СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Формирование здорового образа жизни школьника в современных условиях"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке уделяется внимание внеклассной работе по формированию здорового образа жизни школьников, в том числе идеям, формам классных часов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Формирование здорового образа жизни школьника в современных условиях"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стародубская средняя общеобразовательная школа № 1»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.












Выполнила:

Учитель биологии МБОУ ССОШ № 1

Киндыч Наталья Кирилловна






Содержание

Введение …………………………………………………………с.2

1.КЛАССНЫЙ ЧАС КАК «ЕДИНИЦА» ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

1.1 Классный час и ЗОЖ................................................................с.3

1.2 Основные компоненты современного классного часа…….с.4

1.3 Функции классных часов…………….....................................с.6

1.4 Тематика классных часов.........................................................с.7

1.5 Организация классного часа....................................................с.8

1.6 Продолжительность классного часа......................................с.19

1.7 Структура классного часа.......................................................с.11

1.8 Особенности проведения классных часов по профилактике ЗОЖ..................................................................................................с.12

2. ИДЕИ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ КЛАССНЫХ ЧАСОВ....с.12

2.1 Основные принципы деятельности при организации и проведении классных часов и формирование ЗОЖ........................................ .с.14.

2.2 Формы и содержание классных часов……………………….с.15

3. ДРУГИЕ ФОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ.............................


Заключение........................................................................................с.20

Список литературы...........................................................................с.21

Примечания…………………………………………………………с.22

Приложения…………………………………………………………с.23















ВВЕДЕНИЕ

Реализация «концепции модернизации российского образования» неразрывно связана с поиском и освоением возможностей практического воплощения положений личностно – ориентированного обучения и воспитания. Отсюда повышенный интерес к педагогической поддержки в рамках решения проблемы формирования здорового образа жизни среди школьников разных уровнейприемлемому для современных условий средству, способствующему развитию личности.[1] Педагогический смысл поддержки отражается в двух подходах к её определению – широком и узком.

Широкая интерпретация связывается с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, формирования способности к самостоятельным действиям и свободному выбору. Это позволяет подростку научиться делать выбор. Узкий смысл ассоциируется с помощью педагога, его содействием в разрешении проблем, связанных со здоровьем, общением, самоопределением.[2]

В наше время – в век электроники, функцию обучения и развития могут успешно реализовать компьютеры, видеотехника. При этом особенность состоит в том, что она не создаёт ситуации негативного напряжения для обучающегося, не задевает чувство собственного достоинства критикой, нелестными движениями, наказаниями. Интернет и социальные проблемы мешают ребёнку открыться, и он уходит в себя. Естественно встаёт вопрос, с одной стороны, какой учитель способен успешно конкурировать с современными проблемами, и, с другой – как он может стать источником духовного преобразования подростка? В связи с этим нужны новые стратегии обучения и воспитания, ориентированы на человека как высшую ценность и предполагающие переход от авторитарного воздействия человека к эффективному воздействию с ним.

Профилактика ЗОЖ в школе стоит в одном ряду с другими, не менее важными проблемами, которые должны решаться в процессе воспитания детей, начиная с раннего школьного возраста, и состоит в применении воспитательно – педагогических методов, направленных на формирование у подростков представлений об общечеловеческих ценностях и здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в девиантную ситуацию; на передачу учащимся знаний о социальных и психологических последствиях вредных привычек с целью устойчивого отказа от вредных привычках; на привитие учащимися умений и навыков активной психологической защиты и воспитания привычки вести здоровый образ жизни.

Актуальность вопроса рассматривается в психологической перестройке в деятельности и общении педагога с его подопечными, в использовании им в своей практике такие формы работы с учениками, которые позволили бы ему достичь должного уровня в общении. Необходим комплексный подход к этой проблеме и школа её важный элемент. ( Приложение 1)

Объектом является классный час, как «единица» воспитательного процесса, а так же другие формы формирования ЗОЖ.

Предметом рассмотрения вопроса является применение классных часов и других форм в процессе формирования ЗОЖ.

Цель – показать разновидность такой воспитательной формы как классный час, а так же наличие других форм по профилактике ЗОЖ.

Задачи:

- Изучить структуру классного часа согласно заявленной тематике;

- Изучить методику преподавания классного часа;

- Классифицировать классные часы по степени активности учащихся;

- Дать градацию классных часов в соответствии с возрастом;

- Выявить другие формы работы с учащимися по формированию ЗОЖ.

Методы:

- Изучение литературы;

- Изучение материалов интернета

- Визуальная фиксация проведения классных часов.



ГЛАВА 1. КЛАССНЫЙ ЧАС КАК «ЕДИНИЦА» ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ФОРМИРОВАНИИ ЗОЖ.

1.1 Классный час и ЗОЖ.

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Необходимо определить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час.
Известные ученые считают, что классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. Его можно назвать специально организационной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. [3]

Исходя из названных определений классного часа, можно сделать некоторые выводы. Прежде всего, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации, которой играет педагог.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

-создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей;

- обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке;

- формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка;

- усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности;

- формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.

При этом нужно осознавать, что многие общественные поро­ки, а так же отсутствие привычки , например, заниматься спортов, далеко не преодолены и вряд ли будет преодолено с помощью одних классных часов. В стране тысячи любителей «дурмана», сотни беспризорников. Ежедневно совершаются правонарушения и преступления, в том числе среди несовершеннолетних. (Приложение2) Значительно снизил­ся уровень пригодности молодых людей к военной службе. Задачи оздоровления общества, привлечения школьников к активному досугу, интересным и социально значимым делам как никог­да актуальны. Дети должны чувствовать свою нужность, за­щищенность, видеть профессиональные и жизненные пер­спективы, испытывать уверенность в завтрашнем дне. Всё это залог того, что призрачные ценности, миражи померкнут перед красками реальной созидательной жизни. И в этом может помочь классный час.

Таким образом, классный час является не исключительной формой профилактики и формирования ЗОЖ, но одним из элементов в комплексном решении этой проблемы.

1.2 Основные компоненты классных часов.

