить знания учащихся, полученные ими на уроках, посвященных физическим основам электрических явлений. Закрепить понимание необходимости неуклонно выполнять требования правил по безопасному использованию электрических приборов и поведения во время природных явлений, связанных с электрическими разрядами.

Развивающие цели. Развивать творческие способности учащихся, стимулировать их стремление к поиску нетривиальных путей и возможностей для решения поставленных задач; развивать мыслительные способности учащихся.

Воспитательные цели. Формировать умение учащихся работать и общаться в коллективе, а также чувства ответственности за порученное дело. Научить учащихся быстро ориентироваться в новых ситуациях, находить правильные и остроумные ответы, быть инициативными.


Обеспечение

Наглядные пособия: схемы электрических цепей, иллюстрация «Лампочка Лодыгина», «Портреты российских ученых», таблицы «Азбука электротехники», «Эффекты действия токов в организме человека», плакат «Клетка», предметы, относящиеся к конкурсам вечера.

Приборы: источник постоянного тока, амперметр, вольтметр, резисторы, реостаты, ключи, электроскоп, обкладки конденсатора, демонстрационный прибор с катушкой, выпрямитель переменного тока, соединительные провода, стеклянная палочка.

ТСО: TV.

Оснащение ТСО: видеокассеты «Грозные силы природы», «Первая медицинская помощь».


Мотивация познавательной деятельности учащихся

Знания об электрических явлениях и электрических приборах необходимы не только для дальнейшего обучения учащихся по специальности. В жизни мы имеем дело с электрическими явлениями повседневно. Конкурсные задания вечера касаются вопросов использования электрической энергии в практических целях. Каждый, встречающийся с электрическими установками, должен ясно представлять опасность электрического тока, выполнять требования правил безопасного труда и при поражении током уметь оказать пострадавшему немедленную помощь. Именно поэтому необходимо глубокое и осознанное изучение этой темы.


Сценарий занимательного вечера

  1. Организационный момент. Вступительное слово ведущего.

  2. Приветствие команд, представление жюри.

  3. Конкурсы.

    1. Конкурс «Электрические схемы и цепи».

    2. Конкурс «Черный ящик».

    3. Конкурс «Придумай рекламу».

    4. Конкурс для зрителей «Азбука электротехники».

    5. Конкурс «Демонстрация физического явления».

    6. Конкурс «Знаешь ли ты российских ученых».

    7. Конкурс «Домашнее задание».

    8. Конкурс «Электрический ток и безопасность человека».

    9. Конкурс капитанов «Жизнь среди молний».

    10. Конкурс «Литературный».

  4. Подведение итогов.

  5. Заключительное слово ведущего.


Вступительное слово ведущего


Ребята, сегодня мы проводим занимательный вечер – соревнование под названием «Мы любим электричество», вечер, посвященный электрическим явлениям.


Конкурсные задания вечера касаются этих явлений. Наш вечер состоит из десяти различных конкурсов – это конкурс «Электрические схемы и цепи», конкурс «Чёрный ящик», юмористический конкурс, конкурс для зрителей, конкурс «Демонстрация физического явления», конкурс «Знаешь ли ты российских ученых?», конкурс «Домашнее задание», конкурс «Электрический ток и безопасность человека», конкурс капитанов, литературный конкурс.


Группа была разделена на 3 части: 2 команды и жюри. Вы готовились к этому занимательному вечеру заранее, выполнили множество заданий. Я думаю, что вы проявите находчивость, остроумие, воспользуйтесь знаниями, полученными на уроках, посвященные этой теме. Мы начинаем, и я желаю вам успехов.

Приветствие команд, представление жюри.


Член жюри читает отрывок из стихотворения В. Брюсова «Мир электрона»:


Быть может, эти электроны – Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!


Еще быть может, каждый атом –

Вселенная, где сто планет,

Там все, что здесь, в объеме сжатом,

Но так же то, чего здесь нет.



Конкурс «Электрические схемы и цепи»


Задание 1: Рассчитать схему. (Приложение 1)


Задание 2


1-ой команде: демонстрируется две схемы с лампами, выключателями и штепсельными розетками. В какой схеме штепсельная розетка включена правильно, а в какой неправильно? В чем ошибся электромонтер в одной из этих цепей? (Приложение 2)

Ответ (для 1-ой команды): Первая цепь собрана правильно. Во второй цепи неверно соединены выключатель и штепсельная розетка для лампы. Штепсельную розетку надо включать так, чтобы она не зависела от выключателя. Выключатель, размыкая цепь лампы не должен прекращать подачу тока в розетку.

