Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Поволжский государственный колледж»
Министерство образования и науки Самарской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ НА ТЕМУ:
«ХОЛОКОСТ: ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО»
Самара, 2015
Авторы:
Осипова Любовь Петровна, преподаватель географии ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»,
Литвинова Наталья Анатольевна, преподаватель истории ГБПОУ «Поволжский государственный колледж».
Методическая разработка научно-практической конференции «Холокост: повторение пройденного» рекомендуется в качестве вспомогательного пособия при организации внеклассных мероприятий в школах, средних профессиональных и высших учебных заведений на такую актуальную и злободневную сегодня тему, как Холокост. В рамках НПК можно не только сформировать у подрастающего поколения представление о холокосте, его источниках, масштабах, последствиях, но и дать возможность студентам обсудить наиболее затронувшие их проблемы, высказать свое мнение в устной или письменной форме, принять участие в создание проекта решения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Этапы научно-практической конференции | |
| Организационный момент | |
| Входное анкетирование студентов | |
| Установочное собрание | |
| Работа по секциям | |
| | Секция 1 | |
| | Секция 2 | |
| | Секция 3 | |
| | Секция 4 | |
| Круглый стол | |
Заключение | |
Список источников информации | |
Введение
«Сначала они пришли за евреями. Я молчал - я не был евреем.
Затем они пришли за коммунистами. Я молчал - я не был коммунистом.
Затем они пришли за профсоюзными работниками.
Я молчал - я не был профсоюзным работником.
Затем они пришли за мной. Не осталось никого, кто мог бы помочь мне».
Пастор Мартин Нимеллер, узник нацистских концлагерей.
Холокост – страшное, масштабное, нечеловеческое по своей жестокости явление. Кажется, как давно это было! В другой эпохе, в другом веке, в другой жизни… Почему же вдруг сейчас, когда в мире ежесекундно возникает множество новых проблем, террористы взрывают здания и людей, а планета агрессивна и напряжена, мы снова вспоминаем об этой страшной странице нашей истории, уроки которой мы, как нам казалось, должны были усвоить?!
А вот усвоили ли мы их?!!
Лагеря смерти и взорванные близнецы – небоскребы – казалось бы, что общего у этих разделенных полувековым интервалом, жутких, беспрецедентных по своей жестокости и масштабу событий истории?!! ХОЛОКОСТ! Беспощадное уничтожение самозваными вершителями человеческих судеб всего непохожего, другого, чужого, иного!
Любить своё – вовсе не значит ненавидеть чужое! Это давно известная истина, но мы о ней почему-то стали все чаще забывать. Патриотизм и любовь к своей стране, такие важные и необходимые каждому государству народные чувства, зачастую принимают у отдельных личностей какие-то экзальтированные формы. Превращаются, чуть ли, не в высокомерие по отношению к другим странам и народам, недоверие и неприятие их достоинств и достижений, что неизбежно ведет к конфликтам, ненависти, агрессии и даже к войне.
А все начинается с молчания! Удобного и комфортного принципа «Нас не трогай, мы не тронем…», «Моя хата с краю …..», «Ничего не слышу, ничего не вижу….» и т.п. И на фоне такого равнодушного, трусливого бездействия основной массы населения эти псевдопатриоты (которых, к слову сказать, совсем немного) активно и планомерно навязывают свое видение идеального «чистого» государства молодому поколению, которое в силу своего юного возраста и из-за недостатка опыта, а главное – знаний, открыто для всего нового, необычного, эпатажного. Они готовы примкнуть к любым движениям и идти к целям, если идеологи этих начинаний успели заронить в их пока ещё чистые души зерна своих шокирующих по своей жестокости радикальных идей.
Этого нельзя допустить! Нельзя бездействовать! Необходимо бороться за свое будущее, за своих детей, за свою страну! И бороться не оружием угрозами и силой, а словом, знанием, опытом! Необходимо рассказывать, объяснять, напоминать им и себе, к чему могут привести эти псевдомечты о «чистой» нации и «чистом» государстве. Какими катастрофическими последствиями для всего человечества в целом и для нашей страны в частности может обернуться очередная попытка «очистить» мир от всего чуждого, непонятного, необычного и потому (по их извращенной логике) – неестественного и уродливого.