Классный час включает несколько компонентов, без которых невозможна реализация основных задач воспитательного процесса.[4]

Прежде всего, это целевые компоненты. Целевые установки связаны с развитием индивидуальности, субъективности и креативности ребенка, с проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Этот компонент поможет найти ребёнку понятный только для него подход к решению проблему употреблять наркотики или нет.

Следующий компонент - содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и самоутверждения личности ребенка. Ребёнок сам выясняет, какой материал более значим для информационной грамотности в области наркотической зависимости.

Организационно - деятельностный компонент означает, что обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности позволит решить поставленную проблему более всесторонне.

Оценочно-аналитический компонент. Здесь в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают: проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации [5]

Во-первых, составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;

Во- вторых, уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;

В – третьих, выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;

В- четвёртых, индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;

В- пятых, составление совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;

В- шестых, проведение классного часа;

И, наконец, анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Классный час может проводиться в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция. Время распределяется и планируется классным руководителем и обучающимися. Но также следует учитывать, что возможно экстренное классное собрание или замена одной формы проведения классного часа другой по тем или иным причинам. Необходимо отметить, что классный руководитель, проводя воспитательный час или классное собрание, решает разные задачи, изменяет содержание и методы проведения той или иной формы классного часа. Но в то же время, нельзя не заметить, что все формы классного часа связаны друг с другом. Методика организации и проведения классного часа помогает определить его содержание. Содержание классного часа может зависеть от возраста школьников, а также целей и задач, которые определил классный руководитель. [6]Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, помнить об их нравственных представлениях, интересах и т.д.

Перечисление основных компонентов классного часа дают представление о комплексности в подходе пропаганды ЗОЖ и помогают учащимся самим решать эту проблему вместе со школой и семьёй.

1.3 Функции классных часов.

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день.

По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую. [7]

Итак, просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по проблеме вредных привычек и необходимости заниматься спортом. Пред­метом классного часа могут быть и знания из области биологии, например, а также сведения о событиях, происходящих в дерев­не, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать лю­бое явление социальной жизни, касающееся данной проблемы. Целью этой функции также является необходимость сформировать у учащихся понятие о вещест­вах, способных воздействовать на психику человека; подвес­ти учащихся к мысли о том, что понятия, например, «падение» неразрывно связаны между собой в случае употребления че­ловеком вредных веществ, постоянного засаживания за компьютером, отсутствия привычки заниматься спортом . Чем полнее, глубже будет информация, тем чаще дети будут задумываться .

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Ес­ли просветительная функция предполагает знакомство с миром, где есть много возможностей для развития, то ориентирующая даёт его оценку. Названные функции неразрывно связа­ны между собой.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Ес­ли в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. [8] Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указан­ные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся в мир здорового будущего.

1.4 Тематика классного часа.

Оттенки тематики по формированию ЗОЖ классных часов разнообразны. Они заранее определяется и отражается в планах классных руководителей.[9] Кажется, что разговор может идти только в определённо заданном темпе и ракурсе, однако это не так. У проблемы много сторон. Что же это за проблемы.
Морально-этические проблемы. На них формируется опреде­лённое отношение школьников к ЗОЖ, к труду, коллективу, природе, родителям, самому себе.

Проблемы науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отноше­ния к жизни. Учащиеся должны повысить свой интеллектуальный уровень по данной проблеме.

Эстетические проблемы возникают в процессе таких классных часов, когда ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни и к себе, развился творческий потенциал, который сможет заменить антиценности,.

Вопросы государства и права развивают интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за свои действия. Рассматривая эти вопросы, воспитанники учатся видеть суть развития своего государства в зависимости от их выбора позиции и правильного образа жизни.
Нельзя не уделить внимание и вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека.

Изучение психологических проблем помогают достичь такой цели как стимулирование процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения, необходимого для преодоления пагубных привычек.
Рассматривая общешкольные проблемы, ученики придут к пониманию, что их проблемы, которые в основном и являются причинами возникновения пагубных привычек, не самые большие по сравнению с проблемами других людей, которые находятся рядом.

( Приложене2).

Изучая эти и другие конспекты единой проблемы, учащиеся смогут по - другому посмотреть на окружающий мир и смогут найти свои пути решения.

1.5 Организация классного часа.

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. [10]

Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию.

Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена.

Тема классного часа может быть написана на доске или плака­те, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению.

На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдаю­щейся личности или цитату из известной книги.

На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хо­чется. (Приложение 3) .

Классный час должен содержать доступный для усвоения детьми и подро­стками материал, соответственно, для младших, средних и старших классов. Характер изложения также должен дать возможности для индивидуального творчества с учетом уров­ня собственных знаний и конкретных особенностей детей. Воспитательная работа для всех трех ступеней основаны на одних и тех же тезисах и имеют только разные уровни сложности. Поэтому темы повторяются, но с уче­том изменений возраста и общего развития учащихся.

Можно дать дополнительно информацию о ЗОЖ для полной объективной картины [11] ( Приложение 4) .

Следует отметить, что аспекты формирования ЗОЖ имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему. Поэтому вопросы профилактики ЗОЖ тесно связаны с задача­ми нравственного воспитания, как отмечалось ранее.

1.6 Продолжительность классного часа.

Продолжительность классного часа может быть разной. Однако, не следует затягивать классный час, необходимо закончить его до того, как дети почувствуют усталость. Первый классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20—30 минут, в 9— 11 классах — более 1 часа, когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника. (Приложение 5) Однако, в любом случае надо учитывать требования к режиму дня учащихся. [12]


1.7 Структура классного часа.