2-ой команде: демонстрируются схемы соединения четырех электрических лампочек в две электрические цепи. В каком случае лампы будут гореть ярче? (Приложение 3)

Ответ (для 2-ой команды): В обоих случаях лампы будут гореть одинаково, т.к. выделяют одинаковое кол-во теплоты:

Q=U2/R *t При соединение четырех ламп под две последовательно в две параллельные ветки общее сопротивление 2R * 2R/ 2R + 2R = 4R2/4R = R. По второй схеме R/2 + R/2 = R. Общее сопротивление не изменяется, следовательно Q в обоих случаях одинаково.


Задание 3:

1-ой команде.

Вопрос: Почему лампы в квартире соединяют параллельно?

Ответ (для 1-ой команды): Бытовые приборы (в том числе и электролампы) рассчитаны на стандартное (одно и то же) напряжение. Постоянство напряжения для всех потребителей обеспечивает параллельное соединение. Кроме того, при параллельном соединении в случае перегорания одной из ламп не происходит обесточивания других потребителей.

2-ой команде.

Вопрос: Почему лампочки в ёлочных гирляндах соединены последовательно?

Ответ (для 2-ой команды): В ёлочной гирлянде важно требование безопасности. Последовательное соединение лампочек обеспечивает большое общее сопротивление цепи и, соответственно, незначительную величину силы тока. Дополнительной мерой безопасности служит то, что в случае перегорания одной из лампочек вся цепь разрывается и обесточивается.


Дополнительный вопрос командам: Какое самое большое сопротивление мы ежедневно включаем в своей квартире: холодильник? Телевизор? Утюг? Или что–то другое?

Ответ: Воздушный промежуток выключателя.


Конкурс «Черный ящик»


Учащимся предлагается два черных ящика. Им сообщается, что там два резистора, соединенных либо параллельно, либо последовательно, сопротивления резисторов известны. Дается задание при помощи соединительных проводов, приборов: источника тока, амперметра, вольтметра реостата, определить способ соединения резисторов. Начертить электрическую схему. (Приложение 4) Задание выполняют по два студента из каждой команды.


Конкурс «Придумай рекламу»


Примеры: «Чем больше трешь, тем красивее волосы», «Если вы купите две эбонитовые палочки, третью получите бесплатно» и т.д.



Эбонитовая палочка.

















До После

Конкурс для зрителей «Азбука электротехники»


Член жюри показывает карточки с условными обозначениями элементов цепи. (Приложение 5)


Зрители называют соответствующие элементы цепи.

Член жюри выявляет лучшего зрителя.


Конкурс «Демонстрация физического явления»


Задание для 1 команды: Продемонстрировать и объяснить явление ионизации газа (приборы электроскоп, обкладки конденсатора, провода; также стеклянная палочка, бумага, свеча, спички).


Задание для 2 команды: Продемонстрировать и объяснить опыт, доказывающий существование магнитного поля (приборы: демонстрационный прибор с катушкой, выпрямитель переменного тока).


Конкурс «Знаешь ли ты российских учёных»


(Приложение 6)

Учащиеся должны назвать фамилии учёных, узнанных ими по портретам, и постараться вспомнить их открытия и изобретения.


Конкурс «Домашнее задание»


Выступление 1 команды «Лампочка Лодыгина» (сообщение делают два участника команды).


1 участник.

Электрическая лампа не всегда была такой, какой мы ее видим сейчас (демонстрирует включенную на стенде лампу). Изобретателем первой электрической лампы, «фонаря для накаливания током» является русский электротехник Алексей Николаевич Лодыгин!

Я познакомлю вас с устройством лампочки Лодыгина (показывает плакат, изображающий лампу Лодыгина (Приложение № 7)). Между концами толстой медной проволоки укреплен стержень из ретортного угля. Этот уголек накаливания находился в герметично закупоренном сосуде. Воздух из баллона не выкачивался. При прохождении тока, уголек, продолжал давать свет, находясь в среде азота и углекислоты. Продолжительность горения такой лампочки при первоначальной ее конструкции была всего 30 минут. Чтобы увеличить срок службы лампочки, Лодыгин ввел в баллон два и более уголька.