Именно с этой целью, мы считаем, в каждом учебном заведении необходимо проводить мероприятия, посвященные такому жуткому и шокирующему явлению нашей истории, как холокост, которое, как не страшно это признавать, снова возвращается в нашу жизнь. Следует отметить, что в стремлении сформировать у молодого поколения определенное мировоззрение, ни в коем случае нельзя давить, диктовать или навязывать определённое мнение. Надо честно, откровенно рассказать им обо всём и дать возможность самим сделать выбор! Это сложно, страшно, рискованно, но честно по отношению к ним, к их праву на выбор!
Наиболее оптимальной формой организации просветительской работы в данном направлении, как нам кажется, является научно-практическая конференция (НПК). В рамках НПК можно не только сформировать у подрастающего поколения представление о холокосте, его источнике, масштабах, последствиях, но и дать возможность студентам обсудить наиболее затронувшие их стороны проблемы, высказать свое мнение в устной или письменной форме, принять участие в создание проекта решения.
Цели научно-практической конференции:
Сформировать у студентов объективное представление об ужасах и масштабах холокоста и его современных тенденциях.
Сформировать толерантное и уважительное отношение ко всему непохожему, непонятному, нетипичному в людях и в мире, как проявлению уникальности и самобытности этих людей, народов, культур.
Смотивировать студентов сделать самостоятельный, объективный (с точки зрения общечеловеческой морали и гуманизма) выбор своей принципиальной жизненной позиции.
Задачи научно-практической конференции:
Проинформировать студентов об истории, причинах и катастрофических последствиях холокоста.
Проинформировать студентов о современных тенденциях и националистических движениях, возникающих в обществе сегодня.
Определить уровень толерантности по отношению к различным социальным и национальным группам населения.
Обсудить причины и последствия необъективного, предвзятого отношения к различным социальным и национальным группам в обществе.
Этапы научно-практической конференции
1.1 Организационный момент
Научно-практическая конференция «Холокост: повторение пройденного» – это масштабное серьезное мероприятие, которое требует времени и места, поэтому для его проведения необходимы следующие условия:
Актовый зал для установочного собрания.
Четыре кабинета с интерактивным оборудованием для работы секций.
Кабинет для заседания круглого стола.
Кабинет для чаепития.
Музыкальное оформление (В.А. Моцарт «Реквием», метроном) и видеоряд «Холокост».
Участниками НПК могут стать студенты всех отделений, специальностей, курсов, и других учебных заведений, так как ХОЛОКОСТ – это катастрофа, которая угрожает всему человечества! А так как каждый человек по своей природе уникален и неповторим, значит, рано или поздно, он сам, в силу каких-либо своих личных особенностей или черт, может оказаться, непонятным, необычным, а значит неугодным!
Программа научно-практической конференции:
9:30 | Регистрация участников конференции |
10:00 | Установочное собрание |
11:00 | Работа по секциям |
13:00 | Чаепитие |
13:30 | Круглый стол |
Входное анкетирование студентов
Для того, чтобы получить представление о том, насколько студенты осведомлены о предмете обсуждения будущей конференции, необходимо заранее (за 1-2 недели до мероприятия) провести анкетирование.
Рекомендуемые вопросы анкеты для студентов:
Что такое «Холокост»?
это …
что-то плохое,
географическое название
праздник
никогда не слышал такого слова
В какой стране возник холокост?
Почему сейчас актуально говорить о холокосте?
Анкетирование можно провести и в виде интервью, что сделает процесс получения информации более динамичным и зрелищным. Результаты анкетирования (опроса) следует обработать и отчет озвучить на конференции.
Установочное собрание
Оформление зала: на сцене висит большой экран, на который транслируется видеоряд «Холокост». Звучит музыка Вольфганга Амадея Моцарта «Реквием». Желательно на стенах зала развесить фотографии, плакаты на тему конференции. Каждому участнику при регистрации необходимо раздать программу конференции.