В структурном отношении классный час состоит из трех частей:

вступительной, основной и заключительной. [13]

Назначение вступительной части: активизировать внимание уче­ников к проблеме наркомании, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, развитии общества и науки. Вступительная часть должна включать и постановку целей. Среди них можно выделить несколько значимых. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок. Изучение, осмысление и анализ нравственного поведения в выборе правильного пути. Критическое осмысление и анализ собственных поступков, поступков сверстников и одноклассников. Развитие нравственных личностных качеств.[14]

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа и должны к окончанию разговора оформить представление о здоровом образе жизни. В качестве примера к таким задачам можно отнести анализ поведения людей с вредными привычками. Выявить представления учащихся о последствиях неправильного образа жизни. Способствовать овладению методами и формами самоанализа поведения.[15]

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в свою жизнь. Здесь поможет рефлексия. Учащиеся отвечают на вопрос о том, что они узнали, что знали, но дополнили свой ответ и что знали.

Такая структура классных часов позволит наиболее оптимально подать материал и задействовать все возможности. (Приложение 6).

1.8 Особенности проведения классных часов по профилактике ЗОЖ.

Подростковый возраст не случайно называют "трудным" вчера еще такие послушные и дисциплинированные, сегодня мальчики и девочки вдруг становятся неуправляемыми, грубыми и даже жестокими. [16]Во многом причины столь резких перемен характера связаны с мощными физиологическими перестройками, которые претерпевает организм подростка. Темпы созревания различных систем органов оказываются неодинаковыми, нередко они просто не успевают друг за другом (так, к примеру, причина подростковых обмороков чаще всего заключается в том, что общий рост тела опережает развитие сосудистой системы). Субъективно все это проявляется ощущением физиологического дискомфорта - болит или кружится голова, часто тошнит, знобит или, наоборот, бросает в жар. Не понимая до конца, что с ними происходит, и, пугаясь этого, подросток всячески пытается избавиться от негативных переживаний. Реальное знакомство с вредными привычками, отвлечение игрой в компьютер и другие неправильные попытки облегчить свою жизнь в этот период особенно опасны, поскольку создает иллюзию физиологического благополучия, на время, снимая физиологические ощущения.[17]

Детей 10-12 лет (4-5 классы) интересует все, что связано с вредными привычками. Для них многие вещи - это неизвестный и запретный мир, и как все незнакомое и запретное, он вызывает особое любопытство. О последствиях "неправильной" взрослой жизни они либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьёз. Знания обрывочны, чаще всего получены со слов друзей и случайных приятелей. Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества где они получают уроки жизни. Младший подростковый возраст является сенситивным возрастом к формированию отрицательного отношения к антисоциальному поведению людей. Поэтому этому возрасту следует, уделяем особое внимание и усиливать работу.[18]

12 -14 лет - основной возраст начала практического "применения"знаний о жизни . Учащиеся переходят в 6 или 7 класс. Например, интерес вызывает возможность употребления "легких" наркотиков. Широко распространено заблуждение об их существовании. О наркотиках знают многое, но информация черпается из рассказов знакомых, отчего знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику если и не позитивное, то с присутствием определенного "ореола привлекательности". Говорят о проблеме только между собой. Это касается и других проявлений неправильного образа жизни. Первые эпизоды у подростков 12-14 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих.[19] Тематика таких классных часов должна быть уже серьёзнее и направлена не только на формирование здоровой среды, но и на формирование психологической устойчивости к проблемам.

Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми вредными привычками начинается в 14-17 лет (8-11классы). Его часто называют возрастом независимости. Опыт происходит на молодежных вечеринках, в компаниях друзей, в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо опосредованный - через близких знакомых и друзей. Могут сложиться группы с опасными наклонностями, подростки, например будут общаться только с определенными людьми.[20] Классные часы по темам и формам усложняются. Главное вызвать подростка на откровенную беседу и заставить его задуматься над смыслом жизни.

Классный час в формировании правильных жизненных позиций и выбора играет большую роль и помогает решать проблему формирования ЗОЖ в разном возрасте, если подойти к этому правильно.

Глава 2 ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ КЛАССНЫХ ЧАСОВ.

2.1 Основные принципы деятельности при организации и проведении классных часов.

При создании классного часа важно не забывать об определённых принципах, помогающих не отходить от темы и создающих наиболее эффективные условие реализации целей и задач.[21]

Принцип взаимосвязи сознания и деятельности предполагает выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение ребенка. Например, составление или выбор картинок, где изображены красивые успешные знаменитые люди .

Принцип личностно-ориентированного подхода предполагает приоритетное внимание к развитию личностных качеств ребенка. В качестве примера можно привести задание по отбору и анализу достоинств и недостатков человека, помогающих или мешающих выбору .

Принцип вариативности предполагает корректировку содержания работы в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, дел, акций. Например, проведение общешкольных акций по профилактике даёт возможность расширить подтемы классных часов и проводить их чаще чем один раз в неделю.

Принцип продуктивности - получение классным руководителем , а вместе с ним и всей школы реального и практического продукта, имеющего ценность для формирования личности ребенка. Здесь может быть выполнение проекта или исследования, плакат или конкурс на лучший рисунок .

Все эти и многие другие принципы позволят создать условия устойчивого формирования ЗОЖ.

2.2 Формы и содержание классных часов.

Классный час, посвящённый ЗОЖ можно проводить не только в традиционной форме. Их достаточно много. Следует остановится на некоторых из них.[22]

Диспут - публичный спор на научную или общественно важную тему, полемика.[23] Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой диспута. Главная ценность этого часа состоит в том, что в его ходе формируется мышление школьников. Во-первых, ученики вовлекаются в непринужденный, живой разговор, и это помогает избежать формализма в знаниях. Во-вторых, школьники учатся высказывать свое мнение и обосновывать его. В-третьих, приучаются к диалогу, т. е. вникают в доводы оппонента, обнаруживают в доводах слабые места, задают вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, ищут и спокойно приводят контрдоводы. В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту нужно готовиться.

В-пятых, уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения. Стоит добавить и то, что такая форма классного часа больше всего подходит для старшего звена.

Следующая форма - дискуссия - это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая проблему, например, причины, заставляющие подростков не обращать на себя внимание, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность. Спор позволяет ученикам лучше понять одноклассников и взгляды на проблему других людей. Происходит выяснение разных точек зрения, столкновение, которых поможет найти истину, что способствует не только углублению знаний, но и формированию мировоззрения школьников.

