СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Как рисунок может использоваться на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый материал показывает возможности использования рисунка на уроках русского языка при изучении причастия  в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Как рисунок может использоваться на уроках русского языка"»

Учитель русского языка и литературы

Жаркой Наталья Михайловна

Республика Бурятия

Прибайкальский Район МОУ «Нестеровская СОШ»





Как рисунок может использоваться на уроках русского языка



Рисунок в учебнике

Рисунки в учебнике выполняют следующие функции:

-комментирование значения слов и фразеологических оборотов,

-употребление слов и словосочетаний,предложений,

-составление связных текстов.

Рисунок - это стимул, обеспечивающий употребление различных языковых единиц, обогащающий словарь, предупреждающий ошибки.

Именно так организована работа в учебнике для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской

Но составление словосочетаний и предложений по данным в учебниках рисункам, используется и с другой целью: грамматического строя речи учащихся, предупреждения ошибок, связанных с употреблением тех или иных форм и конструкций. Эта задача предусмотрена, например, в упражнениях ко многим ситуативным рисункам, включенным в раздел “Синтаксис и пунктуация” учебника для 5 класса под редакцией ТА Ладыженскои и под редакцией Панова, Бунеева.

Наконец, сюжетные рисунки служат зрительной опорой для понимания теоретических сведений, для составления текстов, главным образом повествовательного характера. В отдельных случаях учебник знакомит лишь с внешним обликом действующих героев рассказа, который должны составить учащиеся.



В учебниках по русскому языку широко представлены предметные рисунки, поясняющие многозначность слова, значение диалектной, профессиональной, заимствованной лексики. Некоторые иллюстрации учебников дают буквальное понимание отдельных слов и словосочетаний, тем самым предупреждая ошибки, связанные с непониманием образной природы переносного значения слова и фразеологизмов, неправильным толкованием устаревших слов.

Например, “гореть” — поясняется как “краснеть от прилива крови”. Аналогичным образом поясняются выражения “светиться от счастья” и “мороз сковал реку”.

В упражнении 324 [31 ,с.3] предлагается пояснить рисунки, объединить ошибки и самостоятельно придумать “ошибочные рисунки”. Задания такого типа направлены на закрепление темы “Фразеологизмы”.

Следует особо отметить эффективность заданий, направленных на развитие речи учащихся на основе рисунков учебника.

Эффективными , на наш взгляд, являются и виды работы, где применяются собственные рисунки детей.

Как отмечает Л.С. Выготский, рисование ребенка составляет преимущественный вид детского творчества.

Люкенс [13, с.55], исследовавший рисунки детей, отмечает интерес ребенка к рисунку (от 10 до 15 лет) и векторное снижение интереса , т.е. большинство детей испытывает перелом интереса к рисованию в 13–14 лет.

Этим объясняется то, что наш эксперимент проходил в 5 и 6 классах, т.е. мы работали с 10–12-летними детьми, проявляющими сильный интерес к рисованию, и опирались на положение, выдвинутое исследователями Л.А. Ходяковой и И.М. Михайловой [40, с.45] о том, что текст создается ребенком еще в процессе рисования, что положительно влияет на процесс планирования высказывания, а значит, “обеспечивает процесс реализации словесного оформления”. При этом исследователи также ссылаются на известного методиста К.Б. Бархина [21, с.7], который полагал, что “занятие рисованием... - необходимая подготовка к научному творчеству”.

Детский рисунок способствует развитию наблюдательности, т.к. когда ребенок рисует что-либо, он стремится выбрать размер, форму, цвет, наиболее характеризующие предмет, следовательно, в процессе рисования внимание концентрируется и на качественной стороне предмета, значит, в сознании закрепляются слова, обозначающие признак предмета.

Рисуя, школьник учится видеть, наблюдать и анализировать, находить реальную форму для воплощения своего переживания. Следовательно, рисунок помогает сосредоточить внимание на рассматриваемой проблеме (правиле). Это служит доказательством того, что необходимо разнообразить работу на уроках русского языка, т.е. чередовать умственную работу с заданием, где следует выполнять внешние действия (в данном случае — рисовать). Ребенок в рисунке выделяет самое главное на данный момент. Методист Н.К. Беседина [23, с.14] предлагает использование ассоциативных рисунков на ypoках русского языка. “Эти рисунки не для развлечения — поясняет автор данной методики. — Они помогают запомнить правила, вызывающие зрительные ассоциации, способствующие быстрому запоминанию. В результате правила запоминаются легко, быстро и надолго”.