Вступительное слово:
ХОЛОКОСТ – преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, гомосексуальных мужчин, масонов, безнадёжно больных и инвалидов и др.) в период существования нацистской Германии.
ХОЛОКОСТ – страшное, масштабное, нечеловеческое по своей жестокости явление. Кажется, как давно это было! В другой эпохе, в другом веке, в другой жизни… Почему же вдруг сейчас, когда в мире ежесекундно возникает множество новых проблем, террористы взрывают здания и людей, а планета агрессивна и напряжена, мы снова вспоминаем об этой страшной странице нашей истории, уроки которой мы, как нам казалось, должны были усвоить?!
А вот усвоили ли мы их?!!
Лагеря смерти и взорванные близнецы – небоскребы – казалось бы, что общего у этих разделенных полувековым интервалом, жутких, беспрецедентных по своей жестокости и масштабу событий истории?!! ХОЛОХОСТ! Беспощадное уничтожение самозваными вершителями человеческих судеб всего непохожего, другого, чужого, иного!
Любить своё – вовсе не значит ненавидеть чужое! Это давно известная истина, но мы о ней почему-то стали все чаще забывать. Патриотизм и любовь к своей стране, такие важные и необходимые каждому государству народные чувства, зачастую принимают у отдельных личностей какие-то экзальтированные формы. Превращаются, чуть ли, не в высокомерие по отношению к другим странам и народам, недоверие и неприятие их достоинств и достижений, что неизбежно ведет к конфликтам, ненависти, агрессии и даже к войне.
А все начинается с молчания! Удобного и комфортного принципа «Нас не трогай, мы не тронем…», «Моя хата с краю …..», «Ничего не слышу, ничего не вижу….» и т.п. И на фоне такого равнодушного, трусливо бездействия основной массы населения эти псевдопатриоты (которых, к слову сказать, совсем немного) активно и планомерно навязывают нам свое видение идеального «чистого» государства.
Этого нельзя допустить! Нельзя бездействовать! Нельзя молчать! Необходимо бороться за свое будущее! Необходимо рассказывать, объяснять, напоминать всем и себе, к чему могут привести эти псевдомечты о «чистой» нации и «чистом» государстве. Какими катастрофическими последствиями для всего человечества в целом и для нашей страны в частности может обернуться очередная попытка «очистить» мир от всего чуждого, непонятного, необычного. А ведь каждый человек по своей природе уникален и неповторим, значит, рано или поздно, он сам, в силу каких-либо своих личных особенностей или черт, может оказаться, непонятным, необычным, а значит неугодным!
Этого никак нельзя допустить!
Именно с этой целью мы сегодня с Вами здесь собрались! Давайте вспомним, как это было, с чего все начиналось, и чем закончилось тогда, 60 лет назад, и подумаем, чем может закончиться сегодня.
Студент читает отрывок из стихотворения Рудая О. «Цепочка памяти Холокоста»:
Замученных, отравленных «Циклоном»,
Расстрелянных, повешенных, сожжённых?
Никто не видел слёз, не слышал стонов,
Весь мир был равнодушен, как всегда.
Шесть миллионов. Нам представить страшно,
В какую бездну их толкнули ниц.
Шесть миллионов напрочь стёртых лиц,
Шесть миллионов - целый мир за каждым.
Шесть миллионов с будущим рассталось,
Потухло взглядов, закатилось лун,
Сердец шесть миллионов разорвалось,
Шесть миллионов отзвучало струн.
А сколько не свершившихся открытий,
Талантов? Кто узнает их число?
Шесть миллионов оборвалось нитей,
Шесть миллионов всходов полегло.
Как объяснить «шесть миллионов» детям?
По населенью - целая страна,
Шесть миллионов дней - тысячелетья
Шесть миллионов жизней - чья вина?
Как вышло так: прошли десятилетья,
И через реки крови, море слёз
То тут, то на другом конце планеты
Подонки отрицают Холокост?
Слово ведущего:
В результате холокоста было уничтожено 60 % евреев Европы и примерно 35 % еврейского населения мира, около трети цыганского народа, около 10 % поляков, в основном интеллигенции, около 3-х миллионов советских военнопленных и полностью уничтожены «чернокожие» и душевнобольные жители Германии.
