СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по курсу "История России XIX век".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый  урок-исследование предназначен для учащихся 8 классов,  владеющих навыками анализа исторического текста.  Рассчитан  на 2 урока по 45 минут. Этот урок включен в систему междисциплинарных занятий по программе «Одаренный ребенок» (тема «Адаптация»), но он имеет также и самостоятельное  значение  в  рамках преподавания курса истории для детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по курсу "История России XIX век".»

Урок истории 8 класс (2 часа)

Заслуженный учитель РФ Тимофеева И.Ю.

Пояснительная записка

Предлагаемый урок-исследование предназначен для учащихся 8 класса, владеющих навыками анализа исторического текста. Рассчитан на 2 урока по 45 минут. Этот урок включен в систему междисциплинарных занятий по программе «Одаренный ребенок» (тема «Адаптация»), но он имеет также и самостоятельное значение в рамках преподавания курса истории для детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями. Такой урок-исследование позволяет изучать не только фактический исторический материал базовой программы, но и расширить представление учащихся о состоянии экономики Российской империи в 80-90 гг. XIX века на основе данных статистики по конкретным отраслям промышленности, познакомиться с различными историческими первоисточниками. Поставленную на этапе мотивации проблему предлагается решить, работая в малых группах, сформированных учителем или организованных по желанию детей. Задачей такого исследования является выяснение причин возникновения диспропорции в развитии промышленности и сельского хозяйства, как отличительной черты экономики этого исторического периода. Преимуществом групповой формы работы является то, что ребята, изучая сложный для них текст могут обсудить его, помочь друг другу разобраться в событиях.

В ходе обмена собранной информацией учащиеся задают вопросы, которые помогают усилить значение той или иной причины, или акцентировать внимание на том, что не попало в фокус рассмотрения данной группой или осталось незамеченным. При этом на доске учитель заполняет плакат выделенных учащимися причин.

На этапе анализа информации учитель подводит детей к выводу о том, что невозможно узнать всестороннюю, объективную информацию о состоянии экономики, если не учитывать как деятельность талантливых государственных деятелей, так и подлинные показатели динамики развития конкретных областей промышленности. В ходе обсуждения вопроса о причинах возникновения диспропорции в экономике дети высказывают свои идеи и учитель, подводя итог, вместе с учащимися формулирует заключение и обобщение занятия о том, что государственная политика в области сельского хозяйства не была выстроена. Очень важным на этом уроке является этап рефлексии, где учащиеся, анализируя высказанные в начале урока гипотезы и составленные группами рабочие листы выясняют, какая же из причин наибольшим образом определила сложившееся состояние экономики.


Тема: Экономическое развитие России в годы правления

Александра III .

Цели: - Изучить факты о состоянии развития экономики Российской

империи в период правления Александра III.

- Сравнить темпы роста различных отраслей экономики.

- Определить причины подъема промышленности и спада показателей

сельского хозяйства.

Обобщение: «Государство проводило эффективную экономическую (инвестиционную) политику в лице таких талантливых государственных деятелей, как Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский и С.Ю. Витте, что обеспечило взлет промышленности, в то же время государственная политика в области сельского хозяйства не была им выстроена».

Тип урока: индуктивное исследование.

Материалы: экономические таблицы 80-90-х годов XIX в., тексты,

составленные учителем, иллюстрации – портреты Н.Х. Бунге,

И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте, репродукция картины

И.Репина «Торжественное заседание Государственного

совета», документы.

Оборудование: смарт-доска, мультимедийный проектор


Ход урока:


  1. Мотивация, актуализация знаний.

Учитель: «Какой период российской истории занимает сейчас наши умы? Что мы изучали на прошлом уроке?»

Учащиеся: Мы изучали внутреннюю и внешнюю политику Александра III и

пришли к выводу о том, что Александр III отказался от продолжения начатых его отцом либеральных преобразований и взял твердый курс на сохранение основ самодержавия. Реформаторская деятельность продолжалась лишь в области экономики.


Учитель: Сегодня на уроке мы и займемся изучением состояния экономики в период правления Александра III. На сайте библиотеки исторического факультета МГУ я нашла таблицу, которая имеет отношение к изучаемому нами периоду и , надеюсь, вызовет у вас интерес.


Учитель выводит на смарт-доску или показывает при помощи мультимедиапроектора таблицу «Динамика российской промышленности»

Таблица отображает показатели развития промышленности и сельского хозяйства с 1881 по 1894 гг.

Учитель: «Видите ли вы какую-нибудь закономерность?»

Выслушать высказывания учащихся, подвести итог:

Учитель: «Да, отрасли промышленности, связанные с металлообработкой, нефтеперерабатывающей промышленностью, тяжелой промышленностью, металлургией, железнодорожным строительством показывают стабильный рост, подъем, активно развиваются, а показатели тех отраслей, которые работают на сырье, поставляемом сельским хозяйством – либо не изменяются, либо падают.

Действительно, вы обратили внимание на отличительную черту этого исторического периода - диспропорцию в путях развития экономики этого периода».



Постановка проблемы

Учитель прикрепляет на доску схему:





(Схема должна изображать рост промышленности и спад сельского хозяйства)


Учитель: «Как вы думаете, почему так происходило, ваши гипотезы?»

Учащиеся формулируют и записывают на цветных «облачках» свои предположения, прикрепляя их на доску к главному вопросу исследования.










Учитель обращает внимание детей на то, что сформулировано достаточно много разных гипотез и это видно.

Учитель: «Итак, необходимо обратиться к историографии вопроса, изучить материалы необходимые в поиске фактов для проверки гипотез, для того, чтобы выяснить»:



Почему в экономике России в период правления Александра III возникла диспропорция в развитии промышленности и сельского хозяйства?





II. Исследование в малых группах.

Учащиеся работают в малых группах по 4-5 человек. Каждая группа получает для изучения подготовленные учителем тексты и документы к ним:

1 гр. «Деятельность Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского»;

2 гр. «Железнодорожное строительство в России»;

3 гр. «Российская промышленность в 80-90 годы XIX века»;

4 гр. «Золотое десятилетие» российской промышленности»;

5 гр. «Сельское хозяйство в 80-90 гг. XIX в.».


Перед началом работы обсудить с детьми план.

  1. Изучить факты, документы, иллюстрации.

  2. Описать отрасли экономики, о которых говорится в тексте.

  3. Определить состояние развития данной отрасли.

  4. Выделить причины роста или спада данной отрасли.

  5. Оформить найденные факты на рабочем листе в свободной форме в виде схемы, цепочки фактов, таблицы, рисунков-символов.

  6. Сформулировать вывод о том, почему это стало возможным.


  1. Обмен информацией.

Каждая группа по очереди, у доски представляет свои находки, зафиксированные на рабочем листе.

Учитель заносит на плакат причин выводы каждой группы.

Причины


1

Благоприятная законодательная база


2

Система налогообложения


3

Таможенные пошлины


4

Активные биржевые операции


5

Давление на международный финансовый рынок


6

Подъем курса рубля


7

Помощь правительства промышленности


8

Энергичное участие государства


9

Привлечение иностранного капитала


10

Деятельность Н.Х.Бунге, И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте


11


12




IV. Подведение итогов

- Давайте сформулируем общий вывод о причинах дисинхронизации в экономике России периода правления Александра III.

Учащиеся, опираясь на плакат причин, формулируют итоговый вывод:


Государство проводило эффективную экономическую (инвестиционную) политику в лице таких талантливых государственных деятелей, как

Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский и С.Ю. Витте, что обеспечило взлет промышленности, в то же время государственная политика в области сельского хозяйства не была им выстроена.










Учитель набирает на компьютере сформулированный детьми вывод и выводит через мультимедийный проектор на доску.


V. Рефлексия

Вернуться к гипотезам, выдвинутым учащимися на этапе мотивации и выяснить, чьи предположения подтвердились.


Домашнее задание: Изучить тексты других групп и дополнить в тетради таблицу причин диспропорции в развитии промышленности и сельского хозяйства; 31 История России XIX век, Данилов А.А., Косулина Л.Г., «Московский учебник» 2011 г.