2 участник.

Судьбы этого изобретения полна драматических моментов. Его история – история человеческой жизни. Она содержит много трагических моментов, но и немало увлекательного.

Накаливанием током занимался в то время англичанин Деви, американец Эдисон, француз Шангин. Лодыгин первым выкачал воздух из стеклянной колбы, первым пришел к вакуумной лампе накаливания. Он получает Ломоносовскую премию, организует собственное дело, производит публичные демонстрации. Однако компания, в которой он состоял, своими операциями губит дело. Нет средств продолжать экспериментальные исследования. Между тем практический гении – американец Эдисон быстро понял, что это серьезное изобретение, и что это большие деньги. Он развернул массовое производство, построил заводы в США, Германии, Франции, Италии, судился с конкурентами и совершенствовал лампу.


1 участник.

Судьба Лодыгина печальна. В 1884 г. Александр Николаевич уезжает в Париж, надеясь там открыть свое дело по производству ламп. Но у него нет связей. Через четыре года он переезжает в Америку. Вновь первым открывает способности электрической нити. Внимания заслуживает нить, но не он великий изобретатель. Вскоре Лодыгин возвращается в Париж, занимается автомобильным производством, и опять дело не идет. И снова Америка, снова Россия. Замышлял строительство электростанции, но безуспешно. Молодость прошла, да и силы уже не было. В 1923 году русские инженеры отметили 50-летие первых опытов Лодыгина, его избрали почетным членом общества русских электротехников. Приветственное письмо опоздало: он умер 16 марта 1923 года. Но лампочка Лодыгина живет, живет и имя русского инженера, изобретателя лампы накаливания.


Выступление 2 команды «Парадоксы биоэнергетики» (сообщение делают 2 участника команды: электрохимик и скептик). Герои этой сценки обсуждают электрические явления, возникающие в организме растения или животного в процессе жизнедеятельности.


Электрохимик (помешивая кофе): Ты уже читал? Сенсация! Удалось показать наличие мембранного потенциала в живой клетке.

Скептик (иронически): Не читал и читать не буду. Во-первых, я там ничего не пойму, во-вторых, ничего значительного не вижу в этих исследованиях: замеряют, замеряют эти биотоки то в одной части тела, то в другой. А кто скажет, какое это может иметь значение?

Электрохимик: Погоди. Мне известны такие случаи, что ты изменишь свое мнение. Оказывается, солнечный свет нужен растениям для того, чтобы делать электрический мембранный потенциал! Создавать аккумулятор энергии!

Скептик: Ну, это ты хватил. Значит, разводи в квартире растения, выставляй их на балкон в солнечный день, соединяй последовательно – и вот тебе источник тока.

Электрохимик: В среде, где плавают так называемые галофильные батареи, профессор Стонеккус из Калифорнии при облучении их светом обнаружил таинственное появление положительно заряженных протонов. Другой ученый Панер собрал из них батарейку. Электрическая лампочка, подключенная к такой батарейке, горела 90 минут, а вся система сохранялась в течение шести месяцев.

Скептик: Что–то неладно получается, появился новый источник энергии. Где же официальные признания?

Электрохимик: Еще в 1978 году английскому ученому Питеру Митчеллу была присуждена Нобелевская премия, за открытия в области мембранного электричества. Читай!

Скептик (открывает поданную книгу на странице с закладкой): «При окислении питательных веществ дыхательной цепью митохондрий происходит разделение электрических зарядов по разные стороны мембраны. Сопровождая поток электронов по дыхательной цепи, через мембрану проходят протоны».

Электрохимик: очень упрощенно это происходит так: химическая энергия, выделяющая при окислении молекулы питательного вещества, преобразуется в электрическую. Мембрана заряжается подобно конденсатору.

Скептик: Стоп! Мембрана – конденсатор? Между обкладками конденсатора должен быть изолирующий слой, иначе нельзя удержать разность потенциалов. Значит, ферменты дыхательной цепи создают запирающий барьер для посетителей электричества? Мембранный электрический потенциал клетки – это гипотеза Митчелла?

