Урок истории 8 класс (2 часа)
Заслуженный учитель РФ Тимофеева И.Ю.
Пояснительная записка
Предлагаемый урок-исследование предназначен для учащихся 8 класса, владеющих навыками анализа исторического текста. Рассчитан на 2 урока по 45 минут. Этот урок включен в систему междисциплинарных занятий по программе «Одаренный ребенок» (тема «Адаптация»), но он имеет также и самостоятельное значение в рамках преподавания курса истории для детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями. Такой урок-исследование позволяет изучать не только фактический исторический материал базовой программы, но и расширить представление учащихся о состоянии экономики Российской империи в 80-90 гг. XIX века на основе данных статистики по конкретным отраслям промышленности, познакомиться с различными историческими первоисточниками. Поставленную на этапе мотивации проблему предлагается решить, работая в малых группах, сформированных учителем или организованных по желанию детей. Задачей такого исследования является выяснение причин возникновения диспропорции в развитии промышленности и сельского хозяйства, как отличительной черты экономики этого исторического периода. Преимуществом групповой формы работы является то, что ребята, изучая сложный для них текст могут обсудить его, помочь друг другу разобраться в событиях.
В ходе обмена собранной информацией учащиеся задают вопросы, которые помогают усилить значение той или иной причины, или акцентировать внимание на том, что не попало в фокус рассмотрения данной группой или осталось незамеченным. При этом на доске учитель заполняет плакат выделенных учащимися причин.
На этапе анализа информации учитель подводит детей к выводу о том, что невозможно узнать всестороннюю, объективную информацию о состоянии экономики, если не учитывать как деятельность талантливых государственных деятелей, так и подлинные показатели динамики развития конкретных областей промышленности. В ходе обсуждения вопроса о причинах возникновения диспропорции в экономике дети высказывают свои идеи и учитель, подводя итог, вместе с учащимися формулирует заключение и обобщение занятия о том, что государственная политика в области сельского хозяйства не была выстроена. Очень важным на этом уроке является этап рефлексии, где учащиеся, анализируя высказанные в начале урока гипотезы и составленные группами рабочие листы выясняют, какая же из причин наибольшим образом определила сложившееся состояние экономики.
Тема: Экономическое развитие России в годы правления
Александра III .
Цели: - Изучить факты о состоянии развития экономики Российской
империи в период правления Александра III.
- Сравнить темпы роста различных отраслей экономики.
- Определить причины подъема промышленности и спада показателей
сельского хозяйства.
Обобщение: «Государство проводило эффективную экономическую (инвестиционную) политику в лице таких талантливых государственных деятелей, как Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский и С.Ю. Витте, что обеспечило взлет промышленности, в то же время государственная политика в области сельского хозяйства не была им выстроена».
Тип урока: индуктивное исследование.
Материалы: экономические таблицы 80-90-х годов XIX в., тексты,
составленные учителем, иллюстрации – портреты Н.Х. Бунге,
И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте, репродукция картины
И.Репина «Торжественное заседание Государственного
совета», документы.
Оборудование: смарт-доска, мультимедийный проектор
Ход урока:
Мотивация, актуализация знаний.
Учитель: «Какой период российской истории занимает сейчас наши умы? Что мы изучали на прошлом уроке?»
Учащиеся: Мы изучали внутреннюю и внешнюю политику Александра III и
пришли к выводу о том, что Александр III отказался от продолжения начатых его отцом либеральных преобразований и взял твердый курс на сохранение основ самодержавия. Реформаторская деятельность продолжалась лишь в области экономики.
Учитель: Сегодня на уроке мы и займемся изучением состояния экономики в период правления Александра III. На сайте библиотеки исторического факультета МГУ я нашла таблицу, которая имеет отношение к изучаемому нами периоду и , надеюсь, вызовет у вас интерес.