Дискуссия позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, стимулирует самостоятельность суждения. Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. Методика ее проведения включает три этапа.[24]

Первый этап - предварительная подготовка.

Второй этап - проведение дискуссии.

На третьем этапе подводятся итоги дискуссии.

Ещё одна форма - Конференция - собрание, совещание представителей для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Круглый стол - форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке; совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников.

Конкурсные программы - это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. Конкурс - это момент сравнения. Конкурсные программы позволяют сформировать адекватную самооценку, развить волевые качества, воспитать эстетический вкус, самоопределиться в мире. Такая форма может применяться во всех звеньях образования. Меняется лишь сложность. Для более эффективного проведения такой формы необходимо яркое название, которое может многократно повысить интерес к предстоящему конкурсу и вызвать желание участвовать в нем. Формулировка конкурсных заданий. Разработка условий и критериев конкурса, зафиксированных в положении о конкурсе.

Виды конкурсных программ также разнообразны. "Поле чудес", "Сто к одному"; «Что? Где? Когда?", "Умники и умницы";

Викторина - вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы. Эта форма также хороша во всех звеньях. Сначала выбирается тема. Подбираются литература, игровые материалы. Учащиеся делятся на команды (не более 10 чел.), выбираются капитаны. Викторина проводится в несколько этапов, в которых задействованы все члены команд. После проведения заключительного этапа викторины определяется общая сумма баллов каждой команды с объявлением команды-победителя. Викторина позволяет выявить уровень знаний по данной теме одних учеников и дополнить знания других.

Презентация - представление проблемы наркотиков в более запоминающейся форме. Она также подходит и для младших школьников и для старших.[25]

Цель - информирование людей о каком-либо аспекте или о теме целиком, определение отношения к ЗОЖ. Презентация разворачивается через серию коммуникационных действий, которые направлены (или должны быть направлены) на вызов реакции или получение результата, удовлетворяющих цели, а с ростом аудитории увеличивается потенциал воздействия презентации.

Выставки посвящаются результатам детского творчества в области здоровосберигающих мероприятий. Эта форма работы хорошо сочетается с классным часов - защитой проектов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. (Приложение 7).

Устный журнал - интересная форма проведения внеклассных занятий. Короткие, емкие, доступные научные сообщения чередуются диалогом основных ведущих.[26] В устном журнале широко используется наглядность. Используются картинки, фрагменты научных и художественных фильмов, охватывающих тему наркотиков. Устный журнал сопровождается слайд-презентацией, что делает мероприятие еще более наглядным. Выбранная форма мероприятия позволяет удерживать интерес зрителей, при этом сохраняется высокий научный уровень материала, но может быть рассчитана в большей мере на 9-11 классы.

Ролевая игра - вид драматического представления, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия. Ролевые игры служат для предоставления возможности полноценного общения в коллективе сверстников, преодоления барьера информационной и психологической замкнутости и отчужденности, развития навыков взаимной психологической помощи в различных сложных ситуациях.[27]

Один из самых важных и эффективных моментов ролевой игры - постановка играющего перед осознанием морально-этического выбора, от которого зависят не только его дальнейшие собственные действия, но и, возможно, развитие всего последующего сюжета игры. Ролевые игры развивают навыки ролевого, делового и дружеского общения. Отличным примером является игра, где дети выступают в роли родителей подростков, принимающих наркотики. Это позволит учащимся изнутри почувствовать, как переживают родители за своих детей.[28]

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования.

Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать. Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности. При проведении интеллектуальных игр с подростками хорошо использовать вопросы, затрагивающие нравственную сферу ЗОЖ. "Обстоятельства, признаки, свойства" - разновидность игр, в которых об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Этот вид игр является серьезным средством развития мышления, если в них содержится неявный, но четкий алгоритм поиска правильного решения, задание представляет собой парадокс или требует принятия парадоксального решения. Эта форма воспитательного мероприятия может, например, дать представление о звездах и знаменитостях , ведущих правильный образ жизни.

Тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок.[29] Тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой или иной деятельности. Здесь необязательно акцентировать внимание на профилактику вредных привычек. Эта форма развивает психологический иммунитет против проблем подростков и помогает их решать. Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в данный момент. Таким образом, участники приучаются сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек "здесь и сейчас", показывает, как он ведет себя "по жизни". И на это стоит обращать внимание.

Необходимо добиваться того, чтобы дети не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - определенная открытость окружающим своих чувств по поводупроисходящего. А это первый шаг решения проблем. Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть. Все, что говорится в группе об участниках, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Чем охотнее ученики открывают свои проблемы, тем быстрее они научатся их решать и не станут уходить от них в наркотический мир.

Групповая дискуссия – метод, который дает участникам возможность увидеть проблему с разных сторон, пережить различные ситуации общения внутри группы, самостоятельно ответить на поставленные ими вопросы, прийти к какому-либо решению. Учитель может управлять дискуссией с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения. Моделирование ситуаций позволяет понять, как участник ведет себя в рабочей ситуации, какими шаблонами поведения пользуется. Тогда предлагается разыграть наиболее привычную ситуацию. Медитативные техники используются для снятия излишнего напряжения. Это повышает устойчивость обучающихся к стрессовым ситуациям, делает их поведение более гибким, уменьшает страх перед неопределенными или незнакомыми ситуациями.[30]

Среди форм проведения классного часа можно отнести и проект. Эта форма позволяет не только дать новую информацию. Но и углубить уже имеющие знания учащихся о предмете. К тому же выполнение проекта предполагает создание конечного продукта, а это ещё и закрепляет информацию на подсознательном уровне. ( Приложение Можно ещё долго перечислять формы классных часов, помогающих сформировать устойчивую неприязнь вредным приычкам и психологически подготовить учащихся к преодолению тяги ухода от проблем в мир наркотиков.