И сегодня в рамках конференции мы постараемся обсудить как можно больше аспектов этой позорной и страшной страницы нашей истории.
Но прежде, чем мы приступим к организационной части нашей конференции, давайте почтим память жертв холокоста минутой молчания. (Метроном)
Слово ведущего: Работа конференции будет проходить по секциям:
Секция 1. «Холокост и еврейский народ»
Секция 2. «Холокост и «лишние люди»
Секция 3. «Холокост и национальные меньшинства»
Секция 4. «Холокост: память и современность»
Примерное время работы секции – 2 часа. Регламенты выступления докладчиков – 7-8 минут. По окончании работы секций необходимо сформулировать проект решения, куда включить выводы, к которым пришли в результате обсуждения поставленных вопросов, конкретные предложения по решению проблемы. В каждую секцию назначается модератор – ведущий.
На заседание круглого стола приглашаются организаторы конференции, модераторы секций, а также желающие принять участие в составлении итогового проекта решения.
Работа по секциям
Секция 1 «Холокост и еврейский народ»
Примерная тематика докладов:
Доклад 1. Шоа на территории СССР в годы Великой Отечественной войны.
Примерные вопросы докладчику:
1. В чём состояла программа «окончательного решения еврейского вопроса»?
2. Кто был непосредственно причастен к разработке идеи Шоа?
3. Сколько в настоящее время насчитывается жертв Шоа?
Доклад 2. Нацистские лагеря и гетто как фабрики смерти для евреев.
Примерные вопросы докладчику:
1. С какими целями нацисты создавали концлагеря?
2. Как и кем развивалась идея нацистских гетто?
3. Что Вам известно о юденрате в гетто?
Доклад 3. Помощь разных народов СССР евреям в период Великой Отечественной войны.
Примерные вопросы докладчику:
1. Какие Вам известны имена-помощников еврейского народа?
2. Как сложилась судьба спасённых и спасителей?
3. Чем грозила помощь евреям в годы Великой Отечественной войны?
Возможная тема для обсуждения – статья еврейского блогера Марьяна Беленького под названием «Если бы я был русским, я бы сказал евреям...»:
Я – еврей и живу в Израиле 20 лет.
Но если бы я был русским, и жил бы в России – я волей – неволей вынужден был бы задуматься: - Действительно ли евреи виноваты во всех бедах России, или тому есть другие причины?
Если бы я был русским, у меня бы возник вопрос.
Почему в сегодняшней России, где евреи составляют меньше 1% населения, их так много в российских СМИ, особенно, на руководящих постах? Неужели мы, русские - менее талантливы и способны? – подумал бы я, - а может – есть тому другая причина?
Если бы я был русским и жил бы в России, я бы задумался.
Почему, когда официально разрешили разворовать Россию, и назвали это приватизацией, большинство российской собственности оказалось в руках евреев?
Евреи оказались хитрей и проворней русских, или может, тому есть другая причина?
Почему при советской власти большинство юмористов и композиторов-песенников были евреями? Это потому, что русские – менее талантливы, - подумал бы я, - или, возможно, тому есть другие причины?
Если бы я был русским, у меня бы возник вопрос.
Почему евреи празднуют Хануку в Кремле? И что бы сказали евреи, если бы христиане поставили рождественскую елку возле стены Плача?
Если бы я был русским, я бы задумался.
Почему те, кто называют себя русскими патриотами – антисемиты? Неужели нельзя быть русским патриотом без того, чтобы ненавидеть евреев?
Если бы я был русским, я бы сказал евреям:
- У вас есть своя страна. Вот и езжайте туда. Дайте нам пожить без вас.
Если в России после этого наступит невиданный расцвет - значит, действительно - евреи были во всем виноваты. Ну, а если нет – пенять будет не на кого…
Примерные вопросы для обсуждения
1. Считаете ли Вы, затронутую нами тему, актуальной и важной?
2. Что нужно сделать для того, чтобы люди знали и помнили о данной трагедии?
