Методическая разработка классного часа для 7 класса
Час общения о культуре взаимоотношения юношей и девушек
Конспект классного часа для 7 класса на тему:
«Гендерная проблематика в экологии»
Цели: расширение представления детей о межличностных отношениях, о мужественности и женственности, о экологии пола/гендера;
Задачи:
формировать положительное отношение к таким нравственным качествам, как тактичность, сдержанность, принципиальность, уступчивость, общительность, доброжелательность;
воспитывать нетерпение к распущенности, вульгарности;
способствовать созданию позитивной нравственной атмосферы в классе, укреплению дружбы между мальчиками и девочками.
Подготовительная работа: выбрать двух учеников (мальчика и девочку), которые выскажут противоположные точки зрения в дискуссии «Мальчишки-девчонки» (по материалам сценария).
Оборудование: презентация
Оформление:
• иллюстрации: рыцари, дамы, прекрасные женщины и мужественные мужчины
• написать на доске предложения:
- Я не люблю, когда мальчики (девочки)...
- Мальчики (девочки) не правы, когда думают...
- Мальчик всегда будет симпатичен и интересен, если...
- Девочка всегда будет интересна...
- Главное для мальчика - это...
- Главное для девочки - это...
- Я считаю, что настоящий мужчина - это тот, кто...
- Я считаю, что настоящая женщина - это та, которая...
План классного часа
I. Вступительная беседа «О дружбе Марса и Венеры».
II. Незаконченное предложение.
III. Проблемные ситуации «Экология пола и гендера»
Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма.
Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма
Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
IV. Дискуссия «Мальчишки-девчонки».
V. Заключительное слово.
VI. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительная беседа «О дружбе Марса и Венеры»
Классный руководитель. Ребята, прочитайте тему классного часа - это название мы позаимствовали у известного психолога Джона Грея, автора книги «Мужчины с Марса, женщины с Венеры».
- Как вы думаете, о чем эта книга? (О взаимоотношениях мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин.)
- А почему автор выбрал именно такое название для книги? (Хотел подчеркнуть разность характеров, психологии мужчин и женщин.)
- Как вы думаете, почему автор решил поселить мальчиков на Марсе? (Это бог войны, мальчики тянутся к железу, оружию, им свойственна агрессия, они любят драться и т. п.)
- А почему девочек автор считает пришельцами с Венеры? (Венера в римской мифологии - богиня садов, красоты и любви. В этом, по мнению автора, состоит призвание женщины.)
- С древнейших времен в мальчиках, юношах, мужчинах ценилась и воспитывалась мужественность, а в девочках, девушках - женственность. Как проявляются эти качества?
- Какие школьные предметы нравятся мальчикам, а какие предпочитают девочки? (Мальчики любят труд, физкультуру, историю, математику; девочки - литературу, музыку, биологию, рисование.)
- Какими видами спорта больше увлекаются мальчики, а какими девочки? (Мальчики любят походы, лыжи, спортивные игры, связанные с силой, активными действиями, - футбол, борьбу, хоккей. Девочкам нравятся виды спорта, связанные с гибкостью, пластичностью, красотой движений, - гимнастика, синхронное плавание, фигурное катание.)
- Какие домашние обязанности выполняют мальчики, а какие девочки? (Мальчики помогают в ремонте, в работе на садовом участке, ходят в магазин. Девочки ухаживают за младшими, создают уют, поддерживают чистоту и порядок, учатся шить, вязать, готовить.)
- Какие мальчики? (Мальчики серьезные, решительные, смелые, самостоятельные, уверенные в себе.)
- А какие девочки? {Добрые, сентиментальные, нежные.)
Итак, девочки осваивают внутренний мир - мир чувств, эмоций и переживаний. Они проявляют больший интерес к хозяйственно- бытовой сфере жизни и к человеческим взаимоотношениям. Предпочитают спокойные игры, связанные с общением. Женский способ самоутверждения - опека над младшими, желание быть привлекательной, произвести приятное впечатление.
Мальчики - деятели, открыватели внешнего мира: их привлекает все новое, неизведанное, интересное. В играх склонны к активным действиям. Для самоутверждения они прибегают к таким средствам, как сила, смелость, ловкость, выносливость.
- Как вы думаете, для чего нужно знать особенности характера и поведения женщин и мужчин? (Для того, чтобы понимать друг друга, для более успешного общения.)
II. Незаконченное предложение
Классный руководитель. Что вы думаете о мальчиках и девочках, о мужских и женских проблемах? Закончите предложения, которые написаны на доске.
(Дети отвечают по цепочке.)
III. Проблемные ситуации «Экология пола и гендера»
Работа в группах по заранее приготовленному учителем материалу по 3 направлениям.
Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма
Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма
Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
IV. Дискуссия «Мальчишки-девчонки»
Классный руководитель. Мужественность и женственность: как они проявляются в современном обществе? в мальчиках и девочках нашего класса?
Мальчик. Я считаю, что современные девочки утрачивают женственность - они носят джинсы, ругаются матом, занимаются единоборствами, играют в футбол, курят.
Девочка. А современные мальчики тоже теряют мужественность - они носят серьги, браслеты, некоторые даже красят волосы, у них не хватает мужества, чтобы заступиться за слабого, они и за себя не могут постоять.
Классный руководитель. Вы выслушали две точки зрения. Что можно сказать в защиту современных девочек и мальчиков?
(Дети высказываются.)
VII. Заключительное слово
Классный руководитель. Каждый мальчик может стать настоящим мужчиной, а каждая девочка - настоящей женщиной. Каждый может стать настоящим человеком. Как это сделать?
Вот как отвечает на этот вопрос Л.Н. Толстой в книге «Путь жизни»: «Жизнь наша дурна. Отчего? Оттого, что люди дурно живут. А люди живут дурно оттого, что сами люди плохи. Стало быть, для того чтобы жизнь перестала быть дурной, надо переделать людей из плохих в хороших. Как же это сделать? Всех никто переделать не может, себя же переделать всякий может... Так что если все люди поймут, что каждый может не других, а сам себя исправить, то есть из плохого сделать хорошим, и станут исправлять сами себя. То тот час же и вся жизнь станет лучше».
Другими словами, человек сам себя воспитать должен, определить, что в себе нравится, а что нет, подумать о том, каким хочешь быть, и начать работать над собой.
VIII. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Что нового вы сегодня узнали? О чем задумались? Какие эпизоды классного часа вам запомнились?