ГЛАВА 3 ДРУГИЕ ФОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ

Помимо проведения классных часов формирование ЗОЖ может проходить и с помощью других форм.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

- занятия физкультурой, прогулки;

- рациональное сбалансированное питание, обога­щенное природными витаминными комплексами, добавками, соблюдение правил личной гигиены; закаливание, создание условий для полноценного сна;

- организация периода адаптации к ДОУ, щадящего режима за счет сокра­щенного дня, увеличения времени пре­бывания на открытом воздухе в форме активных игр, использование общеукрепляющих средств;

- использование немедикаментозных методов профилактики (оптимизация условий воспитания и обучения, питания, физического воспитания, формирование навыков здорового образа жизни, применение фито- и аэро-терапии и др.);

- профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой заболеваемости (кварцевание помеще­ний раз в день, ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирую­щих средств, индивидуальная профи­лактика);

- организация летнего оздоровитель­ного отдыха с максимальным пребыва­нием на улице и использованием при­родных источников здоровья (открытые водоемы, раз­нообразные циклические упражнения в облегченной одежде в оптимальном двигательном режиме и др.);

- формирование понятия "не вреди себе сам"[16].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сейчас наблюдается повышенный интерес к педагогической поддержке в рамках решения проблемы ЗОЖ среди подростковприемлемому для современных условий средству, способствующему развитию личности. Таким средством как одним из элементом одной большой системы профилактики ЗОЖ является классный час.

Известные ученые считают, что классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. Его можно назвать специально организационной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Разъяснительных характер внеклассных мероприятий позволяет реализовывать, прежде всего, просветительные и пропагандистские задачи .

Классный час включает несколько компонентов, без которых невозможна реализация основных задач воспитательного процесса. Это целевой, содержательный, организационно - деятельностный, оценочно-аналитический.

У классного часа есть определённые функции. Чаще всего он одновременно выполняет все одновременно: просвещает, ориентирует и направляет .

Оттенки тематики по формированию ЗОЖ классных часов разнообразны. Они заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Кажется, что разговор может идти только в определённо заданном темпе и ракурсе, однако это не так. У проблемы много сторон.

В структурном отношении классный час состоит из трех частей:

вступительной, основной и заключительной.

Классный час в формировании правильных жизненных позиций и выбора играет большую роль и помогает решать проблему наркотиков в разном возрасте, если подойти к этому правильно.

При создании классного часа важно не забывать об определённых принципах, помогающих не отходить от темы и создающих наиболее эффективные условие реализации целей и задач.

Классный час, посвящённый ЗОЖ можно проводить не только в традиционной форме. Их достаточно много.

Классный час является одним из главных элементов формирования ЗОЖ у учащихся, однако на современном этапе развития школы актуальны и другие направления.

Решение проблемы ЗОЖ должен носить комплексный характер . В нем должны принимать участие все агенты социализации.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Арутюнян М. Позиция школьника в классе. Воспитание школьников.,1993 год №3 .

  2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя М. Педагогическое общество России 2000г

  3. Педагогический поиск. Сост. И.Н.Баженова – М. Педагогика 1998

  4. Щуркова Н.Е., Питюков В.В, Савченко А.П., Осипова Е.А. новые технологии воспитательного процесса. – М. Педагогика 1998

  5. Уроки профилактики наркомании в школеПособие для учителя. /Л.П.Николаева, Д.В.Колесов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института

  6. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М., Просвещение 2004

  7. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя М. Педагогическое общество России 2000г.

  8. "Справочник классного руководителя" №4, 2012 год

  9. Классному руководителю. Учебное пособие под ред. Рожкова М Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС 1999 .

  10. Соловов А.В. "Навыки жизни". Программа кл.часов,М.,2011г

  11. http://www.ostrogozhsk.ru/news/index.php

  12. http://coping61.blogspot.ru/2013/03/blog-post_9.html

  13. http://doverie.ucoz.ru/publ/konsultacija_psikhologa

  14. http://www.myshared.ru/slide/316949

  15. http://www.school-obz.org/topics/narco/020.htm

  16. http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/09/12/formirovanie-zozh-u-detey-doshkolnogo-vozrasta





























Приложение 1

Анкета для учащихся

  1. Класс: 6-7-8-9- 10- 11 (нужное подчеркнуть).

2. Пол: м-ж.

3.От кого и в каком возрасте ты впервые узнал о нар­котиках?

родители,

учителя,

приятели,

радио, ТВ, книги, газеты,

кто еще.

4.Какой была эта информация?

в пользу наркотика,

против наркотиков,

неопределенная.

5.Как ты отнесся к этой информации?

безразлично,

заинтересовала,

испугала.

6.Полученную из какого источника информацию о наркотиках ты считаешь наиболее интересной и досто­верной?

родители,

учителя,

одноклассники,

друзья,

средства массовой информации.

  1. Сколько человек, хотя бы один раз попробовавших наркотик, ты можешь насчитать в своем классе?

  2. Есть ли (и сколько) среди твоих одноклассников те, кто принимает наркотики регулярно?

  3. Как ты относишься к людям, которые потребляют наркотики?

с интересом,

с сочувствием,

с завистью,

с осуждением,

безразлично.

  1. Известно ли тебе, в какой обстановке происходит первая проба наркотика?

  2. В каком возрасте, по твоему мнению, это происходит?

12.Кто предлагал тебе испытать на себе действие какого-либо вещества?

близкий друг,

товарищ по классу,

незнакомый человек,

старший по возрасту, ровесник, моложе тебя,

не предлагали.





Приложение2

Тематика классных часов.

1 - 4 классы

1. Будь бездымным, а не безумным.

2.Что находится на дне бутылки.

3.Что такое наркотики.

4.Кто сильнее - наркотики или человек.

5.Мое тело - моя собственность.

4 - 5 классы

1. Агрессивность, неуверенное поведение и поведение с уверенностью.

2. Сопротивление давлению со стороны.

3. Умение сказать "Нет".

4. Стресс. Способы борьбы с ним.

5. Отрицательные эмоции и как справиться с гневом.

6. Критика, навыки критического отношения.

7. Умение принимать решения.

8. Я особенный и себя уважаю.

6 - 7 классы

1. Осторожно яды: токсические вещества и зависимость от наркотиков.

2. Развитие навыков давлению со стороны.