Электрохимик: В настоящее время в этом нет никаких сомнений. Во многих лабораториях мира получены данные о белковых электростанциях, им помогает универсальный донор энергии (АТФ) Русские ученые также получили ряд впечатляющих результатов.

Скептик: Невероятно ЛЭП или ЕЭС – в клетке! А что же может претендовать на роль проводов.

Электрохимик: На этот вопрос еще предстоит ответить! Никто не будет спорить, что огромная часть энергии на земле от нашего светила. Но мы мало используем то, что щедро оно дарит нам ежедневно.


Конкурс «Электрический ток и безопасность человека»


Ведущий: Как вы хорошо знаете, ток, который протекает по проводнику, определяется законом Ома, значит, зависит от преложенного напряжения и сопротивления. Человеческое тело – хороший проводник. Сопротивление кожи при точечном контакте является определяющим фактором, который ограничивает ток. При высоких частотах более существенным фактором является внутреннее сопротивление тела. Ток, протекающий через тело, зависит от состояния тела в точке контакта. Сухая кожа имеет высокое сопротивление, а сырая или мокрая будет обладать низким сопротивлением, т.к. ионы, находящиеся в воде, обеспечат беспрепятственное прохождение тока в тело.

Посчитайте возможные токи при контакте с бытовой электроцепью напряжением 220 В переменного тока, если известно, что при сухой коже сопротивление между крайними точками тела, например от ноги до руки, или одной руки до другой равно 105Ом (это для одной команды). Полное сопротивление тела между обычными потными руками равно 1500 Ом (для 2 команды). Решение1: I=220В/105Ом=2,2*10-3А=2,2мА (сухая кожа). Решение2: I=220В/1500Ом=150мА (мокрая кожа). Мы увидели, что ток, протекающий по телу, при мокрой коже намного больше по значению. Наиболее чувствительными к электрическому току являются мозг, грудные мышцы, и нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце. Дыхательный паралич в теле может возникнуть от токов величины которых лежат в диапазоне от 25 до 100 мА. Необходимо помнить, что опасные для организма человека токи могут возникнуть при напряжении более 36 В для сухих помещений и более 12 В – в сырых помещениях и на улице. Некоторые эффекты действия токов в организме приведены в таблице (Приложение 8). Таблицу демонстрирует один из членов жюри. Далее он рассказывает о возможных случаях получения электрического шока.

Возможность электрического шока существует в повседневных ситуациях. Предположим, что нагревательная спираль соединилась с металлическим корпусом обогревателя. Это может произойти, если изоляция проводника перетерлась в том месте, где он касается корпуса, или же образовалась перемычка из пыли и грязи, которая открывает току путь к корпусу. Если заземленный человек дотронется до корпуса обогревателя, то его тело становится частью электрической цепи. Если человек стоит в ванной комнате на влажном полу или держится за заземленную трубу, то сопротивление будет низким и через него пройдет значительный ток, что может привести к смертельному исходу. Однако если будут приняты экстренные меры, то жизнь человека может быть сохранена.

Теперь вопросы командам.

1-ой команде:

Какие меры профилактики вы знаете по предотвращению удара током.


2-ой команде:

Действия, предпринимаемые с вашей стороны по освобождению товарища от влияния тока.

Ответ (для 1-ой команды): Не работать с электрическими приборами с мокрыми руками, надевать резиновую обувь, резиновые перчатки, использовать резиновую подстилку при работе с электрическими приборами, соблюдать инструкции по работе с определенными приборами и т.д.


Ответ (для 2-ой команды): Можно воспользоваться сухой палкой, доской, веревкой и другими сухими изоляторами. Для изоляции себя от земли и от пострадавшего подающий помощь может надеть резиновую обувь, перчатки. Можно пострадавшему предложить попробовать самому отделить себя от земли: например подпрыгнуть.


Демонстрируется отрывок из видеофильма «Первая медицинская помощь» - «Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца».

Ведущий предлагает командам попробовать продемонстрировать первую доврачебную помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности и сообщает, что команде правильно выполнившей задание даются дополнительные очки. Порядок выполнения этих действий описан в Приложении 9.


Конкурс капитанов «Жизнь среди молний»


Демонстрируется отрывок из видеофильма «Грозные силы природы».


Вопрос капитану первой команды:

Опишите природу возникновения грозовых разрядов – молний. Что вы знаете об этом природном явлении?