В нашей практике мы использовали следующие виды работы: при изучении правописания причастий учащимся предлагалось «нарисовать » правило, причем в рисунке должны быть использованы условия выбора орфограммы.

Например, рисунок , созданный учеником при изучении действительных причастий. После демонстрации рисунка ученик поясняет свою работу:

Действительное причастие образуется с помощью суффиксов –ущ-(-ющ-) от инфинитива глагола 1 спряжения и от глагола II спряжения с помощью суффиксов –ащ-(-ящ-) в настоящем времени, и с помощью суффиксов –ш-(-вш-) в прошедшем времени. Действительное причастие имеет полную форму.

Я представила образование действительных причастий в виде восьмерки, где первое кольцо-настоящее время, второе- прошедшее время. Синяя ленточка указывает на то, что действительное причастие и настоящего и прошедшего времени может иметь только полную форму. Суффиксы причастия -это самое важное, поэтому они находятся в центре колец.

Учащиеся оценивают работу по следующим критериям:

-правильность

-соответствие рисунка теории

-качество рисунка

При желании количество пунктов можно увеличить .

Итак, что мы получаем? Во-первых, ученик ,использовав учебник, закрепил знания об образовании действительных причастий. Во-вторых, применив творческий подход, проанализировав сведения, которые необходимо отразить в рисунке, создал этот самый рисунок.

В- третьих, он сменил вид учебной деятельности, что способствует снятию нагрузки.

В –четвертых, он проговорил правило или учебный текст и обязательно получит оценку!





Ниже представлены рисунки детей по причастию:







В данном рисунке показан вид рассуждения при изучении слитного и раздельного правописания не с причастием.

Знаю пункт правила о слитном и раздельном написании слова с не и не знаю – то что изучили на конкретном уроке.

Предлагаемый метод довольно прост: сначала дети используют рисунки, предложенные учителем, а затем придумывают сами, как “оживить” то или иное правило.В результате пpoвeдeннoгo нами эксперимента в 7 классе, эффективность данного метода подтвердилась.

Такие задания, направленные на иллюстрацию правил, увлекают учащихся, вызывают у них живейший интерес, стимулируют их творческие способности. Для нас было неожиданностью то, что учащиеся не ограничились выполнением той работы, о которой говорилось выше. Некоторые из ребят подобрали задания к рисункам и даже выполнили их. Такая активность была использована нами при изучении и повторении темы “Правописание н и нн в наречиях”. Дети сделали рисунки, в классе коллективно составлялись задания, которые тут же выполнялись устно.

Подобные задания помогают в самостоятельном употреблении слов с определенной орфограммой, в осмысленном употреблении правила. Учащиеся сами описывали свои рисунки, что послужило развитию связной речи.

Л.М. 3ельманова рекомендует наиболее удачные рисунки использовать для пополнения фонда самодельных пособий. Разрабатывая задания, связанные с ассоциативным рисунком, мы учли рекомендации и примеры, предлагаемые Н.К..Бесединой.

Таким образом, мы отмечаем эффективность собственного рисунка ребенка при формировании и развитии коммуникативных возможностей учащихся на уроках развития речи.

Использование рисунка эффективно и в других видах учебной деятельности, например, составлении рекламы. Прежде дается определение рекламы, как она построена. Затем надо было придумать название и рекламу конфет.





Заключение

Как показывают проведенные исследования, прекрасным средством создания на уроке речевых ситуаций, обеспечения мотивации высказывания, обогащения словаря и развития орфографических и пунктуационных, грамматических и синтаксических навыков является рисунок. Задания, включающие в себя рисунок, развивают у детей творческое воображение, наблюдательность, содействуют нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Рисунок положительно действует на развитие познательных процессов у школьников.

Способы применения рисунка разнообразны и полифункциональны. Наиболее эффективным, на наш взгляд, является собствeный рисунок ребенка: ассоциативный и репродуктивный., Такие задания помогают сосредоточить внимание детей, на рассматриваемой проблеме. Кроме того, внимание и память наиболее устойчивы при выполнении внешних действий.

Таким образом, рисунок на уроке русского языка является одним из важнейших средств обучения, т.к. эффективно решает задачи, которые ставятся при изучении русского языка в средней школе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!