3. Как научиться жить без конфликтов.

4. Тренинг коммуникативной компетентности.

5. Встреча миров: мальчики и девочки.

6. Развитие навыков критического мышления и ответственного поведения.

7. Раскрытие творческого потенциала.

8-11 классы

1. Самоспасение - наиболее перспективная стратегия спасения от наркотиков.

2. Влияние наркотиков на организм (дыхание, кашель, сердечнососудистую систему, пищеварения, психические функции).

3. Нормальные способы получения удовольствий. Биологическая и социальная сущность удовольствий.

4. Плата за обман природы. Миф о слабых и безопасных наркотиках.

5. Особенности личности потенциальных наркоманов. Смена социального окружения.

6. Смена стратегии поведения и потеря цели жизни. Изменение личности наркоманов. Отношение людей к наркоманам.

7. Возможно ли излечение от наркомании. Кто виноват?

8. Когда возникла проблема наркомании. Наркомания - угроза существования нации.

9. Экономические и идеологические предпосылки для распространения наркомании.

10. Косвенная реклама массовой наркотизации населения. Социальные предпосылки для распространения наркомании.

11. Нравственные нормы как гарантии здоровья. Необходимость личной ответственности за наркотизацию.

12. Отношение государства к наркомании. Ответ защитникам права на существование наркомании.

13. Альтернатива наркотикам. Защищайте сами свое психическое здоровье.


























Приложение 3







Классный час в 10 классе: Положительные эмоции. Наркотикам – нет!!!!!!

















Приложение 4

Краткий словарь терминов, используемых в наркогенной среде

Наркогенную среду составляют не только те, кто по­требляет наркотические вещества и кто занимается их распространением, но также и те, кто положительно от­носится к наркотикам, наркоманом и наркомании. В этой среде используется целый род слов (понятий), не используемых в обычной речи. Их систематическое упо­требление - четкий признак или принадлежности подро­стка к наркогенной среде, или сочувствия ей.

Балдеж - сильное опьянение с оглушенностью; неред­ко оно достигается сочетанным действием алкоголя с транквилизаторами.

Барыга - торговец наркотиками.

Баш - стандартная доза гашиша (коммерческая упа­ковка, обычно около 1 г).

Баян - человек, умеющий готовить какой-либо нарко­тик для употребления в домашних условиях (вариант-шприц) .

Бомбить холодильник - поедать все съестное в нем при сильном ощущении голода, типично возникающем при окончании гашишного опьянения.

Вмазка - вкалывание (введение) наркотика.

Вмазаться - ввести в себя наркотик.

Глюки - галлюцинации, вызываемые некоторыми токсическими и наркотоксическими веществами (на­пример, органическими растворителями); «поймать глюки» - вызвать их у себя с помощью этих веществ.

Гонец - член группы наркоманов, занимающийся транспортом наркотиков.

Держать на поводке - удерживать члена группы наркоманов в рабской зависимости в связи с его задолжен­ностью (за полученный ранее наркотик) или отсутстви­ем у него денег для приобретения наркотика.

Джеф - эфедрон (вариант - коктейль джеф) - произ­водное эфедрина, обладающее одурманивающим эф­фектом.

Долг - объявленная лидером группы наркоманов сум­ма денег (обычно значительная и сильно преувеличен­ная), которую «должен» каждый член группы.

Дурь - гашиш; иногда так называют и другие наркоти­ческие вещества.

Кайф - вызываемое наркотиком блаженное состоя­ние, эйфория.

Кокнар - отвар молодых головок мака, который кон­центрируют выпариванием, и полученный препарат вводят внутривенно (вариант - кукнар).

Колеса - любые лекарственные препараты в виде таб­леток, используемые токсикоманами.

Косяк - сигарета с гашишем; забить косяк - выкурить такую сигарету.

Кокс - кокаин. Кролик - наиболее зависимый член группы наркома­нов, которого за долги используют для испытания дейст­вия самодельных наркотических препаратов, прежде чем принять их остальным.

Куб - 1 мл раствора наркотика.

Кумар - то же, что «ломка», т.е. абстиненция.

Ломка - абстиненция (совокупность болезненных ощущений и психофизиологических расстройств у нар­комана или токсикомана, вовремя не принявшего оче­редную дозу).

Мария - опий (варианты - марьянка, опивуха).

Марфа - морфин.

Машина - шприц (см. баян).

Мулька - эфедрон (варианты: моцефаль, мурцовка).

Мультики галлюцинации, напоминающие мульти­пликационные фильмы - возникают под влиянием ток­сических (наркотоксических) веществ.

Недобитки - небольшие количества наркотических веществ, которые удается извлечь при тщательной обра­ботке смесей, полученных на разных стадиях приготов­ления наркотика (используется при его дефиците).

Омолодиться - снизить толерантность к наркотику (т.е. его переносимость), намеренно для этого перенеся абстиненцию; после этого на время снижается необхо­димая для достижения желаемой эйфории доза.

Отврат - необычно тяжелая реакция на привычную дозу наркотика в виде дурноты, рвоты, обморока. Она обычно связана с использованием «некачественного» препарата.

Отруб - опьянение с последующей полной амнезией (беспамятством).

Отъезжать - прийти в состояние наркотического опья­нения.

Париться - вдыхать пары вызывающих опьянение ве­ществ (обычно - органических растворителей).

План - гашиш.

Понимать - умение уловить и оценить степень нарко­тического опьянения.

Приход - ощущение начала желаемого действия нар­котика.

Раскумар - купирование абстиненции дозой наркоти­ка, не вызывающей наркотического опьянения; доза на раскумар - минимальное количество наркотика, необхо­димое для устранения явлений абстиненции.

Сезон - млечный сок головок мака, собранный в определенную фазу развития растения; используется в виде раствора для внутривенного введения.

Сенцо - маковая соломка.

Сесть на иглу - пристраститься к внутривенным вве­дениям наркотика.

Сесть на хвост - привязаться к другому наркоману для того, чтобы тот бесплатно делился наркотиком.