Ответ: Чтобы описать природу возникновения грозовых разрядов при грозе надо представить процесс электризации в масштабах планеты. При нормальных условиях у поверхности Земли всегда существует стационарное электрическое поле, напряженность которого равна 130В/м т.к. постоянно движущиеся потоки воздуха трутся о Землю, о различные препятствия, друг о друга. Во время грозы напряженность этого поля может возрасти до 1000В/м, т.к. только грозовое облако, объем которого достигает тысячи кубических метров, несет в себе миллионы тон капелек воды с потенциальной энергией равной энергии мегатонной термоядерной бомбы. Температура в канале молнии около 200000С, равная температуре на поверхности Солнца.


Вопрос капитану второй команды:

Представьте, что гроза застала вас на открытой местности, где растет одинокое дерево. Вы ведете на металлической цепочке собачку, в другой руке держите зонт. Как в таком случае наиболее правильно уберечь себя и собачку от грозы? (Чтобы сценка была ярче, капитан получает раскрытый зонт и игрушечную собачку на металлической цепочке из скрепок).

Ответ: Если вас застигнет гроза под открытым небом, не следует укрываться под деревом. Не следует ложиться на землю: при близком разряде молнии между головой и ногами может возникнуть смертельная разность потенциалов. Поскольку стоять тоже опасно, следует присесть на корточки: так голова будет достаточно низко приближена к земле, но площадь контакта с землей будет минимальна. Собачку лучше взять на колени, если позволяют ее размеры, или разорвать с ней контактную связь: отпустить цепь.

Если одежда и тело намокнут от дождя, то основная часть разрядного тока может пройти по слою воды на поверхности кожи, не проникая внутрь тела. Значит, защита от влаги под раскрытым зонтиком может усилить опасность пострадать от молнии, следовательно, зонтик надо свернуть и отложить в сторону.

Итак, если вас застигнет гроза во время прогулки с зонтиком и собачкой на металлической цепочке, присядьте, зонт отложите в сторону, а собачку возьмите на руки.

Конкурс «Литературный»


Пока капитаны продумывают ответы на вопросы конкурса капитанов, ведущий предлагает участникам цитаты из литературных произведений.


Вопрос:

Назовите авторов, которые посвятили грозе свои поэтические строки.


1. «До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. Солнце еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния, и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в непрерывные раскаты, обнимающие весь небосклон…» (Ответ: Толстой А.Н. «Детство. Отрочество. Юность.»)

2. «Ветер воет… Гром грохочет…
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря.
Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
Точно огненные змеи вьются в море, исчезая, отраженья этих молний».
(Ответ: Горький А.М. «Песня о Буревестнике»)


Заключительное слово ведущего


Вот вы и прошли все испытания. Вы старались и неплохо поработали. Слышали мы и блестящие ответы некоторых студентов.

Я надеюсь, что вы в процессе подготовки и во время вечера учились творчески мыслить, ориентироваться в новых ситуациях, находить правильные и остроумные ответы.


Жюри оглашает результаты соревнования. Затем победившая команда награждается дипломом.


Заключение


Занимательный вечер – соревнование, если он был успешным, не заканчивается одним днем. После него учащиеся обсуждают смысл заданий, разделяя их на те, что принесли им победные очки, и на те, из–за отсутствия ответа на которые они получили поражение. Есть учащиеся, которым, потом хочется наверстать упущенное и пополнить свои знания более глубоким изучением предмета.

Библиографический список


  1. Башарин В.Ф. Пути и способы развития у учащихся профтехучилищ познавательного интереса к физике в процессе учебной деятельности. Методические рекомендации. – М.: Академия педагогических наук, 1984.

  2. Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе: Книга для учителей. – М: Просвещение, 1990.

  3. Грибещенко О.И. ОБЖ для выпускников и абитуриентов. – Ростов-на-Дону: Издательство «Владис», 2002.

  4. Гришина Л.В. Экзаменационные вопросы и ответы. Физика 9-11 классы: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

  5. Фролов М.П., Смирнов А.Т., Литвинов Е.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений. 9 класс. – 3-е издание. – М.: OOO «Издательство АСТ», 2000.

  6. Интернет – адреса: http://phys.spb.ru, http://bryansk.fio.ru


1