Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему одаренность»
КУСКИ ИЗ ДИСС ГАРЕЕВА (См. скан)
Следует отличать креативный продукт от креативного процесса. Продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и по его значению, креативный процесс - по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей, по дивергентности мышления (не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т.д. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и для искусства.
Под «креативным продуктом» мы понимаем результат творческой деятельности субъекта (студента), отличающийся субъективной или объективной новизной, при этом они характеризуются (Ф. Баррон, И.А. Шаршов, Е. Л. Яковлева) также оригинальностью, валидностью, уместностью, способностью удовлетворять потребности, адекватностью.
«Креативный учебный процесс» - это организация такой учебной творческой деятельности, в результате которой становится возможным создание субъектами учебной деятельности (студентами) нового креативного продукта.
По мнению Е.Л. Яковлевой, «при всем разнообразии определений креативности (как способности порождать оригинальные идеи; отказываться от стереотипных способов мышления; способности к постановке гипотез; к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность - это способность создавать нечто новое, оригинальное. [323]
Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс. Так, в качестве основы творческости бралась «регрессия, обслуживающая Эго» (Э. Крис, 1960) и предсознательные процессы (Л. Куби, 1958). Впоследствии С. Ариети (1964) предпринял попытку изучения творческости как своеобразного синтеза бессознательных процессов и логического мышления, присвоив этому синтезу наименование «третичных процессов». И, наконец, креативность стала рассматриваться как высшая форма мышления, превосходящая обычные мыслительные акты».
При рассмотрении творческости как аспекта интеллекта она фактически оценивается по результату; основным критерием творческости мыслительного акта является его результативность. Так называемый личностный подход на самом деле является логическим следствием представления о творческости как об аспекте интеллекта, поскольку в нем изучаются личностные особенности людей, достигающих высоких результатов в области мыслительной деятельности. Поэтому закономерно, что синтетический подход, который пытается разрешить это мнимое противоречие, по сути, остается на тех же позициях, признавая основным критерием творческости продуктивность решения мыслительной задачи.
К синтетическому подходу в отечественной психологии могут быть отнесены исследования Д.Б. Богоявленской, для которой основным показателем творческости является интеллектуальная активность, сочетающая в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и моти-вационный. Критерием проявления творческости является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных заданий».[41]
Большой вклад в разработку проблемы креативности внесли и зарубежные психологи с мировым именем - Поль Торренс, Дж. Гилфорд и др. Так, Поль Торренс рассматривает креативность как показатель одаренности. П. Торренс пишет, что «многочисленные психологические исследования изменили первоначальное представление о высоком 1() (коэффициенте интеллектуальности) как о единственном критерии выдающихся достижений, продемонстрировали важнейшую роль творческого потенциала и личностной сферы, интересов и специальных способностей, а также окружения и обучения как условия развития одаренности. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями человека, определяемыми как креативность». [277, 343].