Слезть - отказаться от наркотиков (то же самое, что «завязать» в других криминальных делах).

Смывки - то, что получается при попытке смыть со стенок пузырька остатки наркотика (вариант - недобит­ки).

Сломать кайф - надоедать и приставать к наркоману в момент наркотического опьянения, мешая в полной ме­ре ощутить желаемое действие (эйфорию).

Солома - провернутые на мясорубке головки мака, ко­торые обычно поедают в виде кашицы с молоком.

Стекло - ампулированные препараты наркотиков.

Стриптиз - сексуальные образы, возникающие как проявления действия некоторых наркотоксических ве­ществ.

Торчать - испытывать эйфорию, «кайф».

Труханец - лихорадочная реакция с сильным ознобом после внутривенного введения самодельных наркотиче­ских препаратов.

Турьяк - опий (вариант - ханка).

Учитель - опытный наркоман, обучающий новичков приготовлению и использованию самодельных препара­тов.

Фуфел - синяк вокруг вены, возникающий при неточ­ном введении иглы.

Хата - квартира или помещение для совместного упо­требления наркотиков и других веществ подобного рода, а также для сексуальных контактов в состоянии нар­котического опьянения.

Химия - «солома», т.е. провернутые на мясорубке го­ловки мака, обработанные нашатырным спиртом и аце­тоном; полученная жидкость выпаривания вводится

внутривенно.

Чухаться - чесаться вследствие сильного кожного зу­да, возникающего после внутривенного введения само­дельных препаратов опия.

Шары - коммерческая упаковка героина (наркотик нередко продается завернутым в полиэтилен в виде ша­рика).

Ширево - самодельные наркогенные вещества, вводи­мые внутривенно (ширяться - вводить себе препараты

подобного рода).

Ширка - самодельное наркогенное вещество (нередко- производные эфедрина).

Шмыгаться - вводить себе что-либо внутривенно.

Шустрила - член группы наркоманов, наиболее ак­тивный при добыче наркотиков.
























Приложение 5











Классный час: «Я выбираю жизнь» , учащиеся 10 класса выступают перед учениками 4 класса.
















Приложение 6







Пример рефлексии.



























Приложение 7










Защита проекта: «Мы выбираем здоровый образ жизни. Конфета за сигарету»











Приложение 8

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ТЕМЕ:


Спорт – да! Плохие привычки – нет!


Цель: формирование психологической установки: „Здоровье не купишь – его разум дарит”

Задачи:

Обучающая: Выявить, насколько хорошо учащиеся владеют информацией о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни;

Познакомить с влиянием пагубных привычек на организм человека и его развитие.

Дать представление о пользе спорта на конкретном материале.

Развивающая: Уяснить суть влияния здорового образа жизни на человека, его дальнейшую судьбу;

Развивать творческую активность;

Развивать психологическое непринятие вредных привычек;

Создать условия для работы детей в рамках проекта.

Воспитывающая: Способствовать формированию навыков здорового образа жизни у учащихся;

Продолжить воспитание ответственного поведения несовершеннолетних;

Продолжить работу по патриотическому воспитанию;

Продолжить работу по правовому воспитанию;

Продолжить работу по физическому воспитанию;

Вид мероприятия: минипроект с созданием фильма.

Оснащение занятия: компьютерное оснащение с подключением, организованные места для работы, распечатанная информация по теме,

Записи на доске.

План мероприятия:

1. Организационный момент: приветствие, оглашение темы, цели доведение и пояснение плана работы.(5 минут)

2. Изучение проблемы. (20 минут) и знакомство с планом минипроэкта

Обсуждение проблемы. (10 минут)

3. Вывод о существовании проблемы.(5 минут)

4. Обсуждение путей решения проблемы.

(15 минут)

5.Домашнее задание.(3минуты)

6. Создание конечного продукта.

Возраст: 5 класс.

Место проведения: учебная аудитория.

Время: 45 минут

Предварительная подготовка:

Доклады по заявленной теме.

Ключевые понятия: Пагубные привычки, наркотики, здоровый образ жизни.

На доске выписаны слова: „Здоровье не купишь – его разум дарит”

Описание мероприятия:

1. Организационный момент:

Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас всех на нашем мероприятии и так же рада нашим гостям. Вы все такие красивые, весёлые и здоровые.

Скажите, а что необходимо для того, что бы вы оставались такими же красивыми и сильными и прожили долгую жизнь. ( Дети отвечают)

Хорошо. Итак, что бы быть сильным и здоровым необходимо следить за собой, делать зарядку и не иметь разные плохие привычки.

А какие пагубные привычки вы назовёте? ( Дети перечисляют).

Очень хорошо. Давайте теперь выясним, о чём же пойдёт речь у нас с вами сегодня. ( О плохих привычках).

Отлично. А чем можно заниматься кроме увлечения плохими привычками?

( дети отвечают, что физкультурой и спортом.)

Итак, наша тема: Спорт – да! Плохие привычки – нет! (слайд 1)


Цель: формирование установки: „Здоровье не купишь – его разум дарит

Наш план: Изучение нашей проблемы, её обсуждение, выявление путей решения проблемы и создание конечного продукта. Вот наш план по реализации нашего проекта: ( Слайд 2)



Этапы проекта

Этапы урока

Ответственные

I Подготовительный

1

Опрос в классе по проблеме.

Первый этап.

Учитель и ученики.

2

Проанализировать проблему.

Первый этап

Учитель и ученики.

II Основной этап

1

Выяснить какие пагубные привычки влияют на наш организм. Исследовать влияние пагубных привычек на наш организм

Второй

Ученики.

2

Выяснить, как влияет спорт на человека

Второй

Ученики.

3

Проанализировать полученные данные Результаты.

Второй и третий.

Учитель и ученики.

III Заключительный

1

Обсуждение путей решения проблемы

Третий.

Учитель и учитель

2

Рисунки на заданную тему.

Третий

Ученики.

3

Создание фильма на тему проекта

Четвёртый.

Учитель

Итак, сегодня мы с вами попробуем решить проблему: как показать что спорт хорошая альтернатива пагубным привычкам. Для этого сначала мы изучим проблему.

