СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка " Каждому ребенку - семью"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная информация и опыт работы поможет специалистам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в работе  по семейному устройству воспитанников.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка " Каждому ребенку - семью"»

«КАЖДОМУ РЕБЕНКУ – СЕМЬЮ»

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из основных вызовов нашего времени. Процессы деинституализации, активно разворачивающиеся в России сегодня, показывают, насколько российское общество приблизилось к ответу на вопрос: «Как лучше и каким образом разрешить проблемы детей, оставшихся без попечения родителей?»

Среди основных направлений стратегии государственной национальной политики Российской Федерации приоритетным является обеспечение семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Существенного сокращения масштабов семейного и детского неблагополучия предполагается добиться с помощью реализации мероприятий по Федеральной целевой программе «Россия без сирот» на 2013-2020 гг. Разработанная программа должна отладить профилактику социального сиротства и реально ускорить для детей-сирот обретение семьи. В связи с этим педагогами и специалистами центра помощи детям проводится работа по семейному устройству детей под девизом: «Каждому ребенку – семью».

В соответствии с программными документами, определяющими государственную политику страны, основной акцент в деятельности по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть направлен на развитие семейных форм устройства, что естественно влечет за собой сокращение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и численности воспитывающихся в ней детей.

Как известно, основными задачами учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кроме создания благоприятных, способствующих развитию личности ребенка, являются:

  1. Охрана личных неимущественных и имущественных прав и интересов воспитанников;

  2. Обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;

  3. Обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и адаптации воспитанников.

К основным личным правам воспитанников организаций для детей – сирот, прежде всего, относится право жить и воспитываться в семье.

Решению этой задачи в детском доме всегда уделялось большое внимание. За 15 лет с 2002 по 2017 г. на воспитание в семьи граждан было передано 42 ребенка. Из них оформлено под опеку и попечительство 26 детей, в приемные семьи – 8 детей, усыновление – 1 ребенок, возвращены кровным родителям – 8 детей, выпущено по достижению совершеннолетия 3 воспитанника.

В прошлом году в нашем центре проводились мероприятия под названием «Дорога к будущей семье». Задачами этих мероприятий стали пропаганда семейных ценностей, формирование у детей представления о внутрисемейных взаимоотношениях, создание позитивного образа семьи. В течение десяти дней педагоги и дети могли вместе поучаствовать в викторинах и конкурсах, ролевых играх, обсудить тематические фильмы, узнать о своей родословной. Все это направлено на формирование у воспитанников адекватного представления о семье, о ее членах и взаимоотношениях, о возможных проблемах и трудностях, для преодоления которых надо сформировать определенные умения и навыки.

В этом году проведено детско-родительские мероприятия «Ура, каникулы» на базе нашего центра и «Ярмарка семейных традиций» в Районном ДК в ст. Вешенской.

Одним из способов защиты прав детей-сирот на семейное устройство является их временная передача в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Временная передача ребенка в семью граждан, не является формой устройства ребенка в семью. Она осуществляется на основании заключение органа опеки и попечительства в интересах ребенка с целью обеспечения его воспитания и гармоничного развития. Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 № 432 урегулированы вопросы, связанные с временным пребыванием в семьях детей, являющихся воспитанниками организаций для детей-сирот.

Так, начиная с 2009 года, у наших детей появилась возможность проводить каникулы, выходные и праздничные дни не только у родственников, но и в семьях граждан, желающих взять к себе погостить наших воспитанников.   Проживание ребенка в семье позволяет понять функции членов семьи, получить опыт семейной жизни, навыки ведения домашнего хозяйства и общения с взрослыми и другими детьми в семейном кругу. Иногда гостевой режим используется как подготовка ребенка и семьи к постоянному совместному проживанию, передаче ребенка в замещающую семью. Наши шестеро воспитанников, после гостевого режима теперь постоянно проживают в своих новых семьях. На сегодняшний день возможность временного пребывания в семьях имеют трое воспитанников. Надеемся, что в скором времени и у этих ребят будет своя новая семья.

Работа по семейному устройству в нашем учреждении ведется по двум направлениям:

I. «Моя новая семья» - работа по устройству ребенка в замещающую семью через организацию гостевой семьи. Осуществление работы с потенциальными замещающими родителями через организацию и проведение занятий в «ШПР».

II. «Возвращение домой» - осуществление деятельности по реабилитации кровной семьи ребенка, как результат, его возвращение в реанимированную, жизнеспособную семью.

Формами работы являются:

  • Диагностическая работа

  • Информационно-просветительская работа (различные акции, информирование населения в СМИ, проведение мероприятий с целью популяризации семейного устройства)

  • Консультирование замещающих и кровных родителей совместно с Органами опеки и попечительства;

  • Социально-психологические тренинги.

Ожидаемые результаты большой работы являются:

  • Уменьшение количества детей-сирот воспитывающихся в центре помощи детям;

  • Увеличение количества гостевых семей и воспитанников, посещающих гостевые семьи граждан;

  • Увеличение количества воспитанников возвращенных в кровные семьи;

  • 100% устройство воспитанников в гостевые семьи с последующим оформлением семейных форм;

  • Увеличение количества граждан, обучившихся в ШПР;

  • Сокращение случаев возврата воспитанников из различных форм семейного устройства (в том числе из кровных семей) в детское учреждение.

Возможные риски:

Большинство возможных рисков реализации проекта связано с проблемами при восстановлении кровных родителей в родительских правах:

  • Низкий доход, низкий уровень воспитания и образования, отсутствие элементарных знаний об ответственности за своих детей;

  • Юридическая безграмотность по вопросам воспитания и ухода за ребенком приводит мам на судебном заседании к психологическому шоку от того, что у них отняли ребенка. Затем идет страх снова пережить отрицательные эмоции в суде;

  • Мотивация родителей на восстановление в родительских правах;

  • Проблема социального иждивенчества родителей. Он видит, что ребенок одет, обут, за ним ухаживают, он имеет то, чего не мог бы иметь, живя с родителями;

  • Отсутствие жилья у родителей, аварийное жилье.

  • Проблемы детско-родительских отношений, когда родители находятся в заключении;

  • Проблемы адаптации биологических родителей, вышедших из мест лишения свободы.

И все же мы можем сказать и о положительных результатах нашей работы. К нам в гости приезжают бывшие воспитанники нашего учреждения, которые рассказывают о своих семьях, о том, как помогли им занятия, вспоминают все, чему их научили педагоги.

Хотелось бы, чтобы в учреждениях, где живут дети-сироты, работают люди с открытой душой, чтобы дети могли почувствовать теплоту, любовь, а самое главное – что они нужны. Это поможет им в дальнейшем построить свою семью, которой бы гордились их собственные дети.