3. Каким образом рассказывать об этом молодёжи?
Секция 2 «Холокост и «лишние люди»
Примерная тематика докладов:
Доклад 1. «Гениальные «безумцы» в истории человечества»
Примерные вопросы докладчику:
1. Каких Вы знаете гениальных «безумцев»?
2. Какой вклад они внесли в науку, искусство?
3. Можно ли без них представить развитие человечества?
Доклад 2. «Люди с психическими расстройствами как «лишний элемент» «идеального» общества (по расовой теории Третьего рейха)».
Примерные вопросы докладчику:
1. На чём основывалась нацистская расовая политика Третьего рейха?
2. Каким образом складывалась судьба людей с психическими расстройствами?
3. Как реагировала мировая общественность на реализацию программы Т-4?
Доклад 3. «Программа Т-4 и массовые убийства больных на оккупированных территориях»
Примерные вопросы докладчику:
1. Какова предыстория появления программы Т-4?
2. Кто был ответственными лицами по реализации этой программы?
3. Как нацисты определяли цели программы Т-4?
4. Кто стал жертвами программы Т-4?
5. Как реагировала немецкой общество на реализацию этой программы?
Примерные вопросы для обсуждения
1. Считаете ли Вы, затронутую нами тему, актуальной и важной?
2. Что нужно сделать для того, чтобы люди знали и помнили о данной трагедии?
3. Каким образом рассказывать об этом молодёжи?
Секция 3 «Холокост и национальные меньшинства»
Примерная тематика докладов:
Доклад 1. План Ост как программа истребления негерманизированных народов.
Примерные вопросы докладчику:
1. В чём суть плана «Ост»? Кто являлся его разработчиками?
2. Какие существуют варианты плана «Ост»?
3. В чём заключались основные принципы расисткой идеологии нацистов?
Доклад 2. Славянские жертвы Холокоста (на примере белорусского, украинского, польского, сербского народов).
Примерные вопросы докладчику:
1. Кого, кроме евреев, нацисты относили к «неполноценным расам» и почему?
2. Куда помещали неугодные Третьему рейху народы?
3. Существует ли официальная статистика по жертвам славянского Холокоста? Какие данные она нам предоставляет?
Доклад 3. Цыгане как жертвы нацисткой идеологии и политики.
Примерные вопросы докладчику:
1. Почему цыгане попали в поле зрения нацистов как «ненужный» народ?
2. Какой концлагерь считается самым крупным для содержания цыган под арестом?
3. Какие известны мемориалы памяти цыганам-жертвам нацисткой политики?
Примерные вопросы для обсуждения
1. Считаете ли Вы, затронутую нами тему, актуальной и важной?
2. Что нужно сделать для того, чтобы люди знали и помнили о данной трагедии?
3. Каким образом рассказывать об этом молодёжи?
Секция 4 «Холокост: память и современность»
Примерная тематика докладов:
Доклад 1. Нюрнбергский процесс - возмездие преступникам против человечества. Срока давности нет!
Примерные вопросы докладчику:
1. Почему процесс над нацистскими преступниками прошел в Нюрнберге? Участники Суда истории?
2. Какие обвинения, кому и в чём прозвучали на этом суде?
3. Итоги Суда истории.
Доклад 2. Память о Холокосте в Израиле: Национальный мемориал катастрофы и героизма Яд Ва-Шем.
Примерные вопросы докладчику:
1. Когда и с какой целью был основан данный мемориал?
2. Что включает в себя мемориал?
3. Какое количество людей посещает данный мемориал ежегодно?
Доклад 3. Память о Холокосте в России: музей Холокоста в Москве.
Примерные вопросы докладчику:
1. Кому принадлежала идея этого музея?
2. Каким образом она реализовалась? Когда музей был открыт?
3. На какие 2 части делится экспозиция этого музея?
Доклад 4. Еврейский Музей и центр толерантности в Москве как напоминание человечеству о войне
Примерные вопросы докладчику:
1. Когда появился данный Центр?
2. Какова его основная идея?
3. Нужны ли подобные центры и зачем?
Примерные вопросы для обсуждения
1. Считаете ли Вы, затронутую нами тему, актуальной и важной?
2. Что нужно сделать для того, чтобы люди знали и помнили о данной трагедии?
3. Каким образом рассказывать об этом молодёжи?
Круглый стол
Ведущий круглого стола:
На нашем заседании круглого стола нам предстоит итоги сегодняшней работы. Предлагается следующий регламент: каждый модератор озвучивает выводы и меры (мероприятия), к которым в ходе обсуждения пришли участники секций. В итоге из всего комплекса мер и предложений нам необходимо выбрать наиболее действенные и принять единый проект решения.
Примерный список вопросов для обсуждения на круглом столе:
1. Почему тема Холокоста сегодня становиться особенно актуальной?
2. Какие аспекты данной темы, как Вам кажется, недостаточно освещены и изучены в СМИ?
3. Каким образом рассказывать об этой проблеме подрастающему поколению?
4. Имеем ли мы право навязывать определенное мнение по данному вопросу молодежи? Не нарушает ли это их право на выбор?
Примерный проект решения:
1. Провести акцию: «Мы не разные, мы равные».
2. Выпустить буклет «Память вне времени».
3. Организовать экскурсии в Музей малолетних узников концлагерей.
4. Провести мемориальное мероприятие: «Трагедия Холокоста – часть всемирной истории».
5. Организовать психологические тренинги по толерантности.
6. Провести конкурс плакатов «Мы все такие разные, но мы вместе».
7. Организовать открытый кинопоказ (с дальнейшим обсуждением) фильмов, посвященных теме Холокоста. Например, «Список Шиндлера», «Пианист», «Нюрнбергский процесс».
Закончить нашу встречу мы хотим словами великого человека и академика Д. С. Лихачёва «… над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации».
Заключение
Следует отметить, что список мероприятий, тематика докладов, вопросов для обсуждения, выводы – носят исключительно рекомендательный характер. Возможно внесение корректировок в сценарий НПК в зависимости от возраста, уровня подготовленности аудитории, масштаба мероприятия.
Список источников информации
Аннинский Л. На полях Холокоста: заметки читателя // Иностранная литература. – 2006. - N 10. - С. 284-290.
Безыменский Л. Информация по-советски // Знамя. – 1998. - N 5. - С. 191-199.
Беленькая Е. Не бывает геноцида против одного народа // Этносфера. - 2008. - N 8. - С. 8-9.
Бениш Г. Что делает из людей преступников? // GEO. - 2009. - N 5. - С. 110-124.
Ветте В. Война на уничтожение: вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 1999. - N 3. - С. 72-79.
Горелов О. Холокост коснулся всех // Деловые люди. – 2005. - N 5. - С. 46-48.
Корсак А. "Чтоб не стала планета печальным Гетто... ": трагедия Беларуси во время Великой Отечественной войны // Родина. - 2008. - N 7. - С. 116-119.
Кудряшов С. Пожертвование через огонь // Родина. – 2002. - N 4/5. - С. 160-165 : ил.
Куняев С. Жрецы и жертвы Холокоста // Наш современник. - 2010. - N 1 – 10.
Полян П. М. Между Аушвицем и Бабьим Яром : размышления и исследования о Катастрофе / П. М. Полян. – М. : РОССПЭН , 2010. - 583 с.
Рашковский Е. Б. Судьбы Европы и недоученные уроки Холокоста // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. - N 7. - С. 95-102.
Ротерштейн В. М. Урок "Бабий Яр: память общества или забвение? " // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. - N 5. - С. 50-57.
Семанов С. Русский холокост // Наш современник. - 2008. - N 1. - С. 253-257.
Уроки холокоста // Наша власть: дела и лица. - 2010. - N 1/2. - С. 76-77.
Эренбург И., Гроссман В. «Черная книга». – М.: Издательство «Corpus», 2014
https://ru.wikipedia.org/wiki/Холокост
nterpretive.ru/dictionary/410/word/holokost
http://новости.ru-an.info/холокост
http://www.ushmm.org/wlc/ru/article.php?ModuleId=10005143
http://www.holocf.ru/pages/87
3