Вот перед вами стол и за столом сидят вредные привычки. Что это за привычки? Посмотрите, чем они обедают?( СЛАЙД 3)

(Дети отвечают)

Правильно здесь изображены: алкоголь, курение и наркомания. И питаются они нашими внутренними органами. Какой ужас!!!!

Наверное, этот рисунок неспроста. Надо разобраться. Как же эти привычки съедают нас изнутри. Давайте послушаем первую группу.

1выступающий: Курение - это одна из самых распространенных вредных привычек на земле. 3,5 млн. чел. в мире ежегодно умирает от последствий курения (от заболеваний, вызванных курением)– это 6 чел. в минуту, 8640 чел в день. 300 000 из них – россияне, - это 2 чел. каждые 4 минуты.

2 выступающий: Во всём мире, кроме России, уровень табакокурения понижается. И только в России – повышается, и смертность от последствий уже составляет 3 чел. за 4 минуты и 1100 чел. в день.

3 выступающий: Если набрать в рот дым, а затем резко выдохнуть его через белый чистый платок (плотно прижав его к губам в развёрнутом виде), то на ткани останется коричневое пятно - это и есть табачный деготь. Учёные проводили такой опыт: ухо кроликов несколько раз смазывали табачным дегтем, и у животных через пару дней образовывалась раковая опухоль. 

Спасибо, ребята. Думаю, после этих слов вы задумаетесь, а стоит ли начинать курить.

Что же расскажет нам вторая группа.

1 выступающий: Алкоголизм – самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю.

2 выступающий: Возникновение и развитие алкоголизма зависит от объёма и частоты употребления алкоголя, а также индивидуальных факторов и особенностей организма.

3 выступающий: Больше 1-го алкогольного напитка в день отнимает 15 минут каждый день. Этиловый спирт, содержащийся во всех алкогольных напитках, давно признаны наукой на основе исследований не чем иным, как химическими мутагенами – веществами, вызывающими в клетках организма (в том числе половых) мутации.

Спасибо. Итак, ещё одной пагубной привычкой является алкоголь.

И, наконец, ещё один засольный гость – это наркомания. Что нам по этому поводу расскажет следующая группа докладчиков.

1 выступающий: Наркомания — хроническое заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков. Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость.

Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.

2выступающий: Страна ежегодно теряет от героина 30-40 тысяч молодых людей. Наркотизация населения является основной причиной распространения серьезных заболеваний: ВИЧ и вирусных гепатитов. Из 500 000 официально зарегистрированных ВИЧ-инфицированных в России около 60% составляют люди, заразившиеся через инъекционное употребление наркотиков.

3 выступающий: Физическая зависимость появляется быстро и означает тягостные, и даже мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приёме наркотиков (т. н. ломка).

Спасибо. Итак, возвращаемся к нашему столу. Хорошо ли будет человеку, если эти вредные привычки съедят его органы? Посмотрите, что какие у нас будут органы, если мы будем увлекаться плохими привычками.(Слайд4).
Но, таких последствий можно избежать, если человек ведёт здоровый образ жизни. Например, занимается спортом. ( Слайд 5)

Посмотрите, что это делаеи человек зимой в таком виде. ( Дети отвечают). Правильно – занимается спортом.

А как же влияет на наш организм спорт. Давайте дадим слово экспертной службе здоровья.

1 выступающий: Жители многих стран в отличие от россиян могут добавить 12 лет жизни, что объясняется высоким уровнем потребления алкоголя и низким уровнем физической активности населения нашей страны. 20 минут физических упражнений в день добавляют 1 час жизни

2 выступающий: Физическая активность во время тренировки повышает частоту пульса, способствует расширению сосудов и формированию сети новых капилляров. Сегодня, благодаря многочисленным исследованиям, уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что регулярные физические упражнения значительно снижают риск заболевания атеросклерозом и уменьшают частоту пульса в состоянии покоя, что позволяет сердцу экономить свои ресурсы, а это продлевает его жизнь.

3 выступающий: Одни из самых эффективных видов спорта - это занятия на воде. Они способствуют улучшению координации движений, способствуют выводу из организма лишней жидкости, уменьшают риск тромбообразования и улучшают сердечно сосудистую систему.

Люди, которые предпочитают вести здоровый образ жизни, обладают завидными физическими данными. Их тела всегда подтянутые, стройные и мускулистые.

Хорошо подготовилась наша группа. Спасибо вам.

Итак, давайте проанализируем то, что мы узнали сейчас. Для этого ответим на несколько вопросов:.

А теперь давайте проголосуем. Перед вами кружочки белого и черного цветов. Я пройду по классу и соберу эти кружочки в 2 корзинки. В одну вы кладёте белые, если считаете, что заниматься необходимо спортом. В другую корзину вы кладёте черные, если считаете, что спорт не приносит пользы, а пагубные привычки не вредят. (Дети голосуют). Подсчитаем наши результаты. Пожалуйста, экспертная

группа займитесь этим. (Слайд 6)

А сейчас мы должны с вами решить, как мы выразим своё согласие с тем, что спорт лучше вредных привычек. Давайте подумаем. ( Дети предлагают с подсказки учителя разные формы реализации идей): провести классный час в начальном звене, придумать листовки и раздать их, Создать презентации и показать всем желающим. Учитель предлагает свой вариант: каждый ученик нарисует рисунок о плохих привычках и о спорте. Затем эти рисунки соединить в один фильм, показывающий какие привычки плохие и как полезно заниматься спортом. ( Дети соглашаются)

Ну что же сегодня мы с вами узнали много интересного. Давайте проведём с вами рефлексию, т.е. выясним, что мы знали уже об этой проблеме, что узнали нового, а что знали, но углубили свои знания. Для этого на листочках перед собой отметьте то, что считаете верным.

( Приложение 1) И в конце не давайте прочитаем одну хорошую мудрость и не забудем о ней. ( Слайд 7)

А теперь начнём рисовать, а закончим дома вместе с родителями.

Спасибо всем за внимание.

36



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!