Методическая разработка
классного часа
«Горжусь тобой, моя Россия»
Пояснительная записка
Проблема воспитания поколения, которому суждено строить новую Россию и жить в ней, стоит особенно остро. В педагогике постоянно предпринимались и предпринимаются попытки обновления практики образования. Образовательные учреждения рано или поздно встают перед выбором: идти по пути совершенствования через освоение нового или оставаться в стороне, сохраняя приверженность проверенным методикам. Однако изменения, происходящие сегодня в современной школе, все чаще подталкивают педагогов к поиску новых продуктивных форм и методов воспитательной работы.
Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения.
Интерактивные формы воспитания – это специальные формы организации познавательной деятельности. Цели этой деятельности – создание комфортных условий обучения и воспитания, при которых ученик чувствует свою успешность и самостоятельность.
Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа с учащимися 5-7 классов по реализации мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Классный час представляет собой интерактивную беседу с использованием игровых приемов.
Цели:
Методическая цель – показать одну из нетрадиционных форм проведения классного часа с использованием интерактивных методов в воспитании школьников.
Воспитательная цель– воспитание чувства патриотизма, гордости и уважения к своей большой и малой Родине.
Развивающая цель–развитие у школьников познавательного интереса к изучению исторического прошлого своей страны, родного края; развитие творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Подвести учащихся к пониманию Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
2. Систематизировать и расширить знания учащихся о государственных символах Российской Федерации.
3. Способствовать развитию умения самостоятельной работы по подбору и анализу информационно-справочных материалов, оперируя разными источниками информации.
4. Содействовать формированию умения работать в команде, взаимодействовать, работать сообща.
Оборудование: интерактивное оборудование, мультимедийная презентация, аудио и видеоматериалы: гимн РФ, видеоклип «Россия мы дети твои!».
Предварительная работа:
1. Формирование участников творческой группы.
2. Планирование работы группы в соответствии со сроком ее готовности.
3. Распределение обязанностей среди участников группы.
4. Подготовка сообщений по следующим вопросам:
5. Подготовка дополнительных вопросов общей группе учащихся с целью систематизации и углубления знаний о государственных символах Российской Федерации.
Ожидаемый результат:
учащиеся проникнутся пониманием Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
расширят свои знания о государственных символах Российской Федерации;
приобретут опыт работы совместной деятельности, работы в команде.
План классного часа
I. Вступительная часть.
1. Создание эмоционального настроя: просмотр видеоклипа ««Россия, мы дети твои!» с последующей формулировкой темы и постановкой цели классного часа.
2. Обсуждение вопроса «Что такое Родина?»
II. Основная часть.
1. Работа с пословицами и поговорками о Родине.
2. Беседа о государственных символах России.
Выступление участников творческой группы с сообщением «Государственный герб Российской Федерации».
Выступление участников творческой группы с сообщением «История современного российского флага».
Выступление участников творческой группы с сообщением «Государственный гимн Российской Федерации».
3. Турнир между командами «Моя малая Родина»
Конкурс «Узнай место по фотографии».
Конкурс «Путешествие по карте города».
Конкурс «Цветик-семицветик».
Конкурс «Во славу малой Родины».
Конкурс «От чистого сердца».
4. Подведение итогов турнира.
5. Совместное исполнение гимна Российской Федерации.
III. Заключительная часть.
Заключительное слово педагога.
Литература:
1. Государственные символы Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. Учебное пособие для основной школы / авт. Е.В. Пчелов. – М.: Русское слово, 2002 г.
2. Государственная символика России. Методические рекомендации для всех классов общеобразовательных учреждений / под ред. С.И. Козленко. М.: МИОО, 2002 г.
3. Интерактивные методы в обучении и воспитании школьников. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011 г.
4. Современные технологии воспитательной работы/ авт. Т.В. Панафидина и др. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
Интернет ресурсы:
Информационно-справочный сервер kolyma.ru
Сайт «Википедия» ru.wikipedia.or
Сценарий классного часа «Горжусь тобой, моя Россия!»
Ход внеклассного мероприятия
I. Вступительная часть.
Создание эмоционального настроя: просмотр видеоклипа «Россия мы дети твои!»
Педагог. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (учащиеся формулируют тему и цель классного часа).
Обсуждение вопроса «Что такое Родина?»
Комментарий. После того, как учащиеся высказали свои мнения, педагог подводит итог рассуждениям.
Педагог. Родина – как много в этом слове! Родина – это не только местность, где стоит наш отчий дом и где мы родились. Это еще и люди, живущие рядом с тобой, которые научили тебя любить справедливое, светлое. Понятие Родина – это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это родная земля со всем, что растет и дышит на ней. Родина подобна огромному дереву, на котором огромное количество листьев, но всякое дерево имеет корни. Человеку нужно знать свои корни, историю своей страны, чтить ее традиции и обычаи. И тогда такой человек может назвать себя: «Я – гражданин своей страны».
II. Основная часть.
Педагог. Раздумывая о значении Родины, Салтыков-Щедрин оставил потомкам такие слова: «А главное все-таки: люби, люби и люби свое отечество! Ибо любовь эта даст тебе силу и все остальное без труда совершить». А вам приходилось когда-либо испытывать подобное чувство любви к своему Отечеству? На мой взгляд, это такое чувство, когда человек не может жить на чужой земле, тоскует по земле, где он родился и вырос. Это когда русский солдат, уходя на фронт, насыпал в кисет горсть родной земли и хранил её на груди, у сердца. Это когда, возвратившись с чужбины, он припадал устами к родной земле, равно как к губам матери, жены, детей.
Работа с пословицами и поговорками о Родине.
Задание «Закончи пословицу/поговорку»:
Человек без родины — соловей без(песни).
Тот герой, кто за Родину (горой).
Родина — мать, умей за нее (постоять).
Где кто родится, там и (пригодится).
Родина краше солнца, дороже (золота).
Для отчизны не жаль (жизни).
Не тот человек, кто для себя живет, а кто за родину в бой (идет).
Педагог. В каждой стране существует определенная государственная символика. Символы государства имеют собственную историю. В своём развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции человека и гражданина. История Родины и ее символов едина, так как в гербах, флагах и гимнах в определенной мере отражались все изменения, происходящие в стране. Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело – сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наш герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем об этом? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А в этом нам поможет творческая группа, подготовившая сообщение на тему «Государственная символика Российской Федерации». И начнем мы с герба.
Выступление участников творческой группы с сообщением «Государственный герб Российской Федерации».
30 ноября 1993 года Президентом России был подписан Указ «О государственном гербе РФ». Однако официальное закрепление герба произошло 25 декабря 2000 года после принятия Федерального Конституционного закона РФ Государственной Думой, Советом Федерации и подписание его Президентом России. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла-скипетр, в левой - держава. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на коне, поражающий опрокинутого навзничь дракона.
Выступление участников творческой группы с сообщением «История современного российского флага».
Истоки создания государственного флага России следует искать в истории русских морских флагов, в истории появления цветов российского флага. Составляя поясной бело-сине-красный флаг, Петр 1 «построил» его так, что расположение полос совпадало с древним пониманием строения мира: внизу – мир физический (кровь), выше – небесный (синий), еще выше – мир божественный (белый). Во второй половине Х1Х века полосам придали значение содружества трех восточно-славянских народов, где красная соотносилась с великороссами. После распада Советского Союза Россия вновь вернула себе исторический флаг. Официальное утверждение бело-сине-красного флага произошло 25 декабря 2000 года. Государственный флаг Российской Федерации является символом государства и представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих полос: верхняя — белого, средняя — синего и нижняя — красного цветов.
Педагог. Мы разобрали два символа РФ - герб и флаг. Третий - это гимн. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит? Слово предоставляется творческой группе.
Выступление участников творческой группы с сообщением «Государственный гимн Российской Федерации».
Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1. Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра I и назывался "Молитва Русских".
В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины победы над французами прозвучал гимн "Боже, царя храни!" и был до 1917 г. В 1917 г. В. И. Ленин предложил использовать "Интернационал". В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки "Патриотическая песнь". Современный гимн России был утверждён Государственной Думой в декабре 2000 г., текст утверждён президентом России В.В. Путиным 30 декабря 2000 г., слова гимна принадлежат известному писателю С. Михалкову, а музыка А. Александрову.
Как должны вести себя люди при исполнении государственного гимна?
Будете ли вы лично вставать при исполнении гимна, если рядом никого нет, и никто не сделает вам замечания?
Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?
Педагог. У каждого из нас есть малая Родина . А сейчас заметьте, что вы не случайно сидите за отдельными столами, вы - три команды. В каждой команде выберите капитана. Уважаемые капитаны и их команды, проведём небольшой турнир, посмотрим, насколько хорошо вы знаете свой город: его прошлое и настоящее.
Каждой команде раздается конверт с заданиями и маленький флажок России.
Конкурс «Узнай место по фотографии».
Конкурс «Путешествие по карте города»
Конкурс «Цветик-семицветик»
Конкурс«Во славу малой Родины»
Конкурс«От чистого сердца»
Педагог. Таким образом, в нашем турнире побеждает команда _____________.
(Устанавливается пьедестал почета, проводится награждение. Звучит гимн. Поднимаются флажки команд- победительниц).
III. Заключительная часть.
Заключительное слово педагога.
Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей большой и малой Родиной. У каждого человека есть своя дорога в жизни, и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы – это надежда и будущее нашей страны, движение вперед. Мечтайте! Дерзайте! Все в ваших руках!
Классный руководитель: Л.Ф.Сахапова