СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему одаренность

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка о работе с одаренными детьми

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему одаренность»

КУСКИ ИЗ ДИСС ГАРЕЕВА (См. скан)


Следует отличать креативный продукт от креативного процесса. Про­дукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и по его значению, креативный процесс - по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей, по дивергентности мышления (не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т.д. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и для искусства.

Под «креативным продуктом» мы понимаем результат творческой дея­тельности субъекта (студента), отличающийся субъективной или объектив­ной новизной, при этом они характеризуются (Ф. Баррон, И.А. Шаршов, Е. Л. Яковлева) также оригинальностью, валидностью, уместностью, способно­стью удовлетворять потребности, адекватностью.

«Креативный учебный процесс» - это организация такой учебной твор­ческой деятельности, в результате которой становится возможным создание субъектами учебной деятельности (студентами) нового креативного продук­та.

По мнению Е.Л. Яковлевой, «при всем разнообразии определений креа­тивности (как способности порождать оригинальные идеи; отказываться от стереотипных способов мышления; способности к постановке гипотез; к по­рождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность - это способность создавать нечто новое, ориги­нальное. [323]

Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она пони­малась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс. Так, в качестве основы творческости бралась «регрессия, обслуживающая Эго» (Э. Крис, 1960) и предсознательные процессы (Л. Куби, 1958). Впоследствии С. Ариети (1964) предпринял попытку изучения творческости как своеобразного синтеза бес­сознательных процессов и логического мышления, присвоив этому синтезу наименование «третичных процессов». И, наконец, креативность стала рас­сматриваться как высшая форма мышления, превосходящая обычные мысли­тельные акты».

При рассмотрении творческости как аспекта интеллекта она фактически оценивается по результату; основным критерием творческости мыслительно­го акта является его результативность. Так называемый личностный подход на самом деле является логическим следствием представления о творческо­сти как об аспекте интеллекта, поскольку в нем изучаются личностные осо­бенности людей, достигающих высоких результатов в области мыслительной деятельности. Поэтому закономерно, что синтетический подход, который пытается разрешить это мнимое противоречие, по сути, остается на тех же позициях, признавая основным критерием творческости продуктивность решения мыслительной задачи.

К синтетическому подходу в отечественной психологии могут быть от­несены исследования Д.Б. Богоявленской, для которой основным показате­лем творческости является интеллектуальная активность, сочетающая в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и моти-вационный. Критерием проявления творческости является характер выпол­нения человеком предлагаемых ему мыслительных заданий».[41]

Большой вклад в разработку проблемы креативности внесли и зарубеж­ные психологи с мировым именем - Поль Торренс, Дж. Гилфорд и др. Так, Поль Торренс рассматривает креативность как показатель одаренности. П. Торренс пишет, что «многочисленные психологические исследования изме­нили первоначальное представление о высоком 1() (коэффициенте интеллек­туальности) как о единственном критерии выдающихся достижений, проде­монстрировали важнейшую роль творческого потенциала и личностной сфе­ры, интересов и специальных способностей, а также окружения и обучения как условия развития одаренности. В большинстве научных концепций ода­ренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможно­стями и способностями человека, определяемыми как креативность». [277, 343].