Учитель выводит на смарт-доску или показывает при помощи мультимедиапроектора таблицу «Динамика российской промышленности»
Таблица отображает показатели развития промышленности и сельского хозяйства с 1881 по 1894 гг.
Учитель: «Видите ли вы какую-нибудь закономерность?»
Выслушать высказывания учащихся, подвести итог:
Учитель: «Да, отрасли промышленности, связанные с металлообработкой, нефтеперерабатывающей промышленностью, тяжелой промышленностью, металлургией, железнодорожным строительством показывают стабильный рост, подъем, активно развиваются, а показатели тех отраслей, которые работают на сырье, поставляемом сельским хозяйством – либо не изменяются, либо падают.
Действительно, вы обратили внимание на отличительную черту этого исторического периода - диспропорцию в путях развития экономики этого периода».
Постановка проблемы
Учитель прикрепляет на доску схему:



(Схема должна изображать рост промышленности и спад сельского хозяйства)
Учитель: «Как вы думаете, почему так происходило, ваши гипотезы?»
Учащиеся формулируют и записывают на цветных «облачках» свои предположения, прикрепляя их на доску к главному вопросу исследования.





Учитель обращает внимание детей на то, что сформулировано достаточно много разных гипотез и это видно.
Учитель: «Итак, необходимо обратиться к историографии вопроса, изучить материалы необходимые в поиске фактов для проверки гипотез, для того, чтобы выяснить»:
Почему в экономике России в период правления Александра III возникла диспропорция в развитии промышленности и сельского хозяйства?
II. Исследование в малых группах.
Учащиеся работают в малых группах по 4-5 человек. Каждая группа получает для изучения подготовленные учителем тексты и документы к ним:
1 гр. «Деятельность Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского»;
2 гр. «Железнодорожное строительство в России»;
3 гр. «Российская промышленность в 80-90 годы XIX века»;
4 гр. «Золотое десятилетие» российской промышленности»;
5 гр. «Сельское хозяйство в 80-90 гг. XIX в.».
Перед началом работы обсудить с детьми план.
Изучить факты, документы, иллюстрации.
Описать отрасли экономики, о которых говорится в тексте.
Определить состояние развития данной отрасли.
Выделить причины роста или спада данной отрасли.
Оформить найденные факты на рабочем листе в свободной форме в виде схемы, цепочки фактов, таблицы, рисунков-символов.
Сформулировать вывод о том, почему это стало возможным.
Обмен информацией.
Каждая группа по очереди, у доски представляет свои находки, зафиксированные на рабочем листе.
Учитель заносит на плакат причин выводы каждой группы.
Причины
1 | Благоприятная законодательная база |
2 | Система налогообложения |
3 | Таможенные пошлины |
4 | Активные биржевые операции |
5 | Давление на международный финансовый рынок |
6 | Подъем курса рубля |
7 | Помощь правительства промышленности |
8 | Энергичное участие государства |
9 | Привлечение иностранного капитала |
10 | Деятельность Н.Х.Бунге, И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте |
11 | |
12 | |
IV. Подведение итогов
- Давайте сформулируем общий вывод о причинах дисинхронизации в экономике России периода правления Александра III.
Учащиеся, опираясь на плакат причин, формулируют итоговый вывод:
Государство проводило эффективную экономическую (инвестиционную) политику в лице таких талантливых государственных деятелей, как
Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский и С.Ю. Витте, что обеспечило взлет промышленности, в то же время государственная политика в области сельского хозяйства не была им выстроена.
Учитель набирает на компьютере сформулированный детьми вывод и выводит через мультимедийный проектор на доску.
V. Рефлексия
Вернуться к гипотезам, выдвинутым учащимися на этапе мотивации и выяснить, чьи предположения подтвердились.
Домашнее задание: Изучить тексты других групп и дополнить в тетради таблицу причин диспропорции в развитии промышленности и сельского хозяйства; 31 История России XIX век, Данилов А.А., Косулина Л.Г., «Московский учебник